Согласно принципам современной педиатрии, все этапы развития ребенка соответствуют определенным возрастным этапам (1). По достижении определенного возраста малыш начинает переворачиваться, садиться, ходить. Примерно в 6-8 месяцев (если не раньше) у него прорезываются первые зубы, в это же время родители начинают вводить прикорм (1).
Ближе к году ребенок уже начинает активно интересоваться самим процессом еды и даже пытается отобрать ложку у взрослого, чтобы попробовать воспользоваться ею самостоятельно. В этот момент важно поддержать инициативу малыша, а не пытаться накормить его самому, потому что «так проще и быстрее, да и кухня останется чистой».
В каком возрасте ребенок должен уметь есть ложкой
Четких возрастных рамок нет. Вообще, считается, что есть ложкой самостоятельно ребенок должен научиться примерно к 1,5-2 годам (1). Но некоторые дети в 1,5 года признают только жидкую пищу и давятся даже от крохотного кусочка.
По каким признакам можно понять, что ваш малыш готов учиться есть самостоятельно? Для начала надо разобраться, когда ему вообще можно давать твердую пищу. Первые жевательные движения у младенца появляются примерно в 4-5 месяцев. В это время можно постепенно начинать вводить первый прикорм — каши и овощные пюре (2). К 7-8 месяцам малыш уже может есть овощные и мясные пюре, перетертые фрукты с мелкими кусочками (2). Ближе к году жевательные навыки ребенка совершенствуются — он уже может сам откусывать твердую пищу, перемещать ее во рту, пережевывать относительно крупные кусочки пищи (3). И как раз в это время можно вручить малышу ложку, чтобы он учился ею пользоваться.
Как отмечает врач-педиатр Елена Гвоздецкая, знакомство с ложкой обычно начинается с момента введения прикорма. В возрасте 4-6 месяцев малыш может пощупать и потрогать столовый прибор, пробовать его на вкус. В возрасте 9-10 месяцев ребенок уже имитирует движения взрослых: опускает ложку в еду, пытается зачерпнуть ею пищу, подносит ко рту. Часто в возрасте 1,5-2 лет ребенок уже может есть ложкой самостоятельно, но так происходит не всегда.
— Иногда для приобретения этого навыка требуется гораздо больше времени, и это абсолютно нормально для ребенка и его индивидуального развития, — подчеркивает наш эксперт.
Какую ложку выбрать для приучения малыша
Чтобы процесс проходил легче, важно приобрести для малыша правильные столовые приборы. При выборе ложки необходимо обращать внимание на материал, из которого она сделана, а также на ее форму и размер.
— В качестве материала для детских приборов лучше выбирать силикон, резину или пищевой пластик. На мой взгляд, самый безопасный, приятный на ощупь и удобный в использовании — силикон, — отмечает врач-педиатр Елена Гвоздецкая. — Резина более мягкая и может со временем деформироваться, также она легко впитывает посторонние запахи. Пластик — достаточно твердый, во время использования может треснуть, расколоться и поранить ребенка. Лучше выбирать ложку небольшого размера, с немного изогнутой широкой и нескользящей ручкой, глубоким черпачком. Она должна быть легкая, удобная для удержания в детской ручке и для зачерпывания пищи.
Впрочем, рано или поздно малыша придется приучать и к металлическим ложкам. По словам врача-педиатра, невролога, к. м. н. Ирины Метелевой, лучше это делать, когда у ребенка уже появятся зубы.
— В этом случае во время приема пищи малыш, если и прикусит ложку, то не поранит десны, а «клацнет» по ней зубами. Рекомендуется выбирать ложку толщиной от 2 до 5 мм, — советует врач.
Какие продукты малыш может есть ложкой
В принципе, здесь строгих ограничений нет: всю свою первую еду ребенок может есть ложкой — суп, кашу, пюре и даже некоторые фрукты, отварные овощи. Главное, чтобы все предложенные блюда были довольно мягкой консистенции, чтобы их можно было зачерпнуть и отправить в рот.
1. Твердая пища
Если ребенок уже перешел от жидкой пищи к кусочкам, можно нарезать отварные овощи или мягкие фрукты и предложить ребенку съесть их при помощи ложки. Это могут быть, например, картофель, морковь, кабачок, брокколи, банан, персик, манго, авокадо. Также можно пробовать мягкую хорошо разваренную крупу: гречку, рис, булгур.
2. Пюре
Это идеальный вариант еды, которую малыш может есть самостоятельно ложкой. Тем более, что овощные, фруктовые и мясные пюре — это первый прикорм, поэтому процесс приучения к ложке можно начинать именно с них.
— Чтобы продукт не выливался из ложки по пути в рот, можно использовать более густое пюре, а ложку выбрать с глубоким черпачком, — советует Елена Гвоздецкая.
3. Супы
Это жидкая пища, поэтому первоначально малышу будет довольно сложно донести до рта ложку с супом, не пролив его и не запачкав все вокруг. Не ругайте ребенка, если еда окажется на столе или одежде.
Также можно предложить суп-пюре, или предварительно раздавить твердые ингредиенты блюда в тарелке, чтобы малышу было удобнее их зачерпнуть ложкой.
Суп и другие жидкие продукты ребенок вполне может есть ложкой самостоятельно в возрасте 1,4-2 лет.
4. Другие продукты
Вооруженному ложкой малышу в возрасте 1-1,3 года можно предложить каши, творожки и йогурты.
— Обычно мы говорим, что ребенок в 1,5 года может садиться за общий стол при условии, что его родители предпочитают нормальную еду, а не пиццу или полуфабрикаты, — объясняет врач-педиатр Ирина Метелева. — Если в блюде встречаются слишком крупные куски, их можно раздавить вилкой. Кстати, учить ребенка есть кусками тоже нужно вовремя. Например, если младенцу в возрасте 8-10 месяцев не ввести в рацион кусочки мягкой еды (картошка, банан), то в дальнейшем он будет старательно выбирать все кусочки, которые ему попадаются, и выкладывать их на тарелку.
5 способов научить ребенка есть ложкой
Какие существуют методы и секреты, которые помогут приучить малыша к большей самостоятельности за столом? Расскажем чуть подробнее о правилах, которые облегчат этот процесс.
Подготовьте место
Перед тем, как учить ребенка есть самостоятельно, выделите ему отдельное место. Если не хотите, чтобы вся комната и столик оказались залиты едой, постелите на пол клеенку, а ребенку повяжите нагрудник или даже что-то вроде фартучка, чтобы не испачкать одежду.
Приготовьте для малыша его собственную посуду — удобную и красивую тарелку из небьющегося материала, силиконовую, резиновую или пластиковую ложку. Положите на тарелку совсем небольшую порцию, а когда ребенок с ней справится, можно предложить добавку.
Заинтересуйте малыша едой
Если ребенок не хочет есть — учить его самостоятельно обращаться с ложкой будет бесполезно. Выключите телевизор, уберите все игрушки и гаджеты в сторону. Пусть ребенок будет сосредоточен только на процессе еды. Если малыш капризничает, он не голоден или плохо себя чувствует, отложите обучение и не заставляйте его.
Покажите пример
Лучше, если ребенок будет принимать пищу в окружении других членов семьи, но за своим отдельным столиком для кормления. Видя, как ловко орудуют ложкой мама и папа, братья и сестры, малыш точно захочет повторить за ними движения и будет пытаться есть самостоятельно. Обязательно хвалите кроху, даже если у него не все получается с первого раза.
Не торопите ребенка
Многие родители совершают ошибку, считая, что малышу достаточно вложить в руку ложку, и он мгновенно научится пользоваться ею. Не торопите и не кричите на ребенка, если он долго изучает столовый прибор, облизывает его или ковыряется в тарелке. Если у малыша не получается зачерпнуть еду, не выхватывайте у него ложку и не пытайтесь накормить его самостоятельно. Дайте ребенку время и свободу действий.
Но и оставлять кроху одного за столом тоже не стоит: ребенок может поперхнуться или испугаться, если случайно перевернет тарелку, да и просто заскучает в одиночестве.
Превратите обучение в игру
Процесс привыкания к ложке — не быстрый, поэтому важно постоянно тренироваться и не только за столом. Например, игра в песочнице с лопаткой поможет малышу быстрее научиться держать в руке столовые приборы. Также закрепить результаты можно, «накормив» с ложки кукол и мишек вместе с ребенком. Можно привлечь и членов семьи.
Лайфхаки и советы экспертов
Врач-педиатр Елена Гвоздецкая рекомендует в первую очередь запастись терпением при обучении малыша самостоятельному использованию ложки. Нельзя ругать ребенка, кричать, если еда проливается, чтобы не вызывать негативных ассоциаций. Также нужно убрать все отвлекающие факторы: телефон, мультики, игрушки со стола, — чтобы ребенок был сосредоточен только на еде.
Если однажды ребенок поперхнулся, подавился, обжегся, он может в течение некоторого времени отказываться есть сам. Тогда необходим перерыв, после которого можно опять предлагать малышу взять ложку.
— Будьте примером: садитесь за стол и показывайте, как нужно есть. Предлагайте ребенку разную еду по вкусу, цвету, форме, размеру. Если малыш отказывается есть, возможно, он просто не голоден. Перенесите прием пищи на некоторое время, и тогда все обязательно получится, — отмечает эксперт.
Врач-педиатр, к. м. н. Ирина Метелева отмечает, что важно обучать ребенка есть самостоятельно в определенном возрасте, когда малыш воспринимает это как игру, а не принуждение:
— Самый правильный вариант, когда крохе исполняется 7-9 месяцев, и мы его кормим уже в детском стульчике, давать одну ложку ребенку, а вторую ложку брать себе. Таким образом, мы совмещаем процесс кормления с получением у ребенка собственного опыта. Безусловно, он перепачкает и себя, и все вокруг, но это будет не игра, а процесс обучения. Если же родители — перфекционисты, предпочитают идеальную чистоту на кухне и терпят размазанную повсюду еду, ребенок, конечно, научится есть самостоятельно, но гораздо позже — ближе к 3 годам.
Быстрее учится орудовать ложкой ребенок, у которого есть братья или сестры на 1-3 года старше его. Малыш будет все с удовольствием повторять за ними.
Популярные вопросы и ответы
О том, что делать, если малыш играет с пищей или отказывается есть самостоятельно, отвечают педиатры Ирина Метелева и Елена Гвоздецкая.
Что делать, если ребенок играет с едой?
В этот момент лучше выпустить его из-за стола и вернуть обратно, когда малыш действительно проголодается. К сожалению, многим родителям это бывает неудобно, поэтому они предпочитают насильно «впихнуть» в ребенка еду, — говорит Ирина Метелева.
— Если ребенок постоянно играет с едой, это может означать, что его неправильно кормят. Например, между основными приемами пищи дают лишнюю, а зачастую неправильную еду. Если малыш пьет много компотов, соков, киселей с сахаром, у него не будет аппетита. А уж если повсюду в доме расставлены вазочки с печеньем и конфетами, ребенок может и вовсе отказываться от нормальной еды. В этом случае необходимо скорректировать режим питания и помнить, что ни один человек не станет играть с едой, если он сильно голоден.
— Познание мира у ребенка происходит через игру, поэтому ситуация, когда ребенок балуется с едой, очень частая, — добавляет Елена Гвоздецкая. — Если это новый продукт, ребенку интересно узнать, какого он цвета, какой на ощупь, можно ли его поднять, можно ли уронить. Поэтому в мягкой форме необходимо объяснять малышу, чем отличается пища, которую нужно есть, от игрушек.
Важно не ругать ребенка и не пугать криком, а стараться максимально спокойно пресекать эти действия. Если ребенок начинает играть с едой, скорее всего, он не голоден или уже наелся.
Можно ли не учить ребенка есть ложкой? Может ли он научиться этому самостоятельно?
Обучение лучше начинать, когда ребенок немного голоден, чтобы у него было желание поскорее попробовать еду.
Что делать, если ребенок отказывается есть сам?
К примеру, железодефицитная анемия часто извращает аппетит и приводит к тому, что ребенок может предпочитать какие-то определенные продукты, наотрез отказываясь от другой еды. В этом случае требуется медицинское обследование, чтобы выявить возможные проблемы со здоровьем.
Другой вариант, почему ребенок не хочет есть самостоятельно, — это когда его по определенным причинам (длительное лечение в больнице, проблемы со здоровьем, психологические моменты) не научили вовремя есть самостоятельно, и малыш привык к тому, что его кормят с ложечки. Ребенку нужно дать возможность потренироваться обращаться с ложкой, но, конечно, лучше это делать в возрасте, определенном для этого природой.
Источники
- Основы педиатрии по Нельсону. 8-е издание. Карен Маркданте, Роберт Клигман. Эксмо, 2021 г.
URL: https://kingmed.info/knigi/Pediatria/book_4620/Osnovi_pediatrii_po_Nelsonu_8-e_izdanie-Markdante_K_Kligman_R-2021-pdf - Бабаева Л. А., Гафуржанова Х. А. Современные принципы введения прикорма детям первого года жизни // Доклады Академии наук Республики Таджикистан. 2015. №7.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-printsipy-vvedeniya-prikorma-detyam-pervogo-goda-zhizni - Макарова С. Г. Практические рекомендации по введению прикорма // Педиатрическая фармакология. 2015. №6.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prakticheskie-rekomendatsii-po-vvedeniyu-prikorma