Прежде чем учить языки
Исследования показывают: музыкальное развитие помогает в лингвистике.
Результаты одной из работ на эту тему было опубликовано в журнале Brain Sciences (1). В эксперименте приняли участие 35 дошкольников от 5 до 6 лет. Им нужно было запомнить и повторить несколько фраз на четырех иностранных языках: турецком, тагальском (на нем говорят филиппинцы), русском и китайском. Так же были протестированы и музыкальные возможности детей. Те, кто рос в более музыкальной среде, лучше воспроизводили и имитировали незнакомый языковой материал.
А итальянские исследователи решили провести похожий эксперимент уже со школьниками (2). Исследовали несколько групп. У одной музыка была два раза в неделю, у второй — шесть раз. В итоге те, кто более интенсивно музицировал, показывали и лучшие результаты в изучении английского и французского языков.
В Германии занимались изучением языка с детьми-мигрантами с помощью песен (3). В результате всего трех занятий по 40 минут, где дети выучили две песни на немецком, их языковые показатели значительно улучшились даже в области грамматики. На тестировании экзаменаторы предлагали вспомнить слова, которые встречались в песнях. Обрабатывая результаты, они обратили внимание на такую деталь, те, кто во время экзамена напевали мелодию, вспомнили больше слов, чем другие.
У музыкантов по-другому работает мозг
Процесс изучения языка очень похож на то, как мы запоминаем музыкальную фразу. К тому же у музыкально развитых детей лучше произношение, так как они более чувствительны к звуковым нюансам разных тембров и высот. И у музыки, и у языка есть свои правила, с помощью которых соединяются слова или ноты. Музыкальные упражнения оттачивают развитие мозга и даже улучшают грамотность.
Методом магнитно-резонансной томографии доказано, что у музыкантов активно работает левое полушарие, которое как раз контролирует и речевые процессы.
Звуки воздействуют на нас не только эмоционально, но и физически
Благодаря резонансу от одних ритмов поднимается настроение, работоспособность, от других — наступает успокоение и расслабление. Сергей Шушарджан, доктор медицинских наук, основоположник научной музыкальной терапии в России разработал музыкально-терапевтические программы для регуляции состояния человека. Так какую же музыку нужно слушать детям? Вот, некоторые из отобранных и опробованных произведений.
Музыка для детей, оказывающая седативное
(то есть успокаивающее) действие
Произведения, оказывающие тонизирующее действие
Источники
- https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC6162612/
- https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5952984/
- https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2018.02386/full