«Мам, купи»: как бороться с детскими просьбами

Пронзительные вопли «купи!» в торговом центре, родительская ругань в ответ: невольным свидетелем подобных душераздирающих сцен был, пожалуй, каждый из нас. Вместе с педагогом-психологом Екатериной Болышевой учимся избегать ошибок, которые могут привести к детской истерике в магазине
«Мам, купи»: как бороться с детскими просьбами
«Мам, купи»: как бороться с детскими просьбами. Фото: pixabay.com

«Хочу взять, просто хочу!»

— Соблазн что-то купить есть у каждого человека, — говорит Екатерина Васильевна. — Но взрослый может с ним справляться, а ребенку сложно понять, почему нельзя, если он хочет. И если для 2-летнего магазин — это игра (он собирает вещи в корзину, а мама незаметно убирает их — ребенок и не заметит), то малыши в возрасте 2,5 — 3 лет уже хотят быть самостоятельными. Желание купить становится особо острым. Они-то и начинают просить.

Сценариев поведения у ребенка, как правило, два.

  1. Давит на жалость — ребенок пытается показать, что очень хочет чего-то, с помощью криков «Мама, купи!».
  2. Игра на публику — если окружающие подыграют (какая-нибудь бабуля скажет, что мама должна купить малышу что-то), у ребенка появляется еще больший интерес к процессу.

Предотвращаем рев и слезы

  • Составляйте список покупок. Это сократит время похода по магазину, и у ребенка будет меньше соблазнов. По возможности объясняйте малышу, почему покупаете тот или иной продукт. Например: «Для борща мне нужны картошка, свекла, морковь, а конфеты в суп не положишь».
  • Учите детей поведению в магазине наравне с правилами поведения в транспорте или в гостях.
  • Не делайте спонтанных покупок при ребенке. Не говорите вслух: «Куплю йогурт. Нет, лучше творожок. Или сырки?» Ребенок понимает, что мама готова купить любую вещь, потому что сама не знает, чего хочет.
  • Фильтруйте желания ребенка. Делите покупки на дорогие — недорогие, нужные — ненужные, качественные — некачественные, по возрасту — не по возрасту.
  • Позвольте ребенку быть покупателем (можно так играть с трех лет). Дайте малышу список покупок с картинками. Он видит, что нужно, например йогурт. И сам выбирает, какой возьмет. Да, процесс будет долгим. Но ребенок при этом чувствует себя вовлеченным в дела семьи.
  • Избегайте очередей у касс. Как правило, в этой зоне стоят прилавки с товарами для детей. Если очередь все-таки есть, отвлеките ребенка — например, попросите его выложить продукты из корзины на ленту.
  • Ограничивайте в деньгах. Если вы отправляете ребенка лет с 6 — 7 в магазин, обговорите, что нужно купить обязательно. Например, даете 100 рублей на молоко и хлеб, а сдачу позволяете потратить. Получается, ребенок может выбирать сам, но он ограничен в деньгах. Так формируется ответственность, самостоятельность.

Если истерика началась

Выучите и повторяйте как мантру на детские просьбы: «Если я хочу научить ребенка справляться с желаниями и не закатывать истерики, я буду действовать спокойно, твердо и настойчиво. Я не поддаюсь на провокации. Я не кричу и не шлепаю малыша».

Дальнейший алгоритм вашего поведения может быть таким.

  1. Спокойным голосом объясняете, что не будете покупать игрушку, если ребенок так будет себя вести. Можно сказать: «Мы должны выйти из магазина, потому что ты мешаешь окружающим». Кстати, многие родители больше боятся не детской истерики, а негативной реакции окружающих на нее.
  2. Если ребенок продолжает кричать, идите к выходу. При этом держите ребенка в поле зрения: неизвестно, как он себя поведет в этот момент. Малыш может идти за вами с игрушкой. Тогда оставляете все покупки вместе с тем, что взял ребенок, и идете к выходу. Не идет — берете на руки и уносите.
  3. На улице не кричите, не шлепаете, не взываете к совести. Ребенок просто не смог справиться с эмоциями в силу возраста. Лучше обнимите его, поцелуйте и расскажите о своих чувствах: «Мне было неприятно, неудобно, надеюсь, что больше ты так себя вести не будешь. Я понимаю, что ты сильно хочешь эту вещь, но сейчас я тебе ее купить не могу». (Так можно разговаривать с детьми с 3,5 года. Детей помладше отвлечь от проблемы гораздо легче.)

Важно!

Постоянно отказывать нельзя
Родителям важно знать потребности ребенка. Поэтому малыши не всегда должны слышать слово «нет». Найдите время, скажите ребенку: «Мне тоже нравится эта кукла, давай пройдем по магазину, и я подумаю, можем ли мы ее купить». Тогда вы сможете решить, купить или не купить игрушку, а не отказать по инерции.

В каком случае нужно идти к специалисту

Обратитесь к психологу или неврологу, если вы часто наблюдаете один или несколько из этих признаков.

  • Ребенку больше 4 лет, а желаний у него все прибывает. Это сигнал о том, что воспитательный процесс идет не так.
  • В магазине у него случаются припадки агрессии: ребенок обзывается, топает ногами, кидается с кулаками.
  • У ребенка учащается дыхание, синеют кожные покровы, он начинает задыхаться.
  • Он начинает бить себя, причиняет себе вред.
  • После истерики он становится вялым, уставшим.
  • После долгого крика у него начинается рвота, мочеиспускание.

Во всех остальных случаях с истериками можно справиться самостоятельно.