Зарядка для детей

Физическая активность необходима ребенку ежедневно. Зарядка для детей не только укрепляет мышцы и повышает выносливость, но и способствует развитию всего организма, в том числе мозга. Вместе с экспертами выясняем, чем еще полезна гимнастика и делимся упражнениями для детей разных возрастов
Зарядка для детей
Зарядка для детей. Фото: shutterstock.com

Гимнастика активизирует нервную систему ребенка после ночного сна, стимулирует работу всех внутренних органов и систем, улучшает обменные процессы. Веселая утренняя зарядка для детей с движениями под музыку или без нее играет не только оздоровительное, но и воспитательной значение (1, 2). Рассказываем, как правильно делать гимнастику и отвечаем на популярные вопросы родителей.

Полезная информация про зарядку для детей 

Когда появилась гимнастикаЗа 3000 лет до н. э. люди уже знали о физических упражнениях, а термин «гимнастика» появился в V в. до н. э. в Древней Греции (3)
Виды зарядки для детей● Утренняя гигиеническая гимнастика, которую делают после ночного сна;
● бодрящая зарядка — после дневного сна.
Что такое мягкая гимнастикаПростые физические упражнения с поглаживаниями, шутками и потешками. Обычно такой зарядкой родители занимаются с новорожденными
Сколько длится зарядкаОт 5 до 12 минут в зависимости от возраста
В какое время лучше делать упражненияУтром сразу после пробуждения, до завтрака, предварительно проветрив комнату

Как правильно делать утреннюю зарядку в детском саду и дома

О том, как детям правильно выполнять упражнения, рассказывает Ирина Григорьева, инструктор по физической культуре дошкольного отделения Псковской инженерно-лингвистической гимназии, старший методист ЦНППМ Псковского областного института повышения квалификации работников образования:

— Утро в детских садах начинается с гигиенической гимнастики. Ее проводят в соответствии с Федеральной образовательной программой, Федеральным государственным образовательным стандартом, СанПиНом и методикой физического развития дошкольников (4-7). На зарядке для детей в детском саду используют знакомые упражнения, подвижные игры, танцевально-ритмические движения под музыку и многое другое. Для каждой возрастной группы — разные объем нагрузки и сложность. Но последовательность выполнения единая для детей всех возрастов: в начале — упражнения для рук, затем — для туловища, в конце — для ног.

Дома детям можно делать простую зарядку, выполняя движения под музыку со словами, например, включить любимую детскую песню. Лучше придерживаться той же последовательности, что в саду: упражнения для рук, потом для туловища и ног, то есть выполнять их сверху вниз — от головы к ступням.

Веселая музыка со словами и без для утренней зарядки 

Чтобы гимнастика не была скучной, можно использовать музыкальное сопровождение. Это могут быть веселые песни или задорные мелодии без слов. Музыкальная зарядка с движениями и словами подойдет для детей любых возрастов. Подготовили специальный плейлист для утренней зарядки.

Зарядка с движениями для детей разного возраста

— Некоторые родители ошибочно считают, что для детей каждой возрастной группы нужны разные упражнения, — говорит Ирина Григорьева. — По мере роста ребенка сложность упражнений, используемых для утренней гимнастики, возрастает, а также увеличивается их количество.

Упражнения для детей 2 лет и младше

Ребенок в этом возрасте повторяет движения, которые показывает взрослый: поднимает и опускает руки вверх, выполняет наклоны, приседания и подпрыгивания на двух ногах.

Упражнения для детей 3-5 лет

В три года малыши могут выполнять те же движения, что описаны выше, но уже более четко — по счету взрослого. Зарядка для детей 3 лет включает следующие упражнения:

  • на счет «раз» — поднять руки вверх;
  • «два» — опустить руки вниз;
  • «раз» — наклониться вперед;
  • «два» — выпрямиться.

В четыре года дети выполняют движения не на два, а на четыре счета. Упражнения становятся немного сложнее. Инструктор по детской физкультуре и родители обращают внимание на качество выполнения зарядки для детей 4 лет. Она включает такие движения на счет:

  • «раз» — руки в стороны;
  • «два» — руки вверх;
  • «три» — руки в стороны;
  • «четыре» — руки вниз;
  • «раз» — руки в стороны;
  • «два» — наклон вперед;
  • «три» — выпрямиться, руки в стороны;
  • «четыре» — руки вниз.

Зарядка для детей 5 лет усложняется. Она включает упражнения:

  • на счет «раз» — руки в стороны;
  • «два» — руки вверх;
  • «3-4» — хлопки в ладоши;
  • «пять» — руки в стороны;
  • «шесть» — руки вниз;
  • «раз» — руки в стороны;
  • «два» — наклон вперед;
  • «три» — упор присев;
  • «четыре» — наклон вперед;
  • «пять» — выпрямиться, руки в стороны;
  • «шесть» — руки вниз.

Упражнения для детей 6-7 лет и старше

Для таких ребят увеличивается количество счета, на которое выполняют движения. В зарядку для детей 6 лет и старше входят упражнения:

  • на счет «раз» — руки в стороны, шаг правой ногой вправо;
  • «два» — руки вверх, ноги вместе;
  • «3-4» — хлопки в ладоши;
  • «пять» — руки в стороны, шаг правой ногой вправо;
  • «шесть» — руки вниз, ноги вместе;
  • на счет от 7 до 12 выполняют те же упражнения, только делают шаги левой ногой влево;
  • «раз» — руки в стороны;
  • «два» — наклон вперед;
  • «три» — упор присев;
  • «четыре» — упор лежа;
  • «пять» — упор присев;
  • «шесть» — наклон вперед;
  • «семь» — выпрямиться, руки в стороны;
  • «восемь» — руки вниз.

Не забывайте о последовательности: руки, туловище и ноги. Усложнять зарядку можно не только по мере роста ребенка, но и по мере освоения упражнений. Можно выполнять один и тот же комплекс сначала без предмета, потом с мячом или кубиком в руках, затем под музыку, после — стоя на балансире или степе. 

Отзывы экспертов про детскую зарядку

Роман Румянцев, врач-педиатр, инфекционист Детской городской клинической больницы №9 им. Г. Н. Сперанского, считает зарядку важным элементом в развитии детей:

— Воздействие зарядки на организм обусловлено активной работой мышц. У детей во время гимнастики:

  • ускоряются кровоток и кровоснабжение всех органов и тканей, увеличиваются энергозатраты, что приводит к улучшению аппетита;
  • укрепляется скелет, особенно позвоночник, что очень важно для активно растущего малыша;
  • улучшается работа мышц и связок, что впоследствии способствует снижению риска травм и растяжений;
  • за счет усиливающего кровоснабжения головного мозга высвобождаются гормоны и нейромедиаторы, отступает сонливость, появляется ощущение бодрости и улучшается эмоциональный фон.

Инструктор по физической культуре Ирина Григорьева поддерживает мнение о важности зарядки: 

— Утренняя гигиеническая гимнастика (это более правильный термин) помимо улучшения физического развития поднимает настроение, помогает детям адаптироваться к условиям детского сада. При определенных показателях она способствует развитию моторной сферы.

Недостатки у зарядки тоже есть, но они больше методические. По последним СанПиНам, ребенок и в три года, и в семь лет должен делать зарядку в течение 10 минут (7). Количество упражнений для всех возрастных групп разное, как и число повторений. 

Например, трехлетки по методике на зарядке выполняют 3-4 движения по 3-4 повторения. На весь этот комплекс понадобится максимум 4-5 минут. Еще пять минут для таких малышей — это уже лишняя нагрузка. 

Физкультурное занятие по новым требованиям с детьми трех лет длится 15 минут, а с детьми семи лет — в два раза дольше, 30 минут (7). Это говорит о том, что люди, составляющие документы для детских садов, не понимают, какая нагрузка нужна детям. Излишняя активность может вместо пользы принести вред.

Популярные вопросы и ответы

Упражнения для зарядки можно придумать самостоятельно или найти в интернете видео от инструкторов по физкультуре для детей. Другие рекомендации о гимнастике читайте в ответах наших экспертов. 

В чем польза утренней зарядки?

— Благодаря упражнениям организм заряжается энергией на весь день, — отмечает педиатр Роман Румянцев. — Это способствует активной работе иммунной системы и стимулированию защитных сил организма. Благодаря чему снижается вероятность заболеть.

— Во время сна центральная нервная система дошкольника находится в состоянии своеобразного отдыха от дневной активности, — говорит инструктор по физической культуре Ирина Григорьева. — При этом снижается интенсивность физиологических процессов в организме. После пробуждения возбудимость центральной нервной системы и функциональная активность различных органов постепенно повышаются. Но процесс этот может быть довольно длительным, что сказывается на работоспособности, которая остается сниженной по сравнению с обычной, и на самочувствии. Ребенок может ощущать сонливость, вялость и даже проявлять беспричинную раздражительность.

Двигательная активность после сна повышает жизнедеятельность организма, растормаживает нервную систему, сокращает время перехода от сна к бодрствованию, вызывает положительные эмоции. Выполнение физических упражнений усиливает возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей центральной нервной системы. Целый поток импульсов, идущих в головной мозг от всех рецепторов: зрительного, слухового, опорно-двигательного, кожного — вызывает и восстанавливает работоспособность нервной системы и жизнедеятельность организма малыша в целом.

Поэтому утренняя гимнастика — важнейшая составляющая в развитии двигательной сферы ребенка-дошкольника, а также в формировании у него основ здорового образа жизни.

С какого возраста нужно делать зарядку ребенку?

— Зарядку можно начинать с момента, когда ребенок уже хорошо стоит на ногах и ходит, то есть приблизительно с возраста 1,5-2 лет, — считает Роман Румянцев. — Малышам, у которых уже налажен режим, рекомендуется проводить по утрам массажи, растирания и легкую гимнастику в положении сидя и лежа.

— Для гармоничного физического развития ребенку необходима ежедневная двигательная активность практически с первых дней жизни, — полагает Ирина Григорьева. — Но, поскольку новорожденные дети спят большую часть времени, рекомендую выбрать одно и то же время для выполнения ежедневных упражнений. Это может быть как утро, так и вечер. 

Рекомендации по выполнению упражнений детям до года обычно дают врачи-педиатры. Часто для зарядки используют фитбол. С определенного возраста, примерно с 1,5 лет, режим дня малыша становится стабильным. Он просыпается и засыпает в одно и то же время. С этого момента можно вводить в режим дня зарядку. 

Обязательно ли делать детскую зарядку ежедневно?

— Только регулярные и систематические занятия принесут полноценную пользу организму, — считает Роман Румянцев. — Зарядка — это не разновидность спортивных занятий, она не требует физического напряжения. Ее главное предназначение — оказание общетонизирующего эффекта на организм. 

Если после зарядки ребенок чувствует усталость, необходимо пересмотреть выполняемые упражнения. Если зарядку выполняют правильно и она доставляет ребенку удовольствие, обязательно делать ее ежедневно, чтобы занятия вошли в привычку.

– А умываться ежедневно обязательно? Или можно два раза в неделю? — задает встречные вопросы Ирина Григорьева. — Нельзя говорить о правильном развитии ребенка без ежедневной физической активности, а утренняя гимнастика — это одно из составляющих двигательного режима дошкольника.

Какую еще зарядку можно делать ребенку, помимо утренней?

— Частые зарядки могут вызывать перевозбуждение нервной системы, что в конечном итоге приведет только к переутомлению, — считает педиатр Роман Румянцев. — У ребенка достаточно физической активности: и игры, и прогулки. Поэтому в течение дня детский организм и так находится в тонусе.

В более старшем возрасте у детей с высоким уровнем физической активности, например, посещающих спортивные секции, за 2-3 часа до сна целесообразно делать различные расслабляющие упражнения. Но это уже не зарядка. Перед сном делать ее нельзя. Такая физическая активность негативно скажется на режиме сна. Однократная утренняя зарядка — оптимальный вариант.

— Есть бодрящая гимнастика после дневного сна, — делится опытом инструктор Ирина Григорьева. — В ней делают акцент на оздоровление и закаливание. Она короче по времени, часть упражнений выполняют лежа на кровати. Можно использовать приемы самомассажа и движения для профилактики нарушений стопы.

Как приучить ребенка регулярно делать зарядку?

— Для детей, которые не любят монотонность и рутину, лучшей мотивацией будет превращение зарядки в игру, — рассказывает Роман Румянцев. — Также важен пример родителей. Совместная зарядка с веселой музыкой, меняющимися раз в 2-3 недели упражнениями и отсутствие принуждения — это гарантия, что дети будут сами просить делать гимнастику. Еще и будить вас утром в выходные. При ответственном подходе зарядка может превратиться в отличное семейное мероприятие, которое будет заряжать энергией и позитивными эмоциями всю семью.

— К выполнению зарядки должны быть готовы в первую очередь родители, — отвечает Ирина Григорьева. — Это им нужно подобрать движения и музыку, а при необходимости — видео с упражнениями. Выполнение утренней гимнастики должно стать для родителей таким же обязательным ритуалом как умывание и чистка зубов. Малыш очень быстро к этому привыкнет, потому что он познает мир через движение.

Основной принцип при выборе упражнений — не навреди. Родители не должны забывать, что основная деятельность детей — это игра. Пятиминутная разминка с мячом принесет ребенку гораздо больше пользы, чем отжимания и приседания, которые некоторые родители так любят выполнять с детьми.
  1. Рютина Л. Н., Дьякова А. В. Влияние физической культуры на умственную работоспособность // Colloquium-journal. 2019.
    URL: https://colloquium-journal.org/zhurnal/solloquium-journal-7-31-2019/
  2. Кузенко В. М. Значение утренней гимнастики и ее задачи // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2013.
    URL: https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-utrenney-gimnastiki-i-ee-zadachi
  3. Колосов Г. Н. Роль и значение утренней гимнастики // E-Scio. 2021.
    URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-i-znachenie-utrenney-gimnastiki
  4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 №370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования».
    URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202307140040?index=1
  5. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
    URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/
  6. СП 2.4.3648-20. «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
    URL: https://www.rospotrebnadzor.ru/files/news/SP2.4.3648-20_deti.pdf
  7. Методические рекомендации МР 2.4.0259-21 «Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований к организациям, реализующим образовательные программы дошкольного образования, осуществляющим присмотр и уход за детьми, в том числе размещенным в жилых и нежилых помещениях жилищного фонда и нежилых зданий, а также детским центрам, центрам развития детей и иным хозяйствующим субъектам, реализующим образовательные программы дошкольного образования и (или) осуществляющим присмотр и уход за детьми, размещенным в нежилых помещениях».
    URL: https://www.rospotrebnadzor.ru/files/news2/2021/09/MR%202.4.0259-21_pre_school.PDF