Что должен уметь ребенок в 2 года

Современные родители тщательно следят за успехами своего малыша уже с пеленок. Узнайте, все ли идет по плану и что должен уметь ребенок в 2 года
Что должен уметь ребенок в 2 года
Что должен уметь ребенок в 2 года. Фото: Karolina Grabowska, pexels.com

В этом возрасте ребенок меняется почти каждый месяц, и именно в этот период закладываются основы успешного будущего. Происходит скачок в развитии, растет словарный запас. Малыш уже бегает, рисует, поет, учится различать цвета и обычно умеет есть ложкой

Что должен уметь ребенок в 2 года и на что обратить внимание родителям, рассказываем вместе с педиатром и психологом.

Полезная информация о двухлетнем малыше

Средний рост Мальчики — 85–92 см,
девочки — 82–90 см
Средняя вес Мальчики — 12,4–13,7 кг,
девочки — 11,7–14,1 кг
Количество зубов16-20

Физическое развитие ребенка в 2 года

Темп роста малыша уже не такой интенсивный, как в первые 12 месяцев. Теперь ребенок выглядит более пропорционально, меньше спит, становится подвижным и ловким: уверенно ходит и бегает, пытается подпрыгивать, перелезает через препятствия и поднимается по лестнице. 

Развитие тела

Рост и вес ребенка измеряют раз в три месяца. К 2 годам малыш вырастает примерно на 8-12 см, у него увеличивается грудная клетка, развиваются легкие, растет сердце. Продолжает формироваться иммунитет. 

К 18 месяцам закрывается большой родничок, но иногда это происходит позднее, к 2 годам. Если ребенок уже старше, а родничок все еще открыт — обратитесь к врачу. 

Улучшается зрение: теперь кроха намного лучше видит предметы вдали и даже может «рассчитать» расстояние до них.

Двигательные навыки

Малыш начинает ходить без опоры примерно в год (плюс-минус). Но ничего страшного, если это произойдет чуть позже. Двухгодовалый ребенок уже не только уверенно ходит, но и бегает, перелезает или ловко обходит препятствия, попавшиеся на пути. За интересным предметом он может довольно быстро забраться на диван.

А еще карапуз не прочь потанцевать под музыку. В такие моменты можно показывать определенные движения: хлопки, притопы и «фонарики». Еще одно приобретение этого возраста — ходьба по лестнице. В 1,5 года ребенок ставит две ножки на ступеньку. Но постепенно учится подниматься чередующимися шагами. 

Психическое развитие ребенка в 2 года

Что должен уметь ребенок в 2 года
Фото: Alexander Dummer, pexels.com

Развитие малыша в этом возрасте тесно связано с движением. Чем оно разнообразнее, тем больше у него возможностей что-то исследовать, а соответственно, ребенок быстрее развивается. 

Нервная система становится более выносливой, и кроха может сосредоточенно заниматься чем-то до 10-15 минут.

Эмоции и общение

Малышу нравится играть с мамой, папой или другими взрослыми. И он готов к диалогу: если что-то не получается, просит помощи. Двухлетка понимает, что существуют какие-то ограничения, а также может выполнить некоторые указания и поручения взрослого.

Восприятие

Эта психическая функция доминирует в раннем детстве. Дети до двух лет не воспринимают то, чего не видят. В одном психологическом эксперименте ребятам нужно было сесть на камень. Это задание оказалось сложным для них, так как прежде они должны были отвернуться от камня, то есть он исчезал из их поля зрения (1). Поэтому так важно показывать все, что вы хотите объяснить своему малышу: на улице, дома, вокруг себя, на картинках. 

Познавательное развитие 

В этом возрасте дети очень сообразительны. К примеру, двухлетка уже помнит, где оставил своего любимого мишку или подставляет стульчик, чтобы залезть на стол. Учится кроха, во всем подражая взрослым. Поэтому уже с годика можно с ним заниматься. Какие навыки и знания получает ребенок от года до двух лет? 

  • Складывает с простейшие пазлы и пирамидку;
  • слушает короткие сказки;
  • узнает, что такое шар и куб;
  • знакомится с понятиями тяжелый, горячий, твердый, большой-поменьше-маленький. Если взять три стаканчика, ребенок вставляет самый маленький в большой или в средний;
  • учит основные цвета;
  • различает «один» и «много»;
  • находит и называет знакомые предметы на картинках;
  • рисует первые каракули;
  • знакомится с погодными явлениями;
  • строит башню из 3-4 кубиков;
  • показывает части тела;
  • пытается подпевать любимой песенке;
  • играет с песком и водой.

Социальное развитие ребенка в 2 года    

Что должен уметь ребенок в 2 года
Фото: Charlein Gracia, unsplash.com

Кроха еще эмоционально привязан к родителям, но если его чем-то увлечь, то охотно будет проводить время с хорошо знакомым человеком. Он знает свое имя, имена родственников и друзей семьи. Узнает этих людей на фотографиях.  Именно в этот период малыш заявляет о своей самостоятельности. В лексиконе появляются слова «хочу» и «не хочу». Ребенок уже понимает свои желания, ощущения и может их выразить: «Мама, го боля» («Мама, голова болит»). Маленький непоседа хочет играть с другими детьми, но пока он только подражает действиям сверстников или может делиться с ними игрушками. В этом возрасте крохе уже полезно объяснять правила поведения, например, почему нельзя выбегать на дорогу. 

Речевое развитие ребенка в 2 года

Что должен уметь ребенок в 2 года
Фото: Jeremiah Lawrence, unsplash.com

К 1,5 годам карапузу можно давать какие-то поручения, например, принести мячик из детской. А перешагнув отметку в 1 год и 6 месяцев ребенок начинает строить предложения из 2-3 слов. Всего в его лексиконе примерно 100 слов — но еще много «лепетных». Например, «Мама, няня фок» — «Мама, нужен сок». В целом малыш правильно произносит отдельные гласные и согласные звуки. Соотносит слова с предметами, людьми и действиями.

К двум годам в речи к существительным и глаголам добавляются и прилагательные, а словарный запас составляет не менее 200 слов (2).

Как развивать речь

Родителям следует читать ребенку хотя бы одну книгу в день для пополнения словарного запаса. Ученые из Университета Огайо выяснили, что дети, которым читают 5 минут в день, уже к детскому саду услышат примерно на 300 тысяч слов больше, чем малыши, которым никогда не читали. Такой внушительный словарный запас помогает детям быстрее развивать собственную речь и легче осваивать чтение в будущем (3).

Важно разрабатывать мелкую моторику. В этом помогут игры с небольшими предметами под наблюдением взрослого, лепка пластилином, пальчиковое рисование. Пусть малыш сам «читает» книги с картинками, переворачивая страницы.

Как можно больше общайтесь с ребенком. Обсуждайте все, что видите вокруг, рассказывайте истории, делитесь своими мыслями и эмоциями. 

Норвежские исследователи считают, что в этом возрасте нужно особое внимание уделять развитию речи. Дети, которые не могут общаться со сверстниками, как правило, не играют с ними. И эта социальная дистанция может сохраняться вплоть до средней школы (4).

Здоровье ребенка в 2 года

Чтобы кроха не досаждал взрослым капризами, хорошо развивался и усваивал информацию, он должен много спать. Кроме того, важно уже в этом возрасте формировать привычки здорового питания, которые сохранятся у него и в будущем.

Питание

Ребенок от года до 1,5 лет должен съедать в сутки 1000-1200 г пищи, в возрасте от 1,5 до 3 лет — 1200-1500 г. Этот объем распределяется на завтрак, обед, ужин и два перекуса. Порция еды — не больше 300-350 мл. 

Маленький гурман уже может есть со «взрослого» стола. Его питание должно включать мясо животных или птицы, молочные и кисломолочные продукты, овощи, фрукты, хлеб, крупы, растительное и сливочное масла. Педиатры запрещают давать детям грибы, маринованные овощи и фрукты, острые соусы, горчицу, хрен, перец, уксус, майонез, кофе, сладкие газированные напитки, торты и пирожные (5).

Всю еду режьте на маленькие кусочки. И не забывайте про воду: 50 мл на 1 кг веса ребенка.

Сон

С 1,5 лет малыш может переходить на один дневной сон длительностью 2,5-3 часа. Ночной сон продолжается 10-11 часов.

Осмотр в поликлинике

В возрасте 2 лет дети не проходят обширный диспансерный осмотр, но должны обязательно посетить педиатра и стоматолога. 

Вакцинация

В 15 месяцев делают вакцину против пневмококка.

В 18 месяцев: первая ревакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита, ревакцинация гемофильной инфекции типа b.

В 20 месяцев — вторая ревакцинация против полиомиелита.

Навыки самообслуживания ребенка в 2 года

Что должен уметь ребенок в 2 года
Фото: Sven Brandsma, unsplash.com

Самостоятельно есть, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, умываться и одеваться — все эти умения помогают двухлетке почувствовать себя более взрослым и независимым. А еще таким образом ребенок больше узнает о мире вокруг, улучшает моторику, привыкает соблюдать правила, выполнять инструкции и действовать по образцу. 

Прием пищи

В 2 года ребенок уже ест небольшие порции густой пищи ложкой. Учится пользоваться салфеткой. А вот из чашки обычно пьет еще с помощью родителей.

Навыки одевания и раздевания

Малыш при содействии взрослых может снимать и надевать носки, колготки, ботинки, шапку. Складывает свои вещи на место.

Двухлетка уже видит недостатки в своем внешнем виде и стремится их исправить: замечает дырку на футболке или хочет причесать волосы. 

Гигиена

Уже с года стоит чистить зубы два раза в день пастой без фтора. Руки ребенок моет самостоятельно (родители только открывают кран с водой) и вытирает полотенцем. С 1,5 лет нужно приучать карапуза проситься на горшок. Но не стоит настаивать, если он не хочет. Как правило, этот навык вырабатывается только к 3-летнему возрасту.

Безопасность

Нельзя оставлять малыша одного на детской площадке, у дороги, у водоема. Храните в недоступных местах лекарства, бытовую химию. Используйте защитные устройства на окнах, дверях, балконе, плите и кранах для воды. Крепите к стене комоды и шкафы. Следите, чтобы в руки двухлетки не попадали мелкие предметы (за исключением игр с участием взрослых).

Комментарии специалистов

Своим мнением поделилась Мария Красовская, врач-педиатр клиники «Медси» в Одинцово:

— Этот возраст отличается необыкновенной активностью, эмоциональностью и яркими речевыми проявлениями. Поэтому если мы видим не активного, не проявляющего эмоций ребенка, есть повод прийти за советом к педиатру. 

И особое внимание надо уделить речи. Когда с ребенком разговаривают, он учится понимать речь и формирует пассивный словарный запас: запоминает, как называется предмет, какого он цвета, хотя в настоящий момент может и не говорить эти слова. Лучше и быстрее всего дети начинают говорить в семьях, где взрослые много общаются между собой, то есть ребенок слышит не обращенную к нему речь, а разговор взрослых людей. У ребенка возникает большое желание поучаствовать в разговоре, он начинает произносить слова, звуки (зависит от возраста), пытается привлечь к себе внимание. Причем, если громкость разговора усиливается, то и ребенок громче произносит свою «речь». Именно таким образом формируется желание говорить и устанавливать контакт. Альтернативой может быть прослушивание аудиосказок, где речь эмоционально окрашена и прекрасно передает все оттенки характеров героев и их переживаний. 

В двухлетнем возрасте дети часто придумывают новые слова или составляют из двух слов одно. Это не считается тревожным признаком, а наоборот, указывает на активное развитие речи. Поправлять их необходимо, но аккуратно и спокойно. В этом возрасте малыши крайне эмоциональны, их настроение неустойчивое и быстро меняется с хорошего на плохое и обратно. Но есть и огромный плюс: деток-двухлеток легко отвлечь от переживаний и заинтересовать новой деятельностью. 

В возрасте двух лет в вакцинации ребенка наступает затишье: основные прививки уже сделаны (заканчиваются в возрасте 20 месяцев), а следующие делаются только через несколько лет. Если ребенок прививается по индивидуальному графику, то он в этом возрасте будет получать те препараты, которые спланированы наблюдающим его педиатром.

Своим мнением поделилась Юлия Баженова, психолог, кандидат педагогических наук, доцент кафедры возрастной и педагогической психологии Оренбургского государственного педагогического университета:

— Примерно во второй половине второго года жизни родители начинают замечать учащение капризов, плача, протестов в поведении малыша. Эти изменения понятны: то, что накапливалось в предыдущие месяцы, требует непосредственного и прямого использования. Зря, что ли, мы вкладывали в руку малыша ложку во время обеда? Теперь он отталкивает нашу руку с ложкой, и пытается самостоятельно зачерпнуть суп из тарелки. Или зачем тогда бабушка показывала малышу лейку и то, как из нее льется вода? Теперь подайте крохе эту лейку и непременно с водой. 

Еще одна яркая особенность в жизни двухлетнего ребенка — это проявление консерватизма. Склонность к постоянству распространяется на все, что есть в его жизни: от режима дня до местонахождения его игрушек и вещей, от многократного чтения одной и той же книжки до ритуала приветствия или прощания со взрослыми. Постоянство — условие спокойствия, устойчивости окружающего мира, уверенности. Маленькие дети не любят сюрпризы, того, что по мнению взрослых, должно вызвать положительные и яркие эмоции малыша, чувство приятного удивления. На практике все получается иначе. Ребенок пугается и плачет при виде новой яркой игрушки, вдруг появившихся на пороге шумных гостей.

Конечно, это не означает, что к двухлетке нужно относиться, как к хрупкому капризному растению, оберегая его от излишних стрессов. Если взрослые предчувствуют или точно знают о том, что сейчас что-то новое возникнет или произойдет в присутствии ребенка, постарайтесь «смягчить эмоциональный удар»: будьте рядом, не оставляйте его один на один с «сюрпризом», возьмите на руки или обнимите, не проявляйте сами бурных эмоций. 

Популярные вопросы и ответы

В процессе воспитания родители боятся упустить что-нибудь важное. Постараемся ответить на частые вопросы, которые волнуют мам и пап.

Как родители могут помогать развитию ребенка?

— Взрослые должны следить за развитием ребенка по разным параметрам. Стоит насторожиться, если ребенок отстает от нормативов своего возраста.

В физическом развитии:

плохо ест без видимой причины;
• не ходит самостоятельно, часто падает;
• не может удержать равновесие при сидении, стоянии, ходьбе;
• не играет в подвижные игры; 

В психоэмоциональном развитии:

• не откликается на свое имя;
• не умеет различать эмоции взрослых и сам не выражает никакие эмоции;
• избегает общения со сверстниками и не устанавливает зрительный контакт как со взрослыми, так и с детьми.

В умственном развитии:

• не знает назначения хорошо знакомых предметов, используемых в быту: чашек, ложек, телефона;

• не проявляет интереса к окружающему миру, играм, предметам, которыми часто пользуются родные.

Если пришлось встретиться с какими-то вышеперечисленными проблемами, то безусловно, нужно обратиться к неврологу, чтобы понять причину происходящего.  И самое главное, не откладывать выяснение причин на более позднее время, чтобы успеть вовремя помочь ребенку.

Очень важно, чтобы в семье были установлены правила поведения, которые все воспитывающие ребенка взрослые поддерживают одинаково. Однозначно для детей важен режим питания, сна, отдыха.

Эти простые правила помогают правильно развивать и укреплять нервную систему.

Считается ли нормой, если ребенок не говорит в 2 года?

Рассказывает врач-педиатр Мария Красовская:

— Родителям стоит встревожиться, если ребенок:
• не слышит (не откликается) и не понимает обращенную к нему речь;
• не произносит самых простых слов, даже на своем на «детском» языке;
• не может составить фразу из двух-трех простых слов;
• не может ответить на простой вопрос;
• не выражает (не пытается выразить) словами свои потребности.

Психолог Юлия Баженова, рассказала, как можно развивать речь у двухлетки:
— В этот период жизни активно развивается пассивная речь. Вы когда-нибудь замечали, что кроха понимает все, что ему говорят: он приносит то, о чем его просят, дает руку, когда идет по улице, показывает, где стоят его ботинки и многое другое. Но при этом его активная речь находится как бы в ожидании. И такое «ожидание» связано с тем, что в этом возрасте происходит физиологическое развитие голосового аппарата, его, так сказать, доформирование. Да, это генетическая особенность, но ей нужно помочь.
 
Родителям нужно создать активную речевую среду вокруг малыша: читайте сказки, стихи, постоянно разговаривайте с ребенком. Например, если вы гуляете с малышом в парке, обязательно говорите о том, что происходит вокруг (каркает ворона, проехала машина, дворник подметает листву, девочка идет из школы с тяжелым рюкзаком на спине и т. п.).

Даже если ребенок слушает вас молча, это вовсе не означает, что он не слышит и не понимает. Он накапливает слова! По мере развития речедвигательного аппарата он будет пытаться эти слова произнести. И родители заметят, как вчерашняя «мя» превратилась в «коку» (кошка), а «бррру» стала «мсиной» (машиной).

Вредно ли смотреть телевизор или на экран смартфона ребенку в 2 года?

Хотя все слышали, что просмотр телевизора или смартфона для малыша вреден, но не всегда получается оградить своего ребенка от гаджетов, которые так прочно вошли в нашу жизнь. 

Исследования французских ученых показали, что телевизор может быть даже полезен (6). Если смотреть мультик вместе с ребенком, попутно ему объяснять и уточнять содержание видео, то такой просмотр только поможет в развитии малыша. К тому же так он учится общаться, ведь у него есть образец для подражания. Но в любом случае гаджеты — это только дополнительный инструмент, который не должен заменять другие занятия и общение.

Что понимает ребенок в 2 года?

Малыш в этом возрасте понимает речь взрослых, к знакомым людям обращается по именам. Он может воспроизводить то, что раньше видел и слышал, поэтому уже запоминает правила, выполняет инструкции и поручения.

Например, снимает уличную обувь в прихожей или может по просьбе принести лопатку из песочницы. Юный исследователь мира уже понимает свои желания, у него появляется внутренний план действий. Он проявляет настойчивость в достижении цели, так как хочет получить результат. Ну а если его постигла неудача — попросит папу или маму помочь.

Примерно в 2 года у ребенка появляется первичная форма самосознания — он начинает узнавать себя в зеркале. Пока он эгоцентрист: общаясь с другими детьми, не учитывает их желания и не умеет сопереживать. Малыш к 2 годам ориентируется в величинах, цветах, фактурах, количестве предметов и температурах.
  1. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. — 5-е изд. — М.: Изд-во УРАО, 1999. 
    URL: https://ipk74.ru/upload/iblock/7de/7dee11d66bbd359ac51cf10386 55ba85.pdf
  2. Ярощук Т. Г., Олейник В. Н. Периодизация развития детей от 0 до 3 лет в пределах возрастной нормы. Справочное пособие – Иркутск: ГАУ ИО ЦПММиСП, 2018. 
  3. Jessica A. R. Logan. When Children Are Not Read to at Home: The Million Word Gap // Journal of Developmental & Behavioral Pediatrics 40(5): p. 383-386, June 2019.
    URL: https://journals.lww.com/jrnldbp/Abstract/2019/06000/When_Children_Are_Not_Read_to_at_Home__The_Million.9.aspx
  4. The University of Stavanger. Two-year-olds with poor language skills fall behind  at play // Science Daily, 10 November 2015.
    URL: https://www.sciencedaily.com/releases/2015/11/151110083123.htm 
  5. Питание детей от 1 года до 3 лет. Союз педиатров России.
    URL: https://www.pediatr-russia.ru/parents_information/soveti-roditelyam/pitanie-detey-ot-1-goda-do-3-let/ 
  6. Bfhia Guella, Eszter Somogvi, Rana Esseily, Adrien Chopin. Effects of screen exposure on young children’s cognitive development: A review.
    URL: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2022.923370/full