Это очень удобно: приходишь домой после работы, а ребенок уже чайник ставит и салат режет. Уроки сделал, посуду помыл, гулять на улицу не просится — мол, дома с книжкой лучше. И ты ему: «Умница, иди сюда, конфетку дам». Увы, зачастую мы хотим от ребенка чего-то, что удобно не ему, а именно нам. Послушания, усидчивости, хороших оценок. Не задумываясь, что это может плохо сказаться на его будущем. О таких опасностях мы и поговорили с семейным и детским психологом Татьяной Семенко.
Ситуация 1. Никогда не перечит
Ребенок послушен, почти во всем соглашается с мнением родителей. Чем это чревато?
— Он может вырасти конформистом. Будет следовать навязанным со стороны ценностям, мнениям. То есть станет зависимым человеком, который легко поддается влиянию. Скорее всего, не сможет создать собственного дела — будет только наемным работником.
— Но разве послушание — плохо? Где-то же должна быть золотая середина! В какой момент родителю надо задуматься: что у нас не так?
— Пока ребенок маленький, конечно, он ведомый, для него должны существовать авторитеты. Иначе выйдет из-под контроля. Но с возрастом все-таки надо начинать выстраивать с сыном или дочкой диалог. Не приказывать, а именно обсуждать ситуации. Вот я считаю так, а ты со мной согласен? Нет? А почему?
Ситуация 2. Занят своими делами
Ребенок усидчив, часами не беспокоит родителей, занимаясь любимыми делами.
— Когда ребенок самодостаточен, это прекрасно! Но одно дело — когда ему искренне хорошо с собой, а другое — когда он боится контактировать с другими детьми.
Есть такие типы личности, которым хорошо с собой. Тот же математик Перельман. А есть дети, которые хотели бы контактировать, но по каким-то причинам боятся это делать. Поэтому заняты сами собой. Надо понять: это страх общения или искреннее желание ребенка быть в одиночестве?
Ситуация 3. Готов все отдать
Ребенок готов делиться с другими всем подряд. В песочнице — лопаткой, в школе — домашкой.
— Хорошо, когда ребенок добр, когда он не сравнивает себя с другими детьми — кто круче. Но если он так поступает, потому что боится, что иначе его не будут любить, это уже плохо. В психологии даже есть понятие: комплекс хорошей девочки или хорошего мальчика. Это когда ребенок всем пытается угодить, быть для всех хорошим, как купюра крупного достоинства. Такой ребенок может вырасти человеком, который ни в одной ситуации не в состоянии сказать нет.
В советское время альтруизм поощрялся: ничего для себя, все для светлого будущего. Но сейчас даже в самолетах говорят: в случае ЧП кислородную маску сначала наденьте на себя, потом на ребенка. Потому что если ты о себе не позаботишься, ребенку будет только хуже. Вывод: чтобы быть самодостаточным, жизнеспособным, помогать близким, нужно уметь думать о себе.
Ситуация 4. Первый во всем
Ребенок — лидер в классе. Хорошо это или плохо?
— Смотря что стоит за стремлением к лидерству. Возможно, ребенку важнее казаться, чем быть. Возможно, он рассуждает так: «Я крутой, посмотрите, какая я звезда!» Получается, окружающие люди для него — это зеркала, в которые он смотрится: достаточно ли я крут в их глазах? И если так, он будет все больше показушничать, искать одобрения.
Но может быть и положительный вариант лидерства: когда ребенок не боится брать ответственность на себя, когда умеет убеждать других. Настоящие лидеры — не те, которые действуют с позиции силы, а те, которые умеют аргументировать, убеждать, подавать пример, как себя вести в сложных ситуациях.
Ситуация 5. Тихоня
Ребенок — тихоня, старается не высовываться. Чем это опасно?
— Для родителей этот тип поведения максимально удобен. Не высовывайся, потому что ты интеллигентный, культурный, потому что ты выше других, учат ребенка взрослые. А на самом деле это называется «избегание». Избегание проблем: голову в песок, попу наружу! Человек привыкает убегать от конфликтов. А ведь их надо уметь разрешать!
Ситуация 6. Весь в книгах
Ребенок очень много читает. «Да это же прекрасно!» — воскликнет любой родитель. Но ситуация может оказаться двоякой.
— В наше время книги заменены гаджетами, конечно, — комментирует психолог. — Ребенок постоянно сидит в воображаемом мире, представляя, какими могли бы быть его друзья, а в реальности у него друзей нет. То же самое происходит при чтении взахлеб — человек привыкает жить в иллюзорном мире.
— Как родителям заметить, что чтение превратилось в уход от реальности?
— Если это идет в ущерб другой деятельности. Вот он сделал уроки, погулял вечером, в футбол поиграл — ну и перед сном почитал… Нормально. А если он вместо футбола сидит с книжкой, говоря про других детей «они тупые, мне с ними неинтересно», тут надо обеспокоиться. Если ребенок настаивает, что ему никто неинтересен, это опасно! Надо делать все, чтобы он умел контактировать с людьми в реале.
Ситуация 7. Все дается слишком просто
Ребенку все в школе легко дается. Учеба — в том числе.
— Это опасно, потому что ребенок может не научиться учиться. Если ему все легко дается, он все хватает на лету — и бежит дальше. Не прикладывая достаточных усилий. И привыкает порхать бабочкой по жизни. Но этого легко избежать: если школьная программа легко дается, можно дать более сложные задания. Хорошо идет физика? Пусть переходит на уровень олимпиад.
— Но если ребенок успешен в учебе — разве это плохо? Это же повышает его самооценку!
— Да, но не в ущерб умению учиться. Надо находить сложные задачи, чтобы ребенок учился преодолевать барьеры. Нужен навык преодоления трудностей. Потому что рано или поздно он пригодится в жизни.
Ситуация 8. Всегда спрашивает совета
Ребенок во всем советуется, обо всем рассказывает.
— Смотря с какой целью советуется. Может, с тем, чтобы все переложить на плечи родителей? Чтобы ему сверху выдали готовое решение? Или же он хочет узнать их мнение — а потом принять свое? Надо, чтобы родители не просто давали ценные указания, а выстраивали диалог.
На позитиве, но не клоун
На одном из занятий у психолога мам попросили перечислить положительные качества их детей. Они повторялись от анкеты к анкете: мой ребенок добрый, ласковый, жизнерадостный, незлопамятный, общительный. А может, эти качества хороши только до определенной степени? Мы попросили Татьяну Семенко прокомментировать каждое из названных качеств.
Добрый — но не в ущерб себе.
Ласковый — но не заискивающий. Не потому, что хочет заслужить что-то.
Жизнерадостный — но не потому что берет на себя роль клоуна. Некоторые клиентки молодые мне говорят: я всегда считала, что должна быть на позитиве, должна всех вокруг развлекать, потому что иначе папа с мамой будут на меня ругаться.
Незлопамятный — если он действительно может отпускать ситуацию, если обида его не гложет — это хорошо. А если обида все-таки жжет изнутри, а ребенок просто не решается действовать, это уже плохо.
Общительный — а вот это хорошо во всех отношениях. Если это, конечно, не желание нарочито всем нравиться.