круглосуточным аниматором для своих детей: «А давайте в выходные пойдем в зоопарк? Ну давайте! Пойдем, я сказала!», «Смотри, какой крутой фильм! Не хочешь в кино, я тебе его на планшет скачаю. Посмотришь потом. Если захочешь…», «Хочешь сходить на робототехнику? Ну может, на эстрадный вокал? Плавание? Танцы? Ну хоть куда-то?!»
У многих других родителей похожее ощущение: они фонтанируют идеями для своих сыновей и дочерей, но наталкиваются на тягучую пассивность. Девочкам и мальчикам, кажется, ничего не нужно.
И дело-то не в том, что папы и мамы предлагают что-то скучное и устаревшее. Многие готовы поощрить и оплатить инициативу детей — купить экипировку, найти репетиторов, поехать в путешествие. Но этой инициативы как раз и нет. Не хотят ничего детки. Что с ними? И лечится ли эта апатия?
Дошкольный возраст
— Детсадовцев мамы ко мне обычно не приводят, — говорит Елена Казакевич. — Скорее, когда приходят с младшими школьниками, вспоминают: «Да он с младенчества ничего не хотел! Я его и на развивашку, и на английский, и на хореографию буквально силком таскала! И каждый раз дома был скандал: «Не хочу!»
Важно: ребенок не хотел, а родители настаивали. С малышом это просто — его и обхитрить можно, и зыркнуть грозно. Поэтому весь дошкольный возраст семья с пассивностью детей справляется. А вот уже в школе приходят на прием к психологу…
Но я хочу сказать папам и мамам малышей: позвольте им «ничего не делать, просто валяться и ковырять обои»! Когда дошкольник бездельничает, с нашей взрослой точки зрения, в его мозгу идет активный процесс обработки информации. А ее на ребенка обрушивается очень много! Ведь все вокруг для него внове.
Главная деятельность, которая развивает ребенка в этом возрасте, — игра. Когда он катает машинку или наряжает куклу, он познает мир. И это — самое главное для него в этом возрасте.
Так что ж, позакрывать все развивашки для малышей? Нет, конечно. Но не перегружайте ребенка занятиями. Оставьте одно, интересное ему, и до тех пор, пока интерес сохраняется. И не ждите от уроков выдающихся результатов. Для ребенка это лишь еще одна игра — и час отдыха для мамы.
7 — 11 лет
— Родители младших школьников жалуются: «Приходит из школы, падает на диван, и, если встает, только за планшетом. Игрушки его не интересуют, кружки выбирать не хочет!»
Но для первоклашки школа — очень большая нагрузка. Он должен вести себя по-взрослому, а не как малыш, концентрировать внимание в течение 4 — 5 уроков, писать, читать, считать — невзирая на то, что хочется ему и что нравится. К тому же классы большие, а в коридорах — сотни других детей, часто более взрослых и шумных. Поэтому, если ребенок приходит и падает, дайте ему часик полежать отдохнуть. Лучше в тишине.
Не загружайте первоклашку кружками и секциями — начинать нужно с какого-то одного дополнительного занятия в неделю, другие — по желанию и самочувствию ученика — подключайте не раньше второго полугодия. Адаптация к школе — сама по себе большая нагрузка.
Если с дивана не сходит ученик 2 — 4-го класса, ситуация несколько иная. Проверьте, не перегружен ли он школьными и внешкольными занятиями? Успевает ли отдыхать? Нет ли у него конфликтов в классе со сверстниками или учителями (это может вызвать чувство бессилия и апатии). С помощью наводящих вопросов попытайтесь понять, не обижают ли ребенка старшие дети? Причем спрашивайте не в лоб, поскольку на прямой вопрос вам могут не ответить — из-за страха или стыда.
Если у школьника есть хотя бы одно увлечение или интерес — этого уже достаточно! Вам кажется, нужно добавить еще языков и спорта? Что ж, начните с себя — запишитесь на фитнес и в языковую школу. А там и ребенок подтянется. Ну или вас это перестанет так тревожить.
Вместо того, чтобы читать, смотрит видео и играет в планшете? Вполне объяснимо. Видеоинформацию воспринимать значительно легче, чем самому складывать буквы в слова. А человек ищет, где легче. Поэтому не надейтесь, что удастся отвлечь подростка от виртуальной реальности с помощью добрых старых книг. Запрещать гаджет тоже нельзя, ведь для ребенка это еще и средство обучения. Установите правила: например, пользоваться смартфоном и планшетом не более часа в день, после того, как выучены все уроки. Когда школьник подрастет и у него появится свой личный гаджет, куда родителям путь будет закрыт (как к личной переписке), сразу оговорите установку специальной программы родительского контроля. Она поможет понять, сколько времени проводит ребенок в сети, и оградит от нежелательного контента.
12 — 16 лет
«Уткнулся в комп и сидит днями и ночами! Ни друзья не нужны, ни девушки. Раньше на теннис ходил, забросил — неинтересно, мол. Собрались семьей в Европу. Говорит, летите без меня, что я там не видел? Ребенок ничего не хочет!» Примерно так рассказывают о проблемах родители старшеклассников.
Это возраст, когда самым важным процессом, определяющим дальнейшее развитие человека, становится его сепарация, внутреннее отделение от родителей. Это, во-первых, требует времени и душевных сил на обдумывание. Поэтому подросток выпадает из жизни семьи, зависает за компом. Со стороны кажется — ничего не делает. Но внутри все кипит. Во-вторых, ездить с родителями им становится неинтересно и даже зазорно, что ли. Гораздо круче остаться дома одному на время путешествия родителей!
Вчерашний ребенок становится взрослым, поэтому нужно, с одной стороны, дать ему некоторую свободу. С другой — наделить его частью домашних обязанностей, заставляющих вставать из-за компьютера, чтобы погулять с собакой, развесить постиранное белье, приготовить несложный ужин. Пусть это будут небольшие, но вполне конкретно оговоренные дела. И молодой человек сам станет решать, когда и как он их будет выполнять. Это теперь его зона ответственности. Если не выполняет — вводите опять же четко оговоренную систему штрафов (не драконовских, но чувствительных): урезайте карманные деньги, допустимый трафик в сети и т. п. Планомерно и многократно объясняйте, что взрослые люди кормят и обслуживают себя сами.
Лучше, если все это будете делать постепенно, по мере взросления ребенка, а не в 18 лет.
По поводу зависания в компьютере излишне не паникуйте: в них и в смартфонах — вся нынешняя и будущая жизнь. Общение, новые знания. В конце концов, может, в гаджете — его будущая профессия? Станет разработчиком софта или игр. Если при этом не страдает учеба (не прогуливаются занятия), сон — отпустите ситуацию. Вам сейчас важнее не оборвать контакт с подросшим человеком. Пока этот контакт есть — есть возможность диалога.
Закройте кошелек
Обычно родителей пугает, что ребенка перестают интересовать игрушки. Еще вчера он в магазине давал концерты «Купи! Ну купи!», а теперь на вопрос «Что ты хочешь на день рождения?» лишь пожимает плечами.
А к купленным игрушкам ребенок порой охладевает через 15 минут…
Почему так? Бич современных детей — то, что им доступны все блага. Захотел сынок игрушку — папа в тот же день купил. Помечтала дочка о «принцессином» платье — мама спешит порадовать свое сокровище. Немыслимые конструкторы, фломастеры 64 цветов с блестками и запахом, куклы-младенцы, куклы-красотки, машинки совсем как уменьшенные настоящие. Свою любовь к чадам мы проявляем, заваливая их подарками, насколько может позволить кошелек. И дети… совершенно разучиваются мечтать. Чтобы день, два, три думать о какой-то игрушке, представлять счастье обладания. У них не развивается этот навык! А между тем он важен — ведь в будущем повзрослевшим детям придется формировать свои цели. И нужно, чтобы эти цели были именно собственными, а не навязанными.
Что делать? Закройте кошельки. Ребенок все равно не понимает, что вы выражаете свою любовь деньгами. Скорее при недостатке вашего внимания ему начнет казаться, что вы откупаетесь. Пока у вас в семье малыш, установите правила: «Мы покупаем не больше одной игрушки в неделю» (или в две недели, допустим, с каждой получки родителей). Пусть ребенок готовится — придумывает, что купить, считает дни до зарплаты… Это не жестоко, это прагматично.
Но не обещайте ребенку: будешь весь год хорошо себя вести, куплю велосипед. Это слишком большой горизонт планирования для дошкольника и младшего школьника. Даже месяц — уже слишком много. Неделя, максимум две…