«Сорока-ворона», «Пальчик-мальчик, где ты был» и другие потешки напоминают театрализованные представления из стихов и сказок, которые разыгрывают с помощью пальцев. Такие игры не только увлекательны, но и полезны.
Упражнения для пальцев развивают у ребенка способность подражать взрослым, помогают понимать слова и стимулируют речевую активность. Во время таких игр дети учатся запоминать последовательность движений и простые стихи. Рассказываем подробнее, что такое пальчиковая гимнастика для детей и отвечаем на вопросы об этом занятии.
Что такое пальчиковая гимнастика
Это метод развития мелкой моторики, координации движений и сенсорной интеграции у детей. Занятия гимнастикой для пальчиков улучшают ловкость, точность движений, стимулируют мышление и внимание. В детских садах такие игры активно применяют для подготовки малышей к освоению грамоты, закреплению знаний букв и цифр, а также для тренировки правильного держания карандаша или ручки.
В старшем возрасте эти упражнения помогают расслабиться или повысить концентрацию во время работы. Кроме того, пальчиковые игры — это творческие разнообразные занятия, способствующие развитию фантазии и образного мышления у детей.
Полезная информация про пальчиковую гимнастику для детей
Пальчиковая гимнастика известна с древних времен | Во II в. до н. э. древние китайцы заметили, что упражнения для пальцев и кистей оказывают положительное влияние на весь организм. Они считали, что такие практики способствуют гармонии тела и разума и благотворно влияют на работу мозга |
Влияние на развитие речи | Мелкая моторика, развитие которой происходит в том числе благодаря пальчиковой гимнастике, влияет на речь ребенка (1) |
Запоминание слов | Уровень владения малыша пальцами в первый год жизни напрямую влияет на количество слов, которыми он овладеет к возрасту 2,5-3 лет (2) |
Виды пальчиковой гимнастики | ● Игры-манипуляции, например, «Сорока-белобока»; ● занятия с предметами, например, с массажными мячиками; ● сюжетные пальчиковые упражнения, например, «Шина-машина»; ● пальчиковые кинезиологические упражнения, например, «Камень, ножницы, бумага»; ● игры с самомассажем; ● упражнения со звуковой гимнастикой |
Общие правила выполнения пальчиковой гимнастики
Чтобы достичь максимального эффекта от упражнений, важно соблюдать несколько принципов.
- Включайте пальчиковую гимнастику в повседневные занятия с малышом и ребенком постарше.
- Выполняйте упражнения вместе с ребенком и показывайте увлеченность занятием.
- Сопровождайте каждое движение и жест соответствующими стихами.
- Перед началом игры убедитесь, что у малыша теплые ладони.
- Не только читайте вслух стихи для пальчиковых игр, но и напевайте их.
- Не обновляйте репертуар слишком часто. Одновременно в арсенале должно быть не более 2-3 различных игр, новые упражнения вводите постепенно.
- Поддерживайте стремление малыша подражать взрослым, поощряйте попытки повторить слова и самостоятельно делать движения.
Расскажем, как правильно разучивать упражнения:
- покажите ребенку игру на своих руках;
- повторите упражнение на пальчиках ребенка;
- выполняйте движения одновременно с малышом, но при этом сами проговаривайте стих или потешку.
Постепенно ребенок сам начнет выполнять упражнения. Сначала взрослый будет проговаривает текст, а со временем подключится малыш.
Важно помнить, что гимнастика для рук и пальцев не должна вызывать неприятные ощущения. Если появляются дискомфорт или боль, то следует уменьшить интенсивность упражнений.
10 лучших упражнений пальчиковой гимнастики для детей 2-3 лет под музыку
В этом возрасте есть особые правила выполнения таких упражнений. Если ребенок совсем маленький, — 1-1,2 года — то вначале его пальчики находятся в пассивной позиции. Взрослый, который проводит занятие, берет ручки малыша в свои и сам выполняет нужные движения.
Эти же принципы применяют с ребенком постарше, который впервые участвует в занятиях или знакомится с новой игрой. По мере взросления дети начинают самостоятельно повторять действия взрослого.
Кулачок
Этот пальчик — маленький (загибаем мизинец),
Этот пальчик — слабенький (загибаем безымянный палец),
Этот пальчик — длинненький (загибаем средний палец),
Этот пальчик — сильненький (загибаем указательный палец),
Этот пальчик — толстячок (загибаем большой палец),
Ну а вместе — кулачок!
Кошка
Вот кулак (показываем кулак),
А вот — ладошка (раскрываем кулак в ладонь).
На ладошку села кошка (ставим на ладонь сложенные щепоткой пальцы).
И крадется потихоньку (перемещаемся вверх, к плечу).
Может, мышка там живет? (разводим руки в стороны)
Дружба
Дружат в нашей группе девочки и мальчики (соединяем пальцы в замок).
Мы с тобой подружим маленькие пальчики (несколько раз хлопаем в ладоши).
Раз, два, три, четыре, пять
Будем снова мы считать (по очереди загибаем пальцы на правой руке).
Раз, два, три, четыре, пять
Мы закончили считать (по очереди загибаем пальцы на левой руке).
Мишка
Для этого упражнения поочередно касайтесь большим пальцем правой руки каждого пальца на левой руке.
Медвежонок в гости шел.
К рыжей белке он зашел,
И на озеро, к бобру,
И к ежу зашел в нору,
Даже к комаришке
Заходил наш мишка!
Капуста
Мы капусту рубим, рубим (делаем резкие движения раскрытыми ладонями),
Мы капусту жмем, жмем (сжимаем и разжимаем кулаки).
Мы капусту солим, солим (соединяем пальцы в щепотку),
Мы капусту трем, трем (сжимаем кулаки и трем их друг об друга).
Лужок
На лужок пришли зайчата,
Медвежата, барсучата,
Лягушата и енот (когда упоминаем каждое животное, по очереди загибаем пальцы).
На зеленый на лужок (сжимаем и разжимаем кулаки)
Приходи и ты, дружок (трясем ладонями в воздухе)!
Птичка и бочка
Посмотрите — бочка (складываем ладонь в кулак).
Посмотрите — птичка (складываем пальцы в «клювик»).
Птичка острым клювом
Ловко пьет водичку (показываем, как «птичка» пьет воду из «бочки»).
Ладошки
Ладошки вверх,
Ладошки вниз (выполняем действия по смыслу),
А теперь их на бочок (складываем ладони вместе)
И зажали в кулачок (сжимаем кулаки).
Котик
Котик лапкой умывается (делаем круговые движения возле лица),
Видно, в гости собирается («шагаем» пальцами по столу).
Вымыл носик (дотрагиваемся до носа).
Вымыл ротик (дотрагиваемся до губ).
Вымыл ухо (прижимаем ладони к ушам).
Вытер сухо (делаем круговые движения возле лица).
Тесто
Тесто мы месили (ритмично сжимаем ладони),
Мы пирог лепили (соединяем ладони, как будто лепим шарик из теста).
Шлеп, шлеп, шлеп, шлеп (хлопаем в ладоши) —
Слепим мы большой пирог (разводим руки в стороны).
10 лучших упражнений пальчиковой гимнастики для детей 4, 5, 6 лет в детском саду
Занятия в этом возрасте ориентированы не только на развитие тактильных ощущений, но и на стимулирование творческого начала. Ребенок активно проявляет инициативу, меняет правила игры и создает собственных персонажей. Поддерживайте его творческие порывы, вместе придумывая забавные истории и стишки. Кроме того, пальчиковая гимнастика в этом возрасте закладывает прочную основу для формирования красивой и правильной речи, готовит руку к письму, развивает усидчивость и стремление к новым знаниям.
Ежик
Для упражнения понадобится массажный мячик.
Ежик в руки мы возьмем (берем мячик),
Покатаем и потрем (катаем его между ладонями).
Вверх подбросим и поймаем (подбрасываем или просто поднимаем вверх мячик),
И иголки посчитаем (пальцами одной руки нажимаем на несколько шипов).
Пустим ежика на стол (кладем мячик на стол),
Ручкой ежика прижмем (сверху кладем ладонь)
И немножко покатаем (катаем мяч ладонью правой руки)
Потом ручку поменяем (повторяем движения левой ладонью).
Рыбка
Рыбка в озере живет (соединяем ладони),
Рыбка в озере плывет (делаем плавные движения в разные стороны).
Хвостиком ударит вдруг (раскрываем ладони и хлопаем ими по коленям)
И услышим мы — плюх, плюх! (хлопаем в ладоши)
Человечек
Я веселый человечек,
Я гуляю и пою.
Я веселый человечек,
Очень я играть люблю.
(указательный и средний пальцы «шагают» по столу)
Разотру ладошки сильно (трем ладони друг об друга),
Каждый пальчик покручу,
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну (по очереди хватаем каждый палец у основания и вращательными движениями поднимаемся до ногтевой фаланги).
Руки я затем помою (потираем ладони),
Пальчик к пальчику сложу (прикасаемся одноименными пальцами друг к другу),
На замочек их закрою
И тепло поберегу (складываем пальцы в замок).
Замок
На двери висит замок:
Кто его открыть бы смог? (складываем пальцы в замок)
Потянули (тянем руки в стороны, не раскрывая замок),
Покрутили (вращаем замок по кругу),
Постучали («хлопаем» сцепленными ладонями)
И открыли! (раскрываем замок)
Посуда
Раз, два, три, четыре — (по очереди хлопаем в ладоши и ударяем друг об друга кулаки)
Мы посуду перемыли (потираем ладони):
Чашку, чайник, ковшик, ложку
И большую поварешку (по очереди загибаем пальцы).
Мы посуду перемыли (трем ладонью сжатый кулак),
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился,
Ложку мы чуть-чуть сломали —
Так мы маме помогали (по очереди разгибаем пальцы)!
Сова
Совушка-сова (машем раскрытыми руками, как крыльями),
Большая голова (очерчиваем руками в воздухе круг)
На пеньке сидит (приседаем или просто кладем руки на стол),
Головой вертит,
Крыльями хлоп-хлоп (хлопаем руками по бокам)!
Ножками топ-топ (топаем ногами)!
Стенка
Стенка, стенка (трогаем щеки),
Потолок (трогаем лоб),
Две ступеньки («шагаем» пальцами по губам),
Дзинь — звонок! (нажимаем на нос)
Снежок
Раз, два, три, четыре (загибаем пальцы по одному),
Мы с тобой снежок лепили (соединяем ладони, как будто лепим),
Круглый, крепкий (чертим руками в воздухе круг),
Очень гладкий (одной рукой гладим другую)
И совсем, совсем не сладкий (грозим пальцем).
Осень
Ветер северный подул (дуем на раскрытые ладони),
Все листочки с липы сдул (двигаем руками, как будто смахиваем со стола листья).
Полетели, покружились —
И на землю опустились (плавно двигаем руками в воздухе и опускаем их на стол).
Дождик стал по ним стучать (стучим пальцами по столу).
Град по ним заколотил,
Листья все насквозь пробил (стучим по столу кулаками).
Снег потом припорошил (плавно двигаем кистями назад и вперед),
Одеялом их накрыл (прижимаем ладони к столу).
Птички
Прилетайте, птички (делаем «зовущие» движения пальцами обеих рук)!
Сала дам синичке (проводим ребром одной ладони по раскрытой руке),
Приготовлю крошки (складываем пальцы щепоткой)
Хлебушка немножко (трем подушечки пальцев друг об друга).
Эти крошки — голубям (вытягиваем вперед правую руку с раскрытой ладонью),
Эти крошки — воробьям (вытягиваем левую ладонь),
Галки да вороны,
Ешьте макароны (трем ладони друг об друга).
10 лучших упражнений пальчиковой гимнастики для детей 7 лет и старше
Дети младшего школьного возраста тоже обожают активные занятия. Игры становятся разнообразнее и сложнее. Ребята улучшают координацию движений, развивают ловкость рук. В пальчиковых играх применяют более замысловатые схемы, пробуют соединять пальцы различными способами, играют в паре, сопровождая все это хлопками.
В реке
Пять маленьких рыбок играли в реке (делаем плавные движения ладонями).
Лежало большое бревно на песке (разводим руки в стороны).
И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!» (имитируем ладонями ныряние),
Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко» (грозим пальцем).
А третья сказала: «Мне хочется спать!» (складываем ладони под щеку).
Четвертая стала чуть-чуть замерзать (трем плечи руками).
А пятая крикнула: «Здесь крокодил! (сжимаем и разжимаем пальцы, имитируя кусание)
Плывите скорей, чтобы не проглотил!».
Домик гнома
Под грибом — шалашик-домик (соединяем ладони в форме шалаша),
В нем живет веселый гномик.
Мы тихонько постучим (кулаком одной руки стучим по ладони),
В колокольчик позвоним (расслабляем кисти и трясем ими в воздухе).
Двери нам откроет гномик,
Станет звать в шалашик-домик (сгибаем и разгибаем указательный палец, «зовущий» жест).
В домике дощатый пол (кладем ладонь на стол),
А на нем — дубовый стол (ставим на ладонь кулак).
Рядом стул с высокой спинкой (ставим левую ладонь вертикально и прижимаем к ней пальцы правой ладони),
На столе — тарелка с вилкой (левую ладонь кладем на стол, рядом кладем правую ладонь с зажатым большим пальцем).
И блины горой стоят —
Угощенье для ребят (хлопаем в ладоши).
Мы писали
Мы писали, мы писали (ритмично сжимаем и разжимаем кулаки),
Наши пальчики устали (расслабляем ладони и трясем ими в воздухе).
Мы немного отдохнем
И опять писать начнем (снова ритмично сжимаем кулаки)!
Зима
Раз, два, три, четыре, пять (по очереди загибаем пальцы),
Мы во двор пришли гулять («шагаем» указательным и средним пальцами по столу).
Бабу снежную лепили (соединяем ладони, как будто лепим снежки).
Птичек крошками кормили (соединяем пальцы в щепотку).
С горки мы потом катались (проводим указательным пальцем сначала по правой, потом по левой ладони),
А еще в снегу валялись (кладем ладони на стол и переворачиваем их вверх и вниз).
Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладони),
Съели суп и спать легли (имитируем движения ложкой, затем соединяем ладони и кладем на них щеку).
Домашние животные
Кучерявая овечка
Переходит через речку («шагаем» пальцами по столу),
Щуря желтые глаза.
Ей навстречу шла коза (показываем рожки на голове).
Не пущу тебя, овечка (наклоняем голову с «рогами»),
Не пройдешь ты через речку (грозим пальцем)!
Лошадь мимо проходила
И овечку пропустила (разводим руки в стороны).
В школу
В школу осенью пойду,
Там друзей себе найду («шагаем» пальцами по столу).
Научусь писать, читать,
Быстро, правильно считать (загибаем пальцы на обеих руках).
Я таким ученым буду!
Но свой садик не забуду (грозим указательным пальцем).
Портфель
Семь вещей у нас в портфеле (сжимаем и разжимаем пальцы):
Промокашка и тетрадь,
Ручка есть, чтобы писать
И резинка, чтобы пятна
Убирала аккуратно
И пенал, и карандаш,
И букварь – приятель наш
(загибаем поочередно пальцы).
Черепаха
Шла по полю черепаха («идем» пальцами по столу)
И дрожала вся от страха (сжимаем кулаки и слегка трясем ими)
Говорит она: «Кусь, кусь! (большой и указательный пальцы «кусаются»)
Никого я не боюсь!» (грозим пальцем).
Сороконожки
Две сороконожки (показываем два пальца)
Бежали по дорожке («шагаем» пальцами по столу).
Встретились (ставим ладони друг напротив друга),
Обнялись (соединяем ладони в замок),
Насилу расстались (разжимаем ладони)
И — попрощались (машем ладонями)!
Котенок и мышонок
Шел один я по дорожке (показываем один палец),
Шли со мной мои две ножки (показываем два пальца),
Вдруг на встречу три мышонка (показываем три пальца),
Ой, мы видели котенка (хлопаем ладонями по щекам и качаем головой)!
У него четыре лапки (показываем четыре пальца),
На лапках — острые царапки (царапаем ногтями в воздухе).
Один, два, три, четыре, пять (на каждый счет показываем соответствующее число пальцев):
Нужно быстро убегать! («шагаем» указательным и средним пальцами)
Комментарий эксперта про пальчиковую гимнастику для детей
Рассказывает Людмила Шарова, детский и перинатальный психолог, автор интернет-проекта «Уроки для мам», консультант по грудному вскармливанию, детскому сну и введению прикорма:
— Когда мама во время кормления смотрит на малыша, улыбается, разговаривает и интуитивно берет его ручку в свою, массирует пальчики, слегка сдавливая их и делая простой массаж, — это элементарная пальчиковая гимнастика для младенца. Однако современные родители часто проводят время с телефоном в руках, не обращая внимание на ребенка. Между родителями и детьми увеличивается дистанция. Это плохо с точки зрения эмоционального и физического развития ребенка, его социальной адаптации.
Пальчиковая гимнастика — один из наиболее эффективных способов общения. Она также полезна для речевого, физического и эмоционального развития. Это актуально как для младенческого периода, так и для детей в возрасте 1-3 лет.
Пальчиковые игры улучшают мелкую моторику, которая стимулирует развитие зон головного мозга, в частности, речевых центров. Однако, если вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, необходимо уделять внимание не только мелкой, но и крупной моторике, всячески стимулируя двигательную активность малыша.
Популярные вопросы и ответы
Наш эксперт, психолог Людмила Шарова, отвечает на вопросы родителей.
В чем заключается польза пальчиковой гимнастики для детей?
Кроме того, гимнастика стимулирует зоны головного мозга. Не зря же говорят фразу: «Весь мир на кончиках пальцев». Когда мы гладим ребенка по ладошке, приговаривая: «Сорока-ворона, кашу варила», загибаем пальчики — ребенок лучше ощущает свое тело. Он понимает, что это его ладонь и кулаки, что пальцы можно сжать и раскрыть.
Во время упражнений малыш нарабатывает пассивный словарный запас, ведь он слышит речь мамы, обращенную к нему. В 2-3 года при пальчиковой гимнастике идет наработка и стимуляция речевых зон головного мозга. Это фактически задел на будущее: подготовка руки к письму в школе, к рисованию. Занимаясь сейчас, ребенок в будущем будет правильно брать карандаш, ручку, сможет вырезать, держать ножницы, вдеть нитку в иголку. Поэтому пальчиковые игры — это прекрасная тренировка для мелкой моторики, мышц кисти.
Какие есть противопоказания для пальчиковой гимнастики?
Но если, например, у ребенка есть кожные повреждения на кистях рук, недомогание, тогда пальчиковую гимнастику лучше не делать. Вначале следует обратиться к врачу, а затем уже приступить к занятиям.
Сколько раз в день детям можно делать пальчиковую гимнастику?
Для детей 1-2 лет достаточно 1-2 занятий в день, чтобы получить все преимущества пальчиковой гимнастики. Важно не переусердствовать: продолжительность занятий зависит от возраста ребенка. До года они занимают около двух минут, от одного до двух лет — 5-10 минут, а после двух лет — 10-15 минут.
Следует ориентироваться на положительное настроение ребенка. Если он не хочет продолжать, лучше переключиться на другие активности.
Источники
- 1. Gonzalez S. L., Alvarez V. Do Gross and Fine Motor Skills Differentially Contribute to Language Outcomes? A Systematic Review // Developmental neuropsychology, 20(2). 2010.
URL: https://www.sci-hub.ru/10.1207/S15326942DN2002_5 - Choi B., Leech K. A., Tager‑Flusberg H. Development of fine motor skills is associated with expressive language outcomes in infants at high and low risk for autism spectrum disorder // Journal of Neurodevelopmental Disorders, 2018.
URL: https://www.sci-hub.ru/10.1186/s11689-018-9231-3