Дайте возможность проявить инициативу
Иногда мамы не успевают перестроится за тем, как быстро растет и развивается ребенок. Им все время кажется, что он еще маленький, ему нужно помочь, от чего-то уберечь. В результате он может вырасти инфантильным и неприспособленным к жизни. К примеру, ребенок хочет научиться ездить на велосипеде. Но мама тревожится: «А вдруг он упадет и сломает ногу! Нет, лучше не надо!» Такая реакция, как правило, больше актуальна для мам. Они сильно беспокоятся, что ребенок набьёт шишку, простудится или подерется. В результате тотальной заботы у малыша даже нет мотивации, чтобы развивать в себе какие-то навыки самостоятельности. Такой ребенок и говорить начинает поздно. А зачем? По одному писку мама и так все поняла и сделала.
Что делать: Дайте возможность ребенку проявить инициативу. Например, если карапуз хочет сам налить сок. Пусть попробует, пусть сделает, даже если у него что-то не получается. И мама должна перебороть себя и не бежать с криками: «Давай лучше я это сделаю сама! Ты сейчас все разобьешь и разольешь!» Пусть он даже действительно разобьет стакан, но именно этот опыт — залог его успешного будущего.
Помогите, если нужно
Другая крайность: родители пытаются развить самостоятельность ребенка слишком рано. Он просит помочь, а родители говорят: «Ты уже большой. Сам разбирайся!» В каждом возрасте есть дела, с которыми малыш еще не может справиться без помощи взрослого. И попытка форсировать события – большая ошибка. В такой ситуации ребенок будет развиваться медленнее сверстников и чувствовать себя менее успешным. Это правило «зоны ближайшего развития ребенка» было открыто психологом Выготским. Суть его такова: завтра ребенок легко сможет делать то, что сегодня делал с мамой или папой. Помогая, возьмите на себя только то, что сыну или дочке еще не под силу сделать. Это похоже на то, как учат кататься на велосипеде. Сначала мы поддерживаем руль, потом постепенно отпускаем. Но в конце концов нужно отойти в сторону, чтобы ребенок поехал.
Что делать: Выберите дело, которому вы бы хотели научить ребенка. Начните выполнять его вместе и внимательно следите за моментом, когда можно «отпустить руль». Делайте это постепенно. Отметьте первые даже скромные самостоятельные успехи ребенка и обязательно его похвалите.
Создаем развивающую среду
Мечта родителей — ребенок сам садиться за уроки или без принуждения читает книгу. Как этого добиться? Только собственным примером. Если перед глазами малыша папа проводит все свое свободное время перед телевизором, а мама — в инстаграме, то и ребенок не будет сидеть с книжкой в руках. Когда взрослые интересуются чем-то, развиваются, то и для вашего чада — это будет нормой.
Что делать: Создать «развивающую» атмосферу в доме. Это не только «умные» игрушки. Важно, какие книги читают в семье, чем занимаются родители в свободное время, что и как обсуждают, делятся ли своими впечатлениями и воспоминаниями.
Учим справляться с трудностями
Представим себе такую картину: ребенок собирает Лего-машинку, у него что-то не получается, и он начинает злиться, плакать и даже швырять непокорный конструктор. Порой в такой ситуации родители говорят: «Брось ты эту машинку, если не можешь спокойно собирать!» или начинают собирать ее сами, лишь бы поскорей успокоить плаксу. Такое поведение не дает ребенку никаких навыков, чтобы решить проблему. Он не получает знаний, как вести себя в сложной ситуации. Ведь достаточно поплакать и все разрешится.
Что делать: Лучше разобраться в ситуации и понять, что нужно сделать, чтобы все-таки достичь цели. Возможно, требуется потренировать какой-то новый навык или взять чуть более легкую задачу. Важно, чтобы в заданиях для ребенка была трудность, но она должна быть преодолимой. Тогда у него появится ощущение собственной силы и уверенности, что он сможет справиться с какими-то сложностями и в будущем.
Дайте свободное время и возможность выбора
Часто родители стараются заполнить все время ребенка по своему вкусу. Музыка, плавание, танцы, английский – вся эта полезная деятельность не оставляет маленькому ученику свободного времени. Папы и мамы хотят, как лучше. Они объясняют, что нужно хорошо учиться, играть на пианино, знать иностранный. Ребенок воспитывается через понятие «должен» и потом он уже и сам не знает, чего хочет. Он оказывается не подготовленным к выбору своего пути в будущем.
Что делать: У детей должно быть личное время, чтобы они научились им распоряжаться и могли сами себя занимать. Создавайте ситуации, когда ребенок может сам принять решение. Например, утром предложите две футболки. Спросите у него: «Какую ты наденешь?» — и согласитесь с его выбором. Перед обедом тоже поинтересуйтесь: «Что ты хочешь сегодня: рыбу или курицу?» Когда малыш с детства учится делать самостоятельный выбор, он и во взрослой жизни будет знать, чего он хочет в профессии, в отношениях, в увлечениях.
Не критикуйте
Очень тяжело удержаться, когда видишь, что ребенок делает что-то неправильно. Как велик соблазн отметить ошибки и указать верный путь. Но совсем необязательно исправлять все промахи. И делать это лучше уже после того, как ребенок нарисовал «неправильного» зайца или написал письмо Деду морозу с кучей ошибок. Мы хотим научить, показать, как нужно, как правильно. Но ребенок говорит: «Не надо. Я сам!» Не убивайте первые ростки детской самостоятельности своими наставлениями. Иначе ребенок может вообще отказаться от новых попыток проявить самостоятельность.
Что делать: Посчитайте, сколько раз в течение дня вы похвалили ребенка, а сколько раз сделали замечание. Если хвалили чаще, значит, вы на правильном пути.