ЗПР – не диагноз, а обобщенное название различных проблем в развитии. В МКБ-10 (Международной классификации болезней) задержка психического развития рассматривается в пунктах F80-F89 «Расстройства психологического развития», в каждом из которых описаны вполне конкретные особенности ребёнка — от заикания, невнимательности до недержания мочи и тревожных расстройств личности.
Виды задержки психического развития
Конституциональный
У таких детей медленнее, чем у сверстников, развивается центральная нервная система. Скорее всего, ребенок будет запаздывать и в физическом развитии, и выглядеть более неуклюжим и непосредственным, чем ожидают от ребенка его возраста. Ему сложно сконцентрироваться, сдержать эмоции, запомнить что-то, а в школе его скорее заинтересуют игры и беготня, чем учеба. «Ну что ты как маленький?» – часто слышат от взрослых такие дети.
Соматогенный
Этот тип задержки встречается у детей, которые тяжело болели в раннем возрасте, что сказалось на развитии ЦНС. Особенно явной задержка может быть в случаях, когда ребенку приходилось подолгу лежать в больницах. Соматогенный тип сопровождается повышенной утомляемостью, рассеянностью, проблемами с памятью, вялостью или, наоборот, чрезмерной активностью.
Психогенный
Этот тип можно назвать последствиями тяжелого детства. При этом психогенная задержка развития может встречаться не только у детей из неблагополучных семей, на которых родители не обращали внимания или жестоко с ними обращались, но и у «залюбленных». Чрезмерная опека также тормозит развитие ребенка. Такие дети часто безвольны, внушаемы, не имеют целей, не проявляют инициативу и отстают интеллектуально.
Церебрально-органический
В этом случае задержка обусловлена нетяжелыми поражениями головного мозга, которые встречаются часто. Затронуты могут быть только один или несколько отделов мозга, ответственных за разные психические функции. В целом для детей с такими проблемами характерны бедность эмоций, трудности с обучением и скудное воображение.
Симптомы задержки психического развития
Если представить задержку психического развития в виде графика, то это – ровная линия с небольшими или большими «пиками». Например: не понимал, как собрать пирамидку, не проявлял никакого интереса к горшку, но, в конце концов, и не без усилий запомнил все цвета (небольшой подъем) и с первого раза выучил стишок или нарисовал по памяти любимого персонажа из мультфильма (пик).
Провалов в этом графике быть не должно, если у ребенка наблюдается откат навыков, например, появилась и пропала речь, или он перестал пользоваться туалетом и снова начал пачкать штанишки, об этом обязательно надо рассказать доктору.
Лечение задержки психического развития
Помочь разобраться, почему ребенок отстает от сверстников, и в каких сферах деятельности у него больше проблем, могут психиатры, неврологи и дефектологи.
Диагностика
Врач может проанализировать состояние ребенка и понять, нет ли у ребенка умственной отсталости (олигофрении). В раннем возрасте критерии ее достаточно размытые, но есть некоторые признаки, по которым можно понять, что расстройство ребенка носит обратимый характер.
Детские психиатры обращают внимание на то, что в случае ЗПР, как и в случае любой задержки развития, крайне важна ранняя диагностика этого состояния. В раннем возрасте развитие психики неотрывно связано с развитием речи, поэтому родителям необходимо следить за этапами формирования речи у их ребенка. Она должна сформироваться к 5 годам.
Как показывает практика, в большинстве случаев, мамы и папы обращаются к врачу после того как отдают ребенка в детский садик и замечают, что он отличается от других детей по уровню речевой активности и поведению.
Диагностикой развития речи занимаются как врачи-неврологи, так и детские психиатры, но задержку психики оценивает только врач-психиатр.
Методы лечения
После диагностики состояния, в зависимости от показаний, специалист может назначить медикаментозную терапию, но самое главное, что он подключает ребенка к системе психолого-педагогической помощи, которая включает в себя коррекционные занятия, в большинстве случаев, с тремя специалистами. Это дефектолог, логопед и психолог.
Очень часто один педагог имеет две специализации, например логопед-дефектолог. Помощь данных специалистов можно получить в коррекционных центрах или в рамках дошкольного образовательного учреждения. В последнем случае ребенок, в сопровождении родителей, должен пройти психолого-медико-педагогическую комиссию.
Ранее выявление и своевременное подключение ребенка к психолого-педагогической коррекции напрямую влияют на дальнейший прогноз и уровень компенсации выявленных нарушений развития. Чем раньше выявили и подключили – тем лучше результат!
Народные способы
ЗПР должны лечить только специалисты и обязательно комплексно. Никакие народные средства в этом случае не помогут. Заниматься самолечение – значит, упустить важное время.
Профилактика задержки психического развития у детей
Профилактика задержки психического развития у ребенка должна начинаться еще до беременности: будущим родителям стоит проверить свое здоровье и исключить негативное влияние на организм будущей мамы после зачатия.
В младенчестве важно постараться не допустить возникновения заболеваний, которые способны привести к длительному лечению в больнице, то есть, ребенок должен правильно питаться, бывать на свежем воздухе, а родителям надо заботиться о его гигиене и сделать дом безопасным во избежание получения ребенком травм, в особенности – головы.
Тип и частоту развивающих занятий взрослые определяют сами, но необходимо соблюсти баланс между играми, обучением и отдыхом, а также дать ребенку побыть самостоятельным, если это не угрожает его безопасности.
Популярные вопросы и ответы
Чем отличается задержка от умственной отсталости?
Дети с ЗПР чаще благосклонно принимают помощь взрослого, любят выполнять задания в игровой форме и, если заинтересованы заданием, могут выполнять его достаточно долго и успешно.
В любом случае, диагноз ЗПР не может стоять в карточке после того, как ребенку исполнится 11 — 14 лет. За рубежом уже после 5 лет ребенку предложат пройти тест Векслера и на его основании делать выводы о наличии и отсутствии умственной отсталости.