Любая приличная семья рано или поздно сталкивается с ЭТИМ. Собственная кровиночка, мамин пирожок однажды открывает рот и говорит такое, что хочется ему помыть язык с мылом (так делать нельзя, и мы такие методы не поддерживаем, но в голове-то обычно проносится). Первое знакомство с непечатными словами у детей происходит в детсадовском возрасте, и большинство родителей знают, что с этим делать — сделать вид, как будто не слышали. Но ребенок растет, и когда-нибудь придется объяснить: это плохие слова, и произносить их не стоит.
Это у них эмоции зашкаливают
В отличие от детсадовцев подростки матерятся вполне осознанно. Это вызов с их стороны взрослому: ну что, каков твой ответный шаг?! Как реагировать правильно, мы поговорили с Наталией Сченснович, кандидатом педагогических наук, директором Московского института развития непрерывного образования (МИРНО) и автором технологии бесконфликтного общения.
– Чаще всего дети (как, впрочем, и взрослые. — Ред.) используют мат для выражения своих эмоций, причем как негативных, так и позитивных, – объясняет Наталия Сченснович. – И тут мы упираемся в глобальную проблему — дети на самом деле не умеют управлять своими эмоциями, не могут их правильно выражать и подбирать нужные слова.
Вторая по распространенности причина — это желание показать свою взрослость. То есть подростки всеми силами пытаются доказать, что теперь им можно все то, что можно взрослым. А давайте вспомним родителей: ну что скрывать, большинство из них сами хотя бы время от времени используют бранные слова, а детям почему-то запрещают. И, наконец, третья причина — это окружение. Если все вокруг — соседи, друзья, одноклассники — матерятся, глупо предполагать, что ребенок вдруг ни с того ни с сего заговорит на стерильном русском языке.
– Что с этим делать? Как родителям реагировать, если вчерашний кроха вдруг начинает произносить совершенно непотребные слова?
– Есть три адекватных способа, как родитель может повести себя в этой ситуации.
Можно сказать о своих эмоциях. Например: «Когда ты об этом говоришь, мне очень неловко. Наверное, потому что я не ожидала от тебя этого услышать, у нас в семье так не принято. Не мог бы ты еще раз сказать, что ты имеешь в виду, но только другими словами?» или: «Такие слова меня обижают, в моем кругу это не принято». Но обратите внимание — так можно говорить, только если у вас в семье действительно так не принято.
Второй способ — обратиться к чувствам ребенка. Это можно сделать, например, так: «Я понимаю, что ты сейчас очень расстроен. Расскажи, что случилось, что вызвало у тебя такие эмоции?» (Так мы учим ребенка распознавать свои эмоции и описывать их на вполне цензурном языке. — Ред.)
И третья реакция может быть с некоторой долей сарказма. Например: «Ты уверен, что только так я пойму, что ты хотел сказать?» Или: «Сделаем вид, что я ничего не слышала. Давай так: я закрываю дверь — открываю, и ты говоришь то же самое, но другими словами».
Вот эти три реакции родителя являются, пожалуй, самыми адекватными. Проводить с ребенком очередные воспитательные беседы особого смысла нет. Разве подростки не знают, что ругаться матом плохо? Да, конечно, знают. Тогда какой смысл лишний раз разводить это морализаторство.
Запрещать бессмысленно — будет только хуже
– Иногда родители очень жестко реагируют, когда слышат от детей мат: ругают, строго-настрого запрещают использовать эти слова…
– Запреты здесь вряд ли помогут. Скорее, наоборот, раззадорят подростков. Чем больше им запрещают, тем больше им хочется это делать. Здесь надо действовать иначе. Наша задача — объяснить ребенку, что свои эмоции можно выразить другими словами. Есть даже такой анекдот-притча: «Утро, на улице стоит жуткий мат.
Весь дом просыпается. Люди выглядывают в окно и видят, как профессор в дорогом солидном костюме ходит по двору и орет на сантехника. Внимание, вопрос: чем же тогда профессор отличается от сантехника? А тем, что профессор может по-другому». И вот родители как раз и должны сделать так, чтобы их дети могли по-другому. Чтобы они понимали уместность жаргона и матерных слов. В компании друзей еще можно что-то такое сказать, но есть места, где это недопустимо.
– Но ведь они несут это потом и в школу: учителя на перемене иногда слышат такой мат-перемат в коридоре. И что делать?
– Здесь те же самые советы, что и для родителей. Учитель может ответить примерно так: «Я понимаю, что сейчас в своей компании вы очень эмоционально говорите о своем, именно поэтому вы используете нецензурные слова. Но так как мы с вами в стенах школы, я вас очень прошу выбирать такие слова, которые уместны в официальной обстановке». Родителей здесь можно подключать только для того, чтобы прояснить, не разговаривают ли они сами матом. Быть может, ребенок просто копирует маму и папу. Но бессмысленно учителю объединяться с родителями, чтобы вместе начинать воспитывать подростка-матерщинника. Тут надо быть ролевой моделью, а не морализатором.