Что должен уметь ребенок в 4 года

С каждым годом у малыша появляются все новые знания и навыки. Что должен уметь ребенок в 4 года и как родители могут помогать его развитию, расскажем вместе с педиатром и детским неврологом
Что должен уметь ребенок в 4 года
Что должен уметь ребенок в 4 года. Фото: Jeremiah Lawrence, unsplash.com

Какие навыки и знания нужны ребенку, чтобы он развивался правильно и не отставал от своих сверстников — вопрос, которым задаются многие родители. Особенно, когда слышат, что какие-то малыши в этом возрасте уже читают книги и говорят на иностранном языке. Рассказываем о том, что должен уметь ребенок в 4 года: в каких случаях отсутствие тех или иных навыков абсолютно нормально, а в каких — повод обратиться к врачу.

Полезная информация о четырехлетнем малыше

Средний ростДевочки: 98,4 — 107 см, мальчики: 99,1 — 107,5 см (1)
Средний весДевочки: 14 — 18,5 кг,мальчики: 14,4 — 18,6 кг (2)
Комплекс знаний и навыковПростые навыки самообслуживания, подвижность и любознательность, желание подражать взрослым и сверстникам, умение считать до 10 и говорить предложениями.

Физическое развитие ребенка в 4 года

Это важный элемент в процессе развития. Исследователи обнаружили связь между физической подготовкой и развитием мозга. Спортивные дети показали более высокие когнитивные способности, чем их нетренированные сверстники (3).

Двигательные навыки

К четырем годам малыш становится все более ловким, сильным и координированным. Он должен много бегать, прыгать и играть с мячом.
Что могут дети в 4 года:

  • подниматься по ступенькам;
  • ездить на трехколесном велосипеде и скейте
  • бросать и ловить мяч, пинать его ногой; 
  • бегать на разных поверхностях (асфальт, трава) и менять направление движения;
  • удерживать равновесие на одной ноге;
  • подниматься по вертикальной лестнице;
  • ходить на цыпочках и внешней стороне стопы;
  • повторять танцевальные движения;
  • забираться по шведской стенке вверх и вниз;
  • ловить мяч двумя руками;
  • прыгать с места вперед и назад, отталкиваясь двумя ногами; 
  • выполнять простые спортивные движения;
  • подтягиваться на турнике с помощью родителей;
  • преодолевать различные препятствия: горку, туннель, бордюр.

Двигательная активность развивает ребенка не только физически, но и улучшает координацию, внимание и память. 

К тому же игры с другими детьми помогут ему стать более дисциплинированным и построить дружеские отношения со своими сверстниками (4).

Мелкая моторика

Фото: Sebastian Pandelache, unsplash.com

У четырехлетки также развивается и мелкая моторика

Что может ребенок в 4 года:

  • рисовать «головонога» (рисунок человека, у которого ноги растут из головы);
  • использовать детские ножницы; 
  • правильно держать ручку или карандаш; 
  • копировать линии, которые пересекаются, учитывая их размеры; 
  • рисовать круги, треугольники, четырехугольники неправильной формы, прямые, изогнутые и спиралевидные линии, которые переплетаются в произвольном порядке;
  • повторять пальчиковые упражнения;
  • продевать шнурки в отверстия, нанизывать бусины;
  • закрашивать изображения, не выходя за контур;
  • лепить из пластилина детали различного размера.

Важно развивать мелкую моторику с помощью рисования, сбора пазлов и конструктора.

Некоторые дети в этом возрасте начинают заниматься танцами или играть на музыкальных инструментах, что требует сложных координированных движений.

Психическое и интеллектуальное развитие ребенка в 4 года

Родители порой считают, что современные дети развиваются быстрее и предъявляют к ним требования «не по возрасту». Такой подход может, наоборот, затормозить познавательные возможности малыша. Чтобы не навредить ребенку и не форсировать события, нужно знать о его психических возможностях к 4 годам.

Внимание и память

Объем внимания увеличивается, формируется произвольное внимание. На сложной задаче ребенок может сконцентрироваться на 3-5 минут. В то же время, игры и интересные мультфильмы способны удержать внимание детей на 20-30 минут. Иногда дети этого возраста могут быть рассеянными и невнимательными. Для плодотворных занятий с малышом нужно подбирать интересные и увлекательные стимулы, а также менять виды деятельности. Иначе ребенок может легко отвлечься на что-то другое (5).

Если внимание не развивать, то в будущем это может негативно повлиять на формирование навыков чтения и письма (6).

Поэтому нужно учить ребенка:

  • сосредотачиваться на каком-либо предмете или действии;
  • развивать способность к распределению внимания;
  • приучать к важности доведения начатого дела до конца.

Зрительно-пространственное восприятие

Именно эта функция помогает полноценно воспринимать окружающий мир, ориентироваться в пространстве и координировать движения.

К 4 годам дети умеют:

  • копировать вертикальные и горизонтальные линии; 
  • собирать пазлы из нескольких частей; 
  • различать правую и левую часть предмета; 
  • сортировать геометрические фигуры по цвету и форме; 
  • выделять определенные предметы из сложного рисунка (игра «путаница»); 
  • находить одинаковые предметы, выделяя их сходство и различие; 
  • находить и дорисовывать недостающие части рисунка и восстанавливать целостность фигуры;
  • копировать простые геометрические фигуры, соблюдая форму и размер образца.

Развитию зрительной памяти способствуют игры, рисование, чтение.

Мышление

В 4 года дошкольник осваивает многие мыслительные операции. У него появляются элементы анализа и умения сравнивать предметы, выделять характерные признаки, находить сходства и различия, делать простейшие выводы на основании наблюдений. Он может представлять себе какой-либо предмет, используя воспоминания или воображение, а также способен мысленно достраивать недостающие части или детали на рисунке. Например, он узнает на рисунке чашку без ручки или ножницы без второй половины.

Организация деятельности

Фото: Josh Applegate, unsplash.com

В этом возрасте ребенку нужно развивать навыки планирования своих действий, соблюдения правил и контроля поведения. Эти качества у ребенка формируются в играх по правилам.

Математические представления

Включайте в повседневные занятия и игры с элементами математики. Они помогут малышу познакомиться со следующими элементарными понятиями: 

  • «один» и «много», «поровну», «больше», «меньше», «большой», «маленький», «длинный», «короткий», «высокий», «низкий», «широкий», «узкий»;
  • узнавать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник;
  • ориентироваться в пространстве листа: где верх, низ, лево, право, края;
  • понимать вопросы: «чего больше?», «чего меньше?», «сколько?»;
  • уметь располагать предметы слева направо;
  • сравнивает предметы по величине;
  • Знать цифры от 1 до 10.

Чтение

Учить детей чтению лучше с пяти лет. Нельзя настаивать на обучении, если ребенок не проявляет интереса, а также сравнивать его со сверстниками. Это может негативно повлиять на самооценку.

Даже если малыш умеет сам читать в 4 года, родителям необходимо продолжать семейные чтения. Это создает традиции и укрепляет взаимопонимание.

Окружающий мир

Возраст четырех лет — это время, когда дети активно исследуют мир вокруг себя: интересуются культурой и природой. А еще любят экспериментировать. Так они узнают характеристики предметов и различных явлений, а также их взаимосвязь.

Узнавать мир лучше всего во время совместных прогулок, путешествий и походов в музеи. Загадки и изучение детских энциклопедий, игры с картой мира тоже поддерживают интерес ребенка к окружающему миру.

Как правило, дети в этом возрасте уже знают и могут называть:

  • бытовые предметы, детали этих предметов и их назначение. Например, они могут объяснить, что ложка — это предмет, с помощью которого едят;
  • виды разных животных (диких и домашних), деревьев и цветов; 
  • отличительные особенности разных вкусов: сладкий, соленый, горький и кислый;
  • некоторые профессии.

Эстетическое развитие

Знакомство с литературой, живописью, музыкой, архитектурой и прикладным искусством развивает наблюдательность и воображение у малышей.

Какие методы могут быть полезными для развития эстетического восприятия у четырехлетнего ребенка? Вот несколько идей:

  • чтение сказок, рассказов и стихов. Они расширяют кругозор и представление о мире;
  • игра в настольный кукольный театр, разыгрывание сценок из сказок, в которых ребенок может быть активным участником;
  • разучивание детских песен и музицирование с простыми музыкальными инструментами: барабан, бубенцы, металлофон и дудочка;
  • рисование, поделки, лепка и аппликации — с их помощью малыш выражает свои эмоции и фантазии;
  • сочинение четверостиший, сказок и историй развивает у детей творческое мышление и фантазию.

Социальное развитие ребенка в 4 года

В этом возрасте дети активно учатся общению и эмоциональному контролю, формируют навыки сотрудничества и эмпатии, развивают воображение. Это важный период для их адаптации в обществе.

Коммуникация

Ребенок учится правилам поведения и коммуникации в детском коллективе. Возникают совместные игры, но малышу еще сложно поделиться и поменяться своими игрушками. Он пока получает первые уроки, как заводить друзей, формировать настоящие связи, развивать сотрудничество и эмпатию. Появляются ролевые игры, где он может перевоплощаться в различных героев и персонажей: доктора, повара, воспитателя. Так родители могут научить малыша различным социальным ролям и профессиям. 

В этом возрасте дети стремятся быть полезными и уже умеют адаптировать свое поведение к различным ситуациям. Это важные навыки, которые будут полезны и в школьной жизни. 

Папы и мамы должны развивать навыки «живого» общения у ребенка. Ученые выяснили, что, когда дошкольник много времени проводит с гаджетами или перед телевизором, у него хуже развивается умение коммуницировать с окружающими (7).

Эмоции

Дети 4 лет учатся понимать свои и чужие эмоции, адекватно реагировать на различные жизненные ситуации и начинают обсуждать пути решения конфликтов. Образцом для них служит поведение близких родственников (8).

Они уже проявляют сочувствие и утешают тех, кому грустно или больно. Порой 4-летние дети кажутся достаточно взрослыми. Но все же иногда могут встречаться капризы и истерики. Поэтому предсказуемый распорядок дня поможет детям оставаться спокойными. 

Речевое развитие ребенка в 4 года

Большинство детей в этом возрасте уже хорошо говорят. Но важно помнить, что каждый ребенок уникален и развивается в своем темпе.

К 4 годам словарный запас может составлять от 1000 до 2000 слов. Ребенок уже использует внутреннюю речь, чтобы направлять и контролировать свои действия. Оценка развития речи включает умение различать звуки в словах, знание глаголов и понимание предлогов.

Некоторые новые слова, бывает, по-прежнему вызывают затруднения в произношении: малыш может переставлять буквы и слоги. При этом важно, чтобы речь была понятной для окружающих. Если ребенок еще не говорит, обратитесь к специалисту. Чем раньше вы найдете причину отставания, тем быстрее и эффективнее пройдет лечение. 

Дошкольник в 4 года уже может отличить родной язык от иностранного, поэтому можно начать изучение второго языка. 

Основные достижения этого периода:

  • говорит полными предложениями из 3-5 слов, может составить из них небольшой рассказ;
  • задает вопросы: «что?», «кто?», «где?», «почему?»;
  • поддерживает диалог;
  • выполняет 3-шаговые задания по речевой инструкции взрослых. Например: «Возьми книгу, положи ее на стол и садись»; 
  • произносит все звуки. Сложности могут быть при произношении шипящих и буквы «р»;
  • различает женский и мужской род, единственное и множественное число;
  • изменяет слова в соответствии с родом числом и падежом;
  • использует в речи все части речи.

Как развивать речь

Наиболее эффективный способ увеличения лексикона — регулярно читать с малышом и обсуждать прочитанное. 4 года — возраст активного словообразования, попыток рифмовать, открытий новых слов, поэтому любые игры «в слова» увлекательны и интересны.

Здоровье ребенка в 4 года

Уже в дошкольном возрасте у многих детей существуют различные отклонения в работе организма, а у 15-26% образуются хронические заболевания (9). Поэтому родители должны уделять особое внимание здоровью малыша.

Зрение

Бинокулярное зрение у детей 4 лет еще до конца не сформировано. Поэтому книги должны быть с крупным шрифтом. Для тех, у кого есть риск близорукости, важно соблюдать осторожность: ограничивать время за компьютером или смартфоном, увеличивать двигательную активность. В случае, если появляются первые признаки заболевания, обязательно обратитесь к офтальмологу, чтобы избежать развития серьезных проблем со зрением в будущем.

Осанка

Изгибы позвоночника и мышцы формируют осанку, которая важна для правильной работы всех систем и внутренних органов. Плохая осанка может привести к проблемам со здоровьем: боли в спине, шее, головные боли, нарушения работы легких и даже сердца. Одно из проявлений неправильной осанки — плоскостопие. Оно появляется, если плохо развиты мышцы и связки, которые поддерживают свод стопы. 

Помимо плоскостопия, у детей встречаются сутулость и сколиоз. Это происходит по разным причинам. Например, плохое зрение может заставить человека сутулиться, чтобы лучше видеть. Неудобная одежда и неправильно подобранная мебель также могут привести к проблемам с осанкой. 

Чтобы избежать плоскостопия и сутулости, можно использовать следующие методики: 

  • закаливание и физические упражнения;
  • ходьба босиком по различным поверхностям (трава, галька, песок);
  • правильное расположение мебели;
  • контроль за позой и движениями ребенка;
  • регулярные походы к массажисту и к физиотерапевту; 
  • удобная одежда и обувь (с небольшим каблуком и фиксированной пяткой).

Медосмотр

Дети этого возраста подвижны, поэтому часто бывают травматические повреждения. Также характерны для дошкольников заболевания, вызванные бактериальными инфекциями.

В рамках диспансеризации детей осматривают детский хирург и педиатр (10).

Хирург оценивает анатомию всех естественных изгибов позвоночника и выявляет признаки нарушений осанки.

Педиатр измеряет рост и вес ребенка. Расспрашивает родителей, как работает его пищеварительная и нервная системы.

Режим дня

Бывает, что родители игнорируют правильный режим дня ребенка. Дети мало спят и гуляют, все больше сидят перед телевизором или за компьютерными играми. Все это негативно сказывается на здоровье и развитии ребенка.

Для хорошего самочувствия эксперты ВОЗ рекомендуют детям 4 лет (11):

  • 180 минут в день заниматься разнообразными видами физической активности. (60 минут — занятия умеренной и высокой интенсивности);
  • не сидеть перед экраном более 1 часа в день; 
  • спать 10-13 часов в сутки, при необходимости включая дневной сон.

Исследование показало, что если дети в возрасте от 3 до 7 лет не высыпаются, то чаще имеют проблемы с вниманием, эмоциональным контролем и отношениями со сверстниками (12).

Навыки самообслуживания ребенка в 4 года

Возраст четырех лет — время, когда дети полны энергии и желания делать все самостоятельно. Они уже могут:

  • застегивать и расстегивать молнию, пуговицы, крючки, липучки;
  • надевать верхнюю одежду и обувь;
  • мыться и чистить зубы;
  • легко ориентируются в домашней обстановке;
  • знают, где лежат вещи, которые брать нельзя;
  • самостоятельно пользуются местами общего пользования, такими как ванная комната и туалет.

Стремление к самостоятельности часто приводит к тому, что ребенок может что-то разбить или испачкать. Не пресекайте активность ребенка, иначе малыш может стать нерешительным и замкнутым. Даже если пострадали какие-то вещи, попробуйте поддержать ребенка, помогите ему исправить ситуацию.

Искренне похвалите его за находчивость и оригинальное решение. Покажите, как лучше действовать в этом случае. Например: «Знаешь, у тебя прекрасно получилось, но я думаю, что получится еще лучше, если будешь делать с помощью этого…» 

Родители могут расширять круг домашних обязанностей дошкольника. Новые задачи могут включать в себя:

  • застелить кровать утром;
  • отнести испачканную одежду в стирку;
  • следить за тем, чтобы на столе стояли салфетки.

Комментарии специалистов

Своим профессиональным мнением о развитии ребенка в 4 года поделилась

Татьяна Ивойлова, детский, клинический психолог системный-семейный терапевт детской клиники МЕДСИ на Пироговской:

— С психологической точки зрения, четвертый год жизни — достаточно спокойный и стабильный период, но в то же время детские неврозы (заикания, тики, энурезы, энкопрезы, фобии, психосоматические расстройства) дебютируют чаще всего в этом возрасте. Часто встречается триада страхов: темноты, замкнутого пространства и одиночества, также дети боятся каких-то персонажей: монстров, чудовищ. Они отражают страх наказания, недостаток любви и внимания. 

Происходит существенный перелом в отношениях с окружающими. Малыш становится очень активным. Он уже имеет собственные желания и намерения, которые, с одной стороны, могут не совпадать с намерениями взрослого, а с другой — он хочет быть похожим на взрослых, подражать им.

Ребенок осваивает правила поведения через реакции других людей на его поступки, поэтому значимые люди являются для него примером. Если родители сами не уважают свои личные границы или других людей, то, скорее всего, ребенок эту установку присвоит себе: «Я могу/не могу нарушать чужие границы» или «Ты можешь/не можешь нарушать мои личные границы».

В 4 года у ребенка активно развиваются все психические процессы, проявляются тонкие переживания, складываются интересы, закладываются основы характера.

Игра по-прежнему имеет огромное значение в становлении личности ребенка, вплоть до начала школьного периода. Если малыш не пройдет все стадии игры, он не будет готов к школе. В «режиссерской игре» он развивает долговременную память и мышление. В «социально-ролевой» — устанавливает взаимоотношения со сверстниками и другими людьми. Необходимо помнить, что чем выше темпы развития ребенка, тем легче можно навредить его физическому и психическому здоровью. Как утверждает американский психолог Б. Блум, чем младше ребенок, тем сильнее влияет на него среда. Он предполагает, что у детей к четырем годам сформировано 50% интеллекта. 

На какие моменты, касающиеся здоровья ребенка, нужно обратить внимание родителям? Рассказывает Наталия Гордиенко, врач-педиатр детской клиники МЕДСИ на Пироговской:

— В физическом развитии нужно следить за ростом и весом ребенка. Если они значительно ниже или выше средних значений, тогда обязательно обратитесь к педиатру. Также если ребенок заваливается при походке, не может прыгать, ходит, шатаясь, то обязательно стоит проконсультироваться у невролога и ортопеда.

Интеллектуальное развитие напрямую взаимосвязано с родителями. Они должны много времени уделять ребенку: читать сказки, собирать пазлы, играть в развивающие игры, рассказывать об окружающем мире. Стоит обратить внимание, если ребенок замкнутый, молчит или разговаривает односложными словами, у него выраженные дефекты речи. В таком случае, придут на помощь педиатры, ЛОР-врачи и логопеды. 

В этом возрасте у малышей активно развивается образное мышление. Теперь им не надо все трогать и засовывать в рот, чтобы понять, как это работает и «с чем это едят». Образное мышление активно задействует фантазию. Поэтому у ребенка могут появляться иррациональные страхи: монстры под кроватью, страх темноты и т. д. Некоторые дети придумывают воображаемых друзей. Почти всегда это естественный этап развития. Однако если все же вас что-то настораживает (агрессия, злоба по отношению к животным и другим детям, деструктивное поведение), то всегда лучше посоветоваться с детским психологом.

Один из самых важных пунктов в этом обширном вопросе — игры. Это универсальный метод обучения новым словам, понятиям, действиям, тем правилам поведения, которые вы хотите воспитать. Очень важно не дистанцироваться от ребенка в этот промежуток. Пусть ваше чадо кажется уже совсем самостоятельным, но вы нужны ему, как никто другой. 

Режим дня и питание. Никто не требует, чтобы ваша жизнь проходила «по часам», однако для ребенка важно понимать, как строится каждый день. После пробуждения нужно умыться, почистить зубы, позавтракать. Затем прогулки, игры активные (на свежем воздухе) и развивающие (дома). И после такого бурного времяпрепровождения — обед. Во второй половине дня, особенно ближе к вечеру, не стоит увлекаться активными занятиями, сопровождающимися бурным смехом, бегом, иначе потом малышу будет сложно уснуть.

И немного наступим на больную мозоль под названием «мультфильмы и гаджеты». Стоит ограничивать время у телевизора — 1,5-2 часа в день. Обязательно исключаем все гаджеты на ночь! Просмотры мультфильмов и мобильные игры — по 15-20 минут, с перерывом на активное времяпрепровождение. 

Особое внимание родители должны уделять безопасности ребенка. Объясните, что ни в коем случае нельзя уходить с незнакомцами, перебегать дорогу в неположенном месте, играть с огнем, одному находиться в лесу или возле водоема.

Желательно, чтобы ребенок знал наизусть фамилию, имя, отчество родителей, адрес проживания, а также дорогу до дома.

О развитии нервной системы и речи четырехлетнего ребенка рассказывает Вероника Власова, врач-невролог детской клиники МЕДСИ на Пироговской, врач первой квалификационной категории:

— В возрасте 4 лет у малыша активно развивается речь, внимание, мышление, воображение, двигательные и моторные навыки.  Это период открытий, активного взаимодействия с миром. Дети начинают спрашивать у родителей свои «сто тысяч почему». Речевое развитие активируется довольно интенсивно, потому что у ребенка есть стремление общаться с другими детьми. 

Появляются более сложные предложения от 5 до 8 слов,где слова согласуются между собой. Звукопроизношение уже довольно четкое, звук «р» детки пока не выговаривают, но к 4,5-5 годам в речи должны быть все звуки. Малыши могут уже пересказать простые сказки, рассказы, отвечают на вопросы. Словарный запас активно пополняется в этот период, поэтому важно читать сказки, много разговаривать с ребенком.

Для полноценного развития нервной системы, активной познавательной деятельности, физического развития, ребенку необходим достаточный сон. Нормы сна в возрасте 4 лет составляют 11-13 часов в сутки, из которых 1-2 часа занимает дневной сон.

Еще хочется отметить такую особенность развития сна детей четырехлетнего возраста, как ночные страхи, кошмары. Им больше подвержены дети эмоциональные, чуткие и восприимчивые. Подобные явления часто тревожат родителей и заставляют обратиться к неврологу. Родители пугаются, когда их ребенок просыпается с плачем или криком. Иногда, действительно, требуется, проведение дифференциальной диагностики с некоторыми пароксизмальными состояниями. Но, в целом, ночные страхи — это естественный этап развития детской психики, он является следствием приспособления к большому, пока еще мало исследованному ребенком миру.  Обычно ночные кошмары самостоятельно проходят после 5 лет и больше не тревожат ребенка и родителей.

Популярные вопросы и ответы

Родителей дошкольников волнуют разные вопросы о том, как воспитывать и развивать ребенка. Ответим на некоторые из них.

Должен ли ребенок в 4 года ходить в детский сад?

О том, когда лучше отдавать ребенка в детский сад и какие факторы важны в этом вопросе рассказывает детский, клинический психолог Татьяна Ивойлова: 

— Иногда ребенок сопротивляется тому, что от него требуют папа и мама. Например, родителям надо, чтобы малыш ходил в садик, потому что у них — работа, а он отказывается, плачет, упирается. Такие сцены повторяются изо дня в день, изматывая и родителей, и детей. У ребенка происходит психологическая борьба между «хочу» и «надо». В результате ребенок начинает часто болеть, ведь это уже легальный способ остаться там, где ему комфортно. Как показывает многолетний опыт работы, часто родители способны самостоятельно справиться с этой проблемой. Нужно лишь понять причины, почему ребенку некомфортно в саду, а затем приложить силы и помочь ему.

Некоторые родители, а также бабушки сомневаются, нужен ли вообще детский сад? Там «обитают» инфекции, не все дети дружелюбны, да и насчет воспитателей возникают вопросы. Но все же детский сад нужен. И не только ребенку, а семье в целом! Именно там малыш приобретает такие важные для его социализации навыки: учиться общаться с другими детьми, постигать нормы социальной жизни, признавать авторитет «чужого» взрослого, развиваться как личность, получать знания и опыт, приобретать самостоятельность.

Основные факторы, влияющие на мотивацию ребенка посещать детский сад: возраст, адаптация, индивидуальные особенности ребенка, психологический и физический комфорт.

Возраст. Как показывает практика, оптимальный возраст для похода в детский сад — 4 года, в норме адаптационный период длится от 3 до 4 недель. Этому есть несколько причин.

● речь ребенка уже достаточно зрелая и для того, чтобы воспринять слова взрослых, и выразить свои желания; 
● четырехлетний малыш эмоционально стабильнее и уравновешеннее, что помогает ему легче адаптироваться; 
● возраст от 4 до 5 лет — это период активного усвоения правил, особенно «общественных», связанных с правильным поведением. Ребенок к этому полностью готов и не принимает их в штыки, как, например, в 3-3,5 года; 
● малыш уже тянется к сверстникам, хочет общаться, играть вместе и дружить. И эта потребность может быть полностью удовлетворена в детском саду; 
● ребенок в 4 года способен легко влиться в детский коллектив, найти «свое» место. В 5-6 лет — это сделать несколько сложнее.

Адаптация и индивидуальные особенности ребенка. Активные и подвижные дети легче адаптируются к новой обстановке, чем медлительные. Ведь в жизни ребенка появляются следующие изменения:

● четкий режим дня;
● отсутствие родных рядом;
● необходимость постоянного контакта со сверстниками;
● необходимость слушаться и подчиняться незнакомому человеку;
● резкое уменьшение персонального внимания.

Психологический и физический комфорт. Приятная обстановка детского сада: оборудование, наполнение игровым материалом, вкусная еда, уютная кроватка и покрывало, добрая воспитательница, для которой не чуждо понятие «педагогическое мастерство» — это так важно! Личность педагогов, с которыми ребенок проводит большую часть дня, имеет первостепенное значение. Понаблюдайте за тем, какой стиль воспитательного воздействия использует педагог. Часто встречается авторитарный стиль, при котором действуют жесткие правила, и дети получают много порицаний. У детей не будет желания вновь встретиться с таким воспитателем. И как результат — снижение мотивации посещать детский сад.

Если по каким-то причинам родители считают, что ребенку не обязательно посещать детский сад, то это и не критично. Компенсировать отсутствующее общение со сверстниками можно разными способами. Например, посещать игровые площадки, студии, специальные групповые занятия. Можно и нужно организовать учебно-воспитательный процесс и дома. На данный момент существует огромное количество различных пособий по развитию базовых составляющих психической деятельности ребенка.

Как родители могут помогать развитию ребенка?

Татьяна Ивойлова, детский, клинический психолог:

 — Для полноценного развития ребенка на 4 году жизни необходимы некоторые условия.

1. Демократический — авторитетный стиль семейного воспитания.
2. Научить ребенка управлять своими эмоциями, в том числе выражать их, поскольку сдерживание приведет к невротизации личности.
3. Учить ребенка видеть свои личные границы и границы другого человека.
4. Удовлетворение базовых потребностей ребенка: физиологические потребности, потребность в любви и безопасности, в том числе психологической, в уважении, в самоактуализации.
5. Критика от родителя должна поступать в сторону негативного поступка или действия, а не в сторону личности ребенка.
6. Словесные поощрения и поддержка: великолепно, правильно, необыкновенно, прекрасно, отлично, замечательно, превосходно, чудно, хорошая работа, ты делаешь это очень хорошо, твоя работа принесла мне много радости, так держать, я очень горжусь тобой, это успех, умница, молодец, ты прав, большое тебе спасибо…
7. Нельзя ни в коем случае наказывать ребенка молчанием, для ребенка это сопоставимо с тем, что его не замечают, он не нужен. В результате возникает сильнейшее внутреннее напряжение. Нельзя говорить ребенку: «Я тебя больше не люблю». Это подрывает внутреннюю основу и ресурсы ребенка. Нельзя наказывать физически и использовать оскорбления, реабилитироваться после этого перед ребенком будет невозможно. Стыдить и внушать чувство вины, так как подобные способы критики подрывают самооценку ребенка.

Вероника Власова, врач-невролог:

— Отдельного внимания заслуживает развитие мелкой моторики рук. Центр движения пальцев рук находится близко с центром речи. Развивая мелкую моторику, мы способствуем развитию речи, внимания, памяти, мышления, усидчивости. Дети, отстающие по моторным навыкам, задерживаются и в формировании письма. В возрасте 4 лет ребенок начинает использовать для удержания предметов пальцы, а не ладонь, появляется щипковый захват — предметы берут большим и указательным пальцами. Развитию моторики способствует:

● перекатывание в ладошках карандашей, орехов, катушек, лепка из пластилина или теста; 
● сортировка круп (гороха, фасоли, гречки, риса); 
● рисование пальцами на песке, манной или гречневой крупе; 
● рисование пальчиковыми красками или карандашами; 
● вырезание фигурок по контурам; 
● игры с мелкими деталями (конструктор, мозаика, пазлы); 
● нанизывание крупных бусин на леску или проволоку; 
● массаж с помощью шипованных мячиков.

Также существует много вариантов «пальчиковых игр», в которые дети любят играть. Это всем известная «сорока белобока» и множество других современных вариантов.

Что должен есть ребенок в 4 года?

Своими рекомендациями поделилась врач-педиатр Наталия Гордиенко:

— Меню ребенка в 4 года должно быть разнообразным, полноценным. Еда — правильно приготовленной: вареная, тушеная, запеченная. По рекомендациям диетологов, суточное количество калорий в этом возрасте — 1970 ккал. Белки — 68г, жиры — 68 г, углеводы — 272 г. 

Важно, чтобы в рационе были простые углеводы были в ограниченном количестве (сладкое, выпечка). Предпочтение нужно отдавать сложным углеводам: овощи, фрукты, каши.

Осторожнее с консервами, колбасами, грибами, экзотическими продуктами — не всегда пищеварительная система в 4 года готова к таким испытаниям. 

Если ребенок наотрез отказывается от мяса, фруктов, овощей, стоит отнестись к этому со всей серьезностью. Иногда «избирательность» в еде — не каприз, а первый признак заболевания (анемия, гастриты, заболевания печени и желчных путей и т. д.).

Что должен знать ребенок в 4 года?

● Свое имя, имена членов семьи и адрес дома;
● какое сейчас время суток: утро, день, вечер, ночь;
● значения слов и общие понятия;
● животных, предметы быта, профессии;
● геометрические фигуры и цвета;
● некоторые буквы и цифры;
● счет до 10;
● где право и лево;
● понятия «один», «много», «немного», «несколько»;
● времена года и порядок их смены.

Какие развивающие игры подходят для 4-летнего ребенка?

Ребенок должен учиться общаться, развивать речь, внимание, память и мелкую моторику.

1. Для развития коммуникации

Учим общаться. Например, рассматриваем картинку, на которой играют дети. Представляем, что один ребенок говорит другому.
Ребенок повторяет за взрослым речевые формулы («Меня зовут…», «А как тебя зовут?», «Давай играть вместе»). 

Варианты: 
«Хочешь поиграть с моей машинкой (куклой, мячом)?».
«Давай меняться игрушками».
Так ребенок отрабатывает навык, который сможет использовать в реальной жизни.

2. Для развития внимания и памяти

Покажите ребенку рисунок, картинку в книжке. Попросите его
внимательно рассмотреть и запомнить. Потом задаем несколько вопросов: «Сколько тарелок стоит на столе? Сколько
конфет лежит на блюдце? Кто сидит у окна? Что пропало?». 

Поставьте перед ребенком несколько предметов. Пусть он их запомнит, а после отвернется. Один предмет вы убираете. малыш должен определить, что пропало.

3. Для развития речи

«Игра в слова с мячом».
Кидайте друг другу мяч и по очереди произносите разные слова. Можно задавать определенную тему: животные, цвета, фрукты, супергерои. Так вы можете познакомить малыша с новыми словами и улучшить его координацию.

«Противоположности».
Изучение различных пар противоположностей помогает расширить словарный запас вашего ребенка и дает ему уверенность в использовании новых слов. Например, вы говорите: «сладкое — это противоположность…» и дайте ребенку время ответить. Играть можно и на улице! Это поможет ребенку исследовать окружающий мир.

4. Для развития моторики

Пальчиковая игра «Апельсин»

Мы делили апельсин,
Много нас, а он один! (Левая рука сжата в кулак)
Эта долька — для ежа, (начиная с мизинца поочередно разжимаем правой рукой)
Эта долька — для чижа,
Эта долька — для котят,
Эта долька — для утят,
Эта долька — для бобра,
А для волка — кожура! (Трясем обеими руками)

Помимо пальчиковых упражнений дети с удовольствием играют в теневой театр.
  1. Height-for-age GIRLS/ Height-for-age BOYS // World Health Organization
    URL: https://www.who.int/tools/child-growth-standards/standards/length-height-for-age
  2. Weight-for-age GIRLS/ Weight-for-age BOYS // World Health Organization
    URL: https://www.who.int/tools/child-growth-standards/standards/weight-for-age
  3. S. A. Keye, A. M. Walk, C. N. Cannavale, S. Iwinski, G. M. McLoughlin, L. G. Steinberg, N. A. Khan. Six-Minute Walking Test Performance Relates to Neurocognitive Abilities in Preschoolers // Journal of Clinical Medicine, 2021; 10 (4): 584
    URL: https://www.mdpi.com/2077-0383/10/4/584
  4. Piek J.,Hands B., Licari M. Assessment of Motor Functioning in the Preschool Period // Neuropsychology review. 2012 Dec; 22(4):402-13.
    URL: https://researchonline.nd.edu.au/health_article/67/
  5. М. Безруких, Т. Филиппова, А. Верба Комплексная методика диагностики развития дошкольников 3-4 лет (36 — 51 мес.) // Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334
    URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompleksnaya-metodika-diagnostiki-razvitiya-doshkolnikov-3-4-let-36-51-mes
  6. O’Neill S. Early language mediates the relations between preschool inattention and school-age reading achievement // Neuropsychology vol. 30,4 (2016): 398-404. doi:10.1037/neu0000247
    URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/26569031/
  7. Skalická V. Screen time and the development of emotion understanding from age 4 to age 8: A community study // The British journal of developmental psychology vol. 37,3 (2019)
    URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/30816568/
  8. Sala M. N. Emotion regulation strategies in preschool children // The British journal of developmental psychology vol. 32, 4 (2014): 440-53.
    URL: https://www.semanticscholar.org/paper/Emotion-regulation-strategies-in-preschool-Sala-Pons/829ca4dba3dbb7774eb178a604a142875276d82c
  9. Бушуева Э., Смирнова Е., Петров А.Особенности физического развития и заболеваемости детей от 3 до 7 лет // Здоровье и образование в XXI веке. 2017. №9.
    URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-fizicheskogo-razvitiya-i-zabolevaemosti-detey-ot-3-do-7-let
  10. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 10 августа 2017 г. N 514н «О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних» С изменениями и дополнениями от: 3 июля 2018 г., 13 июня 2019 г.
    URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201910040014
  11. ВОЗ: чтобы расти здоровыми, детям нужно меньше сидеть и больше играть // Новые рекомендации ВОЗ по вопросам физической активности, малоподвижного образа жизни и сна у детей до пяти лет. 24 апреля 2019 г. Пресс-релиз, Женева
    URL: https://www.who.int/ru/news/item/24-04-2019-to-grow-up-healthy-children-need-to-sit-less-and-play-more
  12. E.M. Taveras, S. L. Rifas-Shiman, K. L. Bub, M. W. Gillman, Е. Oken. Prospective Study of Insufficient Sleep and Neurobehavioral Functioning among School-Age Children. Academic Pediatrics, 2017
    URL: https://www.sciencedaily.com/releases/2017/03/170309171109.htm