Мир шестилетки стремительно меняется, активно формируется личность, иными становятся отношения с окружающими людьми, авторитеты и понимание собственных желаний. Кроме физического развития, интеллектуальных и эмоциональных приобретений, ребенок подходит к волнительному рубежу. Совсем скоро ему предстоит переступить школьный порог, поэтому родители прикладывают немало усилий, стараясь максимально уменьшить проблемы адаптации к новым условиям. Как понять, готов ли шестилетка к школе? Стоит ли подождать еще год?
Разбираемся вместе с психологами и педиатрами, что должен уметь ребенок в 6 лет, и чем взрослые могут помочь в его развитии.
Полезная информация о шестилетнем ребенке
Ведущая психическая деятельность | Игра |
Особенность мышления | Преобладает образное мышление. Ребенку нравится фантазировать, придумывать, рисовать необычные сюжеты и делать оригинальные поделки |
Обидчивость и капризы | Хотя ребенок стал старше, нервные процессы еще не до конца сформировались. Шестилетки подчиняются эмоциям, что приводит к частой смене настроения |
Отличия мальчиков и девочек | Ребенок четко понимает свою половую принадлежность. Девочки стремятся подражать матери, а мальчики — отцу; играют в разные игры. |
Физическое развитие ребенка в 6 лет
У старших дошкольников меняются пропорции тела и физиологические возможности. Поскольку в этом возрасте уже хорошо заметны гендерные отличия, показатели физического развития у девочек и мальчиков отличаются.
Какой рост у ребенка в 6 лет
Дети этого возраста растут по 0,5 см в месяц. В 6 лет средний рост мальчиков 110,9-118,7 см, а девочек — 110,9-118,0 см (1).
Сколько весит ребенок в 6 лет
Масса тела шестилеток увеличивается примерно на 200 г месяц. Мальчики в среднем весят 18,8-22,6 кг, а девочки — 18,7-22,5 кг (1). Обычно шестилетки носят 32 размер одежды.
Развитие тела
В 6 лет интенсивно развивается и совершенствуется опорно-двигательная и сердечно-сосудистая системы. Средняя окружность головы у мальчиков — 51,2-54,0 см, у девочек — 50,3-52,8 см. Окружность груди в этом возрасте 58-62 см (1). Происходит развитие мелких мышц и различных отделов центральной нервной системы. Области мозга ребенка сформированы почти как у взрослого.
Двигательные навыки
Дети этого возраста уже способны к самостоятельным, ловким и точным движениям под музыку. Умеют делать приседания с прямой спиной, бросать предметы одной рукой, ловко обегать препятствия, подниматься по лестнице через ступеньку. Могут кататься на коньках, роликах, двухколесном велосипеде, плавать, подпрыгивать и прыгать со скакалкой, ходить на лыжах, подниматься по шведской стенке, висеть на турнике и выполнять гимнастические упражнения (2).
Мелкая моторика
Старший дошкольник уверенно выполняет координированные движения пальцами и кистью, что очень важно для освоения навыка письма. По норме, в 6 лет ребенок должен уметь правильно держать карандаш, фломастер и ручку. Он может:
- рисовать простые геометрические фигуры;
- соединять ровными линиями точки;
- рисовать линии разной толщины и штриховать;
- вдевать нитку в иголку;
- писать цифры и буквы;
- складывать листы бумаги с несколько слоев;
- лепить мелкие фигуры и детали;
- вырезать предметы из бумаги и картона.
Психическое и интеллектуальное развитие ребенка в 6 лет
Зачастую кажется, что современные дети развиваются семимильными шагами, и важно ничего не упустить. На самом деле в дошкольном возрасте основным видом психической деятельности остается игра, а не обучение. Чтобы не форсировать события, важно знать о психических возможностях шестилетнего ребенка.
Что ребенок умеет делать
В дошкольном возрасте мышление развивается действительно быстро. Шестилетний ребенок:
- любит узнавать новое и задает много вопросов;
- сравнивает предметы по разным параметрам, группирует их, исключая лишнее;
- находит сходства и различия, выделяя основные признаки;
- делает выводы и умозаключения;
- понимает причинно-следственные связи событий;
- решает несложные головоломки и ребусы;
- хорошо считает от 0 до 10 и обратно;
- использует знания, полученные из книг, мультфильмов и общения в обычной жизни.
Что ребенок знает
Несмотря на еще небольшой жизненный опыт, старшие дошкольники обладают солидным теоретическим багажом. Они знают:
- обобщающие слова или названия для группы предметов или явлений — животные, родственники, игрушки;
- цвета радуги и разные оттенки;
- цифры;
- основные геометрические фигуры;
- понятия «равно», «больше», «меньше»;
- как разбивать сложную форму на части;
- как использовать вещества в зависимости от их свойств — насыпать, наливать, намазывать;
- как описывать предмет или явление с помощью прилагательных — острый, мягкий, холодный, пушистый.
Психологические особенности
В 6 лет ребенок осознает себя как личность и проявляет интерес к разными видам деятельности, обладает чувством ответственности, поэтому ему можно и нужно давать разные поручения. Если занятие по душе, ребенок с удовольствием будет выполнять его. В 6 лет он уже меньше нуждается во внимании родителей, чем в 5 лет, поэтому может подолгу играть один или в компании других детей.
Память
Старшие дошкольники запоминают гораздо лучше, чем малыши. Они с легкостью заучивают песни и длинные стихи. Пока преобладает непроизвольная память, но произвольная память развивается быстро.
Социальное развитие ребенка в 6 лет
Последний год перед поступлением в школу — важный период для адаптации в обществе. Общение со сверстниками у шестилетних детей занимает большую часть времени. Ребенок учится сотрудничать, проявлять эмпатию, контролировать свои эмоции, хотя пока это ему дается нелегко (3).
Коммуникативные навыки
Дошкольник познает жизнь во всем ее многообразии и взаимодействует со взрослыми и сверстниками, часто в игровой форме. Свойственный детям эгоцентризм сохраняется, но появляется понимание, какую важную роль играют в общении слова. По мере взросления ребенок избирательно подходит к выбору друзей, приятелей, понимает тонкости взаимодействия с разными людьми. Учится оценивать не только других, но и собственные возможности.
Эмоциональное развитие
Шестилетка гораздо лучше управляет своими эмоциями и становится менее импульсивным, чем раньше. Он искренне радуется в случае успеха и огорчается от неудач. Как и раньше, образцом для ребенка служит поведение взрослых, особенно близких родственников (3).
Речевое развитие ребенка в 6 лет
К концу дошкольного возраста речь практически сформирована, близка ко взрослой.
Словарный запас
Ребенок знает и использует в повседневном общении свыше 3000 слов.
Произношение
В норме ребенок произносит звуки родного языка, не делая ошибок. Умеет менять интонацию, говорить более выразительно, быстрее-медленнее, тише-громче.
Устная речь
Шестилетка способен составить рассказ по картинке или по теме, заданной взрослым, понимать и пересказывать шутки. Умеет вести монолог и диалог. Знает имена своих друзей и родственников и может рассказать истории, которые связаны с ними. Дети 6 лет с удовольствием и артистично декламируют стихотворения, скороговорки, подбирая интонацию и делая логические паузы.
Здоровье ребенка в 6 лет
Хорошее самочувствие старшего дошкольника во многом зависит от режима дня и питания. После 6 лет дети обычно спят по 9-11 часов в сутки. В зависимости от генетических особенности и активности ночной сон длится от 7 до 12 часов. Кормить ребенка следует 4-5 раз в день, стараясь не использовать в меню фастфуд и полуфабрикаты. Интервалы между приемами пищи не должны превышать 3,5-4 часов.
Плановый осмотр в поликлинике
Согласно приказу Министерства здравоохранения РФ (4), во время проведения ежегодного профилактического осмотра ребенка 6 лет показывают педиатру и узким специалистам: неврологу, детскому хирургу, травматологу-ортопеду, стоматологу, офтальмологу, детскому психиатру, отоларингологу и эндокринологу. Девочки проходят осмотр у акушера-гинеколога, а мальчики — у детского уролога-андролога. Кроме того, необходимо сделать клинические анализы крови и мочи, УЗИ органов брюшной полости и почек, эхокардиографию и электрокардиографию.
Прививки
По Национальному календарю прививок, который утвержден Министерством здравоохранения РФ, в 6 лет детям проводят ревакцинацию от кори, паротита и краснухи.
Часто встречающиеся болезни
Самые распространенные заболевания в дошкольном возрасте затрагивают органы дыхания — это грипп, ОРВИ, бронхит и пневмония. Обычно дети заражаются от сверстников и взрослых в детских садах, на игровых площадках и во время развивающих занятий. Среди хронических недугов лидируют аллергия и астма. Иногда дети 6 лет страдают от боли в ушах, конъюнктивита и гастроэнтерита.
Может ли ребенок в возрасте 6 лет идти в школу
Ответ на этот вопрос неоднозначен. В каком возрасте отдавать ребенка в школу — в 6 или 7 лет — каждая семья решает сама. Психологи, работающие с шестилетними детьми, приходят к выводу, что первоклассник в 6 лет по уровню психического развития остается дошкольником. У него преобладает непроизвольная память, а специфика внимания такова, что ребенок способен концентрироваться на одном деле лишь 10-15 минут. Эти особенности личности создают дополнительные трудности в процессе обучения (5).
Вот что советует психолог и академический директор онлайн-школы для детей и подростков Skysmart Анастасия Екушевская:
— Каждый уникален в своем пути развития. И то, что один ребенок в 6 лет уже осваивает таблицу умножения, вовсе не значит, что другой сможет так же. Это не говорит о том, что какие-то дети более одаренные, просто у каждого свой темп. Однако можно отметить несколько навыков, которые должны быть развиты у ребенка к 6 годам. Они необходимы, чтобы в 1 классе ребенок чувствовал себя уверенно, и развиваются во время подготовки к школе — при посещении развивающих центров или дошкольных курсов, в том числе в онлайн формате.
Навыки, необходимые для успешной адаптации в школе, можно разделить на две категории: предметные знания и социально-эмоционально-бытовые навыки. Предметные знания обычно не являются сложными или обширными. По нашему опыту, могут быть полезны:
- чтение и письмо, а именно понимание алфавита, умение читать простые слова и писать свое имя;
- математика — навыки счета до 10 или 20, понимание простых математических операций, вроде сложения и вычитания в пределах 10, знакомство с основными геометрическими фигурами;
- окружающий мир — понимание происходящих явлений, включая базовые знания о природе, животных, сезонах года, частях дня и так далее;
- физическая культура — навыки двигательной координации, такие как бег, прыжки, метание;
- искусство — возможность выразить себя через простые формы творчества — рисование, лепку, постройки из конструктора.
Социально-эмоционально-бытовые навыки играют ключевую роль в успешной адаптации ребенка в школе. Они помогают ребенку чувствовать себя комфортно в новой среде и эффективно взаимодействовать с учителями и сверстниками.
К социальным навыкам относятся:
- коммуникация — умение выразить свои мысли и чувства, слушать других и участвовать в диалоге;
- сотрудничество — умение работать в команде, делиться и оказывать поддержку сверстникам;
- уважение к другим — понимание и принятие различий, уважение к мнениям и чувствам других;
- навыки решения проблем — способность самостоятельно находить решения простых проблем и конфликтов.
Эмоциональные навыки это:
- регуляция эмоций — умение контролировать свои чувства и адекватно реагировать на различные ситуации;
- самооценка — понимание собственных сильных и слабых сторон, уверенность в себе;
- эмпатия — умение сочувствовать и понимать чувства других.
- Бытовые навыки включают:
- самообслуживание — умение одеваться, есть, соблюдать личную гигиену;
- организацию — умение следить за своими вещами, соблюдать порядок, например, в школьных принадлежностях;
- понимание правил и режима — усвоение школьных правил и режима дня, умение следовать инструкциям.
Обычно детей 6 лет родители уже подготавливают к школе. Важный и волнующий этап в жизни каждого ребенка полон новых впечатлений и возможностей, но вместе с тем может представлять определенные трудности. Подготовка к школе не ограничивается лишь знанием алфавита и цифр. Работая вместе, родители и педагоги могут сделать этот переход гладким и радостным. Открытый диалог, терпение, любовь и внимание к индивидуальности каждого ребенка — вот ключи к успешной адаптации в школьной жизни. Важно, чтобы школа стала для малыша местом, где он найдет друзей, откроет новые горизонты и начнет свое удивительное путешествие в мир знаний и самопознания.
Комментарий эксперта
Любовь Григорович, доктор психологических наук, заведующая кафедрой психологии образования Московского института психоанализа:
— Возраст 6 лет — пограничный. Ребенок «одной ногой» еще в детском саду, другой — уже в школе. Он неоднократно слышит: «Вот пойдешь в школу…», «А как же ты в школе будешь…» и пр. Таким образом, и взрослые, и сам ребенок осознают, что скоро он перейдет на другой возрастной этап, где у него будут новые возможности и новые задачи. Любой «пограничный» возраст — это подведение итогов предыдущего этапа и определение «вызовов» следующего.
Итак, что же ребенок должен уметь к концу дошкольного возраста и что составляет главное содержание школьной готовности?
Во-первых, навыки самообслуживания. К 6 годам любой ребенок уверенно одевается (в том числе, шнурует обувь и застегивает верхнюю одежду), пользуется столовыми приборами, чистит зубы, помогает себя помыть и пр.
Во-вторых, многое знает и ориентируется в окружающем мире — определяет время дня и года, устанавливает причинно-следственные связи между природными явлениями (на асфальте лужи, потому что прошел дождь), умеет группировать и классифицировать предметы по разным основаниям (размер, цвет, съедобность/несъедобность и пр.), запоминает стихи, пересказывает сказки и рассказы.
В-третьих, умеет строить отношения с окружающими: со сверстниками способен к совместным действиям и играм, взрослого воспринимает как авторитетного, компетентного собеседника и наставника.
В-четвертых, способен регулировать собственное поведение. То, что в психологии называется произвольностью. Сознательно сосредотачиваться на объекте или информации, преодолевать импульсивное желание бросить начатое дело, удерживание ярких эмоциональных проявлений, ориентация на других людей в собственном поведении и пр.
Именно эти основные достижения дошкольного детства позволяют ребенку быть успешным в школе, принять новую социальные роль ученика и начать долгий путь системного освоения научного знания и культурных шедевров.
Что можно посоветовать родителям 6-летнего ребенка
Во-первых, до школы ребенок должен успеть наиграться. Важно потратить этот последний год перед долгим школьным марафоном не только на подготовку к школе (обычно при школах это выстроено как система занятий), но дать ребенку время и условия для игры со сверстниками.
Во-вторых, в этом возрасте большую роль в развитии ребенка играет наглядно-образное мышление. Все, что можно показать — надо показывать! Ходить на выставки, в музеи, интерактивные представления, ездить в новые места. Важно, чтобы новые образы вызывали эмоции и интерес ребенка.
В-третьих, необходимо тренировать память и усидчивость — учить стихи, счет, расширять словарный запас, развивать мелкую моторику (пазлы, раскраски).
В-четвертых, учить ребенка анализировать свое поведение. Задавать себе вопросы: что я хотел и что сделал? Что делают другие в таких ситуация? Что я могу сделать, чтобы стать лучше, чтобы меня понимали и принимали?
Сегодня многие родители торопятся развивать своих детей, в том числе стремятся пораньше отдавать их в школу. Однако важно хорошо взвесить все «плюсы» и «минусы» начала обучения с 6 лет и принять разумное решение.
Популярные вопросы и ответы
На вопросы отвечает Анна Осипова, врач-педиатр, детский хирург, заведующая педиатрическим отделением филиала израильской клиники «Хадасса» в Сколково.
Почему ребенок в 6 лет может отставать от норм развития?
Для этого, в первую очередь, нужно посещать педиатра. Если родители с ребенком регулярно посещают детского врача и выполняют назначения по прохождению профилактических осмотров, отставание в развитии будет выявлено в раннем возрасте и скорректировано.
Что касается немедицинских причин, это могут быть нездоровый климат в семье, например, агрессивное отношение к ребенку, наличие психологических травм, чрезмерный контроль со стороны близких. К задержке развития могут приводить неправильное воспитание — недостаточное общение со сверстниками, отсутствие занятий с родителями дома, непосещение детского сада, развивающих кружков и секций.
Должен ли ребенок в 6 лет уметь читать?
В дальнейшем, если не возникает проблем и ребенок знаком со всеми буквами, можно переходить в букварю и начинать учиться читать по слогам. Не стоит забывать, что ребенка можно отдать на подготовительные занятия, на которых педагоги профессионально учат чтению и произношению, слогам и звукам, при этом основное обучение будет проходить в первом классе.
Что делать, если ребенок в 6 лет не говорит или плохо разговаривает?
Сколько должен спать ребенок в возрасте 6 лет?
Что ребенок в 6 лет должен уметь делать по дому?
В старшем дошкольном возрасте ребенок должен уметь развесить одежду на веревку, вешать чистую одежду в свой шкаф, выбирать одежду на выход с учетом погоды и случая, завязывать шнурки. Должен убирать свою комнату, пылесосить коврик. Уметь готовить простую еду, сервировать стол. На улице или во дворе ребенок должен помогать чистить салон автомобиля, собирать дрова, собирать граблями листья, выгуливать домашних животных.
Источники
- WHO Growth reference data for 5-19 year.
URL: https://www.who.int/tools/growth-reference-data-for-5to19-years/indicators - Гелашвили О. А., Хисамов Р. Р., Шальнева И. Р. Физическое развитие детей и подростков //Современные проблемы науки и образования. 2018. № 3.
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27656 - Новикова О.С. Развитие личности ребенка 6-7 лет в процессе формирования коммуникативных умений // Журнал «Известия Волгоградского государственного педагогического университета», 2008.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-lichnosti-rebenka-6-7-let-v-protsesse-formirovaniya-kommunikativnyh-umeniy - Приказ Министерства здравоохранения РФ от 10 августа 2017 г. N 514н «О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних» С изменениями и дополнениями от: 3 июля 2018 г., 13 июня 2019 г.
URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201910040014 - Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. Университет Российской академии образования, 5-е изд. — М.: Изд-во УРАО, 1999.
URL: https://ipk74.ru/upload/iblock/7de/7dee11d66bbd359ac51cf1038655ba85.pdf