С проектами ЛАНИТ мы все сталкивались не раз. Это мобильное приложение «Европротокол онлайн» для оформления ДТП без вызова сотрудников ГИБДД или единая система ГИС ЖКХ, позволяющая вовремя отслеживать все коммунальные платежи в одном окне. Компании группы занимались техническим оснащением стадионов «Лужники» и «Спартак», а также мультимедийного комплекса в парке «Зарядье». В пандемию специалисты ЛАНИТ отвечали за внедрение телемедицинского сервиса для борьбы с COVID-19.
Над реализацией масштабных проектов работают более 14 тысяч сотрудников. Многие — в удаленном или в гибридном формате. От этого все сложнее поддерживать корпоративную культуру, а специалисты по внутренним коммуникациям становятся изобретательнее. Форматы на стыке офлайн и онлайн станут в будущем одним из ключевых инструментов вовлечения и неотъемлемой частью стратегии благополучия сотрудников, считают в компании.
Эра фиджитал
В ЛАНИТ уверены, что корпоративные коммуникации в больших компаниях сейчас переживают интересный этап — вступают в эру фиджитал (phygital). Этот термин изначально использовался в маркетинге, чтобы описать сочетание цифрового и физического опыта, который получает пользователь. Пример: если вы используете цифровой киоск для получения услуги или примеряете кроссовки в приложении с помощью дополненной реальности, то вы уже там, в фиджитал.
«Во взаимодействии с сотрудниками мы скорее догоняем этот маркетинговый тренд, — рассказывает Александра Шульц, руководитель Центра развития HR-бренда и SMM компании ЛАНИТ. – Пандемия и последовавшая за ней самоизоляция очень быстро вывели многие форматы общения из зоны эксперимента в зону острой необходимости. Мы попали в совершенно новые обстоятельства и стали пробовать то, на что не решились бы раньше».
Собирать всех на офлайн-мероприятие в эпидемию было опасно. К тому же, трудно представить праздник или спортивный турнир для 14 тысяч человек из разных городов. Как результат — в один момент заниматься формированием единой корпоративной культуры только в офлайне стало невозможным. Главное же преимущество фиджитала как раз в этом — единовременном охвате большей аудитории.
«Во время пандемии многие сотрудники скучали по мероприятиям в офисе, а кто-то, наоборот, восхищался удаленкой и подчеркивал, как это изменило качество его жизни к лучшему, — продолжает Александра Шульц. — В итоге мы нашли компромисс на стыке этих двух форматов — в гибридных коммуникациях, которые формируют нашу новую реальность».
Радиокорпоратив
При новом подходе корпоративная культура все меньше связана с физическим местонахождением сотрудников и все больше зависит от уровня вовлеченности сотрудников и разделения ими общих ценностей.
Например, радиокорпоратив по случаю дня рождения компании, слушали в прямом эфире около трех тысяч человек, а в общий чат в этот день было отправлено две тысячи сообщений.
«Мы очень хотели найти оригинальный формат онлайн-мероприятия, в котором могло бы поучаствовать максимальное количество сотрудников. Оборудовали радиостудию в офисе, пригласили профессиональных ведущих, продумали сценарий эфира, — вспоминает Александра Шульц. — В студию приходили гости — топ-менеджеры, сотрудники, проработавшие в компании более 10-15 лет. Мы брали у них интервью, а в паузах устраивали для слушателей розыгрыши призов, звонили именинникам. Очень приятно было услышать в прямой трансляции и голоса коллег из самых удаленных от Москвы городов».
Интерактивный Новый год для детей
Вслед за корпоративом для сотрудников трансформировалась и детская новогодняя елка. Здесь на помощь пришла онлайн-трансляция.
Дети сотрудников накануне праздников в определенное время подключались к просмотру спектаклей с домашних гаджетов. Было организовано два новогодних представления: для ребят от трех до шести лет и от семи до десяти. Детки еще более младшего возраста смотрели трансляцию в компании родителей.
При этом, маленькие зрители могли взаимодействовать как с с героями, так и между собой: писать в чат, отвечать на вопросы викторины и даже танцевать на виртуальной дискотеке.
«У детей уже другие кумиры – например, главными героями наших шоу были не Дед мороз и Снегурочка, а «ожившие» в сказке соцсети и персонажи из компьютерных игр», — продолжает спикер.
Киберчемпионат
Киберспорт и ИТ неразрывно связаны друг с другом. В ЛАНИТ достаточно много игроков, и компания поддерживает их интерес.
«Мы с удивлением открыли для себя эту новую грань нашей корпоративной ДНК. Организуя соревнования по наиболее популярным дисциплинам (CS:GO, Dota 2, World Of Tanks и FIFA), мы не ожидали такого большого отклика. Мы как будто нажали на кнопку — и все закрутилось. Думаю, что у всех ИТ-специалистов страсть к компьютерным играм заложена на генетическом уровне», — рассказывает Александра Шульц.
Сначала прошли соревнования среди сотрудников и киберспортивные состязания с компаниями-партнерами. Следующий шаг — ЛАНИТ стал организатором первого корпоративного кибертурнира «Банки против ИТ» — по семь компаний с каждой стороны.
«Турнир длился три месяца, что еще раз подтвердило интерес со стороны игроков. К сожалению, наша команда не вышла в финал. Однако победу в чемпионате одержала команда одной из крупнейших телекоммуникационных компаний, так что лидерство в киберспорте все равно осталось за представителями ИТ-сферы, — продолжает Шульц. — Для нас же это был очень важный опыт, в том числе организаторский».
В 2022 году компания уже выступила в качестве генерального партнера Международного чемпионата по киберспорту «Лига Чемпионов Бизнеса». Благодаря такой поддержке победители чемпионата получат ценные призы: рюкзаки, клавиатуры и прочие игровые аксессуары от ведущих производителей киберспортивной периферии.
Президент группы ЛАНИТ Филипп Генс отметил, что в планах компании вывести киберспортивные турниры на более высокий уровень: интерес к этому виду спорта колоссальный: «Мы и дальше хотим активно развивать это направление, а также вдохновлять и вовлекать коллег по рынку. И партнерство с «Лигой Чемпионов Бизнеса» идеально для наших целей и задач – в частности, у проекта готовая, интенсивно развивающаяся платформа. Уверен, что благодаря объединению наших усилий киберспорт в России станет еще мощнее и масштабнее».
ЛАНИТ уже сейчас поддерживает корпоративный киберспорт и вне больших турниров, соревнуясь с другими компаниями в дружеских дерби. Так сборная ЛАНИТ сыграла с игроками банка «Уралсиб», одержав победу со счетом 4:1.
Если потенциальный соперник хочет посоревноваться с ЛАНИТ в киберспортивном мастерстве, то есть два пути. Во-первых, эта компания может просто прийти в «Лигу Чемпионов Бизнеса» и заявить о своем желании участвовать в турнире. Второй способ таков: можно обратиться напрямую в ЛАНИТ и провести мини-чемпионат в формате дружеского дерби.
Готовые программы тренировок, бега и медитаций в одном приложении
Еще один инструмент, позволяющий формировать онлайн-сообщество по интересам, — мобильное приложение для занятий спортом LanitFit. Компания запустила его в прошлом году. В LanitFit есть готовые программы тренировок от профессиональных тренеров, утренние зарядки, функциональные тренировки, а еще программы для занятий бегом, йогой, дыхательными практиками или медитациями.
Использовать приложение можно для участия в марафонах, групповых тренировках. «Мы заметили, что именно соревновательный момент подстегивает многих не пропускать занятия, утренние пробежки, участвовать в челленджах, — говорит Александра Шульц. — Вместе наши сотрудники прошли вокруг Земли, достигли самой крайней восточной точки России — мыса Дежнева и вернулись обратно в Москву, а на Новый год посетили резиденции Деда Мороза и Санты. Это была эстафета, когда каждый из участников выбирал себе определенный участок пути. Пройденное им расстояние отображалось в приложении и засчитывалось как часть общего маршрута».
Бот для профессионального общения
Для неформального общения и нетворкинга с коллегами можно подписаться в Telegram на чат-бота Фердинанд. Его запустили в ЛАНИТ в прошлом году. Цель — познакомить как можно больше сотрудников компании между собой.
Для этого Фердинанд предлагает каждому внести в личный профиль бота свои интересы: описать свою профессиональную область экспертизы и рассказать о хобби. Если желания делиться информацией о себе нет, Фердинанд подберет собеседника рандомно.
Сформировавшейся паре собеседников Telegram-бот предложит вместе выпить кофе — в одном из кафе на территории офиса или же встретиться онлайн. Ведь собеседник может проживать как в Петербурге, так и в Красноярске.
Спикер ЛАНИТ подчеркивает, что случайность — основная «фишка» Фердинанда. «Если вы хотите пойти на встречу с определенным человеком, вы это сделаете и так, а бот помогает преодолеть себя тогда, когда хочется расширить сеть контактов, но стесняешься или просто лень заниматься нетворкингом самостоятельно», — уверяет она.
На встречу с собеседником, которого подобрал бот, отводится две недели. Через 14 дней программа предложит новое знакомство. Но никто не помешает общаться дальше с теми людьми, которые были найдены ранее.
Вместо заключения
Тренд на развлечение сотрудников уходит в прошлое и корпоративные коммуникации как часть HR-процессов «взрослеют». В условиях удаленной работы и неопределенности на первый план выходит создание комфортной психологической атмосферы. При этом, в новой фиджитал-среде гибридные форматы взаимодействия становятся одним из ключевых инструментов, помогая компаниям быть на одной волне с сотрудниками.