Перед рождественскими и новогодними каникулами Американская академия педиатрии опубликовала большой отчет о том, что можно и нельзя дарить детям на Новый год. Авторы отчета, ведущие специалисты академии Алия Хили и Алан Мендельсон, рекомендовали родителям отказаться от интерактивных игрушек и девайсов в пользу простых и привычных кукол и конструкторов.
— Игрушки способствуют когнитивному, физическому, социальному и эмоциональному благополучию детей, именно они во многом способствуют развитию мозга детей на ранних этапах, — отмечают авторы доклада. — Но при этом взрослые часто воспринимают интерактивные и виртуальные игры и игрушки как более сложные, и, следовательно, более полезные для развития детей. Однако, ни одни исследования этого не подтверждают.
Не надо: игрушечные роботы
В магазинах сейчас есть роботы на любой вкус — от электронных щенят и динозавров до мини-версий R2D2. Однако, дарить детям игрушечных роботов педиатры не советуют. Проблема в том, что такие игрушки чересчур активны: они светятся разными цветами, разговаривают, гудят и двигаются. Для взрослого все это выглядит прикольно. А вот для ребёнка эта активность не слишком полезна.
— Свет и звук, которые исходят от таких игрушек, гиперстимулируют сенсорные системы ребёнка, — говорят специалисты. — Это отражается на способности ребёнка к социальному взаимодействию — уменьшаются его способности к изменению выражения лица, речи и жестикуляции. Все это имеет большое значение для социального развития.
Чем заменить: куклами и игрушечными зверями без дополнительных функций
Чем пассивнее игрушка, тем больше ребёнку приходится делать за неё самому. Поэтому в процессе игры он может придумать ей характер, озвучить её в диалогах с другими игрушками и в играх со сверстниками, составить свой собственный сценарий игры (а не копировать сценки из тех же «Звездных войн»). Так что лучше пусть куклы и звери молчат и не отсвечивают.
— Такая творческая игра в конечном итоге способствует развитию языка, саморегуляции, символическому мышлению и социально-эмоциональному развитию, — говорят эксперты. — А в кризисных ситуациях, например, при разводе родителей или переходе в другую школу, такая игра поможет ребёнку справиться со своими эмоциями и новыми обстоятельствами.
Не надо: классические куклы Барби
Про то, что пластиковые красавицы с тонюсенькими талиями и нереально длинными ногами вредят детской самооценке, педиатры твердят не первый год. Кроме того, голубоглазые куклы-блондинки формируют у детей (не только девочек, но и мальчиков) нереалистичные стандарты красоты. А в подростковом возрасте всё это может обернуться серьезными комплексами.
— Выбор игрушек, предлагаемых детям, должен отражать многообразный и многокультурный мир, в котором мы живем, — выносят вердикт педиатры.
Чем заменить: куклами разных «мастей», размеров и возрастов
Чтобы игра была развивающей, ребёнок должен примерять на себя разные роли. Например, не просто играть «за» куклу, но и побыть ей мамой. Так что лучше, если в кукольном доме будут жить игрушки разных возрастов, от пупсов и малышей до вполне себе взрослых барби.
Не надо: радиоуправляемые машинки и вертолеты
Эти игрушки — для взрослых (или хотя бы для подростков), а не для детей. Ребята помладше не очень хорошо видят связи между причиной и следствием. Поэтому, получив в подарок радиоуправляемый вертолет, они первым же делом начнут нажимать все кнопки подряд и запустят игрушку в ближайшую стену. А все потому, что дети до 10 лет обычно плохо понимают, какой эффект вызывают те или иные их действия. И такие игрушки с кучей разных функций могут только больше их запутать.
— Самые полезные игрушки — те, которые требуют наибольшего количества действий со стороны маленького ребёнка, — уверены педиатры. — Если это машинка, то пусть ребёнок катает её сам. Чем больше дети используют свои разум и тело, чтобы заставить что-то работать, тем больше они учатся.
Чем заменить: обычными машинками и самолетиками
Такие игрушки ребёнку проще встроить в сценарий своей игры. Он может устроить гонки, где машинки будут главными персонажами. А может использовать их как транспортное средство для перевозки кукол и плюшевых медведей. Чем больше вариантов использования — тем лучше для развития фантазии.
Осторожно с батарейками!
Кстати, такие игрушки опасны ещё и за счет батареек, особенно маленьких «таблеток». Ребёнок может их проглотить и спровоцировать желудочное кровотечение вплоть до летального исхода. Так что все игрушки на батарейках надо держать подальше от малышей — или позволять играть с ними только под присмотром взрослых.
Не надо: «умные» и магнитные конструкторы
С магнитными конструкторами та же проблема, что и с батарейками — мелкие детали малыш может проглотить. А все остальные навороты просто ни к чему: они ограничивают простор для фантазии ребёнка, поэтому нельзя дарить такие конструкторы маленьким детям.
Чем заменить: конструкторы из блоков (лего и аналоги)
Плюсы простых конструкторов в том, что они «растут» вместе с ребёнком. Например, в полтора-два года малыш учится просто складывать их вместе. А дети постарше могут использовать их как подручное средство в игре — сложить мост или дом для других игрушек.
— Такие блок-конструкторы поддерживают мелкую моторику и развитие речи, — отмечают специалисты. — Кроме того, эти конструкторы полезны для раннего развития пространственных и математических навыков.
Не надо: приложения и компьютерные игры
Даже те компьютерные игры и приложения, на которых стоит пометка «Развивающие», гораздо хуже реальных игр и игрушек. Во-первых, они часто заменяют привычные игры типа шахмат, маджонга и «Эрудита». А во-вторых, в электронных играх почти не остается простора для творчества — набор возможных ходов ограничен, все концовки продуманы заранее.
— Исследования компьютерных игр очень противоречивы, — предупреждают педиатры. Однако, многие сходятся на том, что насилие в таких играх часто преподносится как оправданное или в юмористической форме. А это потенциально снижает чувствительность детей к насилию и провоцирует агрессивное поведение.
Чем заменить: паззлами, головоломками и настольными играми
Такие игрушки полезны тем, что играть в них можно как одному, так и всей семьей. А это способствует социализации ребёнка, учит его признавать поражения и переживать успехи, проявлять доброту к проигравшим и не завидовать победителям.
Общие рекомендации по выбору игрушек для родителей
- Не старайтесь найти только ту игрушку, которая, как вам кажется, будет исключительно развивать ребенка (особенно, младенца!). Это может быть просто какой-то мягкий персонаж, которого очень полезно иногда ласково обнять.
- Самая обучающая игрушка — та, в которую можно играть вместе (в том числе, с родителями).
- Хорошая игрушка не должна быть модной или дорогой. Даже самые простые игрушки могут быть лучшими, если они позволяют детям использовать свое воображение.
- Читайте детские книжки вместе с ребёнком — их них можно почерпнуть новые идеи и сценарии для игр.
- Позаботьтесь о том, чтобы все игрушки были безопасными и подходили ребёнку по возрасту.
- Используйте игрушки, которые побуждают ребёнка быть активным: мячи, скакалки и все, по чему можно ползать и карабкаться.
- Ограничьте компьютерные игры. Дети до двух лет вообще не должны проводить время перед экраном (включая мультфильмы и телепередачи). Для детей старше двух лет общее экранное время должно составлять не больше 1 часа в день. Ребята младше 5 лет могут играть в компьютерные игры только под присмотров родителей, и только в те, которые подходят для их развития.
- Помните, что ни одна игрушка не заменит теплых, любящих и надежных отношений в семье.