Умственная отсталость у детей

Умственная отсталость у ребенка — это общее недоразвитие психики, но больше всего страдает интеллект. Не стоит отчаиваться, ведь при легкой степени ребенок может получить базовое образование и даже рабочую профессию
Умственная отсталость у детей
Умственная отсталость у детей. Фото: pixabay.com

При умственной отсталости (олигофрении) у детей наблюдается общее недоразвитие психики, но больше всего страдает интеллект. Как правило, умственная отсталость у детей вызвана патологией головного мозга и начинает развиваться уже в раннем возрасте, но при медикаментозном лечении, а также постоянных занятиях с дефектологом и психологом, у детей есть большие шансы жить обычной жизнью, получить рабочее образование и найти себе профессию.

Умственная отсталость у детей может быть как врожденной, так и приобретенной, при этом не имеет значения, есть ли высшее образование и блестящий интеллект у их родителей, а также их материальный статус.

Причины умственной отсталости у детей

Умственная отсталость у детей обычно выявляется уже к трехлетнему возрасту, хотя иногда (при легкой степени) родители узнают о диагнозе своего ребенка уже в школе, когда тот начинает жаловаться, что ничего не запоминает и не понимает, что объясняет учитель.

На сегодняшний день психиатры выделяют несколько причин умственной отсталости у детей – внутренние (закладывающиеся во время внутриутробного развития), внешние (приобретенные во время родов или в младенческом возрасте).

  • различные интоксикации, неблагополучная экологическая обстановка, повышенный радиационный фон;
  • тяжелые инфекционные болезни, перенесенные матерью во время беременности: краснуха, скарлатина, цитомегаловирус, ВИЧ;
  • заражение матери во время беременности токсоплазмозом или другими паразитами;
  • увлечение будущей матери никотином, алкоголем или наркотиками;
  • недоношенность, преждевременные роды;
  • родовые травмы (особенно при использовании щипцов или вакуума);
  • наследственный фактор;
  • генетические заболевания (синдромы Дауна, Клейнфельтера, Шерешевского-Тернера и т.д.);
  • заболевания мозга и мозговых оболочек у малыша (менингит, менингоэнцефалит);
  • расстройство белкового обмена (фенилкетонурия).

– Очень важно и отношение матери к своему ребенку, если мать не будет общаться со своим ребенком, разговаривать с ним, показывать и рассказывать об окружающем мире, у малыша не только возникнут серьезные с речью и пониманием обращенной к нему речи, но и будет хромать вся познавательная деятельность в целом, это может быть чревато серьезными последствиями в дошкольном и школьном возрасте, – рассказывает олигофренопедагог, дефектолог, логопед Лариса Пристанская.

Степени умственной отсталости у детей

Умственная отсталость у детей может быть легкой, средней (умеренной) и тяжелой формы. Они отличаются уровнем интеллекта и, соответственно, способностью к обучению, самообслуживанию и самостоятельной жизни.

Легкая

При легкой форме умственной отсталости у детей уровень IQ колеблется от 50 до 69 баллов. Дети с легкой степенью умственной отсталости внешне практически ничем не отличаются от своих здоровых сверстников. Проблемы, как правило, начинаются в школьном возрасте: детям тяжело воспринимать и запоминать информацию от учителя, им трудно сконцентрироваться на выполнении задания, они постоянно отвлекаются. Даже запоминание четырехстрочного стихотворения может даваться ученику очень тяжело.

– Часто у детей с легкой степенью умственной отсталости появляются некоторые странности поведения. Они могут быть замкнутыми, нелюдимыми, тяжело идти на контакт и панически бояться всего нового, в частности новых знакомств. А бывает, что такой ребенок напротив гиперактивен, он излишне дурачится, совершает какие-то странные поступки, таким образом пытаясь проявить себя, привлечь к себе внимание. В любом случае, может возникнуть проблема социальной адаптации, – говорит олигофренопедагог.

Ребенок с легкой степенью умственной отсталости в состоянии испытывать всю гамму эмоций, но сложные, смешанные эмоции ему уже выразить сложнее. Также такие дети могут слишком наивными и внушаемыми, поэтому могут попасть под дурное влияние.

Как правило, дети с легкой степенью умственной отсталостью могут учиться в коррекционной школе по специальной облегченной программе. При регулярных занятиях с дефектологом и психотерапевтами они добиваются неплохих результатов в обучении. В дальнейшем они могут получить средне-специальное образование и найти себе достойную рабочую профессию, обзавестись семьей и детьми.

Умеренная

При умеренной (средней) форме умственной отсталости у детей уровень IQ варьируется от 35 до 49 баллов. Дети с умеренной формой умственной отсталости внешне отличаются от здоровых детей: их лицо практически лишено мимики, глаза мигают очень редко. Часто у детей с умеренной формой умственной отсталости встречаются оттопыренные уши и приросшие мочки, дефектный прикус, грубые черты лица, микро- или гидроцефалия, широко расставленные глаза. Походка у таких детей медлительная и скованная, очень плохо развита мелкая моторика. Возможны дефекты речи: заикание, шепелявость.

У детей с умеренной формой умственной отсталости есть серьезные проблемы с восприятием и выражением информации, собственных эмоций (испытывают страх, радость, привязанность, могут отличить похвалу от порицания). Память очень ограниченная и избирательная. Детей с умеренной формой умственной отсталости возможно научить навыкам самообслуживания, а вот со школьным обучением уже возникают серьезные проблемы. Даже чтение и простейший счет могут стать невыполнимой задачей. Общий словарный запас не превышает 200 — 300 слов.

Конечно, о получении какого-либо образовании речи уже не идет, но в дальнейшем люди с умеренной формой умственной отсталости могут выполнять какую-то простую работу, не требующую принятия решений. Жить они могут и дома, в семье, под присмотром близких. По мере взросления их определяют в специальные школы или социальные учреждения, где они могут жить и заниматься какой-то простой работой. При развитии проблем с неврологией и психикой может потребоваться госпитализация в психиатрическую клинику.

– С ребенком, страдающим умеренной формой умственной отсталости, нужно заниматься комплексно. Невролог и психиатр назначат медикаментозную терапию, улучшающую мозговые процессы, психостимуляторы, противосудорожные препараты. Также необходимы занятия с логопедом-дефектологом, обучение возможно только на дому, – уточняет олигофренопедагог.

Тяжелая

Тяжелая форма умственной отсталости у детей характеризуется серьезным органическим поражением головного мозга и интеллектом, не превышающим 34 балла. При этой форме умственной отсталости практически полностью отсутствует речь и мышление – больные общаются только при помощи мычания и нечленораздельных звуков. Чаще всего, дети с идиотией не могут ходить самостоятельно, имеют множественные внутренние пороки.

Дети с тяжелой формой умственной отсталости практически не способны испытывать осознанные эмоции, но во время неконтролируемых вспышек гнева могут быть агрессивны и опасны для окружающих. Часто причиняют вред себе – царапают лицо, вырывают волосы, в спокойном состоянии – вялые и малоподвижные.

Как правило, идиотия выявляется еще в раннем возрасте – ребенок очень поздно начинает держать голову, переворачиваться и сидеть. У ребенка с идиотией характерное выражение лица с гримасой злобы или напротив отстраненное. Язык может быть очень большим и вываливаться изо рта. Ребенок с глубокой степенью умственной отсталости совсем необучаем, не способен даже на элементарные навыки самообслуживания, не контролирует процессы мочеиспускания и дефекации, не отличает съедобное от несъедобного, холодное от горячего, не способен чувствовать насыщение, открыто занимается онанизмом. К сожалению, дети с идиотией не могут жить и воспитываться в обычной семье, и их определяют в специализированные интернаты, где при должном уходе и медикаментозной коррекцией они вполне способны дожить до 40 лет.

Коррекция умственной отсталости у детей в домашних условиях

Для начала стоит отметить, что диагноз умственная отсталость ставится врачом-психиатром только после комплексного обследования специалистов, включающих осмотр и консультацию невролога, психолога, логопеда-дефектолога. Зачастую может потребоваться консультация генетика, окулиста, нейрохирурга.

При легкой и средней степени умственной отсталости у детей возможно их проживание и обучение в домашних условиях, но необходимы регулярные коррекционные занятия со специалистами – психологом, логопедом-дефектологом и т.д.

Коррекционные занятия в домашних условиях помогают ребенку расслабиться и не пугаться незнакомой обстановки, кроме того, родители сами могут обучиться многим методикам коррекционного обучения и заниматься с ребенком самостоятельно. Главное, внимательно следите за ребенком – чтобы он не поранился ножницами, не проглотил пуговицу или не вдохнул бусинку.

Развитие мелкой моторики

Одним из важных методов коррекции умственной отсталости у детей в домашних условиях является развитие у них мелкой моторики. Зачастую детям сложно выполнять такие простые действия как держать карандаш, завязать шнурки или собрать пазл. Развивать мелкую моторику прекрасно помогает пальчиковая гимнастика: пересчитывание пальцев (заодно обучает счету), складывание пальцев в замок, их сжимание и выпрямление и т.д. Хорошие результаты приносит лепка из пластилина или глины, изготовление поделок и аппликаций из цветной бумаги и подручных материалов, рисование карандашами. Давайте ребенку трогать и возиться с мелкими предметами – бусинами, пуговицами, фасолью – но следите, чтобы он не засунул их в нос и не проглотил.

Медикаментозная коррекция

Конечно, никакие таблетки не способны вылечить умственную отсталость, но улучшить мозговой метаболизм, стимулировать развитие нервных клеток, купировать некоторые неврологические симптомы помогают ноотропы, витамины и нейролептики. Лекарственная терапия должна назначаться и корректироваться индивидуально – в зависимости от тяжести заболевания и общего состояния ребенка.

Ноотропы улучшают обмен веществ на уровне нейронов головного мозга, помогают нормальному развитию и функционированию нервной системы, защищают ее от внешних вредных факторов, улучшают способность к обучению, положительно влияют на память и усидчивость. При приеме ноотропов ребенок становится более спокойным, уходит агрессия, появляется интерес к новым занятиям. Нейролептики купируют судорожный синдром, облегчая общее состояние ребенка, улучшают мозговую деятельность.

Музыкальная терапия

Многие специалисты отмечают положительный эффект музыкальных занятий при коррекции умственной отсталости у детей легкой и средней степени (при тяжелой степени музыка воспринимается всего лишь как набор звуков). Во время пения у ребенка разрабатывается речевой аппарат, улучшается произношение многих звуков, слогов и отдельных слов. Пение помогает и развитию умственных способностей – ребенку нужно отличать звуки по тональности, соблюдать ритм, подобрать громкость голоса и скорость пения. Все это требует осмысления и запускает мыслительные процессы. При легкой степени умственной отсталости ребенка возможно обучить игре на музыкальном инструменте.

Массаж

Массаж является важной частью комплексной коррекционной работы при умственной отсталости у детей. Массаж головы и шеи улучшают микроциркуляцию крови, к головному мозгу начинает лучше поступать кислород и питательные вещества, а массаж всего тела улучшает состояние опорно-двигательной системы. Разминание мышц повышает их тонус, стимулируются нервные окончания в ладонях и пальцах, улучшается мелкая моторика.

– Отдельно стоит выделить преимущества логопедического массажа, который развивает речевой аппарат, помогает поставить многие звуки, дети начинают лучше и четче выговаривать слоги и отдельные слова, – добавляет логопед и олигофренопедагог Лариса Пристанская.

Популярные вопросы и ответы

В каком возрасте можно определить умственную отсталость у ребенка?

– Тяжелую форму умственной отсталости можно диагностировать уже в младенческом возрасте. При генетических заболеваниях это особенный разрез глаз, плоская переносица, одна борозда на ладони при синдроме Дауна, «лицо эльфа» и многие другие признаки. Также родители могут обратить внимание, что ребенок не фокусирует взгляд, поздно начинает держать головку и садиться, есть серьезные задержки развития, нет звукоподражания, гуления. После года должно насторожить отсутствие речи, психическая заторможенность или напротив – гиперактивность, агрессия к окружающим и к самому себе. Легкая степень может быть выявлена только в школьном возрасте, когда у ребенка появляются проблемы с памятью, усидчивостью и пониманием полученной информации, – объясняет Лариса Пристанская.

Можно ли вылечить умственную отсталость у ребенка?

– К сожалению, умственная отсталость неизлечима, этот диагноз не снимается и остается с человеком на всю жизнь. Ее можно корректировать, при легкой степени помочь ребенку освоить речевые навыки, помочь с обучением. При средней и тяжелой степени можно снять психическое возбуждение, убрать тики и стереотипии, улучшить мозговой метаболизм. Но полностью восстановить поврежденные клетки головного мозга невозможно, тем более что часто головной мозг может быть серьезно поврежден, – уточняет специалист.

Дают ли инвалидность ребенку с умственной отсталостью?

– Детям с олигофренией положена инвалидность, поскольку они не могут полноценно себя обслуживать и устроиться на обычную работу. При легкой степени умственной отсталости полагается 3 группа инвалидности. Такие дети могут даже посещать школу и получить в дальнейшем профессию. При средней степени умственной отсталости назначается вторая группа инвалидности – такие дети нуждаются в специальном уходе и особых условиях для проживания, постоянной медикаментозной и педагогической коррекции. При тяжелой форме умственной отсталости, конечно, это первая группа инвалидности. Такие люди совсем не способны себя обслуживать и могут находиться только в специализированных интернатах под постоянным присмотром, – уточняет олигофренопедагог.

Влияет ли умственная отсталость на продолжительность жизни ребенка?

– Как правило, при легкой степени умственной отсталости головной мозг поврежден незначительно, других внутренних пороков нет, то продолжительность жизни никак не отличается от продолжительности жизни у здорового человека. При средней степени умственной отсталости и хорошем уходе человек тоже способен прожить достаточно долгую жизнь. Продолжительность жизни при идиотии значительно короче, поскольку есть серьезные нарушения в работе головного мозга и другие грубые пороки развития, неправильное строение внутренних органов. Но при медикаментозном лечении, заботливом уходе такие люди вполне способны дожить до 40 лет, – объясняет Лариса Пристанская.