Что должен уметь ребенок в 3 года

Темп развития у всех детей разный. Кто-то приобретает навыки раньше, кто-то позже. Но все же родителям нужно следить за правильным развитием своего ребенка и знать, что должен уметь ребенок в 3 года
Что должен уметь ребенок в 3 года
Что должен уметь ребенок в 3 года. Фото: Paige Cody, unsplash.com

В этом возрасте малыш хочет быть самостоятельным. Ведь у него уже многое получается.  Какие нормы развития для детей существуют и что должен уметь ребенок в 3 года, рассказываем вместе с врачом и психологом.

Полезная информация о трехлетнем малыше

Средний рост Девочки — 91,2-98,9 см, мальчики — 92,4-99,8 см (1)
Средний вес Девочки — 12,2-15,8 кг,мальчики — 12,7-16,2 кг (2)
Кризис 3 летРебенок отстаивает свое мнение, порой наперекор взрослым. Стремится все делать самостоятельно или наоборот. Кажется, что он не хочет слушаться, но это не так (3)

Физическое развитие ребенка в 3 года

С каждым днем у вашего малыша появляются все новые навыки, умения.

Основное достижение этого возраста — ребенок может многое делать сам, без помощи. А какие-то действия легко повторяет по примеру взрослого. Например, он не просто бросает мяч маме, а уже способен осознанно кидать мяч в кольцо.

В этот период обычно становится понятно, какая ведущая рука у ребенка: левая или правая.

Измерение физического и психосоциального развития стоит проводить каждые 6 месяцев.

Развитие тела

К 3 годам рост замедляется в сравнении со вторым годом. Малыш прибавляет 8-10 см, его вес при этом увеличивается на 2-3 кг.

Двигательные навыки

Трехлетки очень активны, поэтому им нужно место и простор, чтобы развивать и отрабатывать свои навыки. Папы и мамы должны следить, чтобы ребенок не сидел без движения более 1 часа. В этот период уже можно начинать уроки плавания, ставить карапуза на коньки или лыжи.

Что может малыш к 3 годам:

  • самостоятельно ходит по лестнице чередующимся шагом;
  • стоит небольшое время на одной ноге;
  • перемещается по всем конструкциям на детской площадке;  
  • ходит на цыпочках; 
  • бегает, не падая; 
  • прыгает на двух ногах; 
  • может нести большой мяч или игрушку; 
  • перешагивает через препятствие на полу; 
  • катается на трехколесном велосипеде, самокате;
  • ходит по наклонной поверхности;
  • выполняет одновременно несколько действий: например, поет и топает, кружится и хлопает;
  • откручивает крышку бутылки;
  • переворачивает страницы в книге;
  • переливает жидкость из одной чашки в другую (4).

Как развивать двигательные навыки ребенка в 3 года

Для нормального становления физической формы ребенку необходимо 60 минут свободной активности и 30 минут в день подвижных игр под руководством взрослых. Они помогут малышу стать более крепким и ловким, улучшат его координацию. 

Примеры:

  • изображайте животных: прыгаем как лягушка, потягиваемся как кошечка; 
  • соорудите полосу препятствий: пусть малыш перешагивает через них;
  • слушайте музыку и танцуйте с ребенком.

Психическое развитие ребенка в 3 года

Работоспособность нервной системы малыша увеличивается. Трехлетка более длительное время бодрствует и может заниматься каким-либо одним делом 20-25 минут.

Стремление к похвале

В этом возрасте дети очень чувствительны к тому, как к ним относятся. Поддержка и ласковое отношение помогают малышам быстрее развиваться. Они стремятся всеми способами получить похвалу от взрослого. Например, нарисовал малыш рисунок или собрал пирамидку — показывает маме или папе. 

Целеустремленность

Ребенок уже в состоянии ставить себе небольшие задачи и очень радуется, когда все удается. И так же сильно расстраивается, когда что-то не получается. 

Стремление к достижению цели не заложено в нас с рождения, а возникает в ходе нормального развития от 2 до 3 лет. В этот период дети уже начинают выстраивать свои действия таким образом, чтобы овладеть желаемым. Важно не мешать им в попытке стать более самостоятельными (5).

Что должен уметь ребенок в 3 года
Фото: Jeremiah Lawrence, unsplash.com

У ребенка меняется отношение к окружающим и к самому себе. Он впервые совершает поступки вопреки своему желанию. И часто делает все наоборот. Таким образом он показывает, что его мнение имеет значение. 

Еще трехлетка может упрямиться, потому что он уже сказал о своем решении взрослым. Например, малыша зовут домой с прогулки. А он ответил, что не хочет. И он будет до последнего оставаться на улице, хотя уже и сам хотел бы пойти домой.

В этот период ребенок избирателен в общении. Он может не слушаться одного родителя, а с другим — во всем соглашаться. Такое поведение нельзя воспринимать как непослушание. Это признак нормального развития. 

Познавательное развитие 

  • Малыш уверенно ориентируется в пространстве. Он знает, что и где находится в квартире, помнит, как добраться до любимой детской площадки или по какой дороге идти к бабушке.
  • Трехлетка может собрать пирамидку из 4-8 колец, сложить пазл из 2-3 частей или несложный узор из мозаики.
  • Ребенок знаком с понятиями твердый-мягкий, большой-маленький.
  • Знает части тела некоторых животных, растения, предметы мебели и посуды.
  • Малыш рассматривает книжки с иллюстрациями, переворачивая страницы.
  • Понимает значения слов «два», «три» и даже может соотнести эти числа с предметами.
  • Замечает, как меняется погода на улице и различает времена года.
  • Рисует прямые линии и круг, знает 4-5 цветов, находит предметы одного цвета.
  • Различает 4-6 геометрических форм: круг, треугольник, овал, прямоугольник, квадрат, многоугольник. Подбирает формы их по образцу, некоторые может назвать.
  • Делает «колбаски» и шарики из пластилина или теста.
  • Находит 3-4 отличия между предметами, также идентифицирует 2 предмета, похожих друг на друга.
  • Повторяет простые движения пальчиковой гимнастики.
  • Может обобщать предметы по общему признаку: мебель, продукты, посуда.
  • Отгадывает загадки.

Социальное развитие ребенка в 3 года    

Что должен уметь ребенок в 3 года
Фото: Jen Theodore, unsplash.com

В этом возрасте карапуз легко контактирует с детьми, иногда может заговорить с доброжелательным незнакомцем. Привязан к близким людям и переживает, когда их долго нет рядом.

Он уже понимает, когда поступает правильно и неправильно. Старается вести себя хорошо, чтобы получить похвалу. Иногда могут случаться истерики. Появляются первые зародыши самооценки — как правило, малыш оценивает себя положительно. Ребенок в 3 года понимает, что его действия влияют на поступки взрослых, и быстро осваивает способы добиваться своего. 

Высказывает собственное мнение, например, что мультфильм или музыка ему понравились. Может понять настроение близкого человека и выразить сочувствие, например, обнять.

Проявляет вежливость в общении: здоровается, прощается, говорит «спасибо» и «пожалуйста». Любит играть со сверстниками и делиться игрушками.

Игры

В занятиях для этой возрастной категории появляется сюжет, где ребенок может выполнять 2-3 действия. Например, посадить куклу, покормить и уложить ее спать.

Малыш начинает планировать свою игру. Например, говорит: «Я буду катать машинку», «Я буду строить башню».

Играя, повторяет ситуации, которые произвели на него впечатление, имитирует деятельность других людей: говорит по телефону, печатает на компьютере, примеряет на себя роль продавца в магазине. Копирует и воспроизводит отношения с окружающими, например, может хвалить своих кукол или ругать.

Сотрудничество

Исследования показывают, что трехлетки могут координировать свои действия с другими, чтобы добиться результата. Ученые проводили тест, в котором дети выполняли совместное задание, чтобы в конце получить вознаграждение. Когда один из участников прекращал совместный труд, другие очень расстраивались и пытались объяснить этому ребенку, как нужно действовать (6).

Речевое развитие ребенка в 3 года

Что должен уметь ребенок в 3 года
Фото: Sean Foster, unsplash.com

Речь в период от 2 до 3 лет заметно эволюционирует. Она становится более четкой и понятной. Если в 2,5 года малыш может сказать предложение из 3 слов, например, спросить: «Куда мы идем?», то ближе к трехлетнему рубежу некоторые начинают употреблять сложные предложения из 4-5 слов. Словарный запас к этому возрасту достигает 1100-1300 слов.

Основные достижения этого периода

  • В лексиконе появляются вопросы «почему?», «когда?», «где?», «куда?»;
  • ребенок узнает животных или героев сказок по звукоподражаниям («гав-гав», «чух-чух»);
  • изменяет слова по падежам, времени и лицам;
  • понимает значения предлогов: в, на, под, за, перед, позади;
  • воспринимает длинные предложения;
  • запоминает простые рифмы или тексты;
  • правильно произносит все звуки речи. Исключение: шипящие и свистящие, а также звуки «р», «л»; 
  • использует все части речи, кроме причастия и деепричастия;
  • повторяет слова и фразы за взрослыми.

Как развивать речь

  • Отвечайте на все вопросы маленького почемучки. Не надо давать энциклопедические ответы, достаточно простых объяснений. 
  • Если у малыша есть какие-то затруднения в речи, не нужно требовать от него: «Скажи! Повтори!». Лучше поиграйте с ним в сюжетную игру. Озвучивайте игровые реплики простыми фразами с четким произношением. Пусть ребенок видит движения ваших губ.
  • Не нужно предугадывать, чего хочет малыш. Вот он показывает на игрушку. Спросите у него, что он хочет, какую именно игрушку? Задавайте наводящие вопросы. Например, во время рисования вы говорите: «Давай нарисуем мячик. Какого он будет цвета? А где он катится?».                                                                                                       
  • Важно в этом возрасте постоянно разговаривать с ребенком и обозначать словами все, что он видит: дома — предметы обихода или продукты, в зоопарке — виды животных, на улице — технику, сооружения, природные явления.
  • Не нужно гнаться за количеством новых слов в лексиконе, считают американские исследователи. Они выяснили, что дети с 18 до 36 месяцев хорошо запоминают примерно 3 новых слова в день. В их эксперименте малыши выучили 6 слов. На следующий день их попросили вспомнить их. Дети назвали только первые 3 слова (7).
  • Развивайте мелкую моторику. В головном мозге речевой и моторный центры расположены близко друг к другу, поэтому активная работа пальцев влияет на формирование речевых зон и положительно действует на всю кору головного мозга ребенка. Чем заниматься? Создавать картины из пластилина, украшать их бусинами, горохом, семечками. Сортировать мелкие предметы, собирать конструкторы, пазлы, нанизывать бусы на шнурок, завязывать-развязывать узелки, бантики, застегивать липучки, пуговицы, кнопки, крючки, молнии, играть на детском пианино, раскручивать и закручивать крышки банок и бутылок.
  • Тренируйте дыхание. Пусть ребенок дует на свечку, одуванчик, играет с мыльными пузырями. 
  • Развивайте слух. За ширмой прячьте игрушки животных и разговаривайте их голосами. Ребенок должен угадать и повторить, кто и как говорит. 
  • Развивайте артикуляцию. Во время игры «Мишка заболел» можно пропеть: «о-о-о!», а играя в «Как шипит змея» попросите ребенка шипеть: «ш-ш-ш».
  • Делайте массаж рук: поглаживайте и сгибайте пальцы по очереди, рисуйте спираль на ладошке, нажимайте на середину фаланги каждого пальца от кончика к основанию. 

Здоровье ребенка в 3 года

Перед поступлением в детский сад малыш должен посетить педиатра, невролога, хирурга, стоматолога, офтальмолога, оториноларинголога, психиатра, гинеколога/уролога. Сдать анализы крови (в т. ч. на уровень глюкозы) и мочи, кала на яйца гельминтов. Даже если ребенок не пойдет в садик, ему все равно стоит пройти диспансеризацию — так вы сможете убедиться, что все показатели в норме.

Сон

Для полноценного восстановления ребенку необходимо 11-13 часов сна в сутки: 10-11 часов ночью и 1-2 часа — днем. Из-за повышенной двигательной активности и сильной впечатлительности ребенок не всегда с радостью бежит в кровать. И все же не рекомендуется отменять дневной сон. 

Исследования показывают, что дети в возрасте от 2,5 до 3 лет, которые не высыпаются днем, становятся более беспокойными и истеричными. Они проявляют меньше позитивных эмоций в течение дня, хуже справляются с заданиями и контактируют со сверстниками и родителями (8).

Питание

Правильный рацион в этом возрасте формирует вкусовые привычки, которые должны закрепиться на всю последующую жизнь. 

В этот период ребенок активно растет. У него интенсивно развиваются центральная нервная и эндокринная системы. Малыш все больше взаимодействует с окружающим миром. Это требует напряженной работы иммунитета.

Чтобы организм получал необходимые минералы и витамины, суточный рацион питания ребенка в 3 года должен включать мясо, рыбу, овощи, фрукты, бобовые, крупы, макароны, яйца, сахар и кондитерские изделия (9)

В сутки детям от 1,5 до 3 лет требуется 1200-1500 г пищи.

Ориентировочный суточный набор продуктов, принятый в РФ

Можно изучить эти нормы и сравнить с дневным меню вашего ребенка (10).

ПродуктыКоличество
Хлеб пшеничный80 г
Хлеб ржано-пшеничный30 г 
Масло сливочное, несоленое30 г
Масло растительное12 г
Картофель220 г
Овощи разные, зелень280 г
Фрукты свежие150 г
Сок фруктовый170 мл
Мясо / курица70/30 г
Рыба (филе)35 г
Молоко и кисломолочные продукты450 г
Яйцо¾ шт.
Сыр твердый5 г

Состав еды 

Для укрепления костей ребенка необходим кальций. Его основные источники — молоко и молочные продукты: кефир, йогурты, сыр, творог.

В период активного роста организму требуется больше железа. Недостаточное количество этого микроэлемента приводит к нарушению образования гемоглобина и развитию анемии. Дефицит железа может влиять на умственное и моторное развитие, активность иммунной системы. Чтобы этого не произошло, в ежедневный рацион ребенка должны входить мясные продукты. Для лучшего усваивания их стоит сочетать с овощами и злаками. Запивать такой обед или ужин лучше соком или водой, а не чаем, так как танин тормозит усвоение железа.

Еще один важный микроэлемент в меню ребенка — йод. При его недостатке может формироваться зоб, страдает нервная система, нарушается способность к обучению. Много йода содержится в морской рыбе. Также можно употреблять обогащенные йодом молочные продукты.

Творог с яблоком и морковью
Фото: pixabay.com

Режим питания 

При беспорядочном приеме пищи выработка пищеварительных соков снижается, и еда усваивается хуже. Как правило, дети едят 4 раза в день в одно и тоже время. Продукты для их меню стоит варить, тушить или запекать. Жареные блюда лучше ограничить: корочка, которая образуется при жарке, может раздражать слизистую оболочку желудка. 

В этом возрасте дети бывают консервативны: отказываются пробовать что-то новое или зацикливаются на одном продукте. Главное в этой ситуации — не сдаваться и раз за разом предлагать малышу различные продукты. Лучше это делать в начале трапезы, когда ребенок еще голоден. Но если он не хочет, не настаивайте. Попробуйте добавить новый вкус в его любимые блюда.

Навыки самообслуживания ребенка в 3 года

Самостоятельность в этом возрасте проявляется во многом, поэтому нередко родители отводят трехлетнего сына или дочь в детский сад. Ребенок уже понимает правила поведения на улице, дома и в общественных местах.

Например, он не будет ходить по дому в уличной обуви, потому что знает — будет грязно. Малыш уже усвоил алгоритмы действий во время еды, манипуляций с одеждой и гигиенических процедур. Например, он знает, что прежде чем мыть руки, нужно закатать рукава, повернуть кран с водой, намылить руки, потом смыть мыло и вытереть руки.

Внешний вид

Малыш может сам причесываться перед зеркалом. Замечает неопрятность в своем облике. Выбирает что надеть.

Прием пищи

Что должен уметь ребенок в 3 года
Фото: Providence Doucet, unsplash.com

В 3 года ребенок ест ложкой, а иногда пользуется и вилкой, пьет из чашки без посторонней помощи. Умеет пользоваться салфеткой.

Домашние дела

В этом возрасте маленький помощник может собрать свои игрушки, убрать одежду в шкаф, покормить домашних животных, полить растения.

Умение одеваться и раздеваться

Кроха уже сам раздевается и вешает одежду на стульчик. Он умеет расстегивать пуговицы, липучки и молнии. Надевает одежду и обувь, как правило, с помощью взрослых. Понимает, что правый и левый ботинок должны находиться на соответствующих ногах. 

Гигиена 

К трехлетнему рубежу ребенок самостоятельно моет лицо и руки, чистит зубы, ходит на горшок. Перед туалетом не забывает снять нижнее белье. Пользуется носовым платком и умеет доставать его из кармана.

Комментарии специалистов

Как поддерживать здоровье 3-летнего ребенка, рассказывает Полина Землянская, врач-оториноларинголог клиники «Медси» на Ильинском бульваре в Красногорске:

— В три года в психике ребенка происходят большие изменения. Спокойный, послушный малыш вдруг становится капризным и неуправляемым, чаще болеет, а родители недоумевают: «Что произошло?». 

Чтобы укрепить здоровье ребенка и поднять его иммунитет, необходимо придерживаться нескольких принципов.

  1. Чистота и оптимальные показатели влажности воздуха в помещении

    Поддерживать иммунитет на достаточно высоком уровне невозможно, если в месте, в котором ребенок проводит большую часть времени, не будет оптимального микроклимата и порядка. В этом помогут увлажнители воздуха и влажная уборка.
  1. Правильное питание

    В рационе ребенка должны присутствовать белки, жиры и углеводы в оптимальном количестве. Меню должно быть сбалансированным и разнообразным.
  1. Соблюдение правил гигиены

    Нужно объяснить ребенку, как важно мыть руки перед едой, после каждого посещения туалета, по возвращению с улицы. Очень важно, чтобы привычка чистить зубы 2 раза в день и регулярно принимать ванну сформировалась у ребенка как можно раньше.
  2. Профилактика заболеваний

    Следует понимать, что проведение вакцинации по национальному календарю прививок — необходимый фундамент к становлению здоровья ребенка и предотвращения серьезных болезней. К трем годам обычно все требуемые прививки уже сделаны, однако существуют достаточно важные вакцины, не прописанные в календаре: 

Разработать индивидуальный план вакцинации ребенка поможет ваш педиатр.

Наиболее частые заболевания, с которыми обращаются родители трехлеток: группа респираторных вирусных заболеваний, инфекционные заболевания, а также инородные тела в верхних дыхательных путях — такие ситуации требуют незамедлительного обращения за медицинской помощью для предотвращения необратимых последствий.

Как реагировать родителям на изменения в поведении малыша 3 лет, рассказывает Юлия Баженова, психолог, кандидат педагогических наук, доцент кафедры возрастной и педагогической психологии Оренбургского государственного педагогического университета:

— Возраст трех лет у многих взрослых ассоциируется с кризисом, трудностями в поведении ребенка, капризами. Многие родители со страхом ожидают это время, ошибочно полагая, что, проснувшись утром в день своего трехлетия их чадо сразу перестанет слушаться, будет что-то требовать, плакать и от всего отказываться. На самом деле изменения в поведении ребенка появляются гораздо раньше — после двух с половиной лет. К трем годам может нарастать их интенсивность и частота проявлений. 

Капризы, истерики, негативизм, топанье ногами, отказы — это только вершина айсберга, родителям же важно понять, а что там, «под водой», внутри этих реакций. В психике малыша происходят очень глубокие и в то же время тяжелые изменения. И эти перемены непонятны для самого трехлетки. Он со страхом понимает, что его любимые мама и папа, бабушка и дедушка вдруг перестали его понимать, не хотят поиграть с ним в данный момент, а зовут в магазин, не разрешают ему есть пельмени с вареньем, настаивают надеть штанишки для песочницы вместо розового платья. 

Развитие ребенка на третьем году жизни идет в направлении повышения самостоятельности, активности, любознательности, а его поведение характеризуется все большей независимостью от взрослого. Кризис трех лет еще называют «Я — сам». И именно это название более доступно раскрывает его суть: «хочу все сам» или «я этого хочу».

Важно понимать, что любой кризис — это время перемен, период утраты старого, устоявшегося, но уже неактуального, и приобретения нового, еще неизвестного, но очень необходимого именно сейчас. А кризис трех лет — это, в первую очередь, кризис взаимоотношений между ребенком и окружающими его взрослыми. Я бы даже уточнила: кризис взаимоотношений между ЛИЧНОСТЬЮ ребенка и взрослыми. К трем годам малыш начинает понимать, что у него есть свои желания и интересы, порой не совпадающие с интересами взрослого, есть своя воля и он желает ее проявить, есть умения и он стремится их применить к предметному миру. И если на пути собственного волеизъявления малыш сталкивается с непониманием со стороны взрослого или с нежеланием последнего увидеть эти изменения, тогда ребенку ничего не остается, как использовать «тяжелую артиллерию» в виде истерик, непослушания, обидных фраз в адрес взрослых. 

Родителей кризисных трехлеток условно можно объединить в две группы по тенденциям их реагирования на всплески самостоятельности ребенка. 

Одна крайность — это родители, продолжающие применять к малышу те способы, которые были актуальными для раннего возраста. Они не замечают или делают вид, что не замечают, изменений в ребенке, желают, чтобы он подольше оставался ласковым, послушным, покладистым и милым. И применяют жесткие запреты к любым попыткам ребенка выразить собственное мнение. 

Другая крайность — это родители, со страхом в глазах угождающие малышу, только бы он не расплакался. Все «хочу» ребенка удовлетворяются как можно быстро и в полном объеме, а на любой запрет трехлетка начинает еще пуще капризничать.

Вообще, и тот, и другой тип поведения — неправильные относительно благоприятного прогноза разрешения кризиса трех лет. Ведь суть его в том, что малыш пытается найти и обозначить для всех (и для себя, и для близких людей) границы проявления собственной самостоятельности. Иными словами, протестом и бунтом ребенок определяет в каких ситуациях его требования «Я сам», «Я хочу/я не хочу», «Я буду/я не буду» и прочее поддерживаются взрослым в полной мере, в каких случаях это позволительно только вместе или под присмотром взрослого, а в каких — вообще невозможно.

Тотальные запреты и попустительство именно в момент переживания ребенком кризисного периода недопустимы. Важно понимать, что в это время у малыша формируются две системы: «хочу» и «надо». И ни одна из них в итоге не должна стать доминирующей. Если мамы и папы будут всегда подавлять инициативность и самостоятельность ребенка, то это негативно сказывается на волеизъявлении малыша и постепенно он просто-напросто перестает что-либо хотеть. В итоге вырастает безынициативный, несамостоятельный человек. 

В случае же, когда по первому требованию все желания малыша удовлетворяются и он не имеет возможности проявить настойчивость, доказать окружающим (пусть даже через слезы), что требуемое для него очень важно, то система «хочу» превалирует. Но ведь, согласитесь, в жизни не все наши желания могут быть удовлетворены: где-то приходится отсрочить и подождать, а где-то и смириться с невозможностью достижения. И эти варианты поведения ребенку вообще недоступны и непонятны — дайте мне сейчас же и все тут. Такая тенденция к сиюминутному удовлетворению желаний сохранится на многие годы.

Поддержка взрослого по принципу золотой середины — вот то, что требуется малышу в момент кризиса трех лет. Где-то запретить, но обязательно объяснить почему невозможно, где-то разрешить, но со стороны наблюдая и в случае необходимости вовремя прийти на помощь, где-то пойти на сделку «сейчас сделаем по-моему, а в следующий раз — по-твоему». Главное, чтобы родители искренне хотели помочь своему малышу взрослеть, и не стоять при этом в стороне, а вместе с ним идти по этому пути обретения самостоятельности. В кризис трех лет изменяется отношение ребенка к взрослым, но и взрослые должны изменить свое отношение к трехлетке. Помогите малышу, ему тяжелее в этой ситуации, чем нам.

Популярные вопросы и ответы

Родители хотят, чтобы их дети выросли не только здоровыми, но умными и успешными. Поэтому у них возникает множество вопросов о правильном воспитании ребенка. Постараемся ответить на наиболее популярные.

Как родители могут помогать развитию ребенка?

• Приобретите игрушки, благодаря которым ребенок будет много двигаться: мяч, велосипед, кегли. Также для развития трехлетнего карапуза нужны конструкторы и пирамидки, лото и кубики, книги, наборы для творчества и игрушки для ролевых игр: куклы, фигурки животных, посуда, продукты.

• Каждый день беседуйте с крохой на любые темы. Пусть он тоже рассказывает вам истории. Хвалите его, покажите, что они вам очень нравятся.

• Демонстрируйте малышу, как устроены различные предметы и зачем они нужны.

• Поощряйте игры с другими детьми. Как можно чаще сами играйте с ребенком — именно так он и учится всему.
 
• Пойте песенки и читайте потешки для закрепления «нового материала» по любой теме. Например, обучая малыша пользоваться салфеткой, можно сказать: «Вытирай салфеткой рот и не капай на живот». Такие рифмы будут намного эффективнее обычного напоминания.
 
• Читайте вместе с ребенком книги и объясняйте смысл новых слов. Обсуждайте иллюстрации.
 
• Учите рисовать круги и различные линии. А потом создайте смайлики: грустные, веселые, удивленные. Расскажите, какие бывают эмоции.

• Повесьте рисунки вашего малыша на стену. Это покажет ему, что вы им гордитесь.

Считается ли нормой, если ребенок не говорит в 3 года?

Роберта Михник Голинкофф, профессор педагогики им. Х. Родни Шарпа Университета штата Нью-Йорк в своей книге «Как разговаривают младенцы: магия и тайна языка в первые три года жизни» спешит успокоить родителей. Она пишет, что каждый ребенок развивается индивидуально. По ее словам, некоторые дети говорят полными предложениями в 16 месяцев, в то время как другие могут не сказать ни слова, пока им не исполнится 28 месяцев, — и обычно это не повод для беспокойства (11).

Но отсутствие речи к 3 годам не является нормой. Родителям необходимо проконсультироваться у детского невролога, логопеда и психолога. Тогда станет понятно, за счет чего у малыша появилась задержка речевого развития и что с этим делать. 

Комментирует психолог Юлия Баженова:

— Безусловно, каждый ребенок индивидуален, и темп речевого развития у каждого свой. Однако нормы физического, физиологического, психического, а также речевого развития никто не отменял. И родителям необходимо на них в какой-то степени ориентироваться.

Если окружающими взрослыми была выстроена правильная речевая среда в предыдущие годы жизни малыша, то развитие речи ребенка проходит гармонично. Этому способствует чтение сказок, заучивание стихотворений, описание иллюстраций в детской книге, пересказ содержания мультфильмов или событий жизни. И важно начинать с самых первых дней жизни крохи. К сожалению, в последнее время наметилась тенденция ранних речевых нарушений у здоровых детей, не имеющих к ним органических причин.

Часто речь 3-летнего малыша соответствует нормам развития речи двухлетки: отсутствие фразовой речи, предпочтение невербальных средств (жестикуляция, мимика). Ошибка, которую допускают современные родители при воспитании и обучении ребенка — замена живого человеческого голоса механическим: телефоном, планшетом, телевизором, электронными звучащими игрушками.

Предлагая малышу послушать песенку из телефона или телевизора, родители думают, что речевая среда ими создана. Также они заблуждаются, приобретая малышу дорогостоящую говорящую игрушку, радуясь, что ему будет с кем поговорить. В таких ситуациях формируется пассивная речь, но не активная.

Ребенок больше слушает, нежели говорит сам. Без своевременной помощи специалиста молчащему или плохо говорящему ребенку 3 лет не обойтись.

Что понимает ребенок в 3 года?

Может назвать свое имя, фамилию и возраст. Знает, кто он: мальчик или девочка. Может сосчитать 3 предмета. Стремится к поставленной цели. Правильно использует местоимения я, ты, он. Помнит определенные события, что он делал утром, днем и вечером. Различает смешное и грустное. Понимает настроение другого человека. Осознает, что совершил неправильный поступок.

— Трехлетний малыш заметно отличается от двухлетки, — дополняет Юлия Баженова. — Он познает окружающий мир, активно фантазирует, очень любознателен, с интересом слушает сказки и рассказы, заучивает стихотворения и поет песни, рисует и лепит. Он с удовольствием общается со сверстниками, притязателен к оценке своих действий взрослым, чувствителен к одобрению и критическим замечаниям последнего.
  1. Height-for-age GIRLS / Height-for-age BOYS // World Health Organization. 
    URL: https://www.who.int/tools/child-growth-standards/standards/length-height-for-age 
  2. Weight-for-age GIRLS / Weight-for-age BOYS // World Health Organization.  
    URL: https://www.who.int/tools/child-growth-standards/standards/weight-for-age 
  3. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. — 5-е изд. — М.: Изд-во УРАО, 1999. 
    URL: https://ipk74.ru/upload/iblock/7de/7dee11d66bbd359ac51cf1038655ba85.pdf
  4. Ярощук Т. Г., Олейник В. Н. Периодизация развития детей от 0 до 3 лет в пределах возрастной нормы. Справочное пособие – Иркутск: ГАУ ИО ЦПММиСП, 2018. 
  5. Klossek U. M. H., Russell J., Dickinson A. Children Show Goal-oriented Behavior By Age Three // ScienceDaily. 2008. 
    URL: https://www.sciencedaily.com/releases/2008/02/080219132143.htm
  6. Kachel U., Svetlova M., Tomasello M. Three-Year-Olds’ Reactions to a Partner’s Failure to Perform Her Role in a Joint Commitment // The Society for Research in Child Development. 2017.
    URL: https://www.srcd.org/news/three-year-olds-understand-value-obligations-joint-commitment
  7. K. W. Brady, J. C. Goodman. The Type, but Not the Amount, of Information Available Influences Toddlers’ Fast Mapping and Retention of New Words» // American Journal of Speech-Language Pathology. 2014.
    URL: https://pubs.asha.org/doi/10.1044/2013_AJSLP-13-0013
  8. Monique Le Bourgeois, Jim Scott. Nap-deprived tots may be missing out on more than sleep // University of Colorado at Boulder. 2012.
    URL: https://www.colorado.edu/today/2012/01/03/nap-deprived-tots-may-be-missing-out-more-sleep-says-new-cu-led-study 
  9. Захарова И. Н., Дмитриева Ю. А. Питание детей от 1 года до 3 лет // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2011.
    URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pitanie-detey-ot-1-goda-do-3-let
  10. Рекомендуемые наборы продуктов для питания беременных женщин, кормящих матерей и детей до 3 лет. Разработаны ГУ НИИ питания PAMH. Утверждено департаментом медико-социальных проблем семьи, материнства и детства Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15.05.2006 №15-3/641-1
    URL: https://www.rlsnet.ru/library/articles/akuserstvo-i-ginekologiya/rekomenduemye-nabory-produktov-dlya-pitaniya-beremennyx-zenshhin-kormyashhix-materei-i-detei-do-3-let-razrabotany-gu-nii-pitaniya-pamh-105 
  11. Baby Talk: Parents Do Make A Difference, By Promoting Childhood Chatter, From Birth To Age 3 // ScienceDaily. 1999.
    URL: https://www.sciencedaily.com/releases/1999/04/990420064552.htm