Прекрасно, если пятилетка свободно общается, с удовольствием отвечает на вопросы и умеет рассказать о своих чувствах. Но в некоторых семьях ребенок еще не говорит в 5 лет или произносит слова так, что его трудно понять. Причины могут быть разными, но проблема, которая ждет таких детей впереди, очевидна. Ребенка пора готовить к школе, а без нормально сформированной речи сделать это крайне сложно. Узнайте какие решения предлагают специалисты.
Что нужно знать о речевом аппарате пятилетнего ребенка
Словарный запас | 2500-3000 слов |
Звукопроизношение | В норме ребенок владеет всеми звуками родного языка и правильно использует их в речи |
Понимание состава слова | Может назвать все звуки в слове по порядку |
Особенности речи | Применяет обобщающие слова: «животные», «растения», «игрушки» и др. Почти не использует причастия, или они неправильные: «разорватый». |
Возможные ошибки | Переставляет слоги только в новых трудных словах, вроде «экскаватор». Иногда путает близкие по смыслу морфемы: «подошел» — «пришел» |
Ребенок вообще ничего не говорит в 5 лет
Ситуации, когда до старшего дошкольного возраста малыш не научился разговаривать — большая редкость. Полное отсутствие слов при сохранном интеллекте и нормальном слухе называют алалией. На сложности в развитии речи влияют самые разные причины:
- нарушения нервной системы, которые сформировались во время беременности;
- травмы и мозговые заболевания, которые ребенок перенес в доречевой период развития;
- дефекты или индивидуальные особенности артикуляционного аппарата, например, короткая уздечка, проблемы с прикусом;
- нарушения слуха;
- психические особенности ребенка;
- аутизм;
- недостаточное внимание со стороны близких;
- перенесенный стресс (1).
Чтобы понять, отчего не говорит ребенок, потребуется время и обследования у специалистов.
Что делать, если ребенок в 5 лет не говорит «мама», «папа», «дай» и другие простые слова
Необходимо начинать с выяснения причин. Важную роль играет наследственность. Если кто-то из близких родственников в семье страдает косноязычием, малыш тоже может испытывать сложности с произношением простых слов.
При плохо развитой речи пятилетний ребенок может не иметь проблем со слухом и интеллектом, но говорить «лепетными» отрывистыми словами. Он дополняет их жестами и мимикой так, что его разговор мало понятен для окружающих.
Если ребенок в 5 лет не говорит даже самые простые слова, родители должны показать малыша врачу. Для начала — педиатру. Затем проверить слух у отоларинголога, убедиться, что нет глухоты. Разобраться с психическими причинами нарушений речи семье помогут невролог, дефектолог, психолог и психиатр.
Рассказывает логопед Марина Студнева:
— Отсутствие речи в 5 лет — серьезная проблема. Чтобы ее решить, необходимо изучить здоровье и состояние ребенка с разных направлений. Малыш должен быть развит физически, эмоционально и сенсорно. Родителям не стоит самостоятельно искать причину отсутствия речи и делать что-то в домашних условиях без консультации со специалистами. Чтобы исключить медицинские патологии, ребенка нужно показать отоларингологу, неврологу, психиатру. Если патологии не выявлены, обратиться за помощью к логопеду-дефектологу, психологу. Если диагностирована патология, начинают комплексное лечение. В таких случаях коррекцией занимаются команда педагогов и медиков.
Ребенок не говорит в 5 лет предложениями
Соединять слова дети начинают уже в 2-3 года. Если этого не произошло до 5 лет, нужно проконсультироваться у специалиста — причем, желательно не ждать до этого возраста. Общее недоразвитие речи — логопедическая проблема, поэтому стоит начать с диагностической консультации у логопеда.
Ребенок не говорит в 5 лет отдельные слова или слоги
Вина за небольшой словарный запас и ошибки в произношении, как правило, лежит на родителях. Беспечное отношение к развитию речи, вроде «настанет время, и научится сам», приводит к тому, что ребенок заметно отстает от сверстников.
Причины могут быть разные. Например, иногда взрослые «сюсюкают» с малышом и сами произносят не все слоги в словах, а тот просто повторяет за ними.
Некоторым пятилеткам, особенно молчунам, свойственна невнятность произношения. Они хорошо мыслят, способны воспринимать большой объем информации, часто задают много вопросов и при этом могут не произносить в предложении целые слова, «забывают» отдельные слоги или используют неверные падежные окончания.
Если вам кажется, что пятилетка очень плохо говорит для своего возраста, его стоит показать педиатру. Тот, при необходимости, направит на консультацию к врачам-специалистам. Коррекцией общего недоразвития речи у детей занимаются логопеды. Опытный специалист всегда работает индивидуально, учитывает уровень речевого развития ребенка.
Для грамотной коррекции речи малыша лучше отдать в специальную группу детского сада или записать на занятия к логопеду-дефектологу.
Ребенок не говорит в 5 лет «р» или другие звуки
Малыши старшего дошкольного возраста обычно произносят все правильно. Сложности могут вызывать трудные по артикуляции согласные С, З, Ц, Ш, Щ, Ж, Ч, но в этом возрасте такие нарушения не считаются патологией. Замена самого сложного в произношении «Р» на «Л» или «В» встречается даже у шестилеток. Однако если такая проблема есть в 5 лет, лучше обратиться к логопеду.
— К этому возрасту процесс овладения звуками обычно завершен, поэтому у пятилетнего ребенка речь не имеет искажений в звукопроизношении, — рассказывает логопед Марина Студнева. — Он способен сам задавать вопросы, отвечает на вопросы взрослого, рассказывает о своих наблюдениях, переживаниях, впечатлениях, делает умозаключения и пересказывает сказки. Речь внятная, плавная, выразительная. Ребенок активно употребляет сложные предложения, грамматические ошибки встречаются редко. К пяти годам появляется интерес к овладению грамотой. Ребенок замечает в словах отдельные звуки, а простые слова может проанализировать полностью.
Что делать, если ребенок не говорит в 5 лет
В такой ситуации тянуть с решением речевых проблем нельзя. Рассказываем, к кому обратиться при нарушениях речи.
Лечение задержки речевого развития
Если у вашего ребенка диагностировали недоразвитие речи, не стоит впадать в отчаяние. Например, Альберт Эйнштейн в детстве отставал от сверстников и начал говорить поздно. И этот случай не единичный. Важно понимать, что проблема действительно есть, и решать ее нужно вместе со специалистами.
Лекарства
Задержка речевого развития — не болезнь, поэтому грамотнее говорить не о лечении, а о коррекции. Как правило, проблема проявляется у детей, которых дефектологи относят к «группе риска». В анамнезе они имеют отягощенную беременность и роды.
Ученые говорят о речевом развитии от 1 года до 6 лет как о сензитивном (2). Дошкольники очень чувствительны к восприятию речи других людей. На формирование у них словарного запаса и произношения влияют разные внешние и внутренние факторы.
Если диагноз «задержка речевого развития» подтвержден, проблему корректируют при помощи физиотерапии, массажа и лекарств. Имейте в виду, что самостоятельный подбор медикаментов недопустим, это может сделать только врач.
Занятия с логопедом
Работа по преодолению общего недоразвития речи занимает много времени. Логопед проводит диагностику, занимается с ребенком упражнениями для разминки губ, челюстей, растяжки подъязычной связки и верхнего подъема языка. Учит малыша дыхательной логопедической гимнастике и проводит упражнения по постановке отдельных звуков.
Чем раньше начнет работать логопед, тем лучше он сможет помочь и тем правильнее будет развиваться ребенок.
Как помочь ребенку заговорить в домашних условиях
Вот простые рекомендации, которые помогут в развитии речи малыша 5 лет:
- проанализируйте, как вы разговариваете друг с другом и малышом дома, оцените речевую среду в детском саду, во дворе, у родственников, куда приезжает ребенок: нервозная обстановка и повышенный тон не способствуют формированию нормальных речевых навыков;
- общайтесь с пятилеткой спокойно, доброжелательно, не подшучивайте над неверно построенными фразами;
- поощряйте детское любопытство, побуждайте малыша рассказывать о своих наблюдениях, снах, мечтах и увиденных фильмах;
- ведущая психическая деятельность в 5 лет — это игра, поэтому активно используйте игровые приемы и звукоподражание в общении;
- речь стимулирует развитие мелкой моторики: занимайтесь лепкой, рисованием, конструированием;
- чтобы сформировать правильную артикуляцию, давайте малышу жевать сухофрукты, надувать шарики и мыльные пузыри;
- чтобы пополнять детский словарный запас, читайте книги, беседуйте, рассказывайте ребенку сказки и играйте в интересные сюжетно-ролевые игры (3).
Отзывы логопедов о речи пятилетнего ребенка
Комментирует логопед-дефектолог Светлана Каткова:
— Если малыш развивался нормально, скорее всего, к 5 годам его речь будет полностью сформирована. В этом возрасте дети уже имеют связный, развитый и активный разговор, пользуются в ходе общения развернутыми фразами, говорят спокойно, точно отвечают на вопросы, способны рассказать о событиях, свидетелями которых были.
Иногда они еще допускают ошибки — аграмматизмы: например, говорят «карандашов», а не «карандашей». Если это единичные случаи, помощь логопеда не нужна, если аграмматизмов много, лучше позаниматься со специалистом.
По своей практике скажу: родители 5-летних детей чаще всего обращаются именно за коррекцией звукопроизношения и подготовкой к школе. В этом возрасте в речи могут отсутствовать звуки Р и Л, что является нормой. К 6 годам они, скорее всего, появятся. Если же речь звучит искажено, или звуки долго не формируются, лучше обратиться к логопеду за помощью. Все это можно исправить в спокойном темпе до школы.
Для формирования красивой и правильной речи необходимо развивать мышление, восприятие, тренировать память и логику. Если вы занимаетесь с ребенком дома, но наблюдаете в речи какие-либо расхождения с нормальным звучанием, слова произносит невнятно, а предложения несвязные, обратитесь к логопеду для проведения диагностики.
Своим мнением поделилась логопед Марина Студнева:
— Из опыта работы могу отметить, что если пятилетний ребенок не говорит — это трудности в области коммуникации. Когда понимание и использование речи отличается от того, что должно быть по возрасту, будет отставание и в других областях. Ведь речь — это высшая форма коммуникации, которая зависит от сенсорной и эмоциональной стабильности ребенка. Родители и специалисты должны обратить внимание, как лучше сбалансировать развитие. Для этого необходимо также оценить:
- физические навыки: развитие крупной и мелкой моторики, манипуляции с предметами, рисование;
- развитие мотивации и когнитивные навыки: мышление, обучение, решение проблем, внимание, память;
- навыки самообслуживания;
- социальные и эмоциональные навыки: взаимодействие с другими, совместная игра.
Популярные вопросы и ответы
На вопросы о речи дошкольников, которые интересуют читателей, отвечает логопед-дефектолог Светлана Каткова.
Как подготовить ребенка к школе, если он в 5 лет не говорит?
Что делать, если ребенок в 5 лет не говорит и не ест после стресса?
Нужно ли обращаться к врачу или логопеду, если ребенок не говорит в 5 лет?
Что делать, если ребенок в 5 лет не говорит в детском саду?
Что способствует развитию речи ребенка?
Какой диагноз ставят, если ребенок в 5 лет не говорит?
Источники
- Отставание развития речи в практике педиатра и детского невролога. Н. Н. Заваденко и др. // Вопросы современной педиатрии. 2015.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otstavanie-razvitiya-rech i-v-praktike-pediatra-i-detskogo-nevrologa - Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста. Л. А. Боровцева Л. А., Л. Ф. Козодаева // Гаудеамус. 2015.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pr ofilaktika-rechevyh-narusheniy-u-detey-rannego-vozrasta - Е. И. Тихеева. Развитие речи детей. М. 2020.
URL: https://urait.ru/bcode/457094