Дети, которые учатся в школе, значительную часть времени проводят за уроками, проектами или подготовкой к экзаменам — поэтому им необходимо отдельное пространство, в котором будет комфортно заниматься. Продолжительное нахождение в положении сидя негативно сказывается на здоровье, ситуация усугубляется, если еще и условия — не самые подходящие для организма (неудобная мебель, недостаток света и пр.).
Важно организовать рабочее место школьника таким образом, чтобы ребенку было удобно, ничего не стесняло движения, не мешало сосредоточиться. Самое главное — это стол и стул. Но даже их выбрать не так просто. В статье подробно рассказываем о мебели, других важных деталях и грамотной организации пространства для занятий дома.
Полезная информация об организации рабочего места школьника
Локальное освещение — не лучшее решение | Для сохранения здоровья зрительного аппарата не стоит использовать только лампу, которая стоит на рабочем столе. Также должно быть рассредоточенное потолочное освещение — так глаза будут меньше напрягаться |
Выбираем цветовое оформление рабочего места школьника | Лучше не использовать контрастные цвета. Это способствует рассеиванию внимания. Оптимальнее всего выбирать мебель и предметы интерьера светлых оттенков |
Книги и учебную литературу нужно ставить на специальную подставку | Эта деталь должна находиться на расстоянии вытянутой руки от глаз. Так у школьника не будет развиваться близорукость, снизится нагрузка на шейный отдел позвоночника |
Обратите внимание на мебель с меняющимися параметрами | Ребенок быстро растет — раз в два года нужно покупать новый стул и стол. Можно сэкономить и приобрести мебель, которую легко регулировать, подстраивая под изменения роста школьника |
Правила организации рабочего места школьника дома у окна
Сегодня онлайн-обучение стало популярнее, а потому больше внимания стали уделять вопросам организации рабочего места учащегося в домашних условиях. Роспотребнадзор России разместил специальные рекомендации, в которых говорится о создании комфортных условий для обучения в дистанционном формате для школьников (1). Также есть Положение об утверждении санитарных правил, в котором прописано, как должно выглядеть учебное место школьника в образовательном учреждении (2). Там же отдельно прописано, как правильно организовать место для занятий за компьютером.
В процессе организации рабочего места школьника дома особое внимание стоит уделить освещению, правильному расположению мебели, возможности ее регулировки.
Где должно находиться
Место для выполнения домашней работы должно быть обустроено так, чтобы ребенку было комфортно писать, читать, делать рисунки и чертежи. Важно оборудовать его таким образом, чтобы занятия не оказывали негативного влияния на здоровье школьника, не вызывали проблем с осанкой, зрением.
Хорошо, если у ребенка есть отдельная комната, где можно обустроить рабочее место для выполнения домашних заданий. Если же такой возможности нет, нужно постараться найти уединенное место в квартире или доме, где можно поставить стол и стул для занятий. Лучшее расположение учебной зоны — возле окна. Это важно, потому что тогда во время занятий школьник будет иметь естественный источник освещения.
И да, ребенку нужно полноценное рабочее место — заниматься за журнальным столиком или вовсе без стола чревато последствиями для здоровья.
С какой стороны должно быть окно
Расположение стола рядом с окном зависит от того, какой рукой пишет ребенок. Если школьник — левша, то свет должен падать справа, а если его рабочая рука — правая, то наоборот. Есть также компромиссный вариант — поставить стол прямо перед окном. Но это на крайний случай, если нет возможности разместить его в соответствии с нормами.
Как должно быть организовано освещение
Помимо естественного обязательно нужно искусственное освещение: основной и дополнительный источник света. Место для настольной лампы выбирается по принципу размещения естественного света: лампу ставят справа, если ребенок левша, и слева, если он пишет правой рукой. Лучше выбирать яркий, но при этом мягкий свет. И не рекомендуется использовать только лампу — вместе с ней нужно включать и верхний свет, чтобы глазам было комфортнее. Общая освещенность должна составлять 300-500 люксов (2).
Как организовать работу за компьютером
При работе за компьютером монитор должен находиться прямо перед глазами ребенка, чтобы ему не приходилось поворачивать голову в сторону. Расстояние до экрана должно быть не менее 70 см. Полезно включать школьнику таймер: чтобы он периодически отвлекался и делал упражнения для глаз, небольшую разминку, восстанавливая физическую работоспособность.
Важно наладить микроклимат
Не забывайте следить за температурой воздуха и влажностью в помещении, особенно в зимнее время года. Рекомендуется, чтобы температура воздуха в комнате, где занимается школьник, была в пределах 19-24°С.
Какая мебель и другие предметы нужны школьнику
Мебель, которую ребенок использует во время выполнения домашней работы и других занятий, должна быть максимально удобной. Ведь от нее зависит здоровье рук, ног, позвоночника. Подбирать стул и стол нужно в соответствии с ростом школьника. Если они окажутся «по размеру», ребенку будет гораздо легче сохранять подходящую позу: сидеть на стуле глубоко, держать голову и корпус ровно, ноги согнуть в тазобедренном и коленном суставах, ступнями опираться на пол.
Рост | Высота стола и стула |
100-115 см | Стол — 45 см, стул — 26 см. |
115-130 см | Стол — 52 см, стул — 30 см |
130-145 см | Стол— 58 см, стул — 34 см |
145-160 см | Стол — 64 см, стул — 38 см |
160 -175 см | Стол — 70-75 см, стул — 42 см |
Стул
Подходящий вариант для рабочего места обязательно должен иметь спинку — она служит опорой для поясницы и нижней половины грудного отдела позвоночника. Хорошо, если спинка регулируемая. Обращайте внимание на наличие выпуклости в ее нижней части, которая помогает поддерживать позвонки поясничного отдела в правильном положении, повторяющем естественный изгиб тела.
Один из главных критериев по выбору стула — рост ребенка. Если в положении сидя стопы ребенка упираются в пол, а ноги и голени находятся под прямым углом, вещь можно брать.
Во время занятия стул должен располагаться так, чтобы при опоре на спинку между грудью ребенка и столом было расстояние равное ширине его ладони (1). Для учащегося начальной школы лучше выбрать стул без подлокотников и дополнительного изгиба. Такие модели обычно регулируются — не нужно будет часто покупать новую мебель по мере роста ребенка. Для подростков подойдут стулья с анатомическим изгибом, на колесиках, с удобными подлокотниками.
Есть также основные соотношения, на которые стоит ориентироваться при выборе учебной мебели:
- расстояние по вертикали от края стола до стула должно быть одинаковым с высотой до локтя свободно опущенной руки, плюс 5 см;
- расстояние по горизонтали между краем стола и краем стула должно быть отрицательным, т. е. сиденье должно заходить за край стола на 5-7 см.
Стол
Для учащегося 1-4 класса стоит приобрести стол-парту. За ней будет удобно писать, читать, а также лепить, рисовать, мастерить поделки. Делают такие парты из ламинированного ДСП — чаще всего стол имеет два вида регулировки: можно менять угол наклона и высоту. При выборе обращайте внимание, чтобы у парты не было острых углов. Удобный вариант — растущие парты, высоту которых можно увеличивать.
Когда ребенок становится старше, он начинает использовать в учебе гаджеты, планшет и/или компьютер. Для таких занятий нужен уже другой, компьютерный стол. Основой для него обычно выступает деревоволокнистое полотно (ДВП), которое крепится на металлический каркас.
Во время занятий ребенок не должен опираться грудью о край стола, а стул нужно расположить рядом со столом так, чтобы при опоре на его спинку между школьником и столом помещалась его ладонь в ширину (1). Если на столе размещается компьютер, то высота мебели должна быть такой, чтобы во время работы экран находился не прямо на линии взгляда, а чуть ниже. Старайтесь выбирать такой стол, чтобы ребенок мог вытянуть ноги, легко встать и размяться. Но прежде всего стоит смотреть на его высоту.
Место для хранения книг
Стол и стул — основные детали рабочего места школьника. Но есть и другие вещи, которые понадобятся ребенку для учебы. Например, место для хранения учебников. Это может быть шкаф или подставка. Хороший вариант — поставить небольшой шкаф рядом со столом, а справа или слева сделать небольшие полки для хранения книг. Учащимся начальной школы будут более удобны напольные шкафчики, детям постарше — полки на уровне их роста. Желательно доставать учебники с полок не сидя за столом, а встав из-за него и протянув руку к нужной книге.
Настольная лампа
Без нее во время обучения ребенку будет не хватать освещения. Оптимально выбирать модель, где можно регулировать высоту лампы, яркость и направленность света. Можно подобрать классический вариант, который располагается на столе, или крепящийся к нему при помощи специального механизма.
Другие предметы
Удобная вещь — настольный органайзер, в который можно сложить все необходимые письменные принадлежности, ножницы, скрепки, стикеры. Если ребенку нужно часто делать заметки, стоит также приобрести небольшую доску для маркера — ее можно разместить рядом со столом.
Как меняется рабочее место школьника с возрастом
Дети младшего школьного возраста менее усидчивы, они часто отвлекаются. При прохождении программы начальной школы ребята не так много времени проводят за компьютером, но им обязательно стоит устраивать перерывы на гимнастику для глаз, проводить физкультминутки. Рабочее место юных школьников не должно быть оформлено в слишком ярких красках — это их отвлекает. Не стоит совмещать несколько зон — игровую и рабочую. Ученику сложно будет не поддаться соблазну и не взяться за любимые игрушки, позабыв о выполнении домашней работы.
Чем старше становится ребенок, тем больше у него книг, конспектов, учебных пособий. С возрастом нужно постепенно расширять рабочее пространство, по возможности сделать отдельную зону для хранения вещей. Если детей в семье несколько, желательно, чтобы у каждого было свое место для выполнения заданий.
В старших классах школьники уже самостоятельно могут заниматься дизайном учебного пространства.
Идеи дизайна рабочего места школьника
Советы экспертов
Комментирует Борис Овсепян, директор по продукту онлайн-школы IT-профессий Rebotica:
— Рабочее место школьника имеет огромное значение в процессе обучения. В его организации важно все: комфортный стул, удобное расположение полок для книг, лампа, которая светит не в лицо, а на область рук. Желательно, чтобы стол находился не в темном углу, а рядом с окном, чтобы было много дневного света. Но самое важное в организации рабочего места — дать вашему ребенку возможность участвовать в ней, самому придумать, как все расположить. Чем больше уюта и комфорта он сам привнесет в свое учебное пространство, тем больше времени ему захочется там проводить.
Он может попросить вас купить ему картинки любимых героев, которые будут его вдохновлять или захотеть карандашницу в форме миньона, где не потеряется ни один карандаш или ручка. Детям нравится добавлять свои аксессуары.
Мы, например, помогаем ученикам подбирать разные инструменты, которые способны увеличивать эффективность обучения. Один из таких лайфхаков — фиджеты. Это действия или предметы, которые используются во время обучения и позволяют нашим студентам сохранять фокус внимания и усидчивость. Фиджетом может быть все, что угодно. Часто дети находят себе такие инструменты неосознанно. Например, фиджетом могут быть прослушивание специальной музыки в наушниках или спиннер. Мы привыкли относится к спиннеру, как к игрушке, но вместе с тем, эта вещь при правильном использовании может существенно повлиять на продуктивность и кратно улучшить результаты обучения. Например, думая над решением задачи, полезно отложить ручку или отодвинуться от монитора, взять спиннер и покрутить его. Он не отвлекает от мыслительного процесса и сохраняет моторные действия — это хорошее сочетание в образовательном процессе.
Контроль родителей должен быть только за качеством — эргономичный стул, крепкий стол без острых мест, которые могут делать зацепы и царапины, удобная лампа. Отдайте пространство учебного места полностью ребенку: не ставьте на его полки другие книги и не кладите в ящики стола удлинители или ваши документы и бумаги. Ощущение собственного рабочего пространства дает самый правильный настрой в образовательном процессе.
Своим мнением поделился Николай Пронев, руководитель проекта «Комфортная школа» в Академии Минпросвещения России, учитель русского языка и литературы:
— От организации рабочего места школьника зависит его здоровье, комфорт и настроение. Стол школьника желательно разместить поближе к окну, чтобы захватить побольше естественного освещения. Искусственный свет с теплым оттенком снижает напряжение и утомляемость, поэтому оптимальной будет комбинация из 2-3 источников освещения. Лампа у правши располагается слева, у левши — справа.
В идеале стол и стул должны быть с регулировкой высоты, ведь дети имеют свойство быстро расти. Выбор в пользу кресла или стула с ортопедической спинкой благотворно влияет не только на позвоночник и осанку, но также на усидчивость и комфорт ребенка.
Рабочая поверхность стола должна быть максимально освобождена от лишних вещей, даже ноутбук лучше убирать на время занятий, так как он может отвлекать школьника от работы. Места должно быть достаточно, чтобы открыть несколько книг, тетрадь и разложить все необходимые канцтовары. Для творческих работ может понадобиться еще больше места, нужно учитывать и этот момент и не экономить на размерах стола.
Часто на столе школьника бардак, потому что некуда убрать все канцтовары и учебники. Поэтому также важно наличие вместительной тумбы или свободного книжного шкафа рядом со столом.
Популярные вопросы и ответы
На вопросы читателей относительно организации рабочего места школьника отвечает врач-педиатр Владлена Гармаева.
Что делать, если размеры квартиры не позволяют организовать ребенку отдельное рабочее место?
Но что, если в жилье нет места, где можно было бы поставить полноценный письменный/компьютерный стол? Для начала можно попробовать найти компактную модель стола (заказать в мастерской или посмотреть на площадках перепродаж), а все книги и принадлежности разместить на стене (например, на полках или в подвесных кармашках).
Если такой вариант тоже не подходит, возьмите за правило освобождать ребенку для занятий стол на кухне или в единственной комнате — на несколько часов в день. Пока школьник делает уроки, там не должно быть посторонних предметов, никто не должен рядом есть или заниматься другими делами. Все это может отвлекать ребенка и мешать ему сосредоточиться.
Могут ли одно рабочее место использовать двое детей?
Для предотвращения проблем со здоровьем нужно правильно подбирать мебель в зависимости от роста ребенка, важна также ее расстановка в комнате, качество материалов, из которых сделаны стол и стул, их конструкция, расцветка.
Нужно ли отдельное рабочее место дошкольнику?
Источники
- О рекомендациях, как организовать рабочее место школьника на дистанционном обучении дома. Роспотребнадзор РФ.
URL: https://rospotrebnadzor.ru/about/info/news/news_details.php?ELEMENT_ID=14200) - Постановление об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» от 28 сентября 2020 года.
URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=602107773&backlink=1&&nd=1029552