Гиперактивный ребенок

По мере подрастания малыша у родителей могут появляться вопросы: насколько то или иное его поведение соответствует норме. Гиперактивный ребенок или просто очень подвижный? Как узнать это наверняка и что делать в ситуации, если врач ставит диагноз, рассказываем вместе с экспертами
Гиперактивный ребенок
Гиперактивный ребенок. Фото: Allen Taylor, unsplash.com

Сын или дочь вас не слушает, плохо спит, устраивает истерики в магазине? Или вот еще знакомая для многих ситуация: посещаете десяток кружков, а энергия у малыша никуда не девается и ее даже становится все больше. Не следует ставить диагнозы самостоятельно и паниковать, пытая интернет в поисках ответа на вопрос: «У меня гиперактивный ребенок, что делать?»‎ 

Прежде всего, не всякого малыша с таким поведением действительно можно считать гиперактивным. Каждый человек рождается со своим темпераментом. И даже если он отличается от вашего, это совершенно не означает, что есть какое-то отклонение от нормы. Если чрезмерно активное поведение носит эпизодический характер или стало ответом на какой-то стресс, то, скорее всего, ничего страшного. Просто ваш малыш растет и осваивает новые эмоции. Как правило, такой ребенок быстро успокаивается и дальше спокойно играет и взаимодействует со сверстниками и взрослыми. 

А вот настоящую гиперактивность обычно связывают с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), который обнаруживается у детей с 2-4 лет. Самые распространенные жалобы родителей в таком случае связаны с отсутствием нормального сна у малыша, постоянным беспокойством, невнимательностью, забывчивостью, неспособностью сосредоточиться. Важно, что эти проявления постоянны и со временем прогрессируют. 

В статье разберемся, какие симптомы можно считать тревожными, когда обращаться к специалисту, и что вообще делать, если у ребенка диагностирована гиперактивность. 

Что важно знать о гиперактивных детях 

Невозможно быть готовым ко всему, но основную информацию необходимо знать. Как минимум для того, чтобы признать эту особенность и подобрать грамотного специалиста. 

Когда обращаться к специалистуОптимальный возраст для выявления СДВГ — дошкольный. У малышей проще настроить компенсаторные возможности мозга таким образом, чтобы предотвратить негативные проявления в будущем (1)
Как часто встречается гиперактивность у детейТакая особенность встречается часто, во всех социально-экономических группах. Наиболее распространена в регионах с повышенной плотностью населения. 
Может ли такой ребенок влиять на других членов семьиОтношения внутри семьи могут пострадать, если не корректировать ситуацию. Гиперактивные дети могут быть агрессивны, нетерпимы к братьям и сестрам, требуют подчинения от них (2)
Чем чрезмерная активность мешает ребенкуПрежде всего, нарушение социальной адаптации. А дети с высоким уровнем интеллекта не смогут в полной мере пользоваться своими задатками и талантами. Гиперактивность влияет на сон и аппетит и другие важные моменты

Симптомы гиперактивности у ребенка

Признаки могут быть многообразны. Не торопитесь причислить своего малыша к гиперактивным только потому, что не можете с ним справиться. Обычно активный и подвижный ребенок — это повод порадоваться. А если ребенок реагирует таким образом на разовый стресс, например, новая секция или начало посещения детского сада, то волноваться о таком диагнозе не стоит. 

Детей может утомлять что угодно: от поездки за город до дальних родственников у вас в гостях. Однако если у вас есть реальные подозрения, что ребенок гиперактивный вне зависимости от обстоятельств, — следует свериться со списком самых очевидных симптомов. 

Невнимательность

Может быть тревожным сигналом, когда вы видите, что ребенок не в состоянии удерживать внимание на ежедневных действиях, уроках и других занятиях. Он игнорирует обращение к нему или же быстро забывает сказанное. Малышу сложно дается выполнение любой активности до конца, он не понимает правил. Посторонние стимулы почти всегда отвлекают его от любого дела. 

В школьном возрасте вы можете заметить, что ребенок очень часто теряет учебники, сменку, пенал и даже весь рюкзак. При этом он сам может это игнорировать, пока вы не спросите.

Импульсивность

Фото: Nathan Dumlao, unsplash.com

Часто проявляется в разговоре. Такие дети могут быть экстремально болтливы, при этом создается впечатление, что малыш очень быстро говорит, но сам не успевает за собственной мыслью. Физическая активность ребенка часто не имеет цели и меняет направление. Он просто так прыгает, крутится, что-то напевает, бегает по кругу. Тихие игры для такого ребенка категорически не подходят — ему это надоедает через пару секунд. 

Также характерно нарушение мелкой моторики: завязать шнурки, застегнуть пуговицу или кнопку, раскрасить рисунок, не выходя за контур. В спортивных играх также наблюдается нарушение координации и равновесия.

Игнорирование норм поведения

На вопросы отвечает отрывисто, не дослушав. Вмешивается в чужой разговор и часто говорит что-то невпопад. Также гиперактивные дети могут быть агрессорами в школе, из-за чего их недолюбливают сверстники, другие родители и учителя.

Если ребенок не проявляет агрессивного поведения, то могут наблюдаться другие симптомы нарушения навыков социальной адаптации. 

Проблемы со сном

Гиперактивный ребенок долго не может успокоиться, трудно наладить распорядок дня. Перед сном он часто отвлекается, суетится, долго не может улечься. Спит чутко и подвижно, как будто не может найти себе место. Часто просыпается. 

Причины гиперактивности у детей

Если говорить научным языком, основное кроется в нарушении баланса между возбуждением и торможением в головном мозге. Но что является катализатором этого процесса? Ученые до сих пор ведут споры о достоверной причине гиперактивности и СДВГ. Принято выделять три вероятных группы факторов. 

Биологические

Изменения в работе нервной системы вполне могут быть причиной проблемы. А спровоцировать их могут преждевременные роды, курение и употребление алкоголя во время беременности, неблагоприятные экологические условия проживания. Также могут повлиять травмы головного мозга, недостаточный вес при рождении (3). Многие другие болезни могут сопровождаться гиперактивностью. Например, патологические состояния нервной системы. 

Генетические

Наследственный фактор также играет важную роль. У родителей, которые имеют проблемы с психоэмоциональной сферой, есть риск родить и/или воспитать гиперактивного ребенка. 

Социально-психологические

Нездоровая психологическая обстановка в семье значительно влияет не только на формирование гиперактивности у ребенка, но и на ее коррекцию. Детский сад, дополнительные занятия и школа тоже могут внести не самый положительный вклад. Детям противопоказаны сильные психоэмоциональные нагрузки. И если ребенок сталкивается с избытком задач, то его нервная система может не выдержать такого напряжения. 

Что делать родителям гиперактивных детей

Фото: John Rowley, globallookpress.com

Справиться с таким ребенком не всегда просто. Он может казаться неуравновешенным, его энергия на первый взгляд неуправляема. Родители могут ошибаться в выборе стратегии поведения, но важно не прекращать пробовать. Бездействие — худший вариант. Рано или поздно вы найдете подход к ребенку и сможете легко ориентироваться во многих стрессовых ситуациях. 

Безусловно, при выявлении чрезмерной активности у ребенка следует обратиться к специалисту. Но работа с такими детьми должна проводиться не пару часов в неделю, а каждый день. Пригодятся несколько советов, которые облегчат общение с гиперактивным ребенком и помогут настроить его на нужный лад. 

Установите распорядок дня

Некоторые родители не приемлют четких правил, ограничивающих ребенка. Такой вариант «свободного воспитания» замечательно работает для многих детей. Однако гиперактивные малыши могут растеряться в подобной атмосфере. Если у вашего ребенка наблюдаются все признаки, настройте четкий и упорядоченный режим дня. Так он будет знать, что от него ожидают взрослые изо дня в день. Он должен помнить о своих ежедневных ритуалах, от чистки зубов до активных игр. Нарушать режим дня нежелательно, даже если вы в гостях или путешествуете. 

Упрощайте

Гиперактивному ребенку трудно запомнить обширный перечень заданий. Как в школе, так и в быту. Делите каждую задачу на более мелкие части. Старайтесь сохранить с ребенком зрительный контакт, когда вы что-то ему объясняете. Подавайте информацию небольшими порциями, которые он может легко усвоить. Попросите ребенка повторить каждый шаг. Если он с чем-то не справляется, не отказывайтесь от этих задач. Просто разбейте их на еще более понятные маленькие шаги. 

Письменная фиксация инструкций также может помочь ребенку. Пошаговый список позволяет гиперактивному ребенку сосредоточиться на каждой небольшой задаче, не держа в голове другие. Школьник может обратиться к этому плану, чтобы освежить в памяти дела и вычеркнуть выполненные. Такой список можно вместе поместить на холодильник или рабочий стол ребенка, а за реализацию всех пунктов чем-то награждать в конце дня. 

Исключите отвлекающие факторы

Многие, даже самые заурядные, вещи легко отвлекают гиперактивного ребенка. Поэтому задачи, требующие концентрации, например, домашнюю работу, следует выполнять в максимально комфортном месте: вдали от окон и дверей, без посторонних предметов на рабочем столе. Позвольте ему двигаться, но не разрешайте отвлекаться от задачи. 

Убедитесь, что малыш понимает, что его при этом не наказывают. Скажите сыну или дочери, что рабочее место должно помочь ему/ей сконцентрироваться, и поощряйте участие ребенка в организации пространства.

Используйте положительное подкрепление

Выполнение любой монотонной задачи — проблема для гиперактивного ребенка. Поэтому важно, чтобы он понял, зачем выполняет задание и что за этим последует. Хвалите и поощряйте малыша каждый раз, когда он успешно с чем-то справляется. Имея дело с гиперактивным ребенком, не беспокойтесь о том, что вы «подкупаете» или балуете его. Положительное подкрепление — это награда за то, что он преодолел трудности, связанные с выполнением задачи, а не просто получил подарок (3).

Не ограничивайте воспитание лекарствами

Специалисты в отдельных случаях могут выписать ребенку определенные препараты. Но вы должны понимать, что это всего лишь часть лечения, которое предстоит. Многое корректируется ежедневными занятиями. Уделяйте внимание малышу, проводите с ним время в полезных играх и не перекладывайте ответственность только на вашего психолога. 

Изучите вопрос

Узнайте как можно больше об этом расстройстве. Прочтите любые информационные материалы, которые удастся найти. Но имейте ввиду, что информация в интернете не всегда достоверна. Спросите у специалистов, к каким источникам стоит прислушаться, какую литературу изучить, проведите собственное исследование.

Не допускайте того, чтобы вам навязывали какие-либо решения относительно лечения ребенка. Консультируйтесь с несколькими специалистами, не стесняйтесь задавать все вопросы, которые вас волнуют, и уточнять непонятные моменты.

Игры для гиперактивных детей

Фото: Lydie Gigerichova, globallookpress.com

В качестве одного из инструментов коррекции поведения применяют различные игры. Это всего лишь часть когнитивно-поведенческой терапии и проводить такие занятия необходимо, разобравшись в вопросе и смысле каждого. Основное назначение таких игр в том, чтобы прорабатывать различные сферы развития ребенка. 

«Морская фигура, замри»  

Подходит для детей до 3 лет. Игру можно проводить в группе из нескольких детей, а для дополнительной мотивации пообещать победителю небольшой приз. Развивает навык быстрой реакции и концентрации.  

Дети расслаблены, могут двигаться, танцевать, прыгать. Ведущий произносит слова: «Море волнуется раз. Море волнуется два. Море волнуется три. Морская фигура, замри». В момент окончания считалки каждый должен замереть в произвольной позе и не двигаться. Тот, кто быстрее других среагировал и сумел удержать состояние, — победил. 

«Что пропало?»    

Игра подходит для детей около 3 лет, играть нужно тет-а-тет с малышом. Развивает память и внимательность. 

Правила просты. Вы раскладываете несколько предметов перед ребенком. Важно использовать хорошо знакомые вещи и игрушки. Начинайте с трех, затем количество атрибутов можно увеличить, когда ребенок привыкнет к игре. Задача малыша — посмотреть на вещи и запомнить их. Затем ребенок отворачивается, а вы что-то одно убираете. После малыш снова смотрит на предметы и указывает, что пропало. При этом он должен четко назвать искомое. 

«Мед» 

Вариант для дошкольников старшего возраста, от пяти лет. Игра развивает реакцию и социальные навыки, помогает познакомиться ребятам в компании. 

Ведущий придумывает вопрос и кидает мяч каждому ребенку, произнося при этом какое-то утверждение. Например: «Тебя зовут… Света». Если малыш хочет, чтобы в игре его звали так, то «Света» должна поймать мяч. Если нет — отбить. Также ведущий может произнести название игры («Мед»), и тогда нужно поймать мяч и сказать свой ответ. Если ребенок поймать не успел, ему «приписывают» вариант ведущего. 

Из ответов на все эти вопросы у каждого игрока складывается легенда о себе, которую в конце игры он должен воспроизвести. 

«Нитка с иголкой» 

Активная игра для детей любого возраста. Ведущим может быть как ребенок, так и взрослый. 

Под активную музыку участники «змейкой» выстраиваются за ведущим и следуют за ним. Для усложнения игры можно выставить на пути детей небольшое препятствия, которые можно обходить или перешагивать. 

«Продолжи ритм» 

Фото: Janie Airey, globallookpress.com

Ведущий хлопает в ладоши в определенном ритме. Это и есть задание ребятам: они должны стать в круг и повторить этот ритмический рисунок по одному хлопку. Каждый участник должен помнить все задание и следить за другими, чтобы вовремя хлопнуть. 

«Ласковые лапки» 

Подходит для детей младшего возраста. Игра развивает тактильные навыки, чувственное восприятие, снижает агрессивность.

Взрослый выкладывает на стол предметы с разной текстурой. Например, кисть, вату, цветок, кусочек льда, игрушку-антистресс. Далее просит ребенка закатать рукав до локтя и закрыть глаза. Важно заранее объяснить игроку, что его руки будут касаться разные предметы и ему нужно угадать, что же это было. 

Поведение гиперактивного ребенка в детском саду

Это состояние, как правило, проявляется в возрасте от двух лет и достигает своего пика к школьному возрасту. В случае, если воспитатель в детсаду обратил внимание на симптомы гиперактивности у ребенка, понаблюдайте за ним дома. Если такое поведение сохраняется, то это — повод обратиться к специалисту. 

В раннем возрасте гиперактивность имеет следующие признаки:  

  • ребенок часто ерзает или извивается,
  • не может оставаться на своем месте,
  • бегает и лезет туда, где это неуместно,
  • имеет проблемы со спокойными играми,
  • крайне нетерпелив, не может дождаться своей очереди,
  • всегда кажется «на ходу», как вечный моторчик,
  • ребенок говорит чрезмерно, но без определенной цели,
  • не может уйти на дневной сон,
  • ребенка трудно одеть на прогулку,
  • плохо ест.

Поведение гиперактивного ребенка в школе

Многим маленьким детям трудно обращать внимание на учителей и родителей, оставаться на своих местах, поднимать руку для ответа и ​​ждать своей очереди. О гиперактивности можно говорить только в том случае, если поведение в этих областях гораздо более экстремально, чем у других детей в классе. 

Симптомы обычно делятся на две группы: невнимательность и гиперактивность с импульсивностью. Некоторые дети проявляют в основном признаки невнимательности, рассеянности, а другие — преимущественно гиперактивные. Также ребенок может показывать сочетание разных типов поведения, что часто сильно затрудняет учебу в школе.

У школьника могут наблюдаться такие признаки, мешающие учебному процессу (4)

  • делает ошибки по невнимательности в школьных заданиях, упускает из виду детали;
  • легко отвлекается;
  • испытывает трудности с выполнением многошаговых заданий;
  • кажется, что ребенок не слушает, а когда к нему обращаются напрямую, не реагирует;
  • есть проблемы с организацией стола и вещей;
  • часто не может закончить работу, состоящую из нескольких заданий;
  • избегает задач, которые требуют постоянных умственных усилий, в т. ч. выполнение домашних заданий;
  • часто теряет свои вещи: тетради, книги, шапку, рюкзак, сменку;
  • выкрикивает ответы до завершения вопроса.

Обращаем внимание, что бить тревогу стоит только в том случае, если ребенок демонстрирует эти симптомы так часто, что они вызывают реальные трудности по крайней мере в двух местах, т. е. в школе и дома. А также, когда подобная модель поведения сохраняется в течение нескольких месяцев. 

Комментирует психолог Айгуль Гранд

— Особенно важно найти такую программу для ребенка, где его невозможность долго удерживать внимание не будет проблемой. Короткие уроки, тезисная подача, книги с минимумом текста и картинками — все это помогает таким детям эффективно усваивать информацию. 

На уроках стандартной продолжительности гиперактивный ребенок может испытывать дискомфорт, потребность в физической активности. Но у традиционных педагогов это вызывает только претензии и отторжение. В результате у школьника копится нереализованная двигательная активность, потребность переключиться, и, как результат, возникает агрессия.

Когда нужно вести гиперактивного ребенка к психологу

— Гиперактивные дети — настоящее испытание и для родителей, и для системы образования. Чаще всего работать с ними затрудняются и те, и другие, — отмечает психолог Айгуль Гранд. — Для начала, чтобы определить состояние ребенка, я всегда рекомендую обращаться к специалистам. С маленькими детьми работают детские психологи. Но их работа заключается не в обсуждении установок и страхов как со взрослыми, а в игровых формах: изучение картинок, развитие моторики. Но главное — это определение исходного состояния малыша. 

Поводом немедленного обращения к специалисту должны быть нарушения сна. Когда вы видите, что ребенок устал, измучился, но плохо засыпает, его сон тревожный, дополнительно к практикам расслабления можно подключить успокаивающие препараты. 

Своим мнением делится психолог Юлия Лебедева

— Консультация психолога необходима в случаях, когда ребенок:

  • не может длительно концентрировать свое внимание на одном виде деятельности, рассеян, забывчив, ему сложно высидеть урок, сосредоточиться на задании учителя и даже увлечься надолго игрой без переключения на другие действия и объекты; быстро теряет интерес к занятиям, совершает много ошибок из-за невнимательности;
  • проявляет чрезмерную эмоциональность, легко выходит из себя, совершает импульсивные действия, пристает к другим детям, часто устраивает скандалы и истерики, не умеет дружить;
  • не может усидеть на месте, очень подвижный и это проявляется во всем: в мимике, в моторике; часто бывают проблемы со сном. 

Рекомендации специалистов родителям гиперактивных детей

— Такому ребенку требуется много внимания родителей, похвала, награды, одобрение и поддержка. Гиперактивные дети особенно нуждаются в любви, — напоминает психолог Юлия Лебедева. — Важно понимать, что ребенок проявляет непослушание не специально, а потому что не способен регулировать свои эмоции и моторную деятельность. Очень важна спокойная, не раздражающая обстановка дома, режим дня, больше прогулок на свежем воздухе, ритуалы отхождения ко сну. 

— Считаю, что гиперактивность — это «наследственное» состояние. Такие дети обычно рождаются у тревожных мам и наследуют их психологическую  нестабильность, — отмечает психолог Айгуль Гранд. — Что может сделать не специалист — это обеспечить ребенку комфортную, спокойную среду. В его присутствии нельзя нервничать, кричать, впадать в истерику. Ровный эмоциональный фон гармонизирует малыша. 

Следующий этап — научить ребенка балансировать свое состояние. В его дополнительных занятиях обязательно должно быть творчество и спорт. Так он научится выражать свои эмоции в изобразительном искусстве, возможно, в театральных постановках. А физическое напряжение будет выплескивать через бег, игры и т. д.

Популярные вопросы и ответы

Родителей малышей с признаками чрезмерной активности волнует много нюансов: как выстроить процесс обучения, что делать, если ребенок дерется в саду или школе, и т. д. На некоторые популярные вопросы отвечаю наши эксперты.

Какие особенности есть у обучения гиперактивных детей?

— Учебные занятия должны быть короткими и интересными и перемежаться с физминутками. Категорически запрещены строгая дисциплина, жесткие требования и наказания, иначе к имеющимся проблемам могут добавиться заикание, тики, недержание мочи и пр., — говорит психолог Юлия Лебедева. — Гиперактивному ребенку проще работать в начале дня и в самом начале урока, так как уже через 10-15 минут он теряет внимание. Высидеть весь урок и при этом сохранить работоспособность — для гиперактивного ребенка непосильная задача. Кроме того, для них характерна цикличность: фазы продуктивной работы (от 5 до 15 минут) сменяются фазами отдыха и накопления энергии (3-7 минут). Поэтому занятие стоит делить на короткие периоды, когда после выполнения 2-3 заданий учитель проводит физкультминутки, пальчиковую гимнастику, просит ребенка стереть с доски или полить цветы. Сидеть ребенку с СДВГ лучше ближе к учителю и подальше от отвлекающих факторов, например, от окна. Особое внимание следует обратить развитию навыков самоорганизации.

Что делать, если ребенок не только гиперактивный, но еще и агрессивный?

— Агрессия у детей с гиперактивностью — сигнал для обращения за помощью и подключения фармакологической коррекции. Но ее вполне можно избежать. В этом помогут стабильный режим дня, гармонизирующие занятия и специализированные программы обучения, — комментирует Айгуль Гранд. 

— Если ребенок проявляет агрессию, это прямое указание на нарушения в семейной системе, в таком случае рекомендована семейная терапия, — добавляет Юлия Лебедева.

В каких случаях гиперактивному ребенку нужно давать успокоительные?

— Назначать лекарственные препараты может только врач. Наблюдение у невролога обязательно, — считает психолог Юлия Лебедева.
  1. Специфика СДВГ в дошкольном возрасте. Шевченко И. А., Глозман Ж. М. // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2014.
    URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-sdvg-v-doshkolnom-vozraste/viewer
  2. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: проблемы в семье и семейная терапия. Анисимова Т. И., Сурушкина С. Ю // Педиатр. 2011.
    URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sindrom-defitsita-vnimaniya-s-giperaktivnostyu-problemy-v-semie-i-semeynaya-terapiya
  3. Комплексная многоуровневая коррекционная помощь детям младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Абшилава Э. Ф. // Школьное образование. 2017.
    URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompleksnaya-mnogourovnevaya-korrektsionnaya-pomosch-detyam-mladshego-shkolnogo-vozrasta-s-sindromom-defitsita-vnimaniya-i/viewer
  4. Синдром дефицита внимания и гиперактивности в общей систематике нарушений психического развития у детей. Набойченко Е.С. // Психолого-педагогическое образование. 2016.
    URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sindrom-defitsita-vnimaniya-i-giperaktivnosti-v-obschey-sistematike-narusheniy-psihicheskogo-razvitiya-u-detey-1