Лето – идеальное время для укрепления отношений между родителями и детьми. Лучше всего сближают игры. Нет, не компьютерные. Предлагаем вспомнить, во что взрослые любили играть в своем детстве, в доцифровую эпоху, и провести время всей семьей весело и с пользой. Чтобы получилось еще интереснее, позовите друзей или соседей.
1. Крокодил
Что нужно: карточки для записи слов.
Игроки: от трех человек, возраст – от пяти лет.
Польза: развивает воображение, догадливость, артистизм.
Вариант 1 (для дошколят). Взрослый пишет на карточках слова-заготовки и переворачивает, чтобы их нельзя было увидеть. Один игрок выбирает карточку и пытается изобразить загаданное слово пантомимой так, чтобы остальные угадали.
Вариант 2 (для подростков). Гораздо интереснее и веселее играть компанией, разделившись на две команды. Первая задумывает слово, выбирает из команды соперников «жертву» и сообщает ему свое слово по секрету. «Жертва» возвращается к своим и показывает загаданный образ, пока команда не отгадает. Говорить и даже шевелить губами нельзя, но можно отвечать жестами «да» или «нет», отвечая на наводящие вопросы отгадывающих. Чем старше игроки, тем сложнее слова. Варианты заданий есть в интернете.
2. Данетки
Что нужно: карточки с заданиями.
Игроки: от трех человек, возраст – от 10 лет.
Польза: развивает логическое мышление, фантазию, сообразительность.
Понравится тем, кто любит пошевелить извилинами. Вся соль – в заданиях. Их тоже можно заранее найти в интернете, для игроков разного возраста. Загадывается какая-то невозможная на первый взгляд ситуация. Например: человек выпрыгнул из самолета без парашюта, при этом остался жив и не получил ни одной травмы. Как ему это удалось? Остальные должны угадать правильный ответ (самолет стоял на взлетной полосе), задавая вопросы, на которые ведущий может ответить только «да» или «нет».
3. Вышибалы
Что нужно: просторная ровная площадка и мяч.
Игроки: от пяти человек, возраст – от семи лет.
Польза: развивает быстроту реакции, ловкость.
Веселая уличная игра для активной компании. Двое вышибал встают с двух сторон площадки, остальные — в центре между ними. Вышибалы бросают мяч друг другу, стараясь задеть тех, кто в центре, а игроки уворачиваются. Тот, кого выбили, выходит из игры. Продвинутый уровень – с заданиями, которые выкрикивают вышибалы. «Свечка!» — мяч подбрасывается вверх, кто из игроков поймает, получает дополнительную «жизнь». Может оставить себе, может вернуть в игру кого-то из выбывших. «Бомба!» — мяч подбрасывается вверх, а игроки должны присесть на корточки. На кого мяч упал, тот выбывает. «Ручеек!» — мяч пускается по земле, а игроки должны успеть встать так, чтобы мяч прокатился между ногами. Кто не успел — выбывает. «Макарончики!» — игроки прижимают руки по швам и, не сходя с места, извиваются, уклоняясь от мяча.
4. Дженга
Что нужно: готовый набор деревянных брусков.
Игроки: 2-3 человека, возраст – от шести лет.
Польза: развивает мелкую моторику, выдержку.
Из брусков (обычно их 54) складывается многоуровневая башенка – по три в каждом уровне. Игроки по очереди вытаскивают бруски из основания (нельзя трогать два верхних уровня) и кладут наверх, формируя новый уровень. Задача – не разрушить башенку. Выиграл тот, у кого последнего башня устояла.
5. Снежный ком
Реквизит не нужен.
Игроки: от двух человек, возраст – от семи лет.
Польза: развивает память, фантазию, словарный запас, кругозор.
Играть можно где угодно, даже в автобусе. Первый участник говорит фразу, например «Я пошел в лес». Следующий игрок повторяет ее, добавляя что-то свое: «Я пошел в лес и нашел там гриб». Следующий игрок повторяет целиком новую фразу, добавляя свою подробность: «Я пошел в лес и нашел там гриб. Это был рыжик». Снежный ком нарастает до тех пор, пока кто-то из игроков не ошибется при повторе.
6. Рыбалка
Что нужно: скакалка или веревка.
Количество игроков: от 4 человек, возраст 5-10 лет.
Какая польза: развивает быстроту реакции, внимательность.
Отличная подвижная игра. Игроки становятся вокруг ведущего-«рыбака». Он кружится, проводя скакалку под ногами игроков, а те должны ее перепрыгивать. Тот, кого задело, выбывает из игры. Чем быстрее ведущий крутит «удочку», тем сложнее «рыбкам». Самый стойкий игрок становится следующим ведущим.
7. Мне нравится тот, кто…
Реквизит не нужен.
Игроки: любое количество, возраст – от пяти лет.
Польза: развивает находчивость, быстроту реакции.
Универсальная игра с детьми – для улицы летом и для дома. Ведущий объявляет: «Мне нравится тот, кто с косичками». Все должны подбежать и коснуться игрока с косичками. «Мне нравится тот, кто не стоит ногами на асфальте» – все должны забраться на скамейку, качели и т. д. Победителей нет: все играют, чтобы повеселиться.
8. Падает небо
Что нужно: простыня.
Игроки: от четырех человек.
Польза: развивает быстроту реакции, ловкость.
Двое взрослых растягивают простыню над головами игроков – это небо. Дети прыгают, пляшут, пока не прозвучит команда «Падает небо!». Ведущие резко приседают и пытаются накрыть простыней игроков, а те должны успеть выскочить. Кто не успел, выбывает из игры или выполняет задание.
9. Поиск клада
Что нужно: клад (лакомство, игрушки), карточки с заданиями.
Игроки: от двух, возраст – от 5 лет.
Польза: развивает логическое мышление, догадливость, сноровку.
Квесты сейчас очень популярны. Можно купить в интернете готовый: распечатывай задания и играй. А можно придумать самому. Особенно интересно получается на даче, но можно устроить квест даже в маленькой квартире. До старта взрослый прячет клад и придумывает маршрут поиска, давая инструкции в карточках. Первую карточку ведущий вручает игроку (или игрокам), в ней – подсказка, где искать вторую карточку. Не лобовая, конечно, а в виде загадки (ищи под деревом, вокруг которого зимой водят хоровод). Малышам – попроще, подросткам – позаковыристей. Во второй карточке намек, где искать третью. И так далее. Вместо карточек могут быть кусочки карты, на которой указано место, где спрятан клад.
10. Испорченный факс
Что нужно: клад (лакомство, игрушки), карточки с заданиями.
Игроки: от двух, возраст – от 5 лет.
Польза: развивает логическое мышление, догадливость, сноровку.
Квесты сейчас очень популярны. Можно купить в интернете готовый: распечатывай задания и играй. А можно придумать самому. Особенно интересно получается на даче, но можно устроить квест даже в маленькой квартире. До старта взрослый прячет клад и придумывает маршрут поиска, давая инструкции в карточках. Первую карточку ведущий вручает игроку (или игрокам), в ней – подсказка, где искать вторую карточку. Не лобовая, конечно, а в виде загадки (ищи под деревом, вокруг которого зимой водят хоровод). Малышам – попроще, подросткам – позаковыристей. Во второй карточке намек, где искать третью. И так далее. Вместо карточек могут быть кусочки карты, на которой указано место, где спрятан клад.