Ребенок не говорит в 1 год

Каждый младенец развивается в своем темпе: поворачивает голову, садится, произносит первые слова. А если ребенок не говорит в 1 год — это нормально? Или пора бить тревогу? Разбираемся с экспертами
Ребенок не говорит в 1 год
Ребенок не говорит в 1 год. Фото: imagebroker/Michaela Begsteiger, globallookpress.com

Развитие речи у ребенка связано не только с физиологическими причинами: на малыша влияет среда, психологические и социальные факторы. Задержка речевого развития встречается довольно часто, но благодаря коррекции, правильному подходу со стороны родителей эту проблему легко решить.

Но чаще всего такой диагноз ставят, если в 2 года малыш не может произносить слова, а к 3 годам его речь еще не сформирована. Надо ли тревожиться, если ребенок не говорит в 1 год?

Что нужно знать о речевом аппарате годовалого малыша 

В первые месяцы жизни закладываются знания об интонации и структуре речи Ребенок в 3-4 месяца на слух может отличить язык, на котором говорят в его окружении, от другого языка (1)
Первые слова малышаПо статистике, первое слово дети произносят в период с 10 до 15 месяцев. Словарный запас становится обширнее и включает порядка 40 слов к 1,5 годам (2).
К 1 году малыши используют 5-10 слов Свои первые слова младенцы постоянно повторяют. Это связано с особенностями обучения и развития. Если ребенок начал говорить в раннем возрасте, то на первых этапах он все равно использует ограниченный запас слов.
Обращаем внимание на поведениеЕсли малыш не произносит слов в 1 год, нужно отслеживать также его поведение. Например, как он реагирует на звуки, на свое имя.

Почему ребенок не говорит в 1 год «мама», «папа» и другие слова 

Перед тем, как малыш скажет свои первые слова, он начинает издавать звуки. Позже произносит отдельные буквы, меняет интонацию. Согласно критериям психомоторного развития, к 1 году большинство детей произносят 5-10 слов (3). Конечно, его первый лексикон довольно простой: «мама», «папа», «я», «ты», «меня», «мое». 

Если малыш не говорит, а только лепечет что-то в ответ, в этом нет проблемы. В таком возрасте врачи не ставят диагноз «задержка речевого развития», а только наблюдают за ребенком. Но в случае, если он не произносит ни одного слова в 1,5-2 года, использует жесты и мимику вместо звуков и речи, плохо реагирует на стимулы, назначается лечение. 

Есть причины, по которым малыш может «опаздывать» в речевом развитии и не говорить в возрасте 1 года.

Наследственность

Этот фактор играет важную роль. Если один из родителей поздно начал говорить, то есть вероятность, что у ребенка будет похожая проблема.

Хоть в 1 год и сложно судить о каких-то видимых отклонениях в речевом развитии, по другим видимым признакам опытный логопед-дефектолог может спрогнозировать этот диагноз. 

Тугоухость 

У ребенка могут быть проблемы со слухом с самого рождения. Если врач не выявил это в первые месяцы, то в период с 8 до 12 месяцев, когда малыш активно начинает издавать разные звуки, специалист может поставить такой диагноз. 

Из-за того, что ребенок плохо слышит, что говорят окружающие, у него не развивается подражание. А ведь благодаря нему и формируется речь.

Недостаток внимания 

Дети, с которыми мало разговаривают родители, начиная с 2-3 месяцев, уже к возрасту 3 лет отстают в развитии на 5-6 месяцев (4). Недостаток внимания и отсутствие возможности распознавать речь приводит к тому, что малыш лишь пытается издавать звуки, но не может произнести слова. Уже на первых этапах развития ребенка родителям рекомендуется как можно больше разговаривать с ним, уделять внимание и  читать ему книги для развития навыка восприятия речи на слух.

Фото: imagebroker/Michaela Begsteiger, globallookpress.com

Смена места жительства 

Проблема с речью может появиться в конкретных обстоятельствах. Например, если ребенок, родившись в одной стране и прожив там первые полгода жизни, переезжает с родителями за границу. В первые 5 месяцев при отсутствии проблем со здоровьем малыш активно «впитывает» слова окружающих. Он распознает буквы, родной язык даже в том случае, если сам молчит. И когда среда становится другой, ему бывает сложно перестроиться, распознать новые звуки, перенять их.

Лечение задержки речевого развития

Задержка речевого развития лечится под контролем нескольких специалистов: невролога, логопеда-дефектолога, педиатра. Для качественного лечения важно не только медицинское вмешательство, но и создание благоприятной обстановки. В этом должны принимать участие и родители, и специалисты. 

Среди медикаментозного лечения выделяют такие методы как физиотерапия, массаж, применение различных препаратов. Для ребенка в этот период важны познавательные процессы и развитие моторики — в этом может помочь психолог. В лечении задержки речевого развития обычно используют комплексный подход: это и процедуры, и наблюдение врача, и помощь со стороны родителей. Малышу важно чувствовать себя защищенным и понятым, поэтому не стоит забывать и о психологических аспектах. 

Исследователи выделяют три линии развития речи с самого рождения:

  • физиологическую, 
  • речь как средство коммуникации,
  • речь как психологическое средство.

Психологическое содержание этого понятия обычно связывают с инициативным использованием ребенком слова (либо дословесного средства: взгляда, жеста, вокализации) в общении. Так ребенок сначала управляет поведением взрослого, а потом — собственным (4). Именно поэтому при лечении задержки речевого развития прежде всего важен комплекс всех мер, а не каждая по отдельности.

Как помочь ребенку заговорить в домашних условиях

На помощь малышу приходит не только логопед-дефектолог, но и его родители. Их психологическая поддержка и несложные действия позволяют ребенку поверить в себя, получить необходимые навыки для развития речи

Больше разговаривайте и читайте сказки

Восприятие речи на слух помогает ребенку разобраться в ритме языка, сравнить, чем один звук отличается от другого. Чем больше вы будете разговаривать или даже просто читать вслух, тем быстрее малыш познакомится с речью, «почувствует» ее. Специалисты рекомендуют начинать активно общаться с младенцем на первых месяцах его жизни, а лучше разговаривать и до его появления на свет: ребенок начинает слышать уже на 16-й неделе внутриутробного развития.  

Подыграйте ребенку  

Мы привыкли думать, что так называемое подражание речи ребенка не помогает ему, а лишь наоборот. На самом деле, такой способ общения дает малышу стартовую площадку для развития речи: он чувствует эмоциональную поддержку, понимает, что сейчас находится на равных со взрослым. Но это не означает, что надо превращаться в «лялю». Среди приемов такого общения можно выделить замену местоимений существительными (вместо «я» — «мама»), упрощение конструкций, использование уменьшительных суффиксов и мягкой интонации.

—  Когда малыш родился, обязательно разговаривайте с ним спокойным, доброжелательным голосом, близко, чтобы он видел ваше лицо, губы, — рекомендует Татьяна Анисимова, врач-логопед «СМ-Клиника». — Пойте ему колыбельные, читайте стихи, проговаривайте все, что он видит. Старайтесь больше гулять, на прогулке рассматривайте листочки, камушки, цветочки, рассказывайте малышу, что и зачем нужно. Игрушек не должно быть слишком много, но пусть они будут качественными, желательно из натуральных материалов. Ребенку надо обязательно показать, как играть с той или иной игрушкой, поиграть с ним вместе. Что делать не надо:

  • включать малышу мобильный телефон и мультики (лучше пусть до 2 лет он вообще не знает, что это такое);
  • не стоит покупать дешевые игрушки со звуками, песенками — они звучат неестественно;
  • не включайте телевизор при ребенке, даже фоном. 

Обратите внимание на игры  

Звуковые игры развивают подражание: ребенок смотрит на вас и пытается повторить сказанное. Занятия бывают разными, но на первых этапах лучше остановиться на произношении звуков, а уже потом объединять их в слова и предложения. 

Вам может показаться, что результата слишком долго нет — это нормально. Здесь срабатывает накопительный эффект и со временем звуковые игры станут частью рутины как для ребенка, так и для вас.

Развивайте мелкую моторику 

Это полезно для улучшения работы мозга: работая над одним отделом, вы постепенно развиваете и другой. Но пока ребенок совсем маленький, не стоит давать ему в руки пластилин, бусины, другие мелкие детали, которые он может проглотить. Начните с пальчиковых игр, сбора и разбора пирамидки, занятий с мячиком.

Покажите ребенку мир 

Когда мы взрослеем, то часто забываем, каково это — быть ребенком. Ведь это время удивительно и оставляет большой след на дальнейшем развитии. Попытайтесь поставить себя на место малыша и представьте, что вы забыли название частей тела, предметов вокруг, времен года и имен. Вместе с ребенком отправляйтесь в приключение по изучению такого привычного для вас, и совсем неизведанного для него. Станьте проводником и покажите, как многообразен мир вокруг. И помните, что даже если малыш пока что не говорит, он все понимает и воспринимает.

Отзывы врачей

Галина Фефилова, врач высшей категории, заведующая отделением педиатрии многопрофильного медицинского центра «Философия красоты и здоровья»

— В годовалом возрасте ребенок должен уже говорить 8-10 слов. Например, «дай!», «на!». Это могут быть слоги, обозначающие слова: «ма» — «мама», «папа» — «па», «ба» — «бабушка». Но в любом случае основные объекты, с которыми ребенок взаимодействует, свои желания и эмоции он уже может выражать в речи.

Основная причина, по которой ребенок может не начать разговаривать в возрасте года — это сами родители. В современном мире некоторые сами не разговаривают с ребенком, сидят в гаджетах. Часто можно наблюдать, как малыш сидит в коляске, а мама увлечена чем-то в смартфоне, либо с кем-то разговаривает. Именно из-за этого дети начинают говорить позднее, чем это должно быть.

Для того, чтобы ребенок начал разговаривать, необходимо, чтобы родители с ним общались глаза в глаза, проговаривали вслух то, что происходит. Чем больше взрослые будут общаться с малышом, тем быстрее он начнет разговаривать. Причем это надо делать не в годовалом возрасте, а прямо с рождения. Даже, может быть, в тот период, когда ребенок еще в утробе. Когда он слышит, как говорит мама, как она поет — все это сказывается на будущей речи ребенка.

Если ребенок к году вообще ничего не говорит, то это — повод обратиться к специалисту, прежде всего — педагогу-психологу. Он сможет проанализировать ситуацию и дать родителям советы, как общаться с младенцем. Если же и это не помогает, то, возможно, надо подключать невролога.

Татьяна Анисимова, врач-логопед «СМ-Клиника»:

— Речь ребенка к 1 году во многом зависит от двух факторов:

  • насколько успешно он прошел предыдущие этапы развития: становление речи в раннем возрасте идет неразрывно с физическим и психическим развитием;
  • насколько правильно с ним взаимодействуют близкие взрослые.

В норме физически и психически здоровый ребенок к 1 году (в промежутке с года до года и 4 месяцев) говорит несколько коротких слов: «мама», «папа», «дядя», «тетя», «дай», «мяу», «гав». Пусть на своем языке, но по ситуации и смысл слов понятен. Малыш откликается на свое имя, пользуется указательным жестом, в целом осознает обращенную к нему речь и адекватно реагирует. Понимает простые просьбы взрослых, сам может попросить о чем-то, может сопровождать просьбу слогом и жестом (например «ам-ам», и показывает на рот, или «пи-пи» — просится в туалет). 

Слоги в этом возрасте ситуативны: могут обозначать разные вещи, например «пи» может быть и «дай пить», и «мышка», а может означать просьбу посадить его на горшок. Здоровый ребенок в год ходит, активен, инициативен, радуется взрослому и играм с ним. 

До года у малыша обязательно должны быть пройдены этапы развития, общие для всех младенцев. Это:

  • комплекс оживления примерно в месяц-полтора;
  • гуление в 3-4 месяца (протяжные звуки «агу», «аку» и т. д., как будто младенец поет);
  • лепет в 8 месяцев: спонтанные слоги «ма-ма-ма», «ба-ба-ба», «па-па-па», которые в срок около года формируются в слова «мама», «папа», целенаправленно обращенные к родителям.

Если этих моментов нет, стоит насторожиться и показать малыша специалистам: может быть нарушен слух, либо нарушено строение артикуляционного аппарата.

Надо понять, что ребенок не говорит не потому, что не хочет этого, а потому, что просто не может, и ему нужна помощь. Также стоит знать, что мозг ребенка в раннем возрасте очень пластичен, восприимчив к обучению, поэтому чем раньше начата коррекционная работа, тем более успешных результатов можно добиться.

Лилия Ефетова, врач-невролог «СМ-Клиника»:

— Помните, что ребенок слушает и повторяет. Говорите с малышом, озвучивайте свои и его действия, называйте полным словом «малышковые» слова. Эмоциональная память сильнее простой механической. Поэтому эмоционально окрашенная речь взрослого производит большее впечатление и лучше запоминается ребенком.

Развитие тонкой моторики способствует развитию речи. Пальчиковые игры, лепка, работа с деталями простого конструктора, перебирание бусин будут способствовать речевому развитию. Музыкальные игры, физическая активность на свежем воздухе также помогут малышу расширить кругозор, укрепить физическое и эмоциональное здоровье и, как следствие, ускорить речевое развитие.

Важно понимать, что развитие речи — сложный процесс, протекающий индивидуально. Если ребенок здоров, то формирование речи происходит само собой при взаимодействии с окружающим миром. С приобретением большей самостоятельности в движении малыш активнее изучает окружающий мир, у него появляется необходимость больше говорить. К 1,5-2 годам словарный запас увеличивается в 10 и более раз. Если вы чувствуете, что малыш говорит мало, есть проблемы с взаимодействием, то лучше за помощью и советом обратиться к врачу. 

Популярные вопросы и ответы 

На вопросы читателей о речевом развитии малышей отвечает Екатерина Левунина, врач логопед-дефектолог детской клиники «МЕДСИ», врач высшей квалификационной категории

Сколько слов должен знать и говорить ребенок в 1 год?

К 1 году у ребенка формируется активный словарный запас и пассивный. В первый входят те слова, которые он может произнести (в среднем, это 5-10 слов). Пассивный словарный запас составляют те слова, что малыш понимает — это порядка 20 слов. Что касается произношения звуков: сначала ребенок начинает издавать первые осознанные звуки, а уже потом произносит первое слово. В 4-5 месяцев от младенцев чаще всего можно услышать такие гласные, как «а», «о» и «у». Кто-то из малышей уже сочетает гласные и согласные, образуя из них, например, «гу-у». Ближе к году ребенок старается переходить к конструкциям посложнее. Например, когда зовет маму, издает повторение двух одинаковых конструкций: получается «ма-ма».

Должен ли годовалый малыш реагировать на свое имя?

Обращение к малышу по имени — это тоже часть речи. Всех родителей интересует, когда же ребенок должен начать реагировать на свое имя. Это должно случиться еще до появления у него навыков речи. Чаще всего малыш начинает откликаться и понимает, что так зовут именно его, в 8-10 месяцев: приобретение навыка совпадает с пониманием окружающего мира, предметов и явлений. Не стоит пугаться, если к году младенец не реагирует на свое имя. Каждый малыш индивидуален, здесь важно смотреть на ситуацию в целом, под разными углами.

Что понимает ребенок в 1 год?

Не нужно беспокоиться, если в 1 год ребенок так и не произнес свое первое слово. Важнее, чтобы он понимал вас, держал фокус внимания, активно двигался, брал в руки предметы, изучал их, издавал простые звуки. К тому же, отклонения от нормы (если врач уже поставил диагноз) легко корректируются. Главное — вовремя начать заниматься с малышом.

В 1 год ребенок:

• показывает действия по просьбе,
• знает, как его зовут,
• знает отличия между «можно» и «нельзя»,
• использует разные звуки и пытается сказать первые слова.
  1. Aslin RN, Jusczyk PW, Pisoni D. Speech and auditory processing during infancy: Constraints on and precursors to language. In: Damon W, ed-in-chief. Handbook of child psychology. 5th Ed. New York: John Wiley & Sons; 1998: 147-198. Kuhn D, Siegler RS, eds. Cognition, perception, and language. Vol 2.
  2. Pine J M. Variation in vocabulary development as a function of birth order. Child Development. 1995; 66(1): 272-281.
  3. Language Delays in Toddlers: Information for Parents. Healthy Children from AAP.
    URL: https://www.healthychildren.org/English/ages-stages/toddler/Pages/language-delay.aspx
  4. Крик, гуление, лепет, первые слова… Возможно ли по-другому? Г. А. Мишина, Ю. Д. Черничкина // Современное дошкольное образование. 2012.
    URL: https://cyberleninka.ru/article/n/krik-gulenie-lepet-pervye-slova-vozmozhno-li-po-drugomu