В этом возрасте ребенок должен говорить достаточно хорошо. Но бывает, что малыш не может изъясняться предложениями, пропускает слоги и звуки в словах или вообще не разговаривает. Разбираемся вместе со специалистами, что делать в такой ситуации, и как родители могут помочь ребенку, который не говорит в 4 года.
Что нужно знать о речевом аппарате четырехлетнего ребенка
Особенности речи | Появляются придуманные слова. Бывают ошибки в логическом построении фраз, в согласовании слов. |
Словарный запас | От 800 до 2000 слов (1). |
Грамматический строй речи | К 4 годам ребенок говорит простыми распространенными предложениями, использует почти все части речи. |
Связность речи | Ребенок отвечает на вопросы по иллюстрации. Может рассказать небольшой стих или пересказать сказку. Строит логические цепочки. |
Звукопроизношение | Звуки «ж», «ш», «ч», «щ», «с», «з», «ц» дети произносят нечетко. Звуки «л», «р» заменяют или пропускают. |
В три года речь малыша состоит еще из коротких предложений: 3-4 слова. Ближе к рубежу четырех лет фразы становятся более длинными и развернутыми. В речи ребенок использует слова, которые обозначают цвет, величину, признаки предмета: чистый, гладкий и др. Часто в этом возрасте дети-дошкольники могут придумывать новые слова: «ползук», «всамделишный», «ворунишка», «бананас». Этот важный этап в развитии малыша называется словотворчеством.
Бывает, что дети переставляют слова в предложении: «Я гулять нет пойду. Я хочу нет». Или неверно согласуют: «Мне купили много игрушков, один колесо». Иногда пропадает предлог: «мячик упал стол» — «мячик упал под стол». Ребенок может заменять слова близкими по смыслу: «полили чай» вместо «налили чай». Все это укладывается в норму речевого развития (2).
Шипящие, свистящие, звуки «л», «р» в этом возрасте даются детям с трудом, поэтому они их или пропускают, или заменяют более легкими: лошадка — «лосадка», лампа — «ампа», рука — «люка», «йука», лодка — «йодка», собака — «абака». При стечении нескольких согласных могут добавлять лишний гласный: медведь — «медиветь», переставлять местами слоги в сложных словах: ромашки — «марашки».
Помимо речи в четыре года нужно оценивать общее развитие малыша: двигательную активность, желание общаться и подражать. Ребенок в этом возрасте должен понимать, что ему говорят и выполнять двух или трехшаговую инструкцию взрослого: «Возьми книгу, отнеси ее в комнату и положи на стол».
Дошкольники любят слушать сказки, рассказы и стихи. Они уже могут пересказать небольшую историю или запомнить небольшой стишок.
Ребенок вообще ничего не говорит в 4 года
Развитие речи — сложный процесс. В нем задействованы органы слуха, зрения, дыхание и нервная система. Важный период формирования речевых навыков — от одного года до пяти лет (3).
Если малыш ничего не говорит к трем годам — это указывает на значительную задержку речевого развития (4).
— В три года ребенок уже активно пользуется речью, и если ее нет — это тревожный симптом, который говорит о том, что у ребенка что-то нарушено, — поясняет учитель-дефектолог высшей квалификационной категории, сурдопедагог, логопед Екатерина Андреева.
Если такая тенденция сохраняется в четыре года, это может указывать на тяжелое нарушение речи, слуха или интеллектуального развития. Поэтому на такой симптом нужно всегда обращать должное внимание (5).
Что делать, если ребенок в 4 года не говорит «мама» и другие простые слова
Примерно к году у ребенка появляются первые слова. Он говорит двойные одинаковые слоги: «бо-бо», «ма-ма», «па-па». К четырем годам в лексиконе малыша должны появиться развернутые фразы. Если он до сих пор пользуется лепетными словами, звукоподражаниями, подкрепляя речь мимикой и жестами, такая ситуация может указывать на общее недоразвитие речи. Например, малыш вместо слова дедушка говорит слог «де». Одним и тем же слогом он может называть разные предметы: «биби» — это и самолет, и машина, и кораблик (1).
Даже если ребенок что-то говорит, но в его лексиконе 20 и менее слов — это сигнал, что необходимо обратиться к специалистам.
Ребенок не говорит в 4 года предложениями
Переход к фразовой речи в норме начинается на втором году жизни малыша. Иногда родители уповают на то, что у ребенка синдром Эйнштейна. Биографы знаменитого ученого пишут, что он заговорил предложениями лишь в пять лет. Но считается, что, если ребенок не складывает слова в предложения к 2,5 годам, его обязательно нужно отвести к детскому неврологу и логопеду (6).
Встречаются ситуации, когда в четыре года у ребенка большой словарный запас — до нескольких десятков слов. Но он не может связать их друг с другом.
Например: «Саша сок стакан» вместо «Саша пьет сок из стакана».
Или в предложении он использует существительные в именительном падеже, а слова соединяет без предлогов. Это может быть признаком каких-то речевых расстройств (5).
Также ребенку бывает трудно говорить предложениями, потому что у него слабая слуховая память. Порой даже самые простые фразы: «Ваня, иди» или «Катя, спи» — ему сложно запомнить и сказать. В этом случае нужно учить с малышом короткие стихи и попевки (6).
Ребенок не говорит в 4 года отдельные слова или слоги
— Такие отклонения указывают на серьезные проблемы речи, — предупреждает логопед-дефектолог Светлана Каткова.
В возрасте четырех лет у детей еще встречаются ошибки в произнесении звуков, но речь ребенка должна быть понятна незнакомым людям (4).
Ниже расскажем, какие ошибки допустимы.
- В словах, состоящих из нескольких неоднородных частей («тетя»), дети могут пропускать один из слогов, сохраняется ударный: собака — «бака».
- Иногда в слове ребенок сохраняет неударный слог, если ударный включает трудный для произнесения звук: болит — «бо», кастрюля — «люля».
- Еще дети сокращают сложные и длинные для них слова. Например, вместо «автомобиль» могут сказать «атабиль», велосипед превращается в «сипед», а книга — в «нигу».
Если пропуск слов и слогов сочетается с другими проблемами: бедный словарный запас, речь непонятна окружающим и замедлена, неправильно используются выражения — в этом случае нужно пройти диагностику у специалистов (1).
Ребенок не говорит в 4 года «р» или другие звуки
У детей последними появляются сложные по артикуляции шипящие «ш», «ж», «ч», «щ», свистящие «с», «з», «ц».
Позднее всего, иногда лишь к 5-6 годам, ребенок начинает произносить правильно «р» и твердое «л».
В четыре года допустимо, если малыш заменяет сложные звуки более простыми: «л» и «й» вместо «р»; «ф» вместо «ш». Шипящие и свистящие — звуками «т» и «д». Например, ребенок говорит «табака» вместо «собака», «тюмка» — сумка, «тяска» — чашка, «тяпка» — шапка. Такие недостатки речи можно исправить упражнениями для укрепления мышц языка и губ (5).
Также дети пропускают звуки, если рядом стоят сразу несколько согласных. Ребенок произносит лишь один из них: большой — «босой», мальчик — «мачик», девочка — «девича».
Нужно обратиться к логопеду, если:
- малыш произносит звуки каким-то необычным образом: «картавое» «р», «шепелявое» «с», произносимое с раздуванием щек «ш».
- вместо «р» ребенок произносит звук, которого нет в русском языке или заменяет его на «г», «н», «в» и другие.
Встречаются ситуации, когда некоторые звуки употребляются то правильно, то нет. Например, «р», «л», «с» ребенок может произнести правильно по отдельности, а в предложении использовать неверно: «Стоял стлогает дошку» вместо «Столяр строгает доску». В таком случае нужно развивать фонематический слух и правильное произношение звуков (1).
Что делать, если ребенок не говорит в 4 года
Сначала необходимо выяснить причину отставания речи. Ученые полагают, что гены и среда могут привести к задержке речевого развития в возрасте от трех до пяти лет (7).
Результаты исследований показали, что дети с такой проблемой «слушают» правым полушарием мозга. Малыши с нормальным речевым развитием обычно воспринимают информацию левым полушарием (8).
Факторы, которые могут влиять на речь:
- патология во время беременности и родов;
- задержка психического развития;
- неправильная работа артикуляционного аппарата;
- нарушения слуха ребенка;
- последствия после вакцинации;
- энцефалиты;
- менингиты;
- повышенное внутричерепное давление;
- гипотрофия;
- проблемы со строением речевого аппарата;
- недостаточное общение с ребенком в семье;
- билингвальная среда;
- плохое физическое состояние ребенка;
- перенесенные тяжелые заболевания в раннем возрасте;
- аутизм (9);
- ребенок родился раньше или позже срока;
- гипоксии;
- влияние генетики (3).
Выявить, что повлияло на задержку речевого развития, можно с помощью комплексного обследования.
Первые специалисты, к которым должны обратиться родители, — невролог и логопед. Исследователи определили, что у 95,5% детей дошкольного возраста с нарушениями речи имеется неврологическая патология (3).
Невролог проведет обследования головного мозга: ЭЭГ, ЭхоЭГ, сканирование головных артерий. Это позволит исключить аутизм, олигофрению и другие заболевания. Логопед посмотрит, все ли в порядке с речевым аппаратом, проверит слуховые и зрительные реакции, качество речи, словарный запас.
Может понадобиться консультация других специалистов:
- дефектолога;
- сурдолога;
- оториноларинголога;
- психолога;
- психиатра;
- эндокринолога;
- генетика.
Алгоритм обследования может выглядеть следующим образом:
- мониторинг нервной системы;
- оценка интеллектуального развития и невербального интеллекта;
- аудиометрия и слуховые вызванные потенциалы;
- электроэнцефалография — рутинная и с включением сна;
- нейровизуализация — магнитно-резонансная томография головного мозга, компьютерная томография черепа, височных костей;
- проведение специальных генетических тестов (4).
Лечение задержки речевого развития
Выявив причину задержки, врач подбирает соответствующее лечение. Оно может включать медикаментозную поддержку, физиотерапию, коррекционные упражнения.
В зависимости от уровня речевого развития ребенка логопед может использовать на занятиях:
- логопедический массаж щек, губ, определенных точек языка;
- артикуляционную гимнастику;
- коррекционные и дидактические упражнения;
- упражнения на развитие слухового и зрительного восприятия и внимания;
- методики для расширения активного и пассивного словарного запаса;
- обучение связному высказыванию.
Как помочь ребенку заговорить в домашних условиях
Если малыш плохо говорит в четыре года, догнать сверстников ему помогут не только специалисты, но и родители. Для максимального результата нужно заниматься каждый день.
Развитие общей моторики
Упражнения улучшают координацию ребенка. С их помощью он учится сочетать движения со стихами (6). Ниже — пример, который можно использовать на занятии.
«Часы»
На стене часы висели. (Приседаем)
Тик-так, тик-так. (Покачиваем руками из стороны в сторону)
Тараканы стрелки съели. (Разводим и сводим руки)
Тик-так, тик-так.
Мыши гири оторвали. (Делаем хватающие движения)
Тик-так, тик-так,
И часы ходить не стали. (Поднимаем и опускаем плечи)
Тик-так, тик-так.
Дыхательная гимнастика
«Листочки»
Расскажите ребенку, что на деревьях уже появились первые разноцветные листочки. Они постепенно опадают. Привяжите на ниточке настоящий листок или сделайте из бумаги. Пусть малыш подует на него.
Артикуляционная гимнастика
Расскажем про несколько упражнений.
- «Волшебное окно»: предложите малышу представить, что его рот — это волшебное окно, которое открывается и поет, когда на него попадает свет фонарика. Посветите на рот ребенка, а малыш в ответ должен произнести звук «о» в течение 3-5 секунд.
- «Кошечка» — упражнение с игровой ассоциацией. Спросите у малыша: «А ты видел, как облизывается кошка после вкусной еды? Сможешь также? Давай попробуем языком облизать верхнюю губу. А теперь нижнюю».
- «Прятки». Предложите ребенку: «Покажи, какой у тебя длинный язык. Тут к нам прилетела ворона (или другой персонаж, можно использовать игрушку). А теперь быстренько спрячь его, чтобы ворона не утащила!»
Упражнения для развития восприятия речи и внимания
Ребенок участвует в играх любым доступным способом: жестом, мимикой, действием.
- «Дай мне»: учим запоминать и выбирать одну игрушку из нескольких.
- «Кто пришел, а кто убежал?»: ребенок определяет, какую игрушку добавили или убрали со стола.
- «Что лишнее»: малыш учится выделять общий признак для нескольких предметов. Он должен найти лишнюю из трех или четырех игрушек или картинок.
- «Чья тень?»: ребенок находит предмет по его контурному изображению или тени.
- «Прятки»: нужно найти игрушку по вопросу «Где?». Сначала несколько раз прячем предмет в одном и том же месте, а потом меняем дислокацию. Таким образом малыш усваивает значение вопроса «Где?». В дальнейшем спрашиваем по-другому: «Кто?», «Куда?», «Откуда?», «С кем?»
Упражнения по развитию речи
Приведем несколько примеров, которые можно использовать дома.
- «Повтори за игрушкой»
Для стимуляции речевой активности детей полезно использовать пальчиковые куклы или игрушку. Малыш учится повторять за игрушкой имена близких, голоса животных (му-му, ав-ав, ко-ко, мяу и др.), звуки музыкальных инструментов (ду-ду-ду, бам-бам и др.), облегченные слова (би-би, ту-ту и др.).
- «Что звучит?»
Ребенок угадывает звучание музыкальных инструментов — барабана, маракасов, колокольчика и других, голоса птиц и животных, звуки природы. Для начала можно подкреплять материал картинками. Во время игры обучаем малыша пользоваться не только существительными, но и глаголами, указательными местоимениями, а также учим составлять двухсловные предложения (10).
- «Оживляем картинку»
На рисунке сначала показываем наиболее важные детали. Потом обводим пальцем ребенка изображение и озвучиваем персонажей. Например, рассматривая машинку, можно сказать: «Это машинка. Она едет и гудит: «Би-би-би!».
В время этих упражнений малыш тренируется произносить звуки и слова вместе с родителями, а затем старается говорить самостоятельно (6).
Расскажем, чем еще можно заниматься дома для развития речи:
- разговаривайте с малышом как можно чаще — включайте его в семейные разговоры, спрашивайте, даже если он пока не может вам ответить;
- употребляйте не только полные названия, но и их «детские» облегченные варианты, но при этом не сюсюкайте;
- используйте в речи простые конструкции: «Подойди сюда», «Дай ручку», «Идем купаться»;
- побуждайте ребенка говорить слова, а не использовать жесты;
- много читайте вместе, повторяйте стихи и сказки, несложные рифмы;
- обсуждайте с малышом прочитанное: «Про кого была эта сказка? А какого цвета был колобок? Каким голосом говорила мышка?»;
- комментируйте свои действия, говорите четко;
- не ругайте малыша за неправильное произношение;
- периодически делайте ребенку массаж пальцев;
- проводите пальчиковые игры, иллюстрируя стихи, изображая шум дождя или ход часов;
- массируйте подушечки пальцев во время игр с песком или занятий аппликацией: например, на листе цветной бумаги нарисуйте контур колобка или цветок и намажьте его клеем, заполните пространство внутри рисунка ватой или кусочками разноцветной бумаги;
- помогает развивать речь, когда ребенок рассказывает что-то о своих поделках: например, можно лепить только головы героев и надевать их на пальцы малыша, разыгрывая сюжет сказки;
- вместе рисуйте, собирайте конструктор, пазлы — это также развивает мелкую моторику и внимание;
- используйте игры с водой: например, наполните тазик и поместите туда несколько предметов или переливайте жидкость из одной емкости в другую.
Отзывы логопедов о речи четырехлетнего ребенка
Комментирует учитель-дефектолог Екатерина Андреева:
— Ребенок в возрасте четырех лет уже говорит полноценными фразами, состоящими из 3-4 и более слов. Большинство предложений оформлены грамматически верно.
Это возраст «почемучек». Малышу все интересно, он постоянно задает взрослому вопросы.
К четырем годам совершенствуется и артикуляционный аппарат малыша. Движения языка и губ становятся более координированными. В норме речь ребенка эмоционально окрашена, он может говорить в разном темпе: быстро и медленно, тихо и громко.
Если же у малыша по каким-либо причинам речь отсутствует — это повод незамедлительно обратиться к специалистам для выяснения причин такого состояния: неврологу, логопеду, возможно — психиатру. Вероятно, ребенку потребуются помощь не только речевого терапевта, но и занятия с узкопрофильными специалистами: дефектологом, нейропсихологом, эрготерапевтом и другими.
Рассказывает логопед-дефектолог Светлана Каткова:
— Четыре года — это переходный возраст, когда речь заканчивает свое становление. Звуковая сторона становится более наполненной. Появляются новые, более сложные звуки: «ш», «ж», «р», «л». Грамматический строй тоже завершает свое формирование, иногда еще могут присутствовать аграмматизмы: «У меня четыре свечков», «Я мечтаю о велосипед» и так далее. В этом возрасте у детей много словотворчества, собственных придуманных слов: «Я нашел в траве сверчей».
Малышу уже доступна развернутая и согласованная фраза, предложения становятся сложносочиненными и состоят из 5-7 слов. Дети в четыре года начинают много общаться и пользоваться речью бегло и умело. Ее темп может быть немного увеличен. Тем не менее, родителям необходимо убедиться, что речь развивается правильно, и посетить диагностическое занятие у логопеда. Как правило, дети начинают занятия с этим специалистом именно в четыре года. Самый частый запрос родителей — это невнятная речь и коррекция звукопроизношения. Но встречаются и более сложные случаи. Например, заикание, запинки, запуск речи и формирование предречевых навыков.
Популярные вопросы и ответы
На частые вопросы родителей отвечают наши эксперты.
Что делать, если ребенок в 4 года не говорит и не ест после стресса?
Какой диагноз ставят, если ребенок в 4 года не говорит?
Нужно ли обращаться к врачу или логопеду, если ребенок не говорит в 4 года?
Что делать, если ребенок в 4 года не говорит в садике?
Что способствует развитию речи ребенка?
Источники:
- Заваденко Н. Н. Нарушения формирования устной и письменной речи у детей. Возможности их медикаментозной коррекции. Методическое пособие для врачей. 2005.
URL: https://archive.org/details/B-001-025-137-ALL/page/n5/mode/2up - Гризик Т. Речевое развитие детей 3-4 лет: методическое пособие для воспитателей. 2017.
- Заваденко Н. Н., Суворинова Н. Ю. Задержки развития речи у детей: причины, диагностика и лечение. 2016.
URL: https://www.rmj.ru/articles/pediatriya/Zaderghki_razvitiya_rechi_u_detey_prichinydiagnostika_i_lechenie/#ixzz8D0XSZbn - Задержка речевого развития у детей: введение в терминологию. Бобылова М. Ю., Браудо Т. Е., Казакова М. В., Винярская И. В. // Русский журнал детской неврологии. 2017.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zaderzhka-rechevogo-razvitiya-u-detey-vvedenie-v-terminologiyu - Парамонова Л. Логопедия для всех. 2009.
- Практический материал для занятий с детьми раннего возраста с нарушениями речевого развития. Батяева С. В., Савостьянова Е. В. // Современное дошкольное образование. 2009.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prakticheskiy-material-dlya-zanyatiy-s-detmi-rannego-vozrasta-s-narusheniyami-rechevogo-razvitiya - Norwegian Institute of Public Health. Gender, genes play important role in delayed language development // ScienceDaily. 2014.
URL: https://www.sciencedaily.com/releases/2014/02/140217085246.htm - Radiological Society Of North America. Brain Activity Abnormal In Children With Delayed Speech // ScienceDaily. 2003.
URL: https://www.sciencedaily.com/releases/2003/11/031126065701.htm - Дашина М. Г., Акопян Т. А., Павлов Г. А., Кочеткова Е. П., Тимошникова Н. Н., Малетин С. И. // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 2014.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-ekspertnoy-otsenki-narusheniy-rechi-u-detey-rannego-i-doshkolnogo-vozrasta-pri-provedenii-mediko-sotsialnoy-ekspertizy - Логопедическая работа с детьми раннего возраста, имеющими i уровень речевого развития. Уклейкина И. Ю., Пайдимирова Т. П. // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/logopedicheskaya-rabota-s-detmi-rannego-vozrasta-imeyuschimi-i-uroven-rechevogo-razvitiya