Ребенок не говорит в 2 года

Отношение к развитию речи у всех родителей разное. Одни паникуют и записывают ребенка к узким специалистам, а другие не видят ничего страшного в задержке и не торопят события. Что делать, если ребенок не говорит в 2 года? Разбираемся вместе с логопедами и неврологом
Ребенок не говорит в 2 года
Ребенок не говорит в 2 года. Фото: shutterstock.com

Хорошо, когда 1,5-2-годовалый малыш знает много слов и умеет складывать их в предложения, но, к сожалению, так происходит не всегда. Есть семьи, которые прикладывают много усилий и не могут понять — почему их ребенок не говорит в 2 года? Однозначно ответить на этот вопрос нельзя, ведь количественные показатели: сколько слов использует малыш и сколько звуков он выговаривает правильно, — не единственные критерии речевого развития (1).

Одни дети к двум годам активно общаются с помощью речи, а другие и ближе к трем молчаливы. Они словно «накапливают» слуховые образы. Зато потом может произойти резкий скачок. Случается, что кроха начинает говорить обо всем и сразу короткими фразами. Правда, произношение у таких детей обычно менее совершенно, чем у малышей, речь которых развивалась равномерно. 

Как понять, стоит ли бить тревогу, если ребенок не говорит в 2 года, и обращаться к специалистам? Разбираемся со специалистами.

Что нужно знать о речевом аппарате двухлетнего малыша 

Особенности звукопроизношенияРечевые органы у ребенка уже окрепли, мышцы губ, челюстей, языка работают более слаженно. Но некоторые звуки, особенно шипящие, пока даются сложно
Словарный запас Около 300 слов, большая часть — это существительные
Понимание речиРебенок легко понимает небольшой рассказ без демонстрации и иллюстраций
Освоение грамматического строяГоворит фразами из 2-3 слов. Восклицательные или повествовательные предложения состоят из подлежащего и сказуемого или из сказуемого и дополнения
Характер общенияСтановится речевым, однако ребенок предпочитает говорить в основном только с близкими или хорошо знакомыми людьми

Ребенок не говорит в 2 года слово «мама»

Задержка речевого развития — не редкость. Бывает, что к двум годам малыш практически не разговаривает и даже не произносит слово «мама». В этом случае необходимо выяснить причину. 

Если кто-то из родителей тоже поздно начал говорить, вероятно, играет роль наследственность. Возможно, у самого ребенка есть проблемы со слухом — тугоухость, которую врач не выявил в более раннем возрасте. Когда малыш плохо слышит, что говорят окружающие, у него не развивается подражание, и поэтому не формируется правильная речь. Причинами отставания в развитии речи также могут быть нарушения артикуляционного аппарата, аутизм, отставание в психическом развитии, недостаточное внимание со стороны взрослых или перенесенный стресс (2).

Иногда двухлетка называет всех членов семьи: папу, бабушку, деда, даже домашних животных, — но не говорит слово «мама». Волноваться не стоит, просто нужно время. Эту проблему обычно легко решить благодаря доброжелательному подходу и грамотной коррекции. Также стоит чаще называть себя в общении с ребенком: «мама просит», «мама видит», «мама хочет», и просить использовать это слово других членов семьи.

Ребенок в 2 года не говорит, а мычит

Что делать, есть малыш не произносит не только простые слова, но даже слоги? Если ребенок понимает ваши просьбы, показывает пальцем на то, что его заинтересовало, просит взрослых жестами и звуками попить, дать нужную вещь или показать что-то, значит, понимание не нарушено. Просто речевое развитие немного отстает от нормы.

В этом возрасте речь развивается на звукоподражании. Продолжайте заниматься с малышом. Называйте предметы четко и внятно, чтобы он видел вашу артикуляцию. Предлагайте веселые звукоподражательные игры: как говорит курочка, лошадка, собачка, кошка. Учите хрюкать, цокать, пищать. Для увеличения пассивного словарного запаса занимайтесь с карточками, на которых нарисованы знакомые карапузу предметы. 

Ребенок не говорит в 2 года фразами и предложениями

Ребенок не говорит в 2 года
Фото: Yousef Espanioly, unsplash.com

По общим правилам, к этому возрасту малыш должен говорить короткими фразами, состоящими из 2–4 слов, и уметь задавать вопросы: «Что это?», «Почему?», «Зачем?». Но при оценке уровня речевого развития важно отличать ровно 2 года от 2 лет 4 месяцев или 2 лет 8 месяцев. Дело в том, что после двух лет детский словарный запас стремительно растет и к третьему году достигает 1000-1200 слов. 

У двухлеток построение предложений имеет свои особенности. Ребенок активно использует существительные, глаголы, прилагательные и практически не пользуется числительными, причастиями и деепричастиями. Чтобы обозначить цвет, размер, форму, качество и свойства различных предметов, ему вполне хватает прилагательных.

Если малыш произносит отдельные слова, но пока не объединяет их во фразы, это не говорит о задержке речевого развития. Скорее всего, он еще не дозрел до простых предложений. Ребенок учится строить фразы, слушая речь взрослых. Чтобы «разговорить» малыша, задавайте ему наводящие вопросы: что делает лягушка, какой мячик, куда бежишь.

Лечение задержки речевого развития

В этом случае правильнее говорить о коррекции, а не о лечении, поскольку задержка речевого развития — не болезнь.

Но проблема довольно распространенная. Как правило, у таких детей в анамнезе имеется отягощенный перинатальный период, который связан с неблагополучной беременностью и родами. В дефектологии таких детей называют «группой риска» (3).

В дошкольной педагогике не существует строгих норм речевого развития ребенка. Каждый проходит свой индивидуальный путь. Ученые считают весь период речевого развития, от 1 года до 6 лет, сензитивным, то есть чувствительным к восприятию речи окружающих и зависящим от разных факторов внутренней и внешней среды (3).

Но если вас тревожит недостаточная речевая активность малыша, или в течение 2-3 месяцев он находится на одном уровне развития, не прогрессируя, лучше обратиться к специалисту.

Вначале ребенка стоит показать педиатру, а он, если это необходимо, даст направление для консультации к логопеду, лору, дефектологу, детскому неврологу или психоневрологу. После проведения необходимой диагностики врач может констатировать «задержку речевого развития». 

Для коррекции применяют физиотерапию, массаж и различные медикаментозные препараты. При задержке речевого развития у ребенка важен комплексный подход: наблюдение врача, процедуры и активная помощь родителей.

Как помочь ребенку заговорить в домашних условиях

Комментирует врач-логопед детской «СМ-Клиника» Оксана Клоновец:

—  Для возникновения речи нужны слух, понимание, артикуляция, накопленный словарный запас, а главное — мотивация. Исключите гаджеты и посторонние шумы, играйте, общайтесь с ребенком, вовлекайте его в разговор. Хорошие варианты: совместные обеды, походы в зоопарк, театр, в гости, обсуждения. Важен визуальный контакт. Используйте жесты, мимику, вводите в обиход ритуалы приветствия и прощания. Речь формируется на фоне эмоционального подъема и интереса. Привлекайте ребенка к своей деятельности, что-то делайте вместе.

Вот основные шаги, которые помогают малышу заговорить.

  • Учите ребенка имитации, игре — а в процессе можно работать над навыками самообслуживания, выполнять простые просьбы, обмениваться впечатлениями.
  • Уделяйте внимание моторному развитию: рисуйте, лепите, учите развязывать шнурки. Работайте над кистевым праксисом: учите переливать, пересыпать зернышки и т. д.
  • Занимайтесь конструированием.
  • Развивайте слуховое восприятие: ребенок должен различать звуки. Используйте звукоподражание наряду с названием предмета или действия, например: «собака гавкает» — «гав-гав», «водичка капает» — «кап-кап» и т. п.
  • Развивайте артикуляцию: полезно жевать курагу, облизывать верхнюю губу, выдувать мыльные пузыри, дуть на одуванчики.
  • Выполняйте задания на классификацию по размеру, форме и цвету. Это удобно делать с использованием прозрачных контейнеров для раздельного хранения игрушек, одежды, книг.
  • Работайте над расширением словарного запаса ребенка: читайте книги, играйте в сюжетно-ролевые игры, беседуйте, рассказывайте сказки.

Чем раньше будет преодолена задержка речевого развития, тем полноценнее и спокойнее пойдет дальнейшее общее развитие ребенка.

Отзывы специалистов о речи двухлетнего ребенка

Комментирует Саида Хашба, детский невролог филиала израильской клиники «Хадасса» в Сколково:

—  Для начала необходимо понять природу задержки речи. Причиной может быть неврологический дефицит, вызванный последствиями отягощенной беременности (хроническая гипоксия плода, внутриутробная инфекция, угрозы прерывания и т. д.) или родовой травмы. Перед постановкой диагноза необходимо провести инструментальные методы диагностики, такие как нейросонограмма — для малышей с открытым большим родничком, или МРТ с наркозом, которые могут подтвердить поражение головного мозга, позволят определить степень критичности. На основании результатов врач даст родителям прогноз дальнейшего развития ребенка. 

В случаях с подтвержденным поражением центральной нервной системы можно говорить о задержке психомоторного развития. Для таких детей необходим комплексный подход: наблюдение врача-невролога, постоянная реабилитационная терапия, занятия с нейропсихологом, нейродефектологом и логопедом. Невролог установит диагноз, назначит медикаментозную поддержку для коррекции неврологического дефицита, рекомендует реабилитационную терапию и консультации специалистов. 

Дальше родителям придется набраться терпения и довериться реабилитации. Без регулярных занятий с дефектологом, логопедом и реабилитологом эффективность медикаментозной терапии будет низкой. 

В случаях, когда наблюдаются гармоничное развитие ребенка, соответствие двигательного развития возрасту, отсутствие патологической неврологической симптоматики, но выраженные нарушения психического развития, невролог рекомендует консультацию психиатра, что необходимо для установки или исключения патологий. 

Причинами задержки речевого развития могут быть не только патологические состояния. Возможно, ребенок перенес сильный стресс или был напуган. В подобных случаях цель невролога исключить патологию и также направить на консультацию к психотерапевту или психиатру.

Рассказывает врач-логопед детской «СМ-Клиника» Оксана Клоновец:

—  К нам в клинику часто обращаются родители неговорящих малышей и детей с задержкой речевого развития. Чтобы выбрать оптимальные пути компенсации и коррекции для каждого конкретного ребенка, важно понимать разницу между патологическим и задержанным развитием.

Для каждого возраста существуют свои нормы. Например, ползать малыш начинает в 6 месяцев, а ходить — с 12 месяцев. Такие же нормы существуют и для оценки речевого развития ребенка. В 8-10 месяцев появляется обращенный к слушателю лепет и слова «папа-мама». В 12-14 месяцев — первые слова: «дай», «буду», «киса», «баба» и так далее. В 16-20 месяцев происходит интенсивное обогащение словаря. В 18-24 месяца слова уже объединяются во фразы, появляется фразовая речь: «буду спать», «дай лялю», «хочу пить» и т. д.

Учитывая индивидуальные особенности развития ребенка, допустимо к названным нормам прибавить 1 год. Это задержанное развитие. Все, что свыше 1 года — уже патология. Таким образом, если в 1 год и 8 месяцев нет обращенного лепета и слов «мама», «папа», если в 2 года 2 месяца нет первых слов, если в 3 года не появилась фраза с грамматически верным оформлением, это патологическое развитие.

Причинами как задержанного, так и патологического развития могут быть: 

  • снижение слуха и зрения, 
  • врожденная слабость или патологии мышц органов артикуляции, 
  • органические поражения головного мозга перинатального генеза, 
  • травмы и воспалительные заболевания головного мозга, 
  • поражения ЦНС, 
  • влияние социально-психологических и бытовых факторов: педагогическая запущенность, двуязычие в семье, нервозная обстановка дома.

Пассивное выжидание родителей в ситуации задержки речевого развития приводит к потере драгоценного времени. Ведь чем раньше обнаружено патологическое отклонение и начато лечение, тем выше вероятность полного или частичного формирования речи. Если вы обнаружили отклонения в речевом развитии малыша, следует как можно скорее обратиться к логопеду. Возможно, потребуется помощь врача-невролога, психиатра, дефектолога, психолога, стоматолога и других специалистов.

Популярные вопросы и ответы

На вопросы о задержке речи у детей двух лет отвечает логопед-дефектолог
Светлана Каткова
.

Нужно ли обращаться к логопеду, если ребенок не говорит в 2 года?

Если к 1,5-2 годам у ребенка совсем нет слов или их очень мало — до 20, страдает понимание обращенной речи, есть сложности внимания и памяти, это повод обратиться за консультацией к логопеду-дефектологу.

Сколько слов должен знать и говорить ребенок в 2 года?

Речь — одна из самых сложных высших психических функций, которая дана для общения и выражения своих мыслей. Чтобы речь появилась и функционировала в полной мере, к определенному возрасту у ребенка должны быть хорошо развиты восприятие: слуховое, зрительное, тактильное; крупная и мелкая моторика; внимание; память; коммуникативная функция.

К возрасту двух лет при нормальном развитии все эти функции уже прошли необходимые стадии созревания, и речь появляется самостоятельно. В два года ребенок имеет в запасе около 1000 слов, а выражать в устной речи может порядка 400. Доступны самые простые фразы: 

• «мама дай мять» — мама дай мяч, 
• «ати еде сипе» — смотри, едет велосипед, т. д.

Звуконаполнение слов пока может быть неправильным, количество слогов может быть меньше, чем должно, а фразы не согласованы грамматически, но речь уже выполняет свою основную задачу — общение.

Что способствует развитию речи ребенка?

Прежде всего, необходимо развивать моторные навыки, координацию движений, мелкую моторику и артикуляцию. Все это можно делать с помощью нехитрых упражнений.
 
Для становления речи у ребенка важно развитие его социального взаимодействия с близкими людьми. Необходимо уделять время для общения с ребенком, развивать его интересы. Также родителям стоит заняться развитием восприятия (в т. ч. зрительное, слуховое, тактильное) и внимания, прислушиваться к неречевым звукам.
  1. Веракса А. Н. Развитие речи в дошкольном детстве // Журнал «Современное дошкольное образование. Теория и практика», 2009.
    URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-rechi-v-doshkolnom-detstve
  2. Заваденко Н. Н. и др. Отставание развития речи в практике педиатра и детского невролога // Журнал «Вопросы современной педиатрии», 2015.
    URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otstavanie-razvitiya-rechi-v-praktike-pediatra-i-detskogo-nevrologa
  3. Боровцева Л. А., Козодаева Л. Ф., Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста // Журнал «Гаудеамус», 2015.
    URL: https://cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-rechevyh-narusheniy-u-detey-rannego-vozrasta