30+ лучших подвижных игр для детей разного возраста в 2025 году

Бабушки с дедушками до сих пор вспоминают, во что играли в детстве во дворе. В эпоху гаджетов о таких развлечениях заговорили снова. Рассказываем о популярных в 2025 году подвижных играх для детей и делимся лучшими из них
30+ лучших подвижных игр для детей разного возраста в 2025 году
30+ лучших подвижных игр для детей разного возраста. Фото: сгенерировано при помощи нейросетей

Сейчас подрастающее поколение редко выходит во двор, их больше увлекают гаджеты. Многие из них скучают, не зная, что делать, и снова бегут к монитору. Врачи, педагоги и психологи советуют родителям подбирать подвижные игры для детей. Вот что нам удалось найти для детей разного возраста.

Полезная информация про детские подвижные игры

Первым о пользе игр заговорил ПлатонОн утверждал, что без игр невозможно обучение ремеслам и воинскому мастерству
Психолог Л. С. Выготский научно обосновал пользу игр Автор утверждал, что игра — это способ развития и движения ребенка, а в других работах он указывал, что игра — ведущая деятельность в возрасте от 2 до 7 лет
Первые мячи появились около 3500 лет до нашей эрыИх делали из шкур животных и животных пузырей. По одной из версий, мексиканцы научились первыми делать мячи из каучука, придавая им форму
Многие животные воспитывают питомцев через подвижные игрыВ дикой природе лисы, рыси, представители семейства кошачьих учат детенышей охотиться через игру, развивая полезные навыки

Лучшие подвижные игры для детей дошкольного возраста в детском саду

В этом возрасте игра формирует координацию. С ее помощью можно осваивать знания о мире, если сочетать движение с реакцией на команду или слово.

Игры для детей младшей группы

Малышам этого возраста нравятся легкие подвижные игры с интересными заданиями, в том числе имеющими отношение к сказкам, их героям, мультфильмам. 

«Яблочко»

Иногда эта игра встречается под названием другого фрукта или ягоды. Воспитатель держит предмет, похожий на фрукт. Его можно сделать из бумаги, мягкого материала или надуть воздушный шарик. Он держится на веревочке высоко — так, чтобы до него было непросто, но возможно допрыгнуть. Задача ребенка — подпрыгнуть до предмета и дотронуться ладошкой. Тот, кто это сделает первым, победит. Он выходит из игры, остальные дети продолжают играть.

«Паровозик, станция “Клубничка”»

«Паровозик, станция “Клубничка”»
Фото: сгенерировано при помощи нейросетей

Коллективная игра, в которой развивается узнавание предметов и умение двигаться в одном направлении. Воспитатель предлагает построить паровозик. Дети становятся друг за другом, держатся за плечи. Затем взрослый спрашивает их: «Кто остановится на станции “Клубничка”?». Дети поднимают руки, затем опускают. После этого играющие держатся друг за друга и двигаются за воспитателем, приговаривая «чух-чух», пока он не скажет слово «станция» и не назовет фрукт или ягоду. Если это клубничка, «паровозик» останавливается, а дети поднимают руки, если нет — едет дальше и руки поднимать нельзя.

«Собери цвет»

Для нее понадобятся небольшие шарики не менее 3 разных цветов и бумажные корзинки, в которые их собирают. Шариков должно быть не менее 5 каждого цвета. Можно использовать воздушные, но небольшого размера. Игра учит группировать предметы по цвету.

По команде воспитателя дети становятся в круг. Он разбрасывает шарики со словами: «Кто первым соберет все цвета, тот и молодец». Ребенок должен сложить шарики в корзинку одного цвета. Тот, кто сделает это первым, побеждает. Веселее будет играть в команде, где каждая собирает шарики одного цвета, либо можно выбрать участников по количеству цветов шариков.

«Не разбуди кота»

С помощью этой игры малыши осваивают навыки движения по команде, учась понимать, когда следует действовать, а когда — воздержаться. Воспитатель играет сонного кота, который садится на стул в середине комнаты и делает вид, что спит. Дети изображают мышек, уголки комнаты — их «домики». Дети бегают и шумят до тех пор, пока «кот» не просыпается и не начинает мяукать Задача «мышек» — тут же разбежаться по углам, то есть по норкам. Если «кот» кого-то ловит, то игрок выбывает из игры. Если нет, то он снова «засыпает» и игра продолжается до тех пор, пока воспитатель ее не остановит.

«Угадай животное»

«Угадай животное»
Фото: сгенерировано при помощи нейросетей

Воспитатель шепчет слово одному из детей. Ребенок должен движениями показать остальным, кого изображает. Если кто-то первым угадает животное, то он должен изобразить новое животное, и так по очереди.

Игры для детей средней группы

К этому времени у малышей уже достаточно сформирована координация. Их уже начинают интересовать не только сами предметы, но и их признаки, содержание. Вот какие подвижные игры понравятся ребятам этой возрастной категории.

«Шустрый бельчонок»

Для игры потребуются небольшие или легкие мячики, корзинка или ведро, куда их класть. Ее можно проводить на улице или в помещении. Дети становятся в одну линию в конце комнаты, воспитатель выбирает «бельчат», раздавая им «орешки» — мячики. На другой стороне комнаты стоят корзинки. Задача — на одной ноге допрыгать с «орешком» в руках и положить мячик в корзинку. Тот, кто сделает это первым и не уронит мяч, победит и станет самым «шустрым бельчонком».

«Водное — не водное»

Познавательная игра, которая помогает малышам научиться лучше разбираться в предметах. Дети становятся в круг на одинаковом расстоянии друг от друга. Воспитатель называет животное или вид растения, например, коралл, а дети угадывают. Если слово «водное», они присаживаются, если не «водное», подпрыгивают. Тот, кто не выполнил задание, выбывает из игры.

Другие варианты игры: «Хищник — травоядное» и «Съедобное — несъедобное».

«Картошечка и лисичка»

Подвижная игра, которая учит быстрой реакции. В ней выстраиваются на противоположных концах комнаты две линии: дети и воспитатели. На одном конце стоят дети в линию. Они должны изображать «картошечку», прыгая на одной ножке. На другом конце стоит воспитатель, который изображает лису, которая хочет ее поймать. По сигналу дети прыгают на одной ножке вперед, повторяя за воспитателем стихотворение:

«Картошечка, картошечка,
Подожди немножечко,
Не катись,
Домой вернись
И лисе не попадись».

После последней строчки малыши останавливаются, воспитатель пытается поймать «картошечку», а дети убегают на исходную позицию.

«Собираем чемоданчик»

Игра, развивающая подвижность. Воспитатель говорит о том, что настал момент путешествия, но сначала нужно собрать чемоданчик. Вот только не все предметы туда поместятся. Чтобы чемоданчик не лопнул, дети должны подсказать, что в него поместится, а что нет.

Затем воспитатель называет предметы, которые влезут или не влезут в чемоданчик. Если предмет помещается, дети присаживаются, если нет, подпрыгивают на месте.

«Горячая картошечка»

«Горячая картошечка»
Фото: сгенерировано при помощи нейросетей

Для игры потребуется небольшой мячик или бумажная коробочка, которая называется «картошечка». Дети делятся на две группы и бросают ее друг другу, называя слово. Если то, что называется, едят с картошечкой («перец», «соль», «сметана», «лисички», «мясо»), то игрок принимает мяч и называет слово следующему игроку. Если слово не сочетается с картошечкой или обозначает несъедобный предмет, то отталкивает мяч и он летит к тому, кто его бросил. Тот, кто поймал, бросает «картошечку» другому игроку, называя слово.

Игры для детей старшей группы

К этому возрасту для малышей становится важной смысловая часть подвижной игры. Многие уже посещают кружки, спортивные секции. Вот какие игры могут понравиться им.

«Не дай солнце крокодильчику»

Игра на координацию, которая позволяет научиться быстро ловить мяч. Дети делятся на две группы и становятся друг напротив друга. Воспитатель говорит примерно следующее: «Дорогие дети, приглашаю вас в игру. Сегодня у вас в руках солнышко, которое движется по небу, но есть крокодильчик, который мечтает его поймать и перехватить, чтобы наступила вечная тьма. Не дадим ему это сделать. Тот, кто позволит перехватить мяч, переходит к другой команде».

Затем по жребию или по желанию выбирается «крокодильчик». Он становится по середине и пытается перехватить мяч. Им может стать и воспитатель, но лучше взять ребенка невысокого роста или нескольких детей. Игра продолжается до тех пор, пока «крокодильчик» не словит мяч. После этого игрок, который бросил мяч, переходит в другую команду. Игра заканчивается, когда в одной из команд не остается игроков — это означает победу «крокодильчика». 

«Высоко — низко»

«Высоко — низко»
Фото: сгенерировано при помощи нейросетей

Дети становятся в круг и водят хоровод вокруг ведущего, который называет разные растения и деревья. По команде воспитателя дети должны присесть или поднять руки вверх, в зависимости от того, высокий ли предмет или низкий. Например, «пальма» и «сосна» высокие, а «помидоры» и «одуванчики» низкие. Тот, кто ошибся, выбывает из игры.

«Допрыгай до луны»

Ведущий выбирает игрушку, которую кладет в дальний край комнаты. В игре она называется «луна». Дети находятся в противоположном углу. По команде ведущий обозначает предмет и дает условие. Если он красного цвета, то дети подпрыгивают вперед, если нет, то остаются на месте. Тот, кто ответил правильно, движется вперед на один шаг. Игра заканчивается, когда кому-то удается добраться до «луны».

«Самолет, поезд и корабль»

Подвижная игра, развивающая координацию. Дети становятся вокруг ведущего. Когда он называет животное, рыбу, птицу или другой предмет, который может быть на земле, в воздухе или в воде, то дети изображают транспортное средство движениями. Например, самолет, поезд или корабль.

Лучшие подвижные игры для проведения на улице

На свежем воздухе можно играть не только в мяч, но и в другие подвижные игры. Делимся вариантами для малышей разного возраста.

Для детей 2–3 лет

Чаще всего это простые догонялки, какие-то постройки, игры с мячом или перешагивание через препятствия, которые развивают координацию и крупную моторику. Малыши с радостью включаются в такие активности.

«Собери 5 цветов»

«Собери земляничку»
Фото: сгенерировано при помощи нейросетей

Для игры понадобятся 5 коробочек по количеству цветов и любые предметы 5 цветов, их нужно перемешать. Каждую коробочку надо отметить наклейкой или лентой того оттенка, предметы которого нужно в нее положить. Задача — положить в коробочки по несколько предметов одного цвета.

«Построй пирамидку»

Для игры специально разбрасывают кубики по разным частям площадки. Ребенок должен их собрать и построить из них пирамидку. Кто быстрее это сделает, тот победит или получит сюрприз.

Для детей 4–5 лет

Обычно это динамичные эстафеты, классики или другие игры, которые развивают ловкость, скорость и умение соблюдать правила. Дошкольники любят соревновательные элементы и с радостью включаются в них.

«Пронеси еду»

Пригодятся небьющиеся плоские тарелки, вместо них можно использовать вырезанные из плотного картона кружки соответствующего диаметра. На них кладут кубики, мячики, мягкие и другие игрушки. Нужно придумать «блюдо» из них и пробежать круг, не уронив игрушку с кружка или тарелки. Тот, кому удастся это сделать, победит. Можно сделать индивидуальные забеги или организовать командные соревнования.

«Собери земляничку»

Дети делятся на команды или играют индивидуально. На игровой площадке заранее раскладываются красные предметы: мячики, кубики, ленточки или игрушечные ягодки. По сигналу ведущего игроки начинают искать и собирать их. Тот, кто соберет больше всех, побеждает.

Для детей 6–7 лет и старше

Для детей 6–7 лет и старше
Фото: сгенерировано при помощи нейросетей

В этом возрасте развлечения становятся более структурированными. Это тренирует не только физическую форму, но и логику, ведь детям нужно быстро принимать решения в динамичных условиях.

«Шаг + слово»

Дети становятся в одну линию. Ведущий дает им разные задания. Например, просит назвать имена мужчины или женщины на одну букву и сделать шаг вперед. Участники не должны повторять одинаковые слова. Затем ведущий может сменить тему, например, попросить быстро назвать города, транспортные средства и так далее. Шагать можно только вперед. Тот, кто сделает больше всех шагов, победит.

«Покажи животное»

Педагог дает задание — показать животное движениями. Тот, у кого получится это сделать лучше всех, побеждает.

Лучшие подвижные игры для проведения в помещении

Многие из таких игр могут потребовать ковриков, стульев, мячиков и игрушек.

Для детей 2–3 лет

В этом возрасте малыши особенно активны и любознательны, но их внимание еще неустойчиво, поэтому игры должны быть простыми и короткими.

«Луна и Солнце»

Игра на координацию, собранность. Дети становятся вокруг воспитателя, который дает две команды «солнце» и «луна». По первой команде дети играют, прыгают, беседуют, по второй — притворяются спящими.

«Мячик в домике»

«Мячик в домике»
Фото: сгенерировано при помощи нейросетей

Эта игра развивает координацию и учит взаимодействию. Дети садятся в круг, а воспитатель катит мяч одному из малышей со словами: «Мячик пришел в гости!». Ребенок ловит мяч, затем катит его обратно или соседу. Можно усложнить, добавив определенные команды: «Кати быстро», «Кати медленно», «Бросай» и т. д.

Для детей 4–5 лет

Они уже уверенно управляют своим телом — их движения становятся более скоординированными и осмысленными. Именно сейчас они с особым интересом включаются в игры, где можно проявить ловкость и смекалку.

«Назови имя»

Игра, которую можно проводить с группой детей не только в детском саду, но и во дворе, на пляже. Для нее потребуется небольшой мячик, лучше яркого цвета. Игрок бросает его и называет имя. Поймавший мяч должен назвать имя на первую или последнюю букву и бросить его следующему игроку. Тот, кто растерялся, выходит из игры.

«Банан или косточка»

Ведущий собирает детей в круг. Можно использовать мячик и бросать кому-то из детей по кругу, но можно без него и обойтись. Ведущий описывает животное, не называя его. Дети должны определить, травоядное оно или хищное. Если травоядное, то дети кричат «банан», подпрыгивая на месте, если хищное — «косточка», стоя на месте. Тот, кто не справится, выбывает.

Для детей 6–7 лет и старше

Они обладают отличной координацией, выносливостью и способностью быстро осваивать сложные правила. В этом возрасте дети особенно любят командные игры и соревновательные элементы, где можно проявить стратегическое мышление, скорость и лидерские качества.

«Кто в шляпе»

По команде ведущего дети становятся в круг и передают шляпу до тех пор, пока ведущий не говорит им «стоп». Тот, у кого она оказалась в руках, надевает шляпу и изображает человека или животное. Дети должны угадать, кто это. Побеждают авторы самых смешных и интересных персонажей. Вместо шляпы можно использовать шапку или бейсболку.

«Запутанная история»

Необычная игра с бумажными лентами, которые легко распутываются и не рвутся. Ведущий запутывается в лентах по числу участников. Дети становятся по кругу, каждый берет в руки ленту одного цвета и начинает распутывать. Побеждает тот, кому удастся не порвать ленточку и первым вытащить свою.

Лучшие подвижные музыкальные игры

Это веселый способ развивать у детей чувство ритма, координацию и эмоциональную выразительность. Они не только заряжают энергией, но и улучшают слуховое восприятие, память и навыки взаимодействия в группе.

«Солнышко по кругу»

«Солнышко по кругу»
Фото: сгенерировано при помощи нейросетей

Дети становятся в хоровод, держась за руки. Ведущий становится в середине, дает детям мяч, включает музыку. Пока она играет, дети передают «солнышко» друг другу. Как только музыка останавливается, тот, у кого мячик оказался в руках, должен показать персонажа. Авторы самых смешных или убедительных пантомим получают поощрение.

«Изобрази музыканта, или угадай, кто играет»

Для игры потребуется инструментальная музыка, а для ведущего — знание музыкальных инструментов. Обязательное условие — не наступить на красный флажок или знак на полу. Дети становятся в круг, ведущий включает музыку, и все идут по кругу. По команде ведущего мелодия останавливается, и тот, кто наступил на флажок или оказался ближе всех, должен изобразить музыканта или угадать, что за инструмент только что играл. Чем убедительнее или смешнее получится образ, тем интереснее.

«Угадай, кто поет»

Дети становятся в линию. Пространство перед ними разделяется на несколько секторов. Ведущий включает музыку, после чего дети угадывают, кто поет или что дальше будет в песне. Музыку нужно подбирать ту, которую знает большинство детей. Прослушав фрагменты, ребята по очереди отвечают на вопросы. Правильно ответившие подпрыгивают и переходят на следующую полоску поля. Тот, кто придет к финишу первым, победит.

Лучшие подвижные игры для двух детей 

Взаимодействие в паре — важный элемент общения. Оно укрепляет дружеские отношения, учит сотрудничеству и здоровой конкуренции. Такие игры также улучшают координацию и физическую выносливость.

«Цветы и фрукты»

Для игры потребуется мяч или небольшая игрушка (но без мелких деталей), которую легко поймать. В игре участвуют двое детей. Первый называет слово и бросает мяч, а второй ловит его и называет слово на последнюю букву. В игре участвуют только названия фруктов или цветов. По желанию можно заменить на другую категорию.

«Солнышко/уголек»

Игра, развивающая внимательность. Для нее потребуется небольшой мячик или мягкая, но прочная игрушка. Ребенок бросает мяч другому ребенку, говоря слово. Если он говорит «уголек», мяч пропускается, его поднимают. Если «солнышко» — ловится. Тот, кто неправильно отреагировал, выбывает из игры. В этой игре темп ускоряется, она тренирует реакцию и ее быстроту.

«Маленький детектив»

Один участник прячет игрушку в комнате так, чтобы другой не увидел этого. С помощью подсказок «горячо/холодно» он помогает другу искать предмет. После нахождения игрушки игроки меняются ролями.

Комментарии экспертов про детские подвижные игры

Своим мнением делится психолог Ольга Михина:

— В игре развивается коммуникация, концентрация внимания, слуховое восприятие, производительность. Дети учатся действовать по инструкции, корректируются личностные особенности — это хорошо для гиперактивных детей, наоборот, медлительных, стеснительных, тревожных. Главное — подобрать их по возрасту, чтобы игры были интересны.

Популярные вопросы и ответы

Мы ответили на вопросы, которые больше всего волнуют родителей.

Какие бывают малоподвижные игры?

Самые известные — «Угадай по голосу», «Съедобное-несъедобное». Например, в первой игре участник с закрытыми глазами определяет говорящего по голосу, а в второй — участники ловят мяч, называя съедобные или несъедобные предметы. Также к таким играм относятся загадки, «Города», настольные развлечения и творческие занятия. Они развивают внимание, логику и коммуникацию.

Как влияют подвижные игры на развитие ребенка?

Все зависит от задач конкретной игры. В целом, подвижные игры развивают мышление, реакцию, сообразительность, выносливость. Если в них есть познавательный элемент, то они способствуют интеллектуальному развитию и обучению.

В какое время дня лучше проводить детские подвижные игры?

Многие считают первую половину дня и время до 18 часов вечера лучшим периодом для подобных развлечений. Шумные и подвижные игры поздно вечером могут плохо повлиять на сон детей. Точную информацию о планировании игрового дня лучше получить от врача, который наблюдает за развитием вашего ребенка. Немалую роль играют и биологические ритмы «жаворонков» и «сов».

Как вовлечь ребенка в подвижную игру, если он не хочет участвовать?

Чтобы ребенку захотелось играть, важно придумать задачу или загадку. Сначала он включится в игру, а затем, заинтересовавшись, начнет привлекать и других ребят. Но если даже интересное задание ребенок не хочет выполнять, попытайтесь узнать почему. Возможно, он ломает голову над какой-то проблемой, стесняется или находится в конфликте с кем-то из детей. Выяснив причину, родители поймут, как действовать дальше.