Как научить ребенка ходить

Этим вопросом рано или поздно задаются все родители. Эксперты КП рассказали, что может помочь малышу освоить навыки ходьбы как можно быстрее
Как научить ребенка ходить
Как научить ребенка ходить. Фото: shutterstock.com

Дети начинают ходить в разное время: одни встают на ноги и делают первые шаги в 8-9 месяцев, а есть малыши, которым требуется больше времени и самостоятельно они начинают ходить ближе к 1 году или даже позже. Ведь у каждого ребенка свой темп развития, не стоит подстраиваться под других и сравнивать своего малыша с ними. 

Первые шаги — это всегда трепетный и важный момент не только в жизни крохи, но и в жизни родителей. Чтобы подготовиться к нему, нужно знать, как можно помочь малышу и что лучше сделать, чтобы он быстрее встал на ноги.

Интересные факты о первых шагах малыша 

Детская гимнастика поможет начать ходитьСпециальная гимнастика для новорожденных укрепляет мышцы и связки, подготавливая их к процессу прямохождения. Ведь долгое время малыш находится в сидячем состоянии, а только потом начинает ползать. Такую гимнастику может делать обученный мастер массажа или ортопед. Но найти популярные упражнения для ребенка можно и на просторах интернета. К ним в качестве дополнения отлично подойдет комплекс на развитие координации — чтобы малыш мог ровно стоять на двух ножках.
Все этапыДо того момента, как малыш встает на ноги, он уже проходит через разные состояния. Для начала ему нужно научиться переворачиваться, и только потом — садиться. После этого ребенок может перейти к ползанию. Следующий шаг — он цепляется за различные предметы, но ноги еще не держат. И вот постепенно малыш отрывает руки от стенок или мебели, отпускает руку мамы или папы и делает первые шаги.
Возраст, когда ребенок должен научиться ходить Четких границ, обозначенных специалистами, не существует. В среднем, дети начинают ходить в промежутке от 10 месяцев до 1,5 лет. К врачу обращаются в том случае, если в состоянии ребенка беспокоит что-то еще: например, он плохо набирает вес, выглядит болезненно, плохо спит и не реагирует на движения. В случае, если после 20 месяцев малыш все еще не пошел, стоит сходить с ним на консультацию к педиатру (1).
Почему не стоит торопить ребенкаУ маленьких детей, как и у взрослых, может возникать стресс. Когда родители заставляют малыша вставать на ноги, буквально тренируют его каждый день, еще не окрепшая психика, как и костно-двигательный аппарат, подвергаются сильному стрессу.

В каком возрасте ребенок должен уметь ходить

Средние временные рамки: от 10 месяцев до 1,5 лет. Часто дети делают первые шаги в год. Но стоит отметить, что на процесс развития влияет большое количество факторов: среда, в которой ребенок растет, его генетические особенности, темперамент, физические черты. Если после 20 месяцев малыш ходит с поддержкой или вовсе не может пойти, нужно обратиться к специалисту за консультацией. Возможно, он подберет действенные способы, которые помогут ребенку быстрее пойти. Или объяснит, в чем может быть причина.  

Группа ученых провела интересное исследование, результаты которого опубликованы в журнале Pediatrics (2). Родители малышей, родившихся в период с 2008 по 2010 год, записывали, когда их дети достигли четырех важных этапов развития: сидение без поддержки, ползание, самостоятельное стояние и ходьба без посторонней помощи. В итоге обнаружили связь между возрастом, в котором дети впервые встали на ноги, и их общими когнитивными способностями в возрасте 4 лет. Например, дети, которые уже уверенно стояли и делали первые шаги в 9 месяцев, быстрее справлялись с некоторыми задачами, чем дети, вставшие на ноги в 11 месяцев (2).

А вот исследование Швейцарского научного фонда в 2013 году не выявило связи между ранней ходьбой ребенка и его интеллектуальным развитием (1). Ученые пришли к выводу, что развитие более тесно связано с генетикой и факторами окружающей среды: моделью воспитания, образованием и даже питанием.

Пошаговая инструкция, как научить ребенка ходить самостоятельно и без поддержки 

Помогать ребенку стоит гораздо раньше, чем он встанет на ноги. Но помогать — не значит имитировать ходьбу и насильно ставить на ноги. Делать это лучше постепенно и аккуратно: так, чтобы малышу было комфортно.

  • 2-3 месяца 

В это время малыш пробует переворачиваться. Если движение дается ему с трудом, стоит немного помочь. Для этого нужно придумать стимул, за которым он будет тянуться. Это может быть любимая игрушка или какая-то яркая деталь интерьера, на которую младенец обращает внимание. Также чаще стоит переворачивать карапуза на живот и следить за тем, чтобы он поворачивался обратно самостоятельно.

  • 4-6 месяцев

Ребенок учится садиться и ровно держать голову, постепенно начинает ползать. Чтобы помочь ему, нужно давать малышу больше времени на открытом пространстве: например, чаще отпускать его ползать по полу, разложив повсюду любимые игрушки.

  • 6-8 месяцев 

В этом возрасте обычно малыш двигается гораздо активнее, и уже можно делать различные упражнения на координацию. К тому же, с 6 по 8 месяц у младенца активно укрепляется вестибулярный аппарат. 

  • 8-10 месяцев

У ребенка возникает желание хватать предметы и притягивать к себе, также он старается забраться к родителями на руки, вставая при этом на ноги и держась на них. В этот период нужно поощрять стремления малыша и идти ему навстречу: помогать тянуться за игрушками или наклоняться пониже, чтобы он мог забраться к вам на руки.

Рекомендуется следить за тем, сколько ребенок проводит времени в положении стоя. Не стоит сильно перегружать его, но при этом большинство активностей, если малыш уже самостоятельно может стоять, лучше проводить именно в таком положении. Ведь без этого он не сможет перейти к следующей ступени — своим первым шагам.

  • 10 месяцев и старше 

Обычно в год и старше ребенок стоит на двух ногах относительно уверенно. Если он этого не делает или использует опору, стоит попробовать вместо нее предложить ему любимую игрушку. Так постепенно кроха научится отрываться от дивана или стены, твердо вставая на обе ноги. 

Когда он делает первые шаги, важно, чтобы пространство вокруг было свободным. Еще один лайфхак: для привлечения внимания можно использовать маленький обруч, за которым малыш будет тянуться и сможет схватить руками. 

Ниже — инструкция, которой стоит следовать, когда вы учите сына или дочь ходить самостоятельно.

Подготовьте поверхность

Когда ребенок только учится ходить, важно, чтобы ему ничего не мешало. На полу не должно быть лишних предметов, а вокруг — вещей, на которые он может отвлекаться и терять концентрацию внимания. Нужно создать такую обстановку, в которой малышу будет комфортно и при этом он полностью будет доверять родителям.

Крепко держите за руки

На первых этапах не стоит тянуть карапуза за руки — лучше крепко держать его и следить за тем, чтобы он ровно шагал. Подтягивать ребенка стоит только в том случае, если он уже уверенно стоит на ногах и самостоятельно делает два-три шага.

Снимите обувь 

Это нужно для того, чтобы ребенок быстрее почувствовал свои возможности: учиться ходить в обуви гораздо сложнее. А еще ходьба босиком быстрее развивает мышцы стоп и лодыжек. Обувь может повлиять на процесс, на то, какие мышцы включаются в процесс ходьбы. Если же вы учите ребенка ходить в ботинках, то лучше выбирать легкие и с гибкой подошвой, чтобы они могли подстраиваться под движение.

Используйте диван 

Если малыш уже стоит, используя опору, сделать первые шаги ему будет гораздо проще вместе с ней. Для этого отлично подойдет диван. Одной рукой он может держаться за мебель и аккуратно ступать. Вначале ему стоит предложить руку, как вторую опору, и медленно двигаться вместе с ним вдоль дивана. В качестве стимула на другой конец можно положить игрушку.

Не забывайте про улыбку 

Чтобы ребенку было комфортно и спокойно, важно сопровождать процесс положительными эмоциями. Конечно, их сложно сдержать, когда малыш сделает первый шаг самостоятельно, но лучше весь процесс обучения давать ребенку обратную связь в виде поощрений, улыбок и ласковых слов. Не забывайте, что это служит большой мотивацией. 

Что может помочь ребенку научиться ходить 

Существуют популярные методы и вещи, которые помогают малышу сделать свои первые шаги. Не все они эффективны, но используются, при этом, часто. Перед тем, как приобретать какие-то приспособления, советуем изучить больше информации.

Ходунки 

Их сделали для того, чтобы малыш, пока учится ходить, имел опору. Ходунки имеют 4 колеса и крепкий каркас, внутрь которого и помещается ребенок. 

Казалось бы — удобно и практично, но на этот счет есть противоречивые мнения. Такое приспособление уменьшает желание ребенка учиться ходить самостоятельно. Иными словами, он может просто лениться: ведь и так ему удается ловко перемещаться по квартире. К тому же, ходунки не так безопасны, как может показаться. В них малыш в считанные секунды может оказаться возле края лестницы или, например, у клетки с животными (3).

— Всевозможные приспособления для хождения, такие как ходунки, ходунки-каталки, не стимулируют хождение. Это лишь возможность для родителей немного отдохнуть или заняться домашними делами, пока ребенок осваивает окружающее пространство, — добавляет Ирина Вострикова, кандидат медицинских наук, врач-педиатр клинико-диагностического центра МЕДСИ в Марьино. — Категорически противопоказано слишком долгое пребывание в ходунках: максимум 30-40 мин в день. Ходунки можно изредка использовать с возраста 7-8 месяцев, когда у ребенка уже достаточно окрепнет спина. Кроме того, ходунки могут перевернуться, поэтому использовать их можно только на безупречно ровной поверхности.

Детский манеж 

Манеж используют для того, чтобы обезопасить малыша и предоставить определенное пространство для обучения ходьбе. В продаже можно найти варианты с прозрачными стенками, а также более устойчивые и крепкие конструкции, которые сложно перевернуть или сломать. Некоторые используют манеж и для дневного сна малыша.

Что касается обучению ходьбе, то манеж больше похож не на вспомогательное средство, а на то, что обезопасит ребенка. Если есть возможность, лучше пускать кроху на открытое пространство и следить за ним. Так он сразу будет привыкать к обстановке.

Прыгунки 

Прыгунки стоит использовать уже в возрасте 10-12 месяцев. К этому времени и спина, и суставы, и связки ребенка становятся более крепкими. Если вы используете прыгунки раньше, то не стоит оставлять в них малыша более чем на 10 минут. Они могут помочь в совершенствовании моторики и увеличении двигательной активности: все это будет использоваться при ходьбе. 

Комментарии врачей 

— Новейшие исследования убедительно свидетельствуют о том, что мышечные и нейронные связи, отвечающие за умение ходить формируются у каждого ребенка в свой срок. Это не бег, где побеждает тот, кто финишировал первым, так что не стоит горевать, если ваш малыш отстал от «фаворита». Независимо от скорости финишную черту пересекают все, — говорит врач-педиатр Ирина Вострикова. — Для того, чтобы мозг научился отдавать четкие команды мышцам должна завершиться миелинизация нервных окончаний (4). Миелин — это белое жировое вещество, которое как оболочка покрывает нерв сверху, препятствуя электрическим сигналам выйти наружу и путаться друг с другом. Все нейроны становятся миелинизированными к 2 годам.  

Физическая и «понятийная» готовность к ходьбе наступает в 10-17 месяцев. Такая «вилка» объясняется тем, что и мозг и тело некоторых детей требуют больше времени, чтобы совершить это чудо равновесия и координации. В преддверии этого прорыва дети в течение нескольких месяцев передвигаются от одной опоры к другой и лишь потом решаются отпустить руки и, шатаясь, делают первые шаги. 

Ходить учатся даже слепорожденные — хотя они никому не подражают. Как только организм ребенка достигает определенной степени анатомического и физиологического развития, нервная система овладевает этим навыком. Ребенка побуждает к этому неодолимое стремление выйти за собственные пределы. Одним удается сделать это чуть раньше, чем другим, но спустя 5 лет никто не в силах будет определить, кто из детей пустился в путь первым.

— Ребенка не нужно учить ходить в привычном понятии этого слова. Для того, чтобы он пошел, должны созреть костная, мышечная, нервная системы и вестибулярный аппарат. Помимо этого должна окрепнуть и психика. Если преждевременно стимулировать походку, можно получить осложнение по той системе, которая не готова к ходьбе. А также искривление конечностей, мышечную дистонию, страх ребенка перед ходьбой (когда малыш начинает ходить, он неизменно падает и может отказаться ходить в дальнейшем), — отмечает Валерий Потапов, врач — травматолог-ортопед. — А вот помочь ребенку подготовиться не только можно, но и нужно. Начинать необходимо с самого раннего возраста. У младенца должны быть игрушки разного цвета, размера, плотности материала, разной фактуры. Нужно помнить, что ребенок все тянет в рот, поэтому игрушки должны быть из экологичных материалов. Когда малыш начинает переворачиваться и интересоваться окружающим миром, нельзя его в этом ограничивать. У него должно быть свободное пространство. Игрушки следует располагать как рядом с ребенком, так и чуть дальше, чем он может дотянуться.

Когда малыш начинает садиться и вставать, у него должны быть вертикальные опоры, по которым он мог бы встать с помощью рук. Со временем эти опоры нужно понемногу отодвигать друг от друга. В руки ему можно дать большую игрушку, чтобы он смог держать ее только двумя руками. Кроме того, не забываем и о физических упражнениях. Плавание, «малышковая» гимнастика, занятия на фитболе только приветствуются.

Пол в комнате ребенка не должен быть колючим, чтобы ребенку было приятно на него вставать, но не должен быть и скользким. Помните, что ни в коем случае не нужно заставлять ребенка что-то делать: ваш малыш должен захотеть это сам. 

Что касается обуви, то лучший вариант — обойтись без нее. Стопа у малыша развивается не тогда, когда он ходит в обуви, а тогда, когда он ходит по неровной поверхности. Но это не всегда возможно, поэтому иногда приходится надевать ребенку ботинки. Идеальная обувь должна соответствовать следующим требованиям:

  • подошва должна быть гибкая (чтобы не мешать стопе функционировать), но в то же время она должна быть достаточно плотной, чтобы защитить нежную ножку ребенка от ранений стеклами, гвоздями, острыми растениями;
  • пяточка должна быть плотной, чтобы крепко фиксироваться на ножке, но не жесткой;
  • застежки должны надежно фиксировать обувь на ноге, но не сдавливать ее; желательно, чтобы малыш не мог сам расстегнуть их и снять обувь;
  • обувь должна быть «дышащей», чтобы ножки не потели;
  • лучше выбирать более мягкие и легкие варианты, чтобы они не натирали ребенку ноги и не перегружали их;
  • детская обувь должна быть экологичной и не вызывать аллергических реакций.

Популярные вопросы и ответы 

О том, как научить ребенка правильно падать, как создать безопасную обстановку для первых шагов и какую обувь для этого выбрать, рассказала врач-педиатр, к.м.н. Ирина Вострикова.

Как сделать дом безопасным для ребенка, который научился ходить?

Даже если ваш малыш только делает первые шаги, не стоит недооценивать его способности моментально залезать туда, куда не следует. Поэтому нужно соблюдать основные правила по обеспечению его безопасности.

• Если ребенок часто падает при попытках ходьбы, необходимо постелить на пол ковер, лучше — специальный резиновый, чтобы он был прочно зафиксирован на полу.  

• Постарайтесь убрать из детской все острые и травмоопасные предметы, убрать с пола все вещи, о которые ребенок может споткнуться. На острые углы мебели надеваются специальные силиконовые накладки.  

• Если ребенок встал и ходит по комнате, не оставляйте его одного. Чем ближе к нему вы будете находиться, тем больше вероятность успеть предотвратить опасные ситуации, постоянно возникающие в большом и новом для маленького человека мире. 

• Можно использовать специальный защитный шлем на голову. Он сделан из мягкой ткани, практически невесомый и позволяет избежать таких неприятных травм как ссадины, ушибы, микросотрясения. 

• Не помешает приобрести блокираторы для межкомнатных дверей, которые не дадут малышу захлопнуть дверь и прищемить себе пальцы.  

• Если вы проживаете в загородном доме, где есть лестница на второй этаж, установите защитные барьеры и ворота безопасности. 

• Стоит закрыть розетки заглушками или установить специальные розетки с защитой от детей, которые открываются только при повороте вилки.  

• Если ваш малыш научился залезать на диваны и кресла, значит, не за горами тот день, когда он сможет вскарабкаться и на подоконник. Лучше заранее побеспокоиться о его безопасности и установить либо ручки с замками, запирающимися на ключ, либо специальные блокираторы на створки окон. 

Как научить ребенка правильно падать?

Некоторые родители стараются от всего спасти и оградить своего ребенка. Это инстинкт, нормальное явление. Но все таки не стоит постоянно держать за руку или одежду, «ловить» ребенка, когда он падает. Да, это позволит сохранить нервы мамам и папам, но не научит малыша самостоятельности, так как он будет знать, что его обязательно поддержат и не научится рассчитывать на свои силы. Лучше стоять рядом и страховать, чтобы он не наткнулся на опасный предмет. 

Если ребенок упал, не нужно паники — так вы лишь напугаете малыша. Стоит понимать, что небольшой рост и вес младенцев уже предотвращают многие негативные последствия падений. Упал во время ходьбы — пусть попробует подняться самостоятельно.  

Что может сделать родитель? Научить ребенка падать «правильно». Важно, чтобы при падении вперед малыш упирался на руки, а при падении назад — садился на попу. Для этого существуют специальные упражнения.  

Какую обувь выбрать для первых шагов малыша?

Здесь мнения специалистов расходятся. Одни убеждены, что обувь нужна даже младенцам и не стоит ходить босиком, другие рекомендуют чаще ходить и бегать по полу без обуви и даже носочков до 2-3 лет. Кстати, голая стопа лучше фиксируется на полу — меньше риск упасть. 

Но в любом случае, выбирая рано или поздно первую обувь для малыша, нужно учитывать, что стопы ребенка еще неокрепшие, чувствительны к деформациям, поэтому обувь должна быть подобрана правильно. Стоит обращать внимание на некоторые параметры.

• Размер. 

Не покупайте младенцу обувь с большим запасом, но и впритык тоже не стоит. Лучший вариант: когда между задником и пяткой помещается палец (0,5-1 см). Примерять ботинки или сандалии лучше во второй половине дня, ближе к вечеру. 

• Полнота. 

Если у ребенка широкая стопа, ему не подойдет узкая обувь, и наоборот. В первом случае ботинки будут натирать, а слишком широкая обувь для узкой стопы не позволяет правильно распределять нагрузки на мышцы. Оптимально приобрести обувь, которую можно самостоятельно регулировать по полноте с помощью шнуровок или липучек. 

• Форма. 

Первая обувь малыша должна хорошо фиксировать щиколотку. Подошва должна быть гнущейся и не скользящей; обязательно наличие небольшого каблучка, высотой до 1 см. Так у малыша будет правильно формироваться свод стопы, и он не будет при ходьбе заваливаться назад. 

• Супинатор. 

Мягкая подушечка, которая поддерживает свод стопы. Если мы говорим о здоровых детях, супинатор не должен быть слишком жестким и высоким. Носить ортопедические ботинки с жестким пластиковым супинатором или специальные корректирующие стельки можно лишь по назначению врача-ортопеда. 

• Вес. 

Обувь не должна быть слишком тяжелой, чтобы ноги малыша не испытывали перенагрузку.
  1. Child development: Early walker or late walker of little consequence, Schweizerischer Nationalfonds zur Foerderung der wissenschaftlichen Forschung. 2013.
    URL: https://www.sciencedaily.com/releases/2013/03/130328075702.htm
  2. Akhgar Ghassabian Gross Motor Milestones and Subsequent Development. 2016.
    URL: https://publications.aap.org/pediatrics/article-abstract/138/1/e20154372/52538/Gross-Motor-Milestones-and-Subsequent-Development?redirectedFrom=fulltext
  3. Adapted from Caring for Your Baby and Young Child: Birth to Age Five 7th edition, American Academy of Pediatrics. 2019.
    URL: https://www.healthychildren.org/English/ages-stages/baby/Pages/Movement-8-to-12-Months.aspx
  4. Ямщикова Н.Л. Модуль «Физическое развитие детей и подростков». М: ГЭОТАР-Медиа 2016.