Лучшие лодочные моторы в 2024 году

Лодка с мотором — мечта каждого рыбака. И его приобретение — важный этап в жизни. Сразу становятся доступными дальние берега, острова и озера. Номенклатура двигателей достаточно широка, чтобы выбрать сходу самый лучший и подходящий для своих нужд. Поэтому редакция КП рассмотрела разные варианты и представляет свое исследование на суд читателей
Лучшие лодочные моторы в 2024 году
Лучшие лодочные моторы. Фото: shutterstock.com

Рыбалка как хобби нуждается в простом, надежном и экономичном агрегате. Он помещается в багажнике легкового автомобиля и не требует сложного техобслуживания. Мотор мощностью ниже 10 л.с. не нуждается в регистрации и наличии прав судоводителя. 

Правильный выбор мотора определяется параметрами лодки: ее длиной, весом, типом днища, высотой транца. Важно и на каком водоеме планируется рыбачить или просто путешествовать, количество людей в лодке, желательная скорость. Максимальная мощность мотора всегда указана на фирменной шильде, табличке, закрепленной на транце. Не стоит использовать мотор большей мощности, чем рекомендовано производителем. Лодка будет плохо управляться и заливаться водой. 

Выбор редакции

Рейтинг составлен на основе мнения редакции КП. Рекомендации и дополнения по рейтингу вы можете отправить на почту expert@kp.ru.

KAMISU T 9.8 BMS (двухтактный)

KAMISU T 9.8 BMS. Фото: KAMISU
KAMISU T 9.8 BMS. Фото: KAMISU

KAMISU T 9.8 BMS — портативный, удобный и эргономичный подвесной мотор для лодки. Он легок в установке и транспортировке, весит всего 26 кг. С его внешним топливным баком на 12 литров вы сможете исследовать водные просторы долгое время.

Благодаря высокому крутящему моменту этого двигателя лодка разгоняется моментально. При этом стабильная скорость сохраняется даже на больших расстояниях, а малый расход топлива делает поездки более экономичными. Мощность 9,8 л.с. позволяет достичь скорости до 35 км/ч, достаточной для глиссирования лодки с двумя пассажирами.

Система управления «румпель», а также передняя, задняя и нейтральная передачи обеспечат комфорт и легкую маневренность во время путешествия.

Моторы KAMISU производятся по лицензии на китайском заводе и запчасти совместимы с большинством других моторов на рынке. Они проходят тщательную проверку перед отправкой, что делает их надежными и легкими в обслуживании. 

Кроме того, в Москве есть официальный сервис KAMISU, где проводят обкатку новых двигателей и гарантийное обслуживание. И, конечно же, приятная цена делает их еще более привлекательными для любителей рыбалки, охоты и водных приключений.

Выбор редакции
Реклама
ООО «ЛИАНО» ИНН 7713484043. LjN8K9MaP
KAMISU T 9.8 BMS
Лодочный мотор
Портативный, удобный и экономичный подвесной мотор для лодки с внешним топливным баком. Позволяет лодке разогнаться моментально развить скорость до 35 км/ч

У моторов KAMISU есть технические особенности, которые выгодно отличают их от конкурентов:

  1. Поставка алюминиевого сплава осуществляется государственным предприятием. Литой алюминий ZL-102 по сравнению с ADC12 (который используют многие другие заводы), отличается высокой прочностью, высокой плотностью и долговечностью. 
  2. Для изготовления пластика используются полимеры PA6 и PA66, которые более долговечны, чем обычные.
  3. Алюминиевые детали обрабатываются на “гибкой линии” (комплекс оборудования для сложной 3D-обработки в автоматическом цикле), она легко перестраивается под новые изделия.
  4. Каждый двигатель проходит испытание более 1 часа перед упаковкой, что обеспечивает стабильное качество. 
  5. В сборе нижних блоков используется заглушка с магнитом, который притягивает продукты износа и тем самым увеличивает ресурс двигателя. Таким образом срок службы мотора увеличивается более чем на 30%. 

Основные характеристики

Максимальное количество оборотов5000~6000 об. мин
Рабочий объем169 куб.см.
Высота транца381 мм
Объем топливного бака12 л (внешний)
Передаточное число редуктора27/13
Тип мотораБензиновый
ЗаводPioneer
БрендKamisu
Количество тактов2
Система управленияРумпель
Переключение передачF/N/R
Система зажиганияCDI
Вес26
Количество цилиндров2
ОхлаждениеВодяное
Мощность9,8 л.с.

Плюсы и минусы

Отсутствие проблем с поиском запчастей и расходников в любых регионах, низкий вес мотора при его мощности, простая конструкция, оптимальное сочетание цены и качества
Не обнаружено

Топ-16 лучших лодочных моторов в 2024 году по версии КП

KAMISU T5 BMS (двухтактный)

KAMISU 5Т. Фото: KAMISU
KAMISU 5Т. Фото: KAMISU

Мотор KAMISU 5Т станет идеальным спутником в ваших приключениях по воде, будь то рыбалка, охота или просто путешествие. Он компактный, легкий, весит всего 21 кг, поэтому его удобно и просто транспортировать, устанавливать на лодку и хранить. 

Мощность этого мотора позволит вам разогнаться до 30 км/ч, чего достаточно для глиссирования с одним пассажиром. Система управления «румпель» делает лодку маневренной, а наличие передней, задней и нейтральной передачи обеспечивает легкое управление. Возможность подключения выносного бака на 12 и 24 литра значительно увеличит дальность хода. 

Каждый мотор проходит строгий контроль качества на заводе в Китае, что гарантирует его бесперебойную работу на протяжении долгого времени. Официальный сервис KAMISU в Москве проведет обкатку нового мотора и предоставит гарантийное обслуживание.

Выбор редакции
Реклама
ООО «ЛИАНО» ИНН 7713484043. LjN8K9MaP
KAMISU 5Т
Лодочный мотор для рыбалки, охоты и водного туризма
Компактный, легкий лодочный мотор позволит вам разогнаться до 30 км/ч, чего достаточно для глиссирования в лодке с одним пассажиром
Основные характеристики
Максимальное количество оборотов4500~5500 об. мин
Рабочий объем103 куб.см.
Высота транца381 мм
Гребной винт3-7,8» x 8»
Объем топливного бака2,8 л
Передаточное число редуктора27/13
Тип мотораБензиновый
ЗаводPioneer
БрендKamisu
Количество тактов2
Система управленияРумпель
Переключение передачF/N/R
Система зажиганияTCI
Вес21
Количество цилиндров1
ОхлаждениеВодяное
Мощность5 л.с.

Плюсы и минусы

Возможность подключения выносного бака на 12 и 24 литра, что значительно увеличивает дальность хода, вес 21 кг, компактность, легкое управление мотором
Не обнаружены

Yamaha F4BMH

Yamaha F4BMH. Фото: market.yandex.ru
Yamaha F4BMH. Фото: market.yandex.ru

Одноцилиндровый четырехтактный мотор может вывести на глиссирование лодку длиной до 3,3 метра с одним пассажиром. Двигатель компактен и оснащен совершенной системой защиты от протечек топлива. Благодаря этому его можно перевозить в багажнике легковой машины в любом положении, в том числе и на боку. Мотор работает тихо и без вибраций. 

Удобный румпель дает возможность развернуть лодку на 180 градусов. Регулировка высоты подъема и угла поворота двигателя, имеет пять положений и позволяет достичь оптимальной регулировки комплекта мотора и лодки. На двигатель возможно установить 6-амперный электрогенератор для расширения его функционала, например, можно подключить рыбацкий эхолот, освещение, зарядку для гаджетов.

Технические параметры

Расход топлива1,2 л/час
Мощность4 л.с. (1,47 кВт)
Объем цилиндра139 см³
Объем топливного бака1,1 л
Вес27 кг
Максимальные обороты5000 об/мин

Плюсы и минусы

Тихая работа, система защиты от протечек
В комплекте нет дополнительного электрогенератора и дополнительного топливного бака

HDX T 2.6 CBMS

HDX T 2.6 CBMS. Фото: HDX
HDX T 2.6 CBMS. Фото: HDX

Практичный двухтактный одноцилиндровый агрегат китайского производства весьма популярен в России. Его вес оптимально соответствует мощности. Мотор изготовлен из алюминиевого сплава, используемого для морских судов, что обеспечивает дополнительную защиту от коррозии. Зажигание конденсаторное с ёмкостным разрядом. Управление румпелем, запуск ручной, горючее — бензин.

Технические параметры

Мощность2.6 л.с., 1,9 кВт
Объем цилиндра50 см³
Высота транца381 мм
Вес9,8 кг
Максимальные обороты5500 об/мин

Плюсы и минусы

Экономичность и неприхотливость
Нестабильная работа помпы

Toyama T9.8BMS

Toyama T9.8BMS. Фото: market.yandex.ru
Toyama T9.8BMS. Фото: market.yandex.ru

Двухтактный бензиновый двигатель изготовлен из специального алюминиевого сплава, не боящегося коррозии от морской и пресной воды. Карбюраторный агрегат отличает низкое потребление топлива не более 4 л/час. Выносной топливный бак объемом 12 л оснащен специальным прочным шлангом. Это позволяет совершать длительные выезды на лодке, оснащенной данным мотором. 

Запуск ручной, трансмиссия имеет три положения: вперед, нейтраль и назад. Их переключение и газ управляются ручкой румпеля. Охлаждение двигателя водяное, карбюраторная система имеет электронную систему зажигания CDI. Запасные части унифицированы с брендами YAMAHA и TOHATSU.

Технические параметры

Габариты1,080×0,670×0,395 м
Мощность9,8 л.с. (7,2 кВт)
Объем цилиндра169 см³
Вес26 кг
Максимальные обороты5000 об/мин

Плюсы и минусы

Большая мощность, экономичный расход топлива
Тяжелый, внешний топливный бак занимает много места

SEA-PRO T 2.6S

SEA-PRO T 2.6S. Фото: SEA-PRO
SEA-PRO T 2.6S. Фото: SEA-PRO

Компактный двигатель для ПВХ-лодки, рассчитанной максимум на двух пассажиров. На спокойной воде он способен разогнать лодку до 10 км/ч. Управление газом встроено в румпель, что позволяет одной рукой менять скорость и направление движения. Полного бензобака достаточно для движения на полной скорости в течение часа. Для защиты алюминиевого винта от коррозии в морской воде установлен цинковый анод.

Технические параметры

Мощность2.6 л.с., 1,9 кВт
Объем цилиндра61 см³
Высота транца381 мм
Вес10 кг
Максимальные обороты5000 об/мин

Плюсы и минусы

Непрерывное водяное охлаждение, мало шума при работе
Необходимо вырабатывать или сливать весь бензин после использования двигателя во избежание его попадания в лодку

Tohatsu M 9.8B S

Tohatsu M 9.8B S. Фото: market.yandex.ru
Tohatsu M 9.8B S. Фото: market.yandex.ru

Двухцилиндровый агрегат оснащен карбюраторной системой подачи топлива с предварительным смешиванием. Запуск ручной, зажигание электронное. Управление двигателем и угол наклона дейдвуда управляются румпелем. Трансмиссия имеет три положения: вперед, нейтраль и назад. Двигатель работает ровно и экономично благодаря петлевой продувке топлива.

Отработанные газы выпускаются через винт, что резко снижает уровень шума. Температура двигателя при работе контролируется термостатом. Корпус мотора изготовлен из алюминиевого сплава с цинковым покрытием, защищающим от коррозии даже в морской воде. 

Водяная помпа сделана из нержавеющей стали. Безопасность обеспечивает аварийная чека на шнуре. Опционально поставляются электрогенератор, электростартер, тахометр.

Технические параметры

Габариты0,32×0,996×0,793 м
Мощность9,8 л.с. (7,2 кВт)
Объем цилиндра169 см³
Вес26 кг
Максимальные обороты6000 об/мин

Плюсы и минусы

Экономичность, хорошее соотношение веса и мощности
Короткий румпель, кнопка «стоп» на корпусе, а не на румпеле

Huter GBM-35

Huter GBM-35. Фото: market.yandex.ru
Huter GBM-35

Бензиновый двухтактный двигатель предназначен для эксплуатации на лодках длиной до 3 метров. Управление мотором осуществляется румпелем, куда вынесены и кнопки старта и остановки. Регулируется число оборотов двигателя в соответствии с уровнем волн. 

Плавание на мелководье возможно благодаря тому, что высота и угол наклона дейдвуда регулируются вручную на транцевом креплении, совместимом с большинством моделей лодок. Мотор запускается вручную, трехлопастной 7-дюймовый винт эффективен и благодаря своему диаметру экономит горючее. 

https://www.youtube.com/watch?v=w1snr3EbIwE

Топливом для карбюраторного одноцилиндрового агрегата служит бензин АИ-92. Сцепление центробежного типа.

Технические параметры

Габариты0,26х0,29х1,180
Мощность3,5 л.с. (2,5 кВт)
Объем цилиндра58 см³
Вес9,4 кг
Максимальные обороты8500 об/мин

Плюсы и минусы

Неприхотливость, надежность
Нет аварийной чеки, сильно шумит

BRAIT ВОМ-63

BRAIT ВОМ-63. Фото: BRAIT
BRAIT ВОМ-63. Фото: BRAIT

Бензиновый двухтактный двигатель хорош для небольших лодок. Объем топливного бака при этом достаточен для длительного плавания. Цилиндро-поршневая группа хромирована для сопротивления коррозии. Ручка регулировки газа установлена на румпеле. Топливная смесь из бензина АИ-92 и масла для двухтактных моторов. Система зажигания — конденсаторная с тиристором, она же CDI. Ее отличает высокая надежность и неприхотливость к топливу.

Технические параметры

Мощность3 л.с., 2,2 кВт
Объем цилиндра63 см³
Высота транца381 мм
Вес9 кг
Максимальные обороты7000 об/мин

Плюсы и минусы

Маленький вес, легкий запуск
Двигатель крайне чувствителен к качеству топлива

FREGAT T2.6CBMS

FREGAT T2.6CBMS. Фото: market.yandex.ru
FREGAT T2.6CBMS. Фото: market.yandex.ru

Конструктивные особенности агрегата ориентированы на его эксплуатацию в самых сложных условиях. Одноцилиндровый двухтактный карбюраторный двигатель с ручным запуском и предварительным смешиванием оснащен надежной cистемой транзисторно-катушечного зажигания (TCI). 

Встроенный топливный бак объемом 1, 2 литра обеспечивает одного часа плавания с полной нагрузкой. Охлаждение двигателя водяное, через винт. Он же служит каналом отвода отработанных газов в воду. 

Длина дейдвуда позволяет устанавливать мотор на транец высотой 381 мм. Наклон двигателя регулируется для обеспечения движения по мелководье. Имеется аварийное выключение чекой.

Технические параметры

Габариты0,95х0,5х0,27 м
Мощность2,5 л.с. (1,9 кВт)
Объем цилиндра50 см³
Вес9,8 кг
Максимальные обороты5000 об/мин

Плюсы и минусы

Всегда запускается, просто обслуживается
Низкое качество окраски корпуса, одна передача вперед

GLADIATOR G9.9FHS

GLADIATOR G9.9FHS. Фото: market.yandex.ru
GLADIATOR G9.9FHS. Фото: market.yandex.ru

Карбюраторный двигатель питается от внешнего топливного бака объемом 24 литра. Он разделен на две секции и оснащен быстросъемными разъемами, которые дают возможность переключаться с одной секции на другую без остановки мотора. Топливом служит предварительно смешанная бензиново-масляная смесь. 

Запуск ручной, при низкой температуре его облегчает воздушная заслонка карбюратора. В системе охлаждения предусмотрен термостат. На стартере установлена блокировка запуска при включенной передаче. Двигатель запустится только на нейтральной передаче. 

Переключение передач производится рычагом в передней части корпуса мотора. Там же находится и кнопка выключения. Наклон двигателя фиксируется в четырех положениях для обеспечения плавания на мелководье.

Технические параметры

Габариты0,95х0,5х0,27 м
Мощность9,9 л.с. (7,3 кВт)
Объем цилиндра247 см³
Вес37,5 кг
Максимальные обороты5500 об/мин

Плюсы и минусы

Крепкий трехлопастный винт, умеренный шум
Высокая вибрация, попадается некачественная электроника

Tarpon T 5S

Tarpon T 5S. Фото: market.yandex.ru
Tarpon T 5S. Фото: market.yandex.ru

Карбюраторный одноцилиндровый лодочный мотор с электронной системой зажигания CDI управляется румпелем с переключателем передач на три положения: вперед, нейтраль, назад. Наклон румпеля регулируется, на нем установлен также регулятор газа, запуск двигателя производится вручную. В корпус встроен топливный бак объемом 2,8 л. 

Возможно подключение дополнительного топливного бака, но его нужно приобретать отдельно. Система охлаждения двигателя — водяная. Мотор крепится на стандартный жесткий транец высотой 381 мм. Есть режим плавания по мелководью. Этот двигатель очень похож на моторы Yamaha мощностью 5 л.с.

Технические параметры

Габариты0,322×1,011×0,677 м
Мощность5 л.с. (3,6 кВт)
Объем цилиндра103 см³
Вес21 кг
Максимальные обороты5500 об/мин

Плюсы и минусы

Простота, надежность, аварийный выключатель
Подтекает крышка бензобака, нестабильный холостой ход

Sharmax SM5HS

Sharmax SM5HS. Фото: market.yandex.ru
Sharmax SM5HS. Фото: market.yandex.ru

Одноцилиндровый двухтактный двигатель карбюраторного типа питается бензином АИ-92, предварительно смешанным с маслом TCW-3. Мотор с ручным стартером оснащен системой электронного зажигания CDI и водяным охлаждением с отводом отработанных газов через клапан ниже ватерлинии. 

Управление осуществляется румпелем и ручкой регулировки газа и переключателем передач F-N-R. Под капотом находится встроенный топливный бак объемом 2,5 л. 

Расход топлива от 2,5 л/час в зависимости от режима работы. В комплект поставки может быть включен GPS-трекер. Он помогает найти пропавшего в плохую погоду рыбака и предотвратить похищение мотора злоумышленниками.

Технические параметры

Габариты0,6х0,4х1,08м
Мощность5 л.с. (3,6 кВт)
Объем цилиндра102 см³
Вес19 кг
Максимальные обороты5500 об/мин

Плюсы и минусы

Хорошая тяга, качественная сборка
Мощность падает на больших оборотах, нельзя перевозить на боку

Haswing Osapian 40lbs

Haswing Osapian 40lbs. Фото: market.yandex.ru
Haswing Osapian 40lbs. Фото: market.yandex.ru

Электрический лодочный мотор пригоден для эксплуатации с надувными и корпусными лодками грузоподъемностью до 950 кг. Экологически чистый двигатель разрешено использовать в любых водоемах всего мира. Гидрофобное покрытие позволяет плавать как в пресной, так и в морской воде. 

Источником напряжения питания 12 В служит тяговый аккумулятор, стоящий на дне лодки. Уровень разряда батареи индицируется светодиодным индикатором. Мотор управляется румпелем с удобной прорезиненной рукояткой. Она переключает 5 передних скоростей вращения винта и 3 задних. 

Наклон румпеля меняется от 0 до 110 градусов. Заглубление винта регулируется муфтой, длина дейдвуда 870 мм. Движителем служит алюминиевый винт «незацепляйка».

Технические параметры

Габариты0,374х0,164х1,187м
Мощность0,7 л.с. (0,51 кВт)
Вес7,5 кг
Максимальные обороты1200 об/мин

Плюсы и минусы

Экологическая чистота, бесшумность
Большой аккумулятор, стоящий на дне, нет чеки аварийного выключения

Yamaha 2DMHS

Yamaha 2DMHS. Фото: market.yandex.ru
Yamaha 2DMHS. Фото: market.yandex.ru

Данная модель — самая компактная среди лодочных моторов знаменитого бренда. Одноцилиндровый двухтактный агрегат с ручным запуском имеет карбюраторную топливную систему с электронной системой зажигания CDI. Встроенный топливный бак объемом 1,2 л рассчитан на 1 час работы. 

Петлевая продувка цилиндров способствует эффективному удалению отработанных газов, что улучшает условия сгорания бензиново-масляной смеси и повышает экономичность и мощность мотора. 

Управление осуществляется румпелем с возможностью полного поворота на 360 градусов без потери маневренности. Транцевое крепление позволяет менять наклон дейдвуда и глубину погружения винта.

Технические параметры

Габариты0,6х0,4х1,08 м
Мощность2 л.с. (1,47 кВт)
Объем цилиндра50 см³
Вес10 кг
Максимальные обороты5000 об/мин

Плюсы и минусы

Легкость, экономичность
Небольшая вибрация на малых оборотах, как следствие — периодически ослабевает гайка оси подъема двигателя

TOYAMA TC3.6BMS

TOYAMA TC3.6BMS. Фото: TOYAMA
TOYAMA TC3.6BMS. Фото: TOYAMA

Одноцилиндровый двухтактный двигатель предназначен для небольших алюминиевых и ПВХ лодок. Агрегат оснащен карбюраторным питанием и системой зажигания CDI. Охлаждение водяное, выхлопные газы выводятся через винт. Двигатель запускается вручную, управляется румпелем с ручкой газа. Есть две передачи: передняя и нейтральная. Для движения назад двигатель разворачивается на 180 градусов. Безопасность повышает трос аварийной установки.

Технические параметры

Мощность3,6 л.с., 2,64 кВт
Объем цилиндра70,4 см³
Высота транца381 мм
Вес13,5 кг
Максимальные обороты5000 об/мин

Плюсы и минусы

Легкий запуск, простота эксплуатации, генератор с регулятором напряжения
Высокий уровень шума, недостаточно мощности для плавания по большим водоемам

Mikatsu M3.5FHS

Mikatsu M3.5FHS. Фото: market.yandex.ru
Mikatsu M3.5FHS. Фото: market.yandex.ru

Одноцилиндровый двухтактный мотор сочетает в себе высокую удельную мощность и небольшой вес. Двигатель предназначен для лодок любого типа длиной до 3 м, используемых для охоты, рыбалки или просто отдыха на воде. Встроенный топливный бак объемом 1,5 л достаточен для передвижения с полной нагрузкой в течение часа. 

Карбюраторный двигатель с ручным запуском и системой электронного зажигания CDI питается смесью бензина АИ92 и трансмиссионного масла. 

Охлаждение водяное, для защиты от коррозии внутренние полости оцинкованы и оснащены анодом канадского бренда Martyr. Гребной и торсионный вал изготовлены, а также шестерни, изготовлены из высокопрочной стали.

Технические параметры

Габариты0,6х0,4х1,08м
Мощность3,6 л.с. (2,64 кВт)
Объем цилиндра74,6 см³
Вес12 кг
Максимальные обороты5300 об/мин

Плюсы и минусы

Малые габариты, неприхотливость
Нет ручки для переноски мотора, нет нейтральной передачи

На какие еще лодочные моторы следует обратить внимание

Hidea HDF5HS

Hidea HDF5HS. Фото: Hidea
Hidea HDF5HS. Фото: Hidea

Четырехтактный одноцилиндровый двигатель способен двигать любые лодки, а легкую может перевести в глиссирование. Штатный топливный бак имеет объем 1,2 л, дополнительный топливный бак емкостью 12 л позволяет совершать длительные путешествия по воде. Трансмиссия защищается резиновым демпфером. Карбюраторный двигатель управляется румпелем с ручкой газа. Топливо: неэтилированный бензин А95.

Технические параметры

Мощность5 л.с., 3,68 кВт
Объем цилиндра112 см³
Высота транца381 мм
Вес22 кг
Максимальные обороты5500 об/мин

Плюсы и минусы

Небольшой вес, малый уровень шума при работе
Мотор весьма критичен к качеству топлива

Yamaha 9.9 GMHS

Yamaha 9.9 GMHS. Фото: Yamaha
Yamaha 9.9 GMHS. Фото: Yamaha

Двухтактный и двухцилиндровый двигатель с ручным запуском оснащен генератором с напряжением 12 В, который обслуживает систему зажигания и может использоваться для освещения лодки или зарядки гаджетов. Не нуждается в регистрации и наличии прав судоводителя. Надежен как истинный самурай.

Технические параметры

Мощность9,9 л.с., 7,280 кВт
Объем цилиндра246 см³
Высота транца381 мм
Вес38 кг
Максимальные обороты5500 об/мин

Плюсы и минусы

Высокая надежность
Большой вес и неудобство переноски

Minn Kota Endura C2

Minn Kota Endura C2. Фото: Minn Kota
Minn Kota Endura C2. Фото: Minn Kota

Двигатель подходит для небольших лодок и может использоваться в местах с охраняемой экологической системой. Выхлопа в воду он не дает и не шумит. Конструкция проста и функциональна. Винт двухлопастной, поэтому нечасто запутывается в водорослях. А если это и происходит, то освободить его легко, дав задний ход. Но скорость вращения винта невелика, поэтому скорость движения — не более 5 км/ч. Сам двигатель очень легкий, но рекомендуется использовать аккумулятор емкостью не менее 100 Ач, так что суммарный вес в итоге оказывается немалым. Управляется мотор румпелем с регулятором скорости вращения винта. Есть индикация заряда аккумулятора.

Технические параметры

Мощность0,5 л.с.
Макимальный ток34 А
Высота транца920 мм
Вес7 кг
Максимальные обороты5500 об/мин

Плюсы и минусы

Тихая работа, отсутствие выхлопа.
Необходимо дополнительное место в лодке для аккумулятора.

Tohatsu M 5B D 

Tohatsu M 5B D. Фото: Tohatsu
Tohatsu M 5B D. Фото: Tohatsu

Двухтактный одноцилиндровый агрегат прост и экономичен. Легко выводит на глиссирование трехметровую лодку с тремя взрослыми рыбаками на борту. Карбюраторная конструкция питается бензином АИ-92. Коробка передач с положениями вперед, нейтраль и назад. Запуск ручной, регулировка газа на румпеле. Есть аварийный выключатель двигателя.

https://www.youtube.com/watch?v=AhqdGwxZQmQ

Технические параметры

Мощность5 л.с., 3,7 кВт
Объем цилиндра102 см³
Высота дейдвуда435 мм
Вес21 кг
Максимальные обороты5500 об/мин

Плюсы и минусы

Надежность; простота обслуживания
При попадании винта на подводное препятствие ломается

Partner for Garden OM 630

Partner for Garden OM 630. Фото: market.yandex.ru
Partner for Garden OM 630. Фото: market.yandex.ru

Бензиновый двухтактный двигатель предназначен для эксплуатации на небольших лодках. Карбюраторный агрегат оснащен ручным стартером, системой электронного зажигания и  управляется ручкой газа на румпеле. Топливом служит смесь бензина АИ-92 и масла для двухтактных двигателей. Число передач — 3: вперед, нейтраль и назад. 

Муфта сцепления фрикционная, скорость всего одна. Охлаждение воздушное, встроен топливный бак объемом 1 литр. Цилиндро-поршневая группа хромирована для защиты от коррозии вследствие контакта с пресной или морской водой. Мотор вручную поднимают из воды, возможна его фиксация под разными углами наклона для передвижения по мелководью.

Технические параметры

Мощность4 л.с. (2,94) кВт
Объем цилиндра63 см³
Вес8,9 кг
Максимальные обороты7000 об/мин

Плюсы и минусы

Аварийное отключение двигателя чекой, малый вес
Недостаточный объем топливного бака, невозможно подключить дополнительный топливный бак

Honda BF20DK2 SHU

Honda BF20DK2 SHU. Фото: Honda
Honda BF20DK2 SHU. Фото: Honda

Четырехтактный двухцилиндровый агрегат оснащен электронной системой зажигания и оборудован встроенным аккумулятором с напряжением 12 В и током до 30 А. Запуск карбюраторного двигателя ручной, управление румпелем с ручкой газа. Коробка передач с тремя положениями: вперед, нейтраль, назад. Охлаждение водяное. Безопасность обеспечивает аварийный выключатель.

Технические параметры

Мощность20 л.с., 14,7 кВт
Объем цилиндра350 см³
Высота дейдвуда433 мм
Вес46,5 кг
Максимальные обороты6000 об/мин

Плюсы и минусы

Электронное зажигание, встроенный генератор 12 В
Недостаточный объем штатного топливного бака, всего 12 л.

Лидеры прошлых лет

Mercury 40 M

Mercury 40 M. Фото: Mercury
Mercury 40 M. Фото: Mercury

Мощный двигатель пригоден для эксплуатации на отечественных алюминиевых катерах или надувных лодках длиной до 5 метров. Двухтактный трехцилиндровый двигатель управляется ручкой газа на румпеле с пятью рабочими позициями, плюс еще одна для движения по мелководью. 

Коробка передач с тремя положениями: вперед, назад и нейтраль. Встроен генератор на 12 В мощностью 126 Вт. Топливо — бензин АИ-92. Есть модификация для транца высотой 508 мм.

Технические параметры

Мощность40 л.с., 29,4 кВ
Объем цилиндра697 см³
Высота транца381 мм
Вес74 кг
Максимальные обороты5700 об/мин

Плюсы и минусы

Большая мощность, генератор с регулятором напряжения
Необходимость в качественном горючем

FORWARD FBM 62 PRO

FORWARD FBM 62 PRO. Фото: FORWARD
FORWARD FBM 62 PRO. Фото: FORWARD

Двухтактный одноцилиндровый двигатель с воздушным охлаждением питается топливом АИ-92. Карбюраторная конструкция оснащена электронным зажиганием. Передача только вперед. Предусмотрено передвижение по мелководью. Запуск ручной, управление румпелем. Цилиндр и поршень хромированы для защиты от коррозии. Винт металлический, трехлопастной.

Технические параметры

Мощность4,8 л.с., 3 кВт
Объем цилиндра62 см³
Высота транца380 мм
Вес8,4 кг
Максимальные обороты7000 об/мин

Плюсы и минусы

Компактен, легко разбирается для транспортировки
Низкое качество материалов корпуса и винта, шумный выхлоп

Как выбрать лодочный мотор

Правильный выбор мотора для лодки определяется, прежде всего, техническими параметрами плавсредства. То есть типом лодки, ее длиной и шириной, типом днища и размерами баллона надувной лодки, наличие транца и киля. В паспорте лодки обязательно указана максимальная мощность двигателя.

Важно также понимать где и в каких условиях будет эксплуатироваться лодочный мотор. Рыбалка на море отличается от рыбалки на реке или озере. Рыбалка в одиночку не требует такой мощности, как выезд в компании или с семьей. 

Александр Оришев, автор спецкурса «Основы рыболовного туризма» в Тимирязевской академии и книг по туризму, рассказал КП о тонкостях выбора мотора для лодки и ответил на популярные вопросы.

При выборе мотора для лодки надо ориентироваться на два параметра: мощность и цена. Если собираетесь ловить рыбу в одиночестве, то подойдет так называемый «комплект эгоиста» – мотор с мощностью до 8 лошадиных сил (далее – л.с.), который позволяет одному рыбаку перемещаться на глиссере. Для тех, кому не важна скорость, а необходимо просто переместиться из точки А в точку Б, то следует выбрать мотор в 2-3 л.с. На таком моторе максимальная скорость 5-10 км. в час. Цена этих моторов – от 35 до 90 тыс. рублей.

Если рыбачить вдвоем, то потребуются моторы в 8-9,8 л.с. Они позволяют выходить на глиссер двум рыбакам в лодке. При одном рыбаке скорость такой лодки — до 35 км в час. Цена этих моторов – от 65 до 115 тыс. рублей.

Моторы обособленной группы – 9,9 л.с. На первый взгляд непонятно, почему при незначительной номинальной прибавке в мощности цена этих моторов резко увеличивается. Причина – российское законодательство, которое разрешает использовать без получения прав моторы до 10,88 л.с. Между тем, моторы 9,9 л.с. являются «задушенными» версиями 15-20-сильных моторов. И умельцы, применяя некоторые манипуляции, легко возвращают им первоначальную мощность. Отсюда и такая цена этих моторов. При одном рыбаке скорость моторов обособленной группы до 50 км в час. Цена их – от 90 до 250 тыс. рублей.

Следующая категория моторов – от 15 л.с. Их используют в промысловой рыбалке, когда рыбаки платят налоги, сдают экзамены на вождение, получают права и т.п. На лодку с таким мотором устанавливаются государственные номера. Цена этих моторов – от 105 тыс. рублей до нескольких миллионов рублей.

Цена мотора также прямо пропорциональна качеству, за которое отвечает производитель. Китайские моторы той же мощности дешевле японских. Двухсильная японская Honda стоит столько же как пятисильный лодочный мотор от известного китайского производителя. Как результат, существует целая каста рыбаков, которая приобретает исключительно японские моторы, считая китайские непригодными для длительной эксплуатации. Вторая группа рыболовов убеждена, что не стоит переплачивать за японский бренд, в числе которых Suzuki, Yamaha, Tohatsu и ранее упомянутая Honda. Заметим, что в последние годы японские фирмы размещают свое производство в других странах: Малайзии, Китае, Таиланде. Однако при этом японцы не скрывают этого факта.

Важно понимать, где и в каких условиях будет эксплуатироваться лодочный мотор. Фото: globallookpress
Важно понимать, где и в каких условиях будет эксплуатироваться лодочный мотор. Фото: globallookpress

Среди сторонников китайских моторов существуют две группы потребителей. Первые убеждены в том, что лучше приобрести так называемые китайские бренды, на которые предоставляется гарантия производителя. Дело в том, что их собирают на линиях, закупленных китайцами за рубежом, и производятся на более высоком технологическом уровне. Примеры таких производителей: Parsun, Hidea.

Вторая группа потребителей отдает предпочтение китайским моторам, гарантия на которые не предоставляется. Они в 1,5 раза дешевле предыдущих, часто имеют огрехи в сборке. Однако россияне в случае поломки более или менее успешно ремонтируют их в своих гаражах. С запчастями проблем не возникает: их легко приобрести на популярных китайских сайтах.

Популярные вопросы и ответы

Как определить необходимую мощность и тактность мотора?
Как уже говорилось, для рыбалки в одиночестве требуются моторы мощностью до 8 л.с., а если два рыбака – то мощность от 8 л.с. и выше. Современные моторы кроме мощности также классифицируются по тактности: двухтактные и четырехтактные.

Смазка двухтактных моторов осуществляется при помощи рабочей смеси т.е. масло непосредственно добавляется в бензин и заливается в топливный бак. Соответственно эти моторы обладают большей дымностью и большей детонацией и шумностью. Они хуже работают на малых оборотах, в них происходит образование нагара на свечах. Несгоревшее масло выбрасывается непосредственно в водоем. Поэтому в некоторых странах Европы двухтактные моторы запрещены.

Четырехтактные моторы экономичнее, тише и экологичнее. Они устойчивы к малым оборотам и хорошо подходят к таким видам рыбалки как троллинг. Однако их недостаток – вес. Они тяжелее двухтактных. Если 5-6-сильный четырехтактный мотор один человек еще может перенести, то более мощный мотор рыбак в одиночестве поднять не сможет. Второй недостаток четырехтактных моторов – сложность конструкции. В домашних условиях починить их значительно сложнее.
Какое масло нужно использовать для лодочных моторов?
Масло должно соответствовать экологическому классу и соответствовать тактности мотора. Если мотор двухтактный, то надо выбрать специальное сертифицированное масло, которое при попадании в водоем не наносит ему вреда. И лучше всего использовать масло, рекомендованное производителем.
Как производить обкатку лодочного мотора?
Обкатка производится по рекомендации производителя. Как правило, она составляет 10 часов. Первые два часа осуществляется на малых оборотах, последующие три часа — на средних. Возможно увеличение до максимальных оборотов, но не больше 2-3 минут, а на некоторых моделях до 30 секунд.
Можно ли установить лодочный мотор своими руками?
99% пользователей моторов в России устанавливают их своими руками. Установка мотора на лодку для рыбака – это повседневная необходимость для типичного российского рыбака. Если мотор четырехтактный и более 8 л.с., то лучше его устанавливать вдвоем. Исключение – профессиональные моторы, которые устанавливаются на катерах.