Ребенок не ходит на горшок

Приучение к горшку — тема волнительная. С какого возраста нужно начинать обучение и почему ребенок не ходит на горшок, разберемся вместе с педиатром и психологом
Ребенок не ходит на горшок
Ребенок не ходит на горшок. Фото: shutterstock.com

Некоторым родителям удается рано приучить ребенка к горшку. Те, у кого этот период затягивается, начинают волноваться. Возникают мысли: «А мой ребенок не умеет этого делать. Вдруг с ним что-то не так?» 

Рассказываем, стоит ли переживать, если у знакомых годовалый ребенок уже освоил новый навык, а ваш малыш в три года все еще прекрасно себя чувствует в подгузниках, и по каким причинам ребенок не ходит на горшок.

Что важно знать о развитии ребенка 

Физиологическое развитиеЦентральная нервная система созревает в определенном возрасте. Когда она недостаточно развита, то не передает импульсы от органов в головной мозг и обратно. Без этого осознанное освоение туалетных навыков невозможно.
Когда начинать учить ребенка осваивать горшокОт 18 до 24 месяцев

В каком возрасте ребенок должен уметь пользоваться горшком

Примерная нижняя возрастная граница для начала приучения к горшку составляет от 14 месяцев до 3 лет. Современные врачи рекомендуют не торопиться в этом вопросе. Процесс нельзя ускорить ранним началом или высокой интенсивностью обучения. 

Система сигналов, отвечающая за мочеиспускание и дефекацию, формируется только когда организм ребенка достаточно зрелый. Поэтому можно усердно обучать полугодовалого ребенка ходить на горшок, но результат будет минимальным. Фактически, это аналогично попыткам научить новорожденного ходить. Ученые считают, что нельзя научить ребенка ходить на горшок, пока он не осознает эту потребность и сам не сядет на него (1)

В результате проведенных в России исследований выяснилось, что подавляющее большинство родителей (до 95%) в нашей стране начинают приучать детей к горшку неоправданно рано, когда те еще не готовы к этому ни физиологически, ни психологически.

Такое обучение растягивается от 12 до 15 месяцев, при этом полученные навыки оказываются нестабильными и легко утрачиваются. К тому же и дети, и их родители в процессе раннего «туалетного обучения» постоянно испытывают стресс и негативные эмоции (2)

Врачи рекомендуют начинать приучение ребенка к горшку в период от 18 до 24 месяцев. В этом возрасте мышцы и нервы, ответственные за контроль мочеиспускания, полностью сформированы, а психологическое развитие достигает определенной зрелости. А в первый год жизни можно просто показать ребенку, что такое горшок и унитаз.

Мальчики и девочки начинают контролировать свои физиологические потребности в разное время. 

Существует три стадии контроля за мочеиспусканием: ранняя, средняя и поздняя. 

  • Ранняя стадия. Ребенок понимает, что ему нужно на горшок. Но он еще не может потерпеть, чтобы дойти до туалета. Девочки: от 12 до 18 месяцев, мальчики: от 18 до 30 месяцев. 
  • Средняя стадия. Способность удерживать мочеиспускание от 1 до 5 минут. Девочки: 18-24 месяцев, мальчики: 30-40 месяцев.
  • Поздняя стадия. Ребенок ходит на горшок и остается сухим весь день. Девочки: 2,5-3,5 года, мальчики: 3,5-5 лет. 

Если не торопиться с приучением к горшку, то обычно процесс занимает примерно 7 месяцев (3).

При оценке сформированности навыков не нужно учитывать, писается ли ребенок ночью, так как непроизвольные ночные мочеиспускания до 5 лет считаются физиологическим явлением.

Чтобы не начать обучение раньше срока, стоит проконсультироваться с педиатром. Во время осмотра малыша он оценит его физическое, эмоциональное и речевое развитие, его способность самостоятельно передвигаться, садиться, раздеваться, следовать указаниям, контролировать мышцы мочевого пузыря и сфинктер и сообщать о необходимости использования горшка (3).

Почему ребенок не ходит на горшок

Причин может быть много, но все зависит от возраста ребенка и уровня его развития.

Если ребенок активно выражает отказ от пользования горшком, не стоит настаивать. Лучше сделать перерыв в обучении на 1-3 месяца. Это только укрепит доверие и связь между родителями и ребенком. После перерыва, как правило, малыш готов продолжать обучение. Однако если повторные попытки не увенчались успехом или ребенку больше четырех лет, то стоит обратиться к педиатру или детскому неврологу. Они изучат психологические моменты и проверят, нет ли нарушений психомоторного развития.

Ребенок не ходит на горшок в 1,5-2 года

В этом случае не стоит беспокоиться, так как специалисты рекомендуют именно в этот период только начинать приучение к горшку.

Ребенок не ходит на горшок в 2-3 года

Существует множество причин, по которым ребенок не пользуется горшком в этом возрасте: физиологическая неготовность, неправильная методика отучения от подгузника, трудности в ощущении своего тела, а также психологические проблемы. Если у вас возникают сложности в этом процессе, стоит обратиться за помощью к детскому психологу или нейропсихологу. Они смогут определить готовность вашего ребенка и дать индивидуальные рекомендации по обучению.

Ребенок не ходит на горшок в 3-4 года

Возможно, у ребенка еще не миновал кризис 3 лет. Ребенок старается делать все наоборот. Это может выражаться в отказе садиться на горшок, когда об этом так настойчиво просят родители. Главное в этой ситуации — не настаивать, иначе обучение затянется.

В среднем приучение к горшку заканчивается в 36 месяцев. Но развитие у каждого ребенка индивидуально. Некоторые дети не полностью избавляются от подгузников до 4 лет. Возраст — не единственный фактор в этом вопросе. Поэтому в ситуации, когда малыш в 3-4 года не ходит на горшок, родители должны оценить следующие параметры:

  • готовность к горшку;
  • нет ли у ребенка страхов, связанных с походом в туалет. Нужно поговорить с малышом на эту тему, чтобы устранить причину. Возможно, стоит посетить педиатра или психолога;
  • медицинские проблемы. У ребенка могут быть проблемы со здоровьем, которые ему мешают пользоваться горшком. Например, отсутствие мышечного контроля, боль от запора или инфекции мочевыводящих путей. Чтобы исключить эти факторы, стоит проконсультироваться с педиатром.

Что делать, если ребенок не ходит на горшок

  1. Если ребенок не отвергает сидение на горшке, но у него ничего не выходит, не переживайте. Карапузу нужно время, чтобы научиться расслаблять мышцы, которые контролируют работу кишечника и мочевого пузыря. Если такая ситуация повторяется несколько раз, возможно, ребенок еще не готов, и стоит вернуться к этому вопросу позднее.
  2. Часто родители сами слишком переживают по этому поводу. И ребенок перенимает их волнение и беспокойство. Эта тема становится для него неприятной. Здесь нужно эмоционально настроиться на спокойный лад. Транслировать ребенку позитивный настрой. Никогда не наказывайте малыша, если он не идет не горшок. Не показывайте, что вы этим очень расстроены. Это только внесет тревогу в состояние крохи.
  3. На раннем этапе приучения к горшку часто ребенок может ходить в туалет только с мамой или папой. В этом случае нужно постепенно отстраняться от этой привычки. Например, родитель может помочь малышу снять нижнее белье, посадить на горшок и потом подождать за дверью.
  4. Часто дети так увлечены игрой, что просто забывают про горшок или не хотят прерывать свои интересные занятия. В этом случае спокойно и мягко напоминайте ребенку, что пора на горшок. Водите его в туалет каждые несколько часов, предлагайте сесть на горшок после пробуждения, после еды, перед выходом из дома, перед сном.
  5. Применяйте систему вознаграждений. Например, пусть карапуз получает наклейку каждый день, когда пользуется горшком. Но такие призы действуют не на каждого ребенка. Поэтому все же лучшим стимулом будут ободряющие реплики малышу: «Какой ты у меня уже большой и самостоятельный!».
  6. Сделайте поход в туалет расслабляющим: почитайте сказку, расскажите историю из своего детства, как вы тоже сидели на этом горшке.

Если в семье возникла проблема формирования туалетных навыков у ребенка, стоит обратиться к доктору. По статистике с этой проблемой родители чаще обращаются к знакомым и родственникам — 48,9 %, к специалистам идут лишь 26,8% (4).

Если ребенок терпит, вместо того, чтобы пойти на горшок по-большому

Возможные причины — запор или болезненная дефекация. Испытав ощущение дискомфорта, малыш старается избежать подобной ситуации снова. И даже когда он уже хочет по-большому, он старается терпеть до последнего. Это очень вредно. В результате последующая дефекация будет еще болезненнее и труднее. В такой ситуации стоит: 

  • обратиться к педиатру. Возможно он назначит легкое слабительное, 
  • включить в меню ребенка больше овощей, фруктов и воды,
  • не начинать приучение к горшку, если у ребенка присутствуют запоры. Сначала нужно решить эту проблему.

Если ребенок терпит, вместо того, чтобы пойти на горшок по-маленькому

Бывает, родители сталкиваются с тем, что ребенок отказывается писать в горшок. Важно помнить, что есть определенные нормы для количества мочеиспусканий в день: 

  • для детей от года до 3 лет — 10-12 раз в сутки, 
  • от 3 до 5 лет — 6-8 раз в сутки.

Нельзя, чтобы ребенок долго терпел, так как у него формируется привычка. В результате он может перестать чувствовать, когда ему нужно в туалет. Также могут возникнуть различные проблемы со здоровьем. Например, инфекция мочевыводящих путей, растяжение мочевого пузыря и т. д.

Перечислим возможные причины, из-за которых малыш терпит, вместо того, чтобы сходить на горшок.

  1. Медицинские проблемы. Убедитесь, что мочеиспускание не вызывает болезненных ощущений у ребенка.
  2. Ребенок еще не готов к горшку. Возможно, стоит временно вернуться к подгузникам и отложить обучение на месяц. Это поможет избежать возникновения у ребенка невроза в этой сфере.
  3. Неудобная форма горшка или он неустойчивый. Ребенку некомфортно на нем сидеть, что создает психологический дискомфорт. Не всем подходит музыкальный горшок, так как его звук может отрицательно воздействовать на процесс мочеиспускания.
  4. Негативное подкрепление. Если вдруг ребенок описался, родители его ругают. А когда сажают на горшок, малыш начинает с неприязнью относиться к этому процессу, испытывает чувство стыда и старается ходить в туалет как можно реже. 
  5. Слишком сильное эмоциональное давление или попытки принудительно усадить ребенка на горшок. Когда в семье все напряжены из-за того, сходил малыш на горшок или нет, это сказывается на эмоциональном состоянии ребенка. В результате ребенок хочет снять с себя такую ответственность и старается обходить стороной предмет, от которого так много проблем.

Если ребенок ходит по-маленькому, но не ходит по-большому

Перечислим возможные причины.

  1. Малыш еще не дорос до горшка по физиологическим или эмоциональным параметрам. Нужно отложить этот вопрос на некоторое время.
  2. Наличие психологических страхов. Возможно, неправильное поведение родителей в момент первого знакомства с горшком или фантазии ребенка приводят к тому, что он не может расслабить мышцы именно на горшке. Проконсультируйтесь с психологом. Может быть, он порекомендует сказкотерапию или другие методы, чтобы нивелировать эту проблему.

Научиться ходить на горшок по-большому для ребенка сложнее, чем по-маленькому.

Что можно сделать:

  • пусть ребенок какает в подгузник, но только в ванной;
  • через неделю пусть садится в подгузнике на горшок;
  • затем можно вырезать отверстие в подгузнике и надеть его перед туалетом. Так ребенок будет чувствовать безопасность, ведь его привычная «одежда» на месте.
  • через неделю можно попробовать уже надеть трусики. 

Если ребенок ходит по-большому, но не ходит по-маленькому

Эта ситуация нетипична и встречается редко. Если ваш ребенок ведет себя именно так, стоит обратиться к специалисту.

Если ребенок ходил на горшок, а потом перестал

Такой регресс может произойти в ряде случаев.

  • Под воздействием стресса: болезнь ребенка, появление в семье брата или сестры, переезд, новое место для сна.
  • Из-за запора. Неприятные ощущения ассоциируются у малыша с горшком.
  • Возможно, ребенок не до конца был приучен к горшку. Он это делал не самостоятельно и еще не осознавал связь: он хочет в туалет, поэтому идет на горшок. В результате с ребенком часто происходят «аварии», когда его уже переодели в трусики. Поэтому он хочет вернуться к подгузникам.

Отзывы и рекомендации экспертов

Галия Багдалова, врач-педиатр, заведующая педиатрического отделения, лектор Академии Медицинского образования, наставник врачей-педиатров:

— Сейчас мы действительно отодвигаем возраст эмоциональной готовности ребенка к приучению к горшку, когда он это будет делать осознанно. Ближе к 3 годам дети готовы к тому, чтобы сидеть на горшке, не играя, а, понимая, для чего он там сидит. Очень часто я как педиатр сталкиваюсь с достаточно насильственным приучением горшку. Это веяния еще прошлых лет. У родителей есть установка еще от бабушек: «Ребенок в год уже должен ходить на горшок. Никаких подгузников!». Такой подход часто приводит к развитию функционального запора. Мама начинает под давлением бабушек и родственников приучать ребенка к горшку раньше срока. Ребенок может получить однократную болезненную дефекацию. После этого у него горшок ассоциируется с болезненными ощущениями, и он, конечно, больше не хочет к нему подходить. В результате ребенок прячется, какает стоя, за шторками, за диваном, чтобы его не видели, чтобы его не мучили.

Что нужно сделать родителям, чтобы процесс приучения прошел гладко?

1. Пройти тест. Он даст понимание, готов ли эмоционально ребенок к горшку.

На каждый из простых вопросов дайте ответ: ДА или НЕТ.

  • Вашему малышу уже исполнилось 18 месяцев?
  • Ребенок может уверенно садиться, вставать и ходить сам?
  • Замечали ли вы его недовольство мокрым подгузником или штанишками?
  • Ваш ребенок пробует повторять какие-либо действия за вами?
  • Малыш понимает смысл обращенной к нему речи?

Результат: чем больше ваших ДА, тем вероятнее, что малыш готов к сознательному пользованию горшком.

2. Когда будете покупать горшок, обязательно возьмите ребенка с собой и позвольте ему сделать выбор самостоятельно. Нужно, чтобы он ему нравился и вызывал положительные эмоции. Это лайфхак от моих пациентов.

3. Сажать на горшок в максимально игровой форме. Покажите, как сидит на горшке кукла и любимая игрушка ребенка. 

4. Обязательно поощряйте все удачи ребенка, когда ему удалось применить горшок по назначению. Ни в коем случае не фиксируйте его внимание на неудачах, если вдруг малыш пописал или покакал в штаны. Это вообще запрещено! Очень важно всегда взаимодействовать с ребенком на позитивном подкреплении.

5. Читать книги про какашки. Я всегда рекомендую читать их перед тем, как ребенок начинает ходить на горшок. Посоветую следующие книги:

  • «Барашек Бяша идет на горшок», Е. Ульева 
  • «Наш котенок — умничка. Книжка-игрушка», Н. Моргунова 
  • «Ходим на горшок», Г. Меламед
  • «Что в твоем подгузнике? Я иду на горшок», Г. Генехтен
  • «Горшок. Книга для взрослых мальчиков» (есть и для девочек), Х. Говарт

6. Нельзя приучать ребенка к горшку, если у него есть признаки функционального запора: сдерживание дефекации, болезненная дефекация, дефекация стоя, сухие «козьи» какашки, эпизоды алой крови в дефекациях, что свидетельствует о появлении трещин слизистой прямой кишки. Функциональный запор развивается из-за многих факторов. Например, это может быть этап введения прикорма или отлучения от груди

Мария Скрынникова, клинический психолог, педагог-психолог, специалист в области семейной и детской психологии:

— Вопрос приучения к горшку — это вопрос сепарации ребенка от родителя. Любой приобретенный малышом навык позволяет ему стать самостоятельнее и отделиться от родителя. Сейчас распространена тенденция затяжного ношения подгузников. В то время, когда постепенно нужно уходить от их использования, ребенка продолжают в них одевать. Причина — удобство родителей. Естественно, когда ребенок подрастает, он привыкает к подгузнику и другой способ хождения в туалет вызывает дискомфорт. Родители, понимая, что уже пора, резко начинают избавляться от подгузников. Соответственно, ребенок начинает терпеть, и происходит запор. Так получается застревание на определенной стадии развития, то есть все вокруг, в том числе ребенок, сосредоточивают свое внимание на одной проблеме, следовательно, психологическое развитие немного замедляется и у ребенка формируются определенные привычки и повышается тревожность.

Популярные вопросы и ответы

Постараемся ответить на некоторые вопросы, которые волнуют родителей.

Может ли отказ от горшка свидетельствовать о проблемах с развитием ребенка?

Иногда родители могут неправильно связывать успехи ребенка в обучении горшку с его умственным развитием или оправдывать его нежелание учиться характером. Например, можно услышать такие реплики: «Он у нас такой упрямый (ленивый, непослушный), поэтому не ходит на горшок». В этом вопросе нужно учитывать характер и темперамент ребенка. Возрастные нормативы для приучения к горшку имеют широкие границы. Поэтому, возможно, малыш еще не готов к горшку.

Умение пользоваться горшком зависит от зрелости центральной нервной системы. Оценить ЦНС можно на основании параметров психического, моторного, эмоционального и речевого развития. Признаки готовности к туалетному обучению ребенка:

● ребенок остается сухим около 2 часов подряд в течение дня;
● может сидеть и самостоятельно ходить; 
● понимает слова, которые обозначают процессы физиологических отправлений («писать», «какать») и использует их; 
● знает для чего нужны горшок и унитаз, 
умеет подражать взрослому, хочет показать свою независимость; 
● говорит фразами (из двух слов и более); 
● способен жестами или словами сигнализировать о потребности сходить в туалет; 
● может или пытается самостоятельно снимать подгузники при попытке воспользоваться горшком (5).

Может ли ребенок сам заинтересоваться горшком или его обязательно нужно приучать?

Отвечает педиатр Галия Багдалова:

— Да, ребенок может сам заинтересоваться горшком, если у него есть пример родителей и информация, для чего он нужен. Также если на  малыша не давят и он сам выбрал этот горшок. Родители должны на собственном примере показать, что они ходят в туалет для того, чтобы пописать и покакать. Ребенок, который не видит примера, он не понимает, зачем его на этот горшок сажают. Когда он понимает, что так делают родители, это позитивно подкрепляет.

Может ли ребенок миновать «стадию горшка» и сразу научиться пользоваться унитазом после подгузников?

Врач-педиатр Галия Багдалова объясняет:

– Стадию горшка в принципе можно миновать. Главное, на унитазе должна быть специальная накладка, чтобы попа ребенка не проваливалась. Действительно есть детки, которые просто не хотят сидеть на горшке, им нравится чувствовать себя взрослым. В этом случае обязательно нужно ставить подставку под ноги, чтобы между животом и бедром формировался острый угол. Это физиологическое положение, в котором дефекация будет проходить максимально легко и мягко.

Клинический психолог Мария Скрынникова подтверждает:

— Такое возможно, если есть специальные устройства, которые ребенок может сам применить для взрослого туалета. Если приспособлений нет, то ребенок вынужден постоянно обращаться к родителям, и у него затормаживается сепарация, да и в последствии могут возникнуть проблемы с горшком в детском саду с последующими запорами. Затяжная сепарация может привести к инфантильности, капризности, тревожности и другим психологическим проблемам.
  1. С. Шарков Воспитание первичных санитарно-гигиенических навыков у детей раннего возраста // Вопросы современной педиатрии, 2010.
    URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-pervichnyh-sanitarno-gigienicheskih-navykov-u-detey-rannego-vozrasta
  2. В. Студеникин, С. Шарков Рекомендации по воспитанию санитарно-гигиенических навыков у детей раннего возраста // Педиатрия. Журнал им. Г. Н. Сперанского, 2010.
    URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rekomendatsii-po-vospitaniyu-sanitarno-gigienicheskih-navykov-u-detey-rannego-vozrasta
  3. С. Шарков, В. Студеникин, Ю. Акоев, С. Яцык  Рекомендации по приучению к горшку: данные Американской академии педиатрии // Журнал Педиатрическая фармакология.
    URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rekomendatsii-po-priucheniyu-k-gorshku-dannye-amerikanskoy-akademii-pediatrii 
  4. Г. Каркашадзе, Л. Намазова-Баранова, О. Маслова, С. Лазуренко, У. Клочкова, С. Зоркин, Е. Комарова, О. Денисова Формирование туалетных навыков у детей в Москве. Результаты ретроспективного исследования. Часть I // Журнал Педиатрическая фармакология, 2012.
    URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-tuletnyh-navykov-u-detey-v-moskve-rezultaty-retrospektivnogo-issledovaniya-chast-i 
  5. В.М. Студеникин, С.М. Шарков Ретроспективная оценка международной практики подходов к «туалетному обучению» детей // Вопросы современной педиатрии, 2009.
    URL: https://cyberleninka.ru/article/n/retrospektivnaya-otsenka-mezhdunarodnoy-praktiki-podhodov-k-tualetnomu-obucheniyu-detey