В один клик: что скрывается за обещанием доставить товар за 15 минут

Посылку прежде привозят в пункт выдачи рядом с покупателем, а затем уже силами курьеров «последней мили» вручают заказчику
В один клик: что скрывается за обещанием доставить товар за 15 минут
Как устроена доставка «по клику». Фото: shutterstock.com

В 2023 году россияне потратили на онлайн-покупки 7,9 трлн рублей, это данные исследования Data Insight. В этом году, по прогнозам экспертов, будет 10 с лишним триллионов. Только представьте, сколько это товаров (даже моя скромная доля в них есть!). И каждый из них нужно доставить покупателю. 

Согласно множеству опросов, чаще всего наши люди забирают свои приобретения в пунктах выдачи заказов (ПВЗ). Другие популярные альтернативы – постаматы и курьеры. Интересно, что по вызову совсем не обязательно приедет человек: в некоторых сервисах и районах Москвы работают милейшие роботы-доставщики. Но это пока что столичный шик.

Словом, вариантов много. Вот только не все товары реально получить в экспресс-режиме, за считаные часы. Чаще приходится довольствоваться схемой «ваш заказ привезут с 12 до 21 часа». Если время есть, можно и подождать. Или… попробовать еще один вариант – доставку «по клику». Этот способ стал доступен нам, покупателям, не так давно.

Доставка «по клику» позволяет получить свои обновки в интервале 15–30 минут.
Доставка «по клику» позволяет получить свои обновки в интервале 15–30 минут. Фото: shutterstock.com

Доставка «по клику» позволяет получить свои обновки в интервале 15–30 минут. Речь не о промежутке между оплатой на сайте и вручением товара. «Клик» работает так: после оформления покупки вещь приезжает на ближайший к получателю мини-склад. И хранится там до тех пор, пока вы не нажмете кнопку «Вызвать курьера».

Этот вариант удобен тем, что не приходится ждать доставщика в течение длительного промежутка времени, гадая, успеешь ли выскочить за продуктами, пока он везет тебе, к примеру, новую куртку или смартфон.  Появилось буквально полчаса, когда можно спокойно получить покупки, – жмешь кнопку. По крайней мере, так это выглядит в теории.

А как на практике? Решили разобраться и проверить на личном опыте.

"Клик" удобен тем, что не приходится ждать доставщика в течение длительного промежутка времени.
«Клик» удобен тем, что не приходится ждать доставщика в течение длительного промежутка времени. Фото: shutterstock.com
Кто уже в теме

Изучение рынка показало, что доставка «по клику» сейчас есть у Яндекс Маркета, сберовского маркетплейса Мегамаркет и парфюмерного «Золотое яблоко». Лично у меня клик раньше ассоциировался только с первой компанией – замечал их рекламу на улицах да слышал пару упоминаний от знакомых. Про остальные сервисы узнал, сам совершив пару кликов в Гугле.

Например, курьерская компания СДЭК начала тестировать услугу в ноябре 2022-го. Но дальше пилота еще не пошло. Руководитель департамента внутригородской логистики компании Анна Барсукова рассказала KP.RU, что они столкнулись «с операционными сложностями: внутренние процессы не были выстроены под такой вид услуг». В середине лета в Москве СДЭК хочет вновь обкатать «клик».

После оформления покупки вещь приезжает на ближайший мини-склад, и хранится там, пока вы не нажмете кнопку «Вызвать курьера».
После оформления покупки вещь приезжает на ближайший мини-склад, и хранится там, пока вы не нажмете кнопку «Вызвать курьера». Фото: shutterstock.com

В разные годы с этой услугой также экспериментировали маркетплейс Wildberries и курьерская компания Boxberry. Оба начали с одного пункта из всей своей сети с обещанием дальнейшего масштабирования. В WB нам рассказали, что опцию продолжают тестировать и постепенно она будет расширяться на все ПВЗ. Но конкретики (как, где, когда) не озвучили.

– Пока возможность оформить экспресс-доставку из пункта выдачи доступна через сайт и в мобильном приложении Android для части ПВЗ, – рассказал представитель маркетплейса Дмитрий Борщевский.

Пресс-служба Boxberry на запрос о состоянии услуги не ответила.

В Ozon доставки «по клику» нет. Есть экспресс – «Привезем в течение дня, выбирайте интервал» (доступен не для всех товаров). Цена услуги скачет: какой-то товар привезут бесплатно, какой-то – за 30 руб., а другой – за 395 руб. Заметно, что товары с экспресс-доставкой как будто стоят дороже тех же самых, но с обычной доставкой в пункт выдачи. Вероятно, продавцы хотят компенсировать затраты на курьеров, вкладывая часть расходов в цену.

Тест для тех, где есть

Переходим к тем, у кого доставка по клику уже работает. Будем тестировать. Есть отличный повод – сезон дач, отпусков и прочих летних радостей: лето в Москве в этот раз выдалось хоть и дождливое, да знойное.

В теплое время года я преимущественно стараюсь жить за городом. Мотаясь между дачей и городской квартирой – не говоря о родной редакции, – сложно сориентироваться, будет ли время забежать в ПВЗ или спокойно посидеть на одном месте, поджидая курьера. Готовясь к очередному короткому заезду в Москву, решил совместить приятное с полезным: закупиться тем, что точно сделает мое лето еще лучше, а заодно – испытать «клик». Ну что ж, отправляемся на онлайн-шопинг. 

На Яндекс Маркете положил в корзину надувной бассейн. Доставка «по клику» – бесплатно.

Товар-Яндекс

В Мегамаркете взял складную корзину для пикника.

Товар мегмаркет

В «Золотом яблоке» выбрал «набор миниатюр» – шампуни и гели для душа в маленьких баночках, которые удобно брать в дорогу. В командировках и летних выездах на выходные (тариф «без багажа») пригодится.

Товар Золотого Яблока

Здесь пришлось повозиться: товары с доставкой «по клику» никак не хотели выпадать в результатах поиска. Мне предлагали либо обычную доставку, либо экспресс за 2 часа – 199 руб. Перечитал условия магазина про этот вид доставки: «Доступна в некоторых районах городов присутствия». Очевидно, мой район на востоке Москвы не подходил. Ладно, протестируем экспресс за 2 часа.

За сколько доставили

Прошло три дня, и товары привезли в дарксторы. Яндекс Маркет о доставке заказа уведомил сообщением, звонком и письмом на почту с напоминанием заказать «клик» – вызвать курьера, когда я буду готов.

Мегамаркет молчал. Пока я не зашел в свой аккаунт на сайте, и не знал, что товар готов к последней миле.

В «Золотом яблоке», напомним, опробуем просто экспресс, так как «по клику» на мой адрес они отчего-то не возят.

Что ж, последний этап. Делаю тот самый «клик».

Маркет доставляет из дарксторов (сеть складов) Яндекс Лавки. От ближайшего до моего подъезда 1,19 км пешком. Как потребителю мне понравилось, что вызвать курьера можно и через сайт, и в приложении – причем хоть в приложении самого Маркета, хоть в Яндекс Go, хоть в Лавке. Кстати, в последнем случае вместе с «кликовой» покупкой могут сразу привезти и продукты. Стоимость доставки будет бесплатной.

Заявленное время доставки указано «15–30 минут». Уселся с таймером. Уже через 9 минут курьер был на пороге – скорость обусловлена тем, что ехал доставщик на велосипеде. Вызвать курьера с заказом можно круглосуточно.

Клик-кнопка-Яндекс

Мегамаркет везет «кликовые» покупки со складов сервиса доставки продуктов «Самокат». Он принадлежит «Сберу» (как и сам маркетплейс). При этом в приложении «Самоката» не было указано, что меня ждет посылка от Мегамаркета. И не было возможности добавить к моей корзине для пикника еще и продукты – хотя это было бы очень удобно, собирайся я в тот же день на природу. 

От моего подъезда до склада – 590 метров. Вызвать доставщика можно с 08.00 до 23.00. Я заказал курьера в 18.28. Сначала сайт написал «Доставим в 18.58» – то есть тот самый лимит 30 минут. Затем время скакнуло на две минуты вперед – до 19.00.

Впрочем, курьер уложился аккурат в 30 минут от первого срока. Но выяснился еще один нюанс. Несмотря на то, что в «Самокате» я зарегистрирован, пользуюсь, все мои «пароли и явки» давно забиты в память этого сервиса, «кликовый» курьер позвонил, чтобы спросить код входной двери. Думаю, потому, что этот код у меня был указан (и сохранен) только в «Самокате», а на Мегамаркете – нет. Выходит, что сервисы внутри одной и той же сети не обмениваются данными. Время тратит как доставщик на звонок, так и клиент, давая пояснения.

У «Золотого яблока» доставка «по клику» была заявлена от 30 до 60 минут. Но напомню, мне – в силу какой-то неподходящей географии – эта услуга была недоступна. А вот в отведенные на экспресс-доставку два часа курьер уложился без проблем. Но этот вид доставки все же не стоит сравнивать с «по клику» – это отдельный формат, который и у других площадок есть. Проверил: на Яндекс Маркете экспресс также доставляют в аналогичный срок – 2 часа, а у сберовского маркета – «от 2 часов».

Что дальше

Я по итогам изучения рынка и собственного эксперимента пришел к таким выводам. При современной скорости жизни и нашей уже сложившейся привычке к хорошему сервису «Доставка «по клику» – формат очень перспективный. Кто откажется от возможности не ходить в ПВЗ, не ждать часами курьера? Конечно, проще в любой удобный (тебе, а не компании) момент нажать кнопку и через считаные минуты получить заказ.

Но, похоже, для самих сервисов и маркетплейсов внедрение такой услуги – дело не такое простое, как хотелось бы нам, покупателям. Массовой опцию «клика» пока точно не назовешь. Но в будущем – ее популярность и распространенность точно будут расти: как известно, в битве за потребителя выигрывает тот, кто делает жизнь этого самого потребителя удобнее и проще. А к доставке «по клику» это точно относится – проверено на себе.