Одна из самых частых коммунальных жалоб в зимний период звучит так: «У нас в квартире не греет батарея!». Но что с этим делать, куда пожаловаться и можно ли получить какую-то компенсацию, многие не знают.
Чтобы помочь разобраться в нюансах ЖКХ, «Выбор экспертов» подготовил инструкцию. Рассказываем, как быть, если не греет батарея в квартире.
Что нужно знать о работе батарей центрального отопления в квартире
Прежде всего — небольшое уточнение. В статье мы используем термин «теплоноситель». Это жидкость, которая курсирует по отопительной системе. В многоквартирных домах используют обычную водопроводную воду, которую нагревают теплоцентрали. А вот в частных домах могут применяться растворы этиленгликоля, солей, глицерина, спиртов, антифриз. Поэтому корректно говорить «теплоноситель», когда речь в целом идет про жидкость, которая курсирует по батареям.
Откуда тепло подается в дома
Питать дом может индивидуальная котельная (чаще она обслуживает небольшой квартал, но бывают и исключения). Или большая ТЭЦ, которая подает подогретый теплоноситель на станции по городу, откуда затем вода идет в подвалы домов. Иногда вода может забираться из общего водопровода и поступать на станцию подогрева и уже затем идти в дома.
В частных домах теплоноситель зачастую подогревается в собственной обустроенной хозяином котельной.
Какие батареи бывают
Батареи могут быть однотрубными и двухтрубными. Первые, как правило, находятся в очень старых домах (50 лет и старше). Хотя есть проекты многоэтажек, где в квартирах встречаются оба типа.
При однотрубной системе вода течет вверх и вниз по одной и той же трубе. Это чревато тем, что верхние этажи прогреваются слабо, да и система в целом хуже отдает тепло. В двухтрубной системе разделяется нагретый теплоноситель и уже остывший.
Также отопление как в квартире, так и частном доме бывает с вертикальной и горизонтальной разводкой. Для простоты понимания не будем описывать все сложности технического устройства. Опишем принцип действия.
При вертикальной разводке все потребители получают тепло с одинаковой интенсивностью. С поправкой на тот факт, что если система неисправна, то в квартирах наверху греть будет с меньшим жаром. Если перекрыть подачу теплоносителя в вертикальной системе, то без отопления останутся разом все квартиры: необязательно во всем доме, может только в одном подъезде — в зависимости от конкретной системы.
Разводка простая, но ее главный недостаток — невозможность управлять отоплением у конкретного потребителя. А это значит, что нельзя на время перекрыть отопление, чтобы, например, поменять батареи в одной квартире — без тепла несколько часов будет весь дом. А еще практически нереально поставить счетчики на потребление тепла. «Практически» — потому что сделать это можно лишь при условии, что все в доме согласятся поставить такие приборы. Причем строго единовременно.
Горизонтальная разводка обеспечивает отопление в конкретной квартире. То есть оставить без тепла на время можно только одних собственников. А еще можно поставить счетчики и платить по факту потребленного тепла, что удобно ранней весной или затянувшимся бабьим летом, когда отопление уже дали, но форточки еще открыты нараспашку.
«На пальцах» объясним, как работает разводка. В подвале дома находится тепловой узел или даже котельная. Подогретый теплоноситель под давлением идет по этажам. На каждом этаже стоит свой распределительный пункт тепла. И уже от него в каждую квартиру идет своя труба с отоплением.
При вертикальной разводке на все квартиры — общие отопительные стояки. Постучите по трубе и звук услышат соседи. При горизонтальной разводке, у каждой квартиры своя отопительная труба.
Закономерный вопрос: что будет, если вообще отключить отопление, дабы не платить за него? Так сделать не получится. В систему ставят термостаты; когда батареи слишком остывают, теплоноситель начинает принудительно циркулировать. Этого защита на случай, чтобы теплоноситель не замерз и не повредил всю систему.
Также укажем, что батареи в квартире или доме могут быть выполнены как в форм-факторе радиаторов, так и труб, выведенных вдоль стен или проложенных за штукатуркой.
Нормативы по температуре
Существует ГОСТ Р 51617-20001, в котором указаны все значения. В ночные часы они могут отклоняться в меньшую сторону, но не более чем на три градуса Цельсия. Превышать их можно, но не более чем на четыре градуса Цельсия.
Помещение | Температура по ГОСТ |
Жилые комнаты | +18°C |
Жилые комнаты на углу дома | +20°C |
В жилой комнате в северных регионах, когда дольше пяти суток температура за окном -31°C и ниже | +20°C (+22°C для угловых комнат). |
Кухня и туалет | +18°C |
В ванной, в том числе совмещенный санузел | +25°C |
Причины холодных батарей в квартире
Самые основные причины в таблице проще и нагляднее отобразить в таблице.
Воздушная пробка | Опознать просто: радиатор будет горячим лишь отчасти. Или трубы горячими, а сам радиатор — холодным |
Конвекции мешают внешние преграды | Совсем уж ледяной батарея не будет, но вот теплоотдача упадет. Мешать теплообмену с помещением может банальный слой скопившийся грязи, шерсти питомцев между «ребрами» радиатора. |
Низкое давление | Чаще этим страдают отопительные системы в частных домах. Теплоноситель просто не проходит равномерно по всему контуру. Причина подчас кроется в неисправном оборудовании котельной или утечке в системе. А вот в многоэтажках нехватку давления в батареях нередко ощущают жители последних этажей. |
Теплоноситель не подается | Чтобы создавать необходимое давление во всей системе применяют циркулярный насос, который буквально разгоняет теплоноситель по радиаторам. Правда не во всех отопительных системах он есть (это касается как многоэтажек, так и частных домов). Иногда циркуляция происходит под естественным давлением. Но система может быть спроектирована так, что без насоса не справится, либо насос может сломаться. Или же не работает сам котел. |
Неправильный монтаж радиаторов | Жильцы монтируют их сами или зовут некомпетентных специалистов. В итоге монтаж произведен неправильно — батарея не работает. |
Закрыт клапан подачи теплоносителя | Человеческий фактор в бытовых проблемах — не редкость. Люди не знают или забывают, что может быть закручен ходовой кран у радиатора. Им часто балуются маленькие дети или перекрывают взрослые по весне, когда пришла оттепель: закрыли и забыли. Если у вас новый радиатор, достаточно поэкспериментировать с вращающимся механизмом. Если он идет хорошо, откройте его и посмотрите через пару часов, изменилась ли температура. |
Что делать, если не греют батареи в квартире
Собрали советы, которые помогут решить проблему с холодными радиаторами.
Теплый пол и греющий кабель в стенах
Чтобы не зависеть от температуры в батареях, можно установить собственную систему обогрева. Решение актуально как для частных домов, так и квартир. Теплый пол выигрывает у батарей по эффективности прогрева помещения.
Все дело в законах физики. Как известно, теплые потоки воздуха устремляются вверх. Поэтому особенно холодной зимой можно ощущать, что в квартире в целом нормально, а вот пол — ледяной. Радиаторы прогревают середину «атмосферы» комнаты и потолок (что не слишком актуально для людей).
Теплый пол может быть водяным и электрическим. Водяные в квартирах устанавливать нельзя. В частных домах — хлопотно (нужно прокладывать трубы, делать разводку, ставить котел, насос и прочее оборудование).
Два наиболее популярных вида электрических теплых полов — греющие кабели и нагревательные маты. Мат представляет собой кабель, закрепленный на заводе на специальной подложке, что упрощает укладку. Однако в случае с кабелем вы можете регулировать силу нагрева при помощи изменения шага укладки.
К примеру, комплекты нагревательных матов выпускает ГК «ССТ» под маркой «Русское тепло». У компании большой опыт в сфере инженерных систем и электрооборудования — производством они занимаются более 30 лет.
Их можно уложить под любое напольное покрытие: сначала в плиточный клей или в стяжку, а сверху — ламинат и кварцвинил (SPC — «пластиковый ламинат»), ковролин, линолеум, паркетную доску, керамическую плитку, керамогранит.
Что удобно, эти маты — не только напольные. Их часто монтируют и в стены под плитку (плиточный клей наносится прямо поверх мата). Особенно разумно это делать в ванных комнатах или постирочных, чтобы не ставить полотенцесушитель.
В производстве матов «Русское тепло» завод применяет качественные и экологичные материалы, которые обеспечивают безопасность и надежность продукции. Каждый кабель в мате обернут в экран из алюмолавсановой ленты, который обеспечивает 100% электробезопасность кабеля. Наружный слой кабеля — из термопластика, поэтому он защищен от механического воздействия. Производитель дает гарантию 50 лет — высочайший для такой продукции срок.
Если маты по какой-то причине вам не подходят, обратите внимание на греющие кабели «Русское тепло». Они укладываются в бетонную стяжку, их можно использовать как для комфортного (150-160 Вт/м²), так и для основного обогрева (180 Вт/м²), Мощность регулируется с помощью изменения шага укладки кабеля, который можно рассчитать по формуле “(Площадь укладки S / Длина кабеля L) * 100”.
К нагревательным матам и кабелям подключается терморегулятор. Есть простые модели, которыми можно прибавлять/убавлять температуру, поддерживать нагрев на установленном уровне. Более продвинутые обладают разными сценариями работы. Например, включением и выключением подогрева в заданное время. Некоторые экземпляры также управляются со смартфона и соединяются с системами «умного дома».
Какой из решений «Русское тепло» подходит именно вам?
Реклама.ООО «ИВС». erid: LjN8JvGYD
Борьба с воздушными пробками
Чтобы убрать воздушную пробку в радиаторах, нужно выпустить воздух через специальный кран — кран Маевского (правильно называется «радиаторный игольчатый воздушный клапан»). Его достаточно осторожно повернуть пальцами, если есть рычаг. Или отверткой — если там стоит винт. Не забудьте подставить тазик.
Впрочем, на старых чугунных батареях крана может не быть. На них есть специальная пробка, которая от времени часто прикипает так, что снять ее невозможно никаким инструментом.
Старые батареи также оборудуют трехходовым краном: гайка-шток, на которой надет рычаг. Но иногда он утрачивается и повернуть его можно лишь сантехническим ключом. Плоскогубцами лучше не лезть — механизм хрупкий, можно запросто смять. Перед началом работ постелите на пол тряпку, так как может начать капать вода. Нужно найти баланс: открутить так, чтобы ничего не лилось на пол.
Однако если механизм проржавел и ни в какую не хочет вращаться, то стоит вызвать мастера. Лучше всего если это будет специалист из вашей управляющей компании, поскольку он наверняка знаком с отопительной системой в доме и таким типом батарей.
Чистка термоголовки
Термостатическая головка контролирует подачу тепла, она есть только в новых радиаторах (да и то не во всех моделях). Выглядит как пластиковый вентиль, который стоит на стыке радиатора и трубы отопления (или шарового крана), со временем она может засориться.
Пластиковую часть нужно открутить, а затем разобрать (достаточно раскрутить). В середине будет та самая деталь — термоголовка. Если она крутится при вращении всей конструкции, значит все в порядке. Если нет, то протрите безворсовой тряпкой и сбрызните технической смазкой. Ничего не помогло? Тогда термоголовка, вероятно, сломалась и нужно купить новую. К слову, есть модели с электрическим дисплеем, которые показывают температуру в батареях и помещении и даже управляются со смартфона.
Засориться может не только термоголовка, но и ее клапан. Он похож на иглу и находится на трубе батареи, откуда вы сняли деталь. Клапан следует осторожно повертеть плоскогубцами. Не помогло? Значит придется заменить деталь. Это возможно только если у вас есть возможность перекрыть подачу теплоносителя в радиаторы. Или обращайтесь к слесарям управляющей компании, чтобы отключили отопление по всему стояку в доме.
Куда звонить и куда обращаться, если батареи не греют
Если неисправен радиатор
Обращайтесь в свою компанию или в диспетчерскую ТСЖ (в зависимости от того, кто обслуживает дом). Найти телефон просто:
- Посмотреть на платежке за квартиру;
- На информационной доске у подъезда или на первом этаже подъезда;
- Спросить у соседей;
- В некоторых городах созданы районный коммунальные диспетчерские, куда можно позвонить и проконсультироваться — узнать, кто управляет вашим домом;
- Найти в интернете. Надежный источник информации — портал ГИС ЖКХ2. Зайдите в личный кабинет (через пароль от сайта Госуслуг) и найдите строчку «Управляющая организация».
Позвоните в диспетчерскую (не в приемную!) и оставьте заявку на вызов слесаря. Работы, скорее всего, будут платными.
Увы, у собственников частных домов надежда только на себя и на независимых подрядчиков.
Если проблема не с вашей батарей, а в целом доме
- Выясните, с кем вы производите расчеты за отопление. Иными словами, кто исполнитель услуги: управляющая компания или ресурсоснабжающая организация. Чтобы это узнать, проще всего позвонить в приемную своей УК и спросить.
- Звоните в диспетчерскую компании-исполнителя и оставляйте жалобу. К вам пришлют аварийную бригаду, она осмотрит ваши радиаторы. Если они неисправны, то посоветуют выполнить ремонт. Если все нормально, но в квартире недостаточно тепло, должны провести замер температуры воздуха и после этого составить акт.
- Если проблема не с батареями, а в некачественной услуге, то на устранение недостатков есть 14 дней, по итогам которых специалисты вновь должны прийти с замерами.
- Если ничего не сделали, тогда пишите обращения:
Что касается федеральных ведомств, то можно оставить жалобы на сайте главного ведомства. Они сами «спустят» обращение в ваш регион. Но быстрее, конечно, писать сразу же в региональное подразделение. Еще быстрее будет, если отнести обращение лично в приемную. Сроки ответа в любом случае регламентируются законом, они составляют 30 дней.
Текст обращения пишется в свободной форме. Однако постарайтесь давать поменьше лирики и побольше фактов: точный адрес, даты вызова аварийной бригады, время, температура в квартире, копия акта замера температуры. Вот образец:
«Я, (ФИО), проживаю (адрес). С (число и месяц) в доме нет отопления (или слабо работают батареи). В квартире температура X°C. В управляющей компании (или ресурсоснабжающей организации) мне ответили, что причина в (укажите в чем именно) — ответ прилагаю. Прошу провести проверку по факту недобросовестного оказания коммунальных услуг и принять меры.
Мой телефон для связи (номер)».
Популярные вопросы и ответы
На вопросы отвечает сотрудник управляющей компании Виктор Власов
Как получить перерасчет?
Перерасчет высчитывается так: 0,15% * каждый час отклонений * на каждый градус ниже нормы. Он производится отдельно за ночные и дневные часы, так как днем отклонения в меньшую стороны недопустимы вовсе, а ночью могут достигать трех градусов Цельсия.
Отметим, что подать на перерасчет за отопление можно только один раз в год. Но перерасчет могут и отказаться делать. Если вы уверены в своей правоте, то придется добиваться изменения платежа через суд.
Как уменьшить платежи за отопление?
Источники
- https://files.stroyinf.ru/Data/109/10950.pdf
- https://dom.gosuslugi.ru/
- https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/internet-reception/personal-receptionrequest
- https://www.rospotrebnadzor.ru/feedback/hotline2.php