Главное — выйти замуж за принца
Счастливой свадьбой заканчивается чуть ли не большинство детских сказок. Золушка ты или Белоснежка, Принцесса или Спящая царевна — главная задача твоей жизни заключается в том, чтобы выйти замуж за принца. Все остальные характеристики будущего супруга, за исключением королевских кровей, в расчет не берутся.
И не важно даже, если этот принц ведет себя как чудовище. А типичная концовка «И жили они долго и счастливо» только усиливает впечатление, что супружеская жизнь с принцем должна быть безоблачной. В реальности же даже королевский брак не гарантирует счастья — вспомнить хотя бы травлю, которую британские таблоиды устроили Меган Маркл и принцу Гарри.
— Подобные сюжеты могут формировать у детей инфантильное отношение к браку и семейной жизни, — считает детский психолог Наталья Осипова. — Такие примеры растят уверенность, что залог успеха — это выбор правильного партнера, а дальнейшая работа над отношениями не нужна. Более того, в дальнейшем это может перерасти в комплекс жертвы: ты сам виноват в том, что неправильно выбрал супруга, и должен нести за это ответственность.
В каких сказках встречается: «Золушка», «Белоснежка и семь гномов», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Аленький цветочек», «Красавица и Чудовище».
Желаемое можно взять силой или хитростью
В сказках персонажи никогда не знают отказа. Богатыри и царевичи женятся на девушках, не спрашивая их согласия. Такое понятие, как чужая собственность, в сказках вообще не фигурирует: если герою надо, он может похитить хоть коня, хоть царевну, хоть молодильные яблоки. И несдобровать тому, кто встанет на пути!
Да и в целом в сказках полно насилия и жестокости. У Шарля Перро («Мальчик-с-пальчик») дровосек отводит собственных детей в лес, потому что их невозможно прокормить. Мачеха Белоснежки съела сердце свиньи, думая, что это сердце падчерицы. Русские народные сказки не лучше: помните, как Лиса издевается над побитым из-за ее интриг Волком, приговаривая: «Битый небитого везет»… Даже у Пушкина в «Сказке о золотом петушке» сыновья царя Дадона убивают друг друга в споре за шамаханскую царицу, а вскоре погибает и сам царь, не желающий отдавать роковую красавицу мудрецу…
В каких сказках встречается: «Иван Царевич и Серый волк», «Молодильные яблоки», «Лихо одноглазое».
Успех без усилий
Любовь к халяве процветает и в народных сказках, и в современных — ни Емеле, ни Мухе-Цокотухе, ни даже Буратино и Дяде Федору не пришлось зарабатывать на печку, самовар и прочие хотелки тяжким трудом. Ведь всегда можно найти денежку, клад или на худой конец того, кто исполнит все твои желания.
Увы, это далеко от реальности.
— Чтобы сформировать правильное восприятие сказок, обязательно нужно их обсуждать с ребенком, — уточняет психолог. — Например, чтобы привить малышу правильное отношение к труду и работе и не вырастить потребителя, нужно расставлять акценты. В сказке, чтобы стать богатым и счастливым, тебе должно повезти — надо встретить волшебника, поймать Золотую Рыбку… А в жизни добиваться успеха и почета приходится собственным трудом.
В каких сказках встречается: «По щучьему велению», «Муха-Цокотуха», «Трое из Простоквашино», «Золотой ключик».
Жертвы получат награду
Сказки, уверяют психологи, могут воспитать в ребенке и самый настоящий комплекс жертвы. Не надо спорить с Морозко — говори, что тебе тепло, даже если нос посинел от холода. Если тебя обижают мачеха и сводные сестры — молчи, улыбайся и делай свою работу. Русалочка в сказке Андерсена и вовсе пожертвовала семьей, домом, голосом и собственным хвостом ради принца — и тихо умерла, когда он предпочел другую.
— В таких сюжетах звучат отголоски старого общественного уклада, — считает Наталья Осипова. — В патриархальном обществе дети должны безоговорочно слушаться родителей, взрослые должны подчиняться старейшинам, женщина — мужчине. А сюжет о награде после испытаний — это преломление в литературе ранней христианской идеи, что мученикам после смерти воздастся в раю. В современном мире все-таки принято воспитывать в ребенке личность и учить не только думать о потребностях окружающих, но и отстаивать собственные интересы.
В каких сказках встречается: «Морозко», «Русалочка», «Крошечка-Хаврошечка».
Вместо вывода
И что теперь делать? Не читать сказок совсем?
Читать — и обязательно! Просто надо обсуждать с ребенком прочитанное. Сравнивать: как в жизни, как в сказке. Волшебные сюжеты развивают детей, успокаивают, помогают заснуть. Поэтому для чтения именно перед сном лучше заранее выбрать спокойную сказку. А если у ребенка есть любимый герой, можно самим придумать про него историю, правильную, на ваш взгляд. Заодно потренируете фантазию.
Другое мнение: Не бойтесь «волшебного чтива»
Олеся Покусаева, детский психолог:
— Дети не воспринимают сказки так буквально, как взрослые. А взрослые в силу своей родительской тревожности и ответственности чаще заостряют внимание именно на пугающих или несовременных аспектах сказок.
На самом деле те же Золушка и Белоснежка могут послужить и правильными ролевыми моделями, помогающими воспитать в ребенке хозяйственность и привить ценности семейной жизни. А примеры Емели и Ивана-дурака учат, что шанс на счастье и удачу есть у каждого.
Ну а страшные вещи в сказках для того и нужны, чтобы герои могли преодолеть трудности и показать ребенку, как бороться со своими собственными страхами. Были эксперименты, которые показали: у детей, которым читают выхолощенные сказки, фобии развиваются даже чаще.