Гимнастика активизирует нервную систему ребенка после ночного сна, стимулирует работу всех внутренних органов и систем, улучшает обменные процессы. Веселая утренняя зарядка для детей с движениями под музыку или без нее играет не только оздоровительное, но и воспитательной значение (1, 2). Рассказываем, как правильно делать гимнастику и отвечаем на популярные вопросы родителей.
Полезная информация про зарядку для детей
Когда появилась гимнастика | За 3000 лет до н. э. люди уже знали о физических упражнениях, а термин «гимнастика» появился в V в. до н. э. в Древней Греции (3) |
Виды зарядки для детей | ● Утренняя гигиеническая гимнастика, которую делают после ночного сна; ● бодрящая зарядка — после дневного сна. |
Что такое мягкая гимнастика | Простые физические упражнения с поглаживаниями, шутками и потешками. Обычно такой зарядкой родители занимаются с новорожденными |
Сколько длится зарядка | От 5 до 12 минут в зависимости от возраста |
В какое время лучше делать упражнения | Утром сразу после пробуждения, до завтрака, предварительно проветрив комнату |
Как правильно делать утреннюю зарядку в детском саду и дома
О том, как детям правильно выполнять упражнения, рассказывает Ирина Григорьева, инструктор по физической культуре дошкольного отделения Псковской инженерно-лингвистической гимназии, старший методист ЦНППМ Псковского областного института повышения квалификации работников образования:
— Утро в детских садах начинается с гигиенической гимнастики. Ее проводят в соответствии с Федеральной образовательной программой, Федеральным государственным образовательным стандартом, СанПиНом и методикой физического развития дошкольников (4-7). На зарядке для детей в детском саду используют знакомые упражнения, подвижные игры, танцевально-ритмические движения под музыку и многое другое. Для каждой возрастной группы — разные объем нагрузки и сложность. Но последовательность выполнения единая для детей всех возрастов: в начале — упражнения для рук, затем — для туловища, в конце — для ног.
Дома детям можно делать простую зарядку, выполняя движения под музыку со словами, например, включить любимую детскую песню. Лучше придерживаться той же последовательности, что в саду: упражнения для рук, потом для туловища и ног, то есть выполнять их сверху вниз — от головы к ступням.
Веселая музыка со словами и без для утренней зарядки
Чтобы гимнастика не была скучной, можно использовать музыкальное сопровождение. Это могут быть веселые песни или задорные мелодии без слов. Музыкальная зарядка с движениями и словами подойдет для детей любых возрастов. Подготовили специальный плейлист для утренней зарядки.
Зарядка с движениями для детей разного возраста
— Некоторые родители ошибочно считают, что для детей каждой возрастной группы нужны разные упражнения, — говорит Ирина Григорьева. — По мере роста ребенка сложность упражнений, используемых для утренней гимнастики, возрастает, а также увеличивается их количество.
Упражнения для детей 2 лет и младше
Ребенок в этом возрасте повторяет движения, которые показывает взрослый: поднимает и опускает руки вверх, выполняет наклоны, приседания и подпрыгивания на двух ногах.
Упражнения для детей 3-5 лет
В три года малыши могут выполнять те же движения, что описаны выше, но уже более четко — по счету взрослого. Зарядка для детей 3 лет включает следующие упражнения:
- на счет «раз» — поднять руки вверх;
- «два» — опустить руки вниз;
- «раз» — наклониться вперед;
- «два» — выпрямиться.
В четыре года дети выполняют движения не на два, а на четыре счета. Упражнения становятся немного сложнее. Инструктор по детской физкультуре и родители обращают внимание на качество выполнения зарядки для детей 4 лет. Она включает такие движения на счет:
- «раз» — руки в стороны;
- «два» — руки вверх;
- «три» — руки в стороны;
- «четыре» — руки вниз;
- «раз» — руки в стороны;
- «два» — наклон вперед;
- «три» — выпрямиться, руки в стороны;
- «четыре» — руки вниз.
Зарядка для детей 5 лет усложняется. Она включает упражнения:
- на счет «раз» — руки в стороны;
- «два» — руки вверх;
- «3-4» — хлопки в ладоши;
- «пять» — руки в стороны;
- «шесть» — руки вниз;
- «раз» — руки в стороны;
- «два» — наклон вперед;
- «три» — упор присев;
- «четыре» — наклон вперед;
- «пять» — выпрямиться, руки в стороны;
- «шесть» — руки вниз.
Упражнения для детей 6-7 лет и старше
Для таких ребят увеличивается количество счета, на которое выполняют движения. В зарядку для детей 6 лет и старше входят упражнения:
- на счет «раз» — руки в стороны, шаг правой ногой вправо;
- «два» — руки вверх, ноги вместе;
- «3-4» — хлопки в ладоши;
- «пять» — руки в стороны, шаг правой ногой вправо;
- «шесть» — руки вниз, ноги вместе;
- на счет от 7 до 12 выполняют те же упражнения, только делают шаги левой ногой влево;
- «раз» — руки в стороны;
- «два» — наклон вперед;
- «три» — упор присев;
- «четыре» — упор лежа;
- «пять» — упор присев;
- «шесть» — наклон вперед;
- «семь» — выпрямиться, руки в стороны;
- «восемь» — руки вниз.
Не забывайте о последовательности: руки, туловище и ноги. Усложнять зарядку можно не только по мере роста ребенка, но и по мере освоения упражнений. Можно выполнять один и тот же комплекс сначала без предмета, потом с мячом или кубиком в руках, затем под музыку, после — стоя на балансире или степе.
Отзывы экспертов про детскую зарядку
Роман Румянцев, врач-педиатр, инфекционист Детской городской клинической больницы №9 им. Г. Н. Сперанского, считает зарядку важным элементом в развитии детей:
— Воздействие зарядки на организм обусловлено активной работой мышц. У детей во время гимнастики:
- ускоряются кровоток и кровоснабжение всех органов и тканей, увеличиваются энергозатраты, что приводит к улучшению аппетита;
- укрепляется скелет, особенно позвоночник, что очень важно для активно растущего малыша;
- улучшается работа мышц и связок, что впоследствии способствует снижению риска травм и растяжений;
- за счет усиливающего кровоснабжения головного мозга высвобождаются гормоны и нейромедиаторы, отступает сонливость, появляется ощущение бодрости и улучшается эмоциональный фон.
Инструктор по физической культуре Ирина Григорьева поддерживает мнение о важности зарядки:
— Утренняя гигиеническая гимнастика (это более правильный термин) помимо улучшения физического развития поднимает настроение, помогает детям адаптироваться к условиям детского сада. При определенных показателях она способствует развитию моторной сферы.
Недостатки у зарядки тоже есть, но они больше методические. По последним СанПиНам, ребенок и в три года, и в семь лет должен делать зарядку в течение 10 минут (7). Количество упражнений для всех возрастных групп разное, как и число повторений.
Например, трехлетки по методике на зарядке выполняют 3-4 движения по 3-4 повторения. На весь этот комплекс понадобится максимум 4-5 минут. Еще пять минут для таких малышей — это уже лишняя нагрузка.
Физкультурное занятие по новым требованиям с детьми трех лет длится 15 минут, а с детьми семи лет — в два раза дольше, 30 минут (7). Это говорит о том, что люди, составляющие документы для детских садов, не понимают, какая нагрузка нужна детям. Излишняя активность может вместо пользы принести вред.
Популярные вопросы и ответы
Упражнения для зарядки можно придумать самостоятельно или найти в интернете видео от инструкторов по физкультуре для детей. Другие рекомендации о гимнастике читайте в ответах наших экспертов.
В чем польза утренней зарядки?
— Во время сна центральная нервная система дошкольника находится в состоянии своеобразного отдыха от дневной активности, — говорит инструктор по физической культуре Ирина Григорьева. — При этом снижается интенсивность физиологических процессов в организме. После пробуждения возбудимость центральной нервной системы и функциональная активность различных органов постепенно повышаются. Но процесс этот может быть довольно длительным, что сказывается на работоспособности, которая остается сниженной по сравнению с обычной, и на самочувствии. Ребенок может ощущать сонливость, вялость и даже проявлять беспричинную раздражительность.
Двигательная активность после сна повышает жизнедеятельность организма, растормаживает нервную систему, сокращает время перехода от сна к бодрствованию, вызывает положительные эмоции. Выполнение физических упражнений усиливает возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей центральной нервной системы. Целый поток импульсов, идущих в головной мозг от всех рецепторов: зрительного, слухового, опорно-двигательного, кожного — вызывает и восстанавливает работоспособность нервной системы и жизнедеятельность организма малыша в целом.
Поэтому утренняя гимнастика — важнейшая составляющая в развитии двигательной сферы ребенка-дошкольника, а также в формировании у него основ здорового образа жизни.
С какого возраста нужно делать зарядку ребенку?
— Для гармоничного физического развития ребенку необходима ежедневная двигательная активность практически с первых дней жизни, — полагает Ирина Григорьева. — Но, поскольку новорожденные дети спят большую часть времени, рекомендую выбрать одно и то же время для выполнения ежедневных упражнений. Это может быть как утро, так и вечер.
Рекомендации по выполнению упражнений детям до года обычно дают врачи-педиатры. Часто для зарядки используют фитбол. С определенного возраста, примерно с 1,5 лет, режим дня малыша становится стабильным. Он просыпается и засыпает в одно и то же время. С этого момента можно вводить в режим дня зарядку.
Обязательно ли делать детскую зарядку ежедневно?
Если после зарядки ребенок чувствует усталость, необходимо пересмотреть выполняемые упражнения. Если зарядку выполняют правильно и она доставляет ребенку удовольствие, обязательно делать ее ежедневно, чтобы занятия вошли в привычку.
– А умываться ежедневно обязательно? Или можно два раза в неделю? — задает встречные вопросы Ирина Григорьева. — Нельзя говорить о правильном развитии ребенка без ежедневной физической активности, а утренняя гимнастика — это одно из составляющих двигательного режима дошкольника.
Какую еще зарядку можно делать ребенку, помимо утренней?
В более старшем возрасте у детей с высоким уровнем физической активности, например, посещающих спортивные секции, за 2-3 часа до сна целесообразно делать различные расслабляющие упражнения. Но это уже не зарядка. Перед сном делать ее нельзя. Такая физическая активность негативно скажется на режиме сна. Однократная утренняя зарядка — оптимальный вариант.
— Есть бодрящая гимнастика после дневного сна, — делится опытом инструктор Ирина Григорьева. — В ней делают акцент на оздоровление и закаливание. Она короче по времени, часть упражнений выполняют лежа на кровати. Можно использовать приемы самомассажа и движения для профилактики нарушений стопы.
Как приучить ребенка регулярно делать зарядку?
— К выполнению зарядки должны быть готовы в первую очередь родители, — отвечает Ирина Григорьева. — Это им нужно подобрать движения и музыку, а при необходимости — видео с упражнениями. Выполнение утренней гимнастики должно стать для родителей таким же обязательным ритуалом как умывание и чистка зубов. Малыш очень быстро к этому привыкнет, потому что он познает мир через движение.
Основной принцип при выборе упражнений — не навреди. Родители не должны забывать, что основная деятельность детей — это игра. Пятиминутная разминка с мячом принесет ребенку гораздо больше пользы, чем отжимания и приседания, которые некоторые родители так любят выполнять с детьми.
Источники
- Рютина Л. Н., Дьякова А. В. Влияние физической культуры на умственную работоспособность // Colloquium-journal. 2019.
URL: https://colloquium-journal.org/zhurnal/solloquium-journal-7-31-2019/ - Кузенко В. М. Значение утренней гимнастики и ее задачи // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2013.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-utrenney-gimnastiki-i-ee-zadachi - Колосов Г. Н. Роль и значение утренней гимнастики // E-Scio. 2021.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-i-znachenie-utrenney-gimnastiki - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 №370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования».
URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202307140040?index=1 - Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ - СП 2.4.3648-20. «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
URL: https://www.rospotrebnadzor.ru/files/news/SP2.4.3648-20_deti.pdf - Методические рекомендации МР 2.4.0259-21 «Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований к организациям, реализующим образовательные программы дошкольного образования, осуществляющим присмотр и уход за детьми, в том числе размещенным в жилых и нежилых помещениях жилищного фонда и нежилых зданий, а также детским центрам, центрам развития детей и иным хозяйствующим субъектам, реализующим образовательные программы дошкольного образования и (или) осуществляющим присмотр и уход за детьми, размещенным в нежилых помещениях».
URL: https://www.rospotrebnadzor.ru/files/news2/2021/09/MR%202.4.0259-21_pre_school.PDF