Сколько бы сегодня ни велось споров о влиянии молока на наш организм, ценность этого продукта проверена веками. Главное – знать меру. По утверждению специалистов Роспотребнадзора1, два стакана молока, кефира или ряженки в день здоровому человеку не повредят, только пойдут на благо. Вместе с ними мы получаем больше половины суточной нормы кальция, витамины D, В2 и В12, калий, фосфор, а также незаменимые аминокислоты.
Разумеется, пользу взрослым и детям приносит только качественная молочка. И производители готовы ее предложить. Современные заводы делают ставку на натуральное сырье, стараясь свести к минимуму количество искусственных ингредиентов. Многие российские предприятия возрождают традиции советского производства, чтобы вернуть потребителю тот самый «вкус детства». Кроме того, постоянно выпускаются новые продукты, в том числе для сторонников ЗОЖ.
В материале собраны лучшие молочные заводы по мнению редакции проекта «Выбор экспертов». Статья носит рекомендательный характер и не является руководством к покупке и иным действиям.
Выбор редакции
Рейтинг составлен на основе мнения редакции КП. Рекомендации и дополнения по рейтингу вы можете отправить на почту expert@kp.ru. Для обсуждения вопросов рекламного сотрудничества звоните по телефону +7 (495) 637-65-16 (по будням с 9:00 до 18:00).
«Экомилк»
Один из лидеров российского молочного рынка с объемом производства свыше 1 000 тонн продукции в месяц. Компания ведет свою историю с 1999 года – за четверть века отмечена множеством наград отечественных и международных выставок. Основной производственной площадкой служит Озерецкий молочный комбинат (Московская область). Все процессы на предприятии автоматизированы, а предмет особой гордости представляет собственная лаборатория, позволяющая контролировать качество на каждом этапе.
Производитель считает своей визитной карточкой сливочное масло, однако общий ассортимент продукции весьма богат – в нем более 50 наименований. Помимо молока, сметаны, творога, внимание покупателей привлекают твердые и плавленые сыры, а также йогурты и коктейли. У компании шесть торговых марок, включая классическую «Экомилк», премиальную «Алтайскую коллекцию» и бюджетную «Альпийскую коровку». Сравнительно недавно потребители открыли для себя серию масла «РОМБ», творожную массу «Деревенское подворье» и молочные десерты Ecomilk.Solo.
Продукцию «Экомилк» можно найти в любом уголке России, куда дошел ритейл: она в изобилии представлена в самых известных торговых сетях.
На какие продукты стоит обратить внимание
«Алтайская коллекция»
В линейку премиум-продуктов входят: пастеризованное молоко 2,5% жирности и отборное (3,4 – 4,5%), кефир 2,5%, творог 0,5, 5 и 9%, сметана 15 и 20%, сливочное масло 82,5%, творожная масса 7 и 7,5%, питьевой йогурт 2,5% с шестью разными вкусами. Знак «Сибирское качество» на упаковке означает, что для изготовления использовалось экологически безупречное сырье с Алтая.
Инновационная тара Pure Pak Sense тоже демонстрирует экологичность: при ее производстве в окружающую среду выделяется меньше углекислого газа – так заявляет изготовитель.
Ecomilk.Solo
Линейку по достоинству оценили любители легких молочных десертов. Производитель предлагает йогурт 4,2% с девятью вкусами – от классической малины с земляникой до экзотического кленового сиропа с грецким орехом. А тех, кто не прочь освежиться молочным коктейлем, ждут четыре традиционных вкуса: клубника, банан, шоколад и пломбир. Жирность питьевого продукта – 2%.
Рейтинг топ-8 лучших российских молочных заводов
«Русское молоко»
Агрохолдинг полного цикла, объединяющий восемь предприятий. Компания была создана в 2003 году и за двадцать с лишним лет обзавелась 23,5 тыс. га пашни, фермами и перерабатывающим заводом. Все объекты расположены в Рузском районе – отсюда и торговая марка «Рузское молоко». Игра слов не мешает покупателям узнавать на полках молоко, сметану, масло, сыр полюбившегося бренда – всего под ним выпускается около 40 товаров.
Производитель особо подчеркивает экологичность и полезные свойства продукции. Во-первых, Рузский район считается одним из самых чистых в Подмосковье, а на полях холдинга не применяется вредная химия. Во-вторых, фермы находятся рядом с заводом, потому в переработку поступает свежее молоко. Это позволяет выпускать продукты не только для повседневного употребления, но и лечебно-профилактических целей: например, кефир с лактулозой или йодированным белком.
Предприятие перерабатывает 50 тонн молока в сутки. Продукция широко представлена в Москве и Подмосковье, а также Санкт-Петербурге, Рязанской, Воронежской, Орловской областях и республике Татарстан.
На какие продукты стоит обратить внимание
Кефир
Производитель предлагает несколько видов кисломолочного продукта. Среди них кефир пониженной жирности 1,5%, классический 2,5%, а также 3,2 – 4%, богатый витаминами и пробиотиками. Все приготовлены на живых кефирных грибках, а потому улучшают пищеварение и помогают избавлять организм от вредных веществ.
Для восстановления микрофлоры рекомендуется кефир 2,5% с пребиотиком лактулозой. Продукт с йодированным белком (2,5%) помогает восполнить дефицит йода. А больше всего благоприятных отзывов получает биокефир 2,5%, который может с пользой заменить перекус.
Творожная продукция
В ассортименте творог мягкий, рассыпчатый, зерненый различной жирности – от 4 до 18%, а также обезжиренный. В качестве десерта часто покупают творожную массу 10% с изюмом. В канун Христова Воскресенья большим спросом пользуется пасха с ягодами и орехами (23%).
«Молвест»
Крупная компания, основанная в 2006 году на базе Воронежского молочного комбината. Сегодня это производство полного цикла с впечатляющими масштабами: 10 собственных ферм, центр селекции и генетики, комбикормовый завод и девять предприятий по выпуску молочной продукции, перерабатывающие до 500 тыс. тонн молока в год.
В ассортименте «Молвест» свыше 250 наименований. Интересно, что флагманская марка «Вкуснотеево», известная по всей России, появилась раньше самой компании – в 2000 году. Сейчас под этим брендом выпускается более 200 товаров – от пастеризованного молока до сливочного крема и глазированных сырков.
Не остаются без внимания покупателей и другие марки: «Иван Поддубный», «Волжские просторы», «Кубанский хуторок». Популярностью пользуются сыры «Молвест» и Felicita, йогурты «Фруате», а также детская линейка «Нежный возраст». Продукцию компании особенно хорошо знают в центральных и южных регионах страны – здесь работают 13 торговых представительств.
На какие продукты стоит обратить внимание
Felicita
Под маркой выпускаются традиционные итальянские сыры буррата и моцаррела. По утверждению производителя, продукты изготавливаются по классической рецептуре и технологии.
«Нежный возраст»
В линейку входят продукты, специально разработанные для школьников и дошколят. Молоко 2,5% и отборное 3,2% жирности производится из лучшего сырья без использования сухого компонента. Кефир и «Бифилайф» 3,2% на особой закваске подходят для питания детей с 3 лет. С такого же возраста ребенку можно давать творог натуральный 5% и десертный 4% с тремя вкусами – оба продукта обогащены белком и кальцием. Нравится маленьким лакомкам и питьевой йогурт 1,5% – можно выбрать персиковый, яблочно-грушевый или черничный.
Вологодский молочный комбинат
Сохранение профессиональных традиций – главный принцип вологодского предприятия. А традиции у него богатые: производство начиналось в 1933 году с маленькой маслобойни. В наши дни комбинат ежедневно перерабатывает до 350 тонн молока и занимает ведущие позиции в молочной индустрии Северо-Западного федерального округа.
Как заявляет производитель, вся продукция изготавливается исключительно из натурального сырья. Ассортимент насчитывает более 50 наименований. Большая часть товаров выпускается под флагманской торговой маркой «Вологжанка», которая была создана в 2003 году. Покупатели охотно берут молоко, творог, сметану знакомого бренда. Кроме того, детям и взрослым нравятся йогурты марки «Молочное счастье» и коктейли «Вологоша». Знаменитое сливочное масло поступает в продажу под брендом «Вологодское».
Продукция Вологодского молочного комбината представлена в основном в Северо-Западном и Центральном округах, а также в Севастополе.
На какие продукты стоит обратить внимание
Сливочное масло «Вологодское»
Продукт изготавливается по классической рецептуре, разработанной еще в XIX веке родоначальником отечественного маслоделия Николаем Верещагиным. Комбинат производит сливочное масло жирностью 82,5%, 72,5%, 61,5%, а также топленое 99% и шоколадное 62%.
Предмет особой гордости предприятия – масло в деревянных бочонках, туесах и керамических горшочках. Натуральный продукт в уникальной таре – прекрасный подарок гурману и поклоннику вологодского промысла. В сувенирных емкостях продают только масло 82,5%. Объем – от 200 до 1 000 г.
Молочные коктейли «Вологоша»
Целая радуга вкусов для детей и взрослых – шоколад, ванильное мороженое, сливочный ирис, клубника, банан, манго и дыня, пина-колада. В линейке представлены пастеризованные напитки со сроком годности до 14 суток и ультрапастеризованные, которые хранятся до 360 суток. Жирность продуктов – от 2,4 до 2,7%. Объем – от 470 до 1 050 г.
«МИЛКОМ»
Шесть современных заводов, переработка 500 тыс. тонн молока в год, 11 популярных брендов – все это компания «МИЛКОМ», основанная в 1992 году. Под крылом акционерного общества собраны крупные предприятия Удмуртии, Татарстана и Пермского края. В их числе знаменитое «Ижмолоко», Кежский сырзавод, Пермский хладокомбинат «Созвездие», который славится своим мороженым.
Многообразие производственных площадок позволяет выпускать все виды молочной продукции. Самая известная торговая марка компании – «Село Зеленое», объединяющая 38 товаров среднего ценового сегмента. Помимо привычного пастеризованного молока, кефира, сметаны, под брендом выпускаются полутвердые сыры, масло, сыворотка, простокваша, фирменный пудинг и другие продукты.
Покупатели также отдают должное детской линейке «Топтыжка», коктейлям и йогуртам Angelato, бюджетному мороженому «Фаворит», серии Fitness time для сторонников активного образа жизни. Продукция «МИЛКОМ» доступна во всех российских регионах.
На какие продукты стоит обратить внимание
«Для всей семьи»
Торговая марка позиционируется как «народная»: продукты в ретро-упаковке с ромбами привлекают покупателей оптимальной ценой и высоким качеством. Под брендом выпускаются пастеризованное молоко и кефир с содержанием жира 2,5%, обезжиренный творог и сладкие творожные сырки, сметана 15 и 20%.
Fitness time
Линейка разработана для тех, кто стремится оставаться в форме каждый день. В ассортименте представлены протеиновое молоко, биокефир жирностью 1% с пробиотиками и пребиотиками, обогащенные белком йогурты. Альбуминные творожки с коллагеном помогают привести в норму вес, улучшить состояние кожи, повысить иммунитет. Сывороточные напитки без сахара, с натуральным соком и зеленым чаем матча отлично утоляют жажду и заряжают энергией.
«Ростагроэкспорт»
Группа компаний, основанная в 1995 году, известна прежде всего глазированными творожными сырками, которые до 2022 года выпускались под маркой «Б. Ю. Александров», затем «А-Ростагрокомплекс» и наконец «Ростагроэкспорт». К счастью, неоднократный ребрендинг не повлиял на качество продукции. Причем речь не только о сырках: ГК производит более 250 наименований товаров, в числе которых молоко и кисломолочные продукты, сметана, творог.
Столь широкие возможности дает главная площадка группы – завод в Пушкинском районе Московской области, который перерабатывает свыше 400 тонн молока в сутки. Ежедневный объем готовой продукции превышает 180 тонн, но среди всего ее многообразия производитель по-прежнему уделяет основное внимание творожным сыркам и десертам, предлагая потребителю как элитные, так и бюджетные изделия.
Бренд «Ростагроэкспорт» хорошо знают покупатели по всей России: продукция продается практически в каждой федеральной торговой сети.
На какие продукты стоит обратить внимание
Национальные кисломолочные напитки
Находка для любителей пробовать новые вкусы. Под торговой маркой «Ростагроэкспорт» выпускаются тюркский катык (4% жирности) и айран (1%), армянский мацони (3,2%) и тан. Причем последний предлагается в трех вариантах: классический (0,5%), с горчичным порошком для окрошки (1%) и огурцом и зеленью (0,5%).
«Пора есть»
Бюджетная линейка творожных продуктов. В нее включены сырки трех видов – с ванилью, вареной сгущенкой и «Картошка» с какао. Жирность – 5 и 20%. Сладкоежек также привлекают десерты в вафельных рожках (10%).
Несмотря на доступную цену, основным ингредиентом здесь, к приятному удивлению покупателей, выступает натуральный творог. Производитель пошел по пути уменьшения массы продукта: сырки и рожки весят всего по 30 г. Те, кто любит побольше, могут выбрать обычный творожный сырок в 80 г (9% жирности) либо творожную массу в 150 г (10%) с изюмом или курагой.
Саратовский молочный комбинат
Лидер региональной пищевой отрасли с 60-летней историей. В 2010 году была проведена масштабная модернизация: появились комплектная линия пастеризации, новый цех кисломолочных продуктов, современное оборудование для изготовления творога. Сегодня комбинат выпускает свыше 200 тонн продукции в сутки. По заверению производителя, в переработку идет только свежее молоко от местных сельхозпредприятий.
С 2007 года все товары поставляются на рынок под одной маркой «Добрая Буренка». Покупателям предлагают широкий ассортимент молока и сливок, в том числе ультрапастеризованных, разнообразную кисломолочку, включая «Снежок» и питьевые йогурты, рассыпчатый творог, сметану, сливочное масло, а также молочные коктейли и сывороточные напитки. В зависимости от потребностей можно выбрать продукцию со сроками годности от 7 до 180 суток. Товары Саратовского молочного комбината реализуются во всех российских регионах и на территории Казахстана.
На какие продукты стоит обратить внимание
Молоко 4,7% и 6%
Редкий для отечественного рынка продукт: молоко повышенной жирности выпускает не каждый производитель. На упаковке саратовского напитка значится: «Идеально для взбивания». Действительно, такое молоко отлично подходит для приготовления соусов, кремов, домашнего мороженого. Срок хранения – 180 суток.
Сливочное масло
Под брендом «Добрая Буренка» производится масло с разным процентом жирности: 82,5%, 72,5% и 61,5%. Это позволяет покупателю выбрать продукт с нужной калорийностью. Вес упаковки 180 г.
Тульский молочный комбинат
Одно из старейших региональных предприятий, открытое в суровом 1943 году. Здесь не только внедряют передовые технологии, но и щепетильно относятся к выбору поставщиков сырья. Компания сотрудничает с 25 хозяйствами в центральной России, которые были отобраны путем системного аудита. Как поясняют на комбинате, такой подход позволяет ручаться за качество товаров.
Предприятие производит весь спектр молочной продукции – более 60 наименований. Первый бренд «Бежин луг» был запущен в 1997 году, и сегодня потребителю хорошо известны молоко, кефир, сметана, сливочное масло, плавленые и творожные сыры с таким названием. Под этой же маркой выпускается запатентованный продукт Тульского молочного комбината – питьевой творог.
Есть у предприятия и другие бренды: творожный «Деревенская сказка», сырные «Бонфрэ» и Endorf, йогуртный «Приволье» и универсальный «Тульский». Территория продаж охватывает центр России – кроме родного региона, это Московская, Воронежская, Рязанская и соседние области.
На какие продукты стоит обратить внимание
Питьевой творог «Бежин луг»
Эксклюзивный продукт Тульского молочного комбината, который изготавливают путем ультрафильтрации. Запатентованная технология позволяет сохранить максимум полезных веществ, в том числе альбуминов – сывороточных белков. Питьевой творог выпускается с натуральным вкусом и с ягодными наполнителями. Жирность – 3,5 и 3,9%.
Сыры Endorf
Еще один пример новаторства тульских молочников. Твердые и полутвердые сыры, представленные в линейке, созревают в крупных головах весом 40 кг и диаметром 65 см. При таких габаритах консистенция получается плотнее, вкус – богаче, а продукт – полезнее за счет правильной работы молочнокислых бактерий. Бренд Endorf объединяет шесть сортов твердого и полутвердого сыра, включая пармезан.
Агромолкомбинат «Рязанский»
Крупная молочная компания полного цикла, известная по уникальному онлайн-проекту «Дом коров» с трансляцией жизни буренок в реальном времени. Благодаря внедрению передовых технологий комбинат, основанный в 1976 году, к сегодняшнему дню вышел на объемы производства 320 тонн продукции в сутки. Весь ассортимент, как утверждают на предприятии, изготавливается из натурального сырья без химических добавок, а за качеством строго следит собственная лаборатория.
У компании три торговых марки. Под брендом «АМКА» выпускаются пастеризованное и ультрапастеризованное молоко, сливки, кисломолочные продукты, сыр и масло. Чуть меньше линейка с задорным названием «Му-у» – в ней есть все, кроме сыра. Под маркой «С нашей фермы» потребители привыкли видеть молоко длительного хранения. Всего в ассортименте предприятия более 50 наименований. Продукция агромолкомбината «Рязанский» реализуется главным образом в центральных регионах России.
На какие продукты стоит обратить внимание
Сыр колбасный «АМКА»
Классический продукт с копченым ароматом, изготовленный по традиционному рецепту. Производится путем соединения и плавления творога, натурального сыра, сливочного масла, сметаны. Растительные жиры не используются. Жирность колбасного сыра – 40%.
Сливки «Му-у»
Ультрапастеризованные сливки жирностью 33% – незаменимый ингредиент воздушных кремов, нежных муссов, густых соусов и других кулинарных шедевров. Придают глубокий вкус кофе и чаю. Срок хранения продукта – 180 суток.
Рейтинг топ-3 лучших белорусских молочных заводов
ОАО «Савушкин продукт»
Ведущая молочная компания в Республике Беларусь. Создана на базе Брестского молочного комбината, построенного в 1976 году. Сегодня акционерное общество объединяет девять заводов, которые общими усилиями ежедневно перерабатывают около 3 800 тонн молока и 3 000 тонн сыворотки.
Ассортимент тоже впечатляет: свыше 350 наименований цельномолочной продукции и более 80 белых и желтых сыров. Натуральные молоко, кефир, сметану, йогурты в республике и за ее пределами знают прежде всего под торговой маркой «Савушкин», которая в 2001 году стала первым белорусским молочным брендом.
На российский рынок компания вышла в 2003 году. Нашему покупателю пришелся по вкусу новаторский продукт соседей – зерненый творог «101 зерно». Затем наступил черед других товаров – всего у объединения 11 торговых марок. Вторым известным брендом в России стал «Брест-Литовск», который также радует разнообразием: под этим названием выпускается все от молока до сыра. В общей сложности география продаж компании охватывает более 30 государств.
На какие продукты стоит обратить внимание
Творог зерненый «Савушкин»
Продукт, с которого производитель начал завоевание российского покупателя, сегодня выпускается в различных вариантах. Поклонники мягкого молочного вкуса ценят творог в чистом виде или со сливками (5% жирности). Любители ягодных и фруктовых добавок выбирают продукт с клубничным, малиновым, абрикосовым и другими наполнителями (5 и 3%).
Питьевые йогурты «Оптималь»
В линейку входят легкие кисломолочные напитки (2% жирности) с бифидобактериями. Благодаря составу питьевые йогурты улучшают пищеварение и способствуют повышение иммунитета. В ассортименте представлен натуральный продукт без сахара, а также напитки с восемью наполнителями – фруктами, ягодами и злаками.
ОАО «Минский молочный завод № 1»
Один из флагманов белорусской молочной индустрии с 95-летней историей. Сохраняя профессиональные традиции, компания ориентируется на современные запросы покупателей и выводит на рынок новые продукты. Например, завод первым в республике стал выпускать сыр «Фету» и до сих пор остается единственным производителем сыра с голубой плесенью.
«Первый молочный» – под таким названием предприятие знают на родине – ежесуточно перерабатывает 1 600 тонн молока. В товарном портфеле компании восемь брендов. Самые известные – «Минская марка» и «Славянские традиции»: это продукты повседневного спроса. Интерес покупателей также вызывают творожные сырки «Молочная страна», йогурты и желе Yoguru, сыры «Аристей» и «1 М молочный», десерты «Венский завтрак». Для детей есть особая линейка «Депи». Всего завод выпускает более 300 наименований продукции.
В экспортную карту предприятия входит 40 стран – среди них Россия на первом месте. В Москве и Санкт-Петербурге работают собственные логистические центры компании, отвечающие за доставку товаров по всей стране.
На какие продукты стоит обратить внимание
«Аристей»
Под торговой маркой выпускаются три вида сыра «Фету», которым так гордится предприятие. Это классический продукт с натуральным вкусом, с ароматом оливок, с кинзой и чесноком. По отзывам хозяек, весь сыр прекрасно подходит для салата и бутербродов. Линейку дополняет традиционная брынза. Жирность продуктов – 45%, вес 250 г.
«Венский завтрак»
Линейка адресована в первую очередь любителям легких творожных десертов (4% жирности). В ассортименте восемь изысканных вкусов – от черничного бисквита до манго с тыквой и чиа. Сладкоежки также могут оценить сметанное желе (12 и 15%) четырех видов: шоколадное, клубничное, ванильное и пломбирное. А поклонникам пикантных вкусов предлагается мягкий сыр 70% – сливочный и с наполнителем «зелень-чеснок».
ОАО «Милкавита»
Старейшее молочное предприятие Беларуси, основанное в 1927 году. На базе небольшой артели со временем был образован Гомельский молочный комбинат. В 2010 году он превратился в передовую компанию, продукция которой сегодня хорошо известна как на родине, так и за ее пределами.
В сутки завод перерабатывает около 1 000 тонн натурального сырья, полученного со 160 ферм домашнего региона. Каждый день с конвейеров сходит 600 тонн цельномолочной продукции, 30 – сливочного масла, 12 – сыров, 15 тонн йогуртов и десертов. Около 50 тонн приходится на долю сухих молочных продуктов. Общее количество товаров превышает 150 наименований.
У предприятия четыре торговых марки. Молоко, сметана, творог, йогурты, бионапитки, сливочное масло поставляются на рынок под брендами «Милкавита» и «Моя Славита». Есть линейка плавленых сыров Gustare и молочно-десертная Latte Barista. Продукция экспортируется в 18 стран, основная часть направляется в города России.
На какие продукты стоит обратить внимание
Творожные пудинги «Моя Славита»
Десерты под общим названием «Ласунак» жирностью 6% нравятся взрослым и детям. Изготавливаются из творога по технологии ультрафильтрации – отсюда нежная консистенция, похожая на желе. В ассортименте пудинги с четырьмя вкусами: персиковый, черничный, вишневый и ванильный. Вес 100 г, продаются по две штуки в упаковке.
Плавленые сыры Gustare
Пода маркой выпускаются сыры жирностью 40% – сливочный и с белыми грибами. Дополняют линейку два вида паст 25% – с зеленью и с маринованным сладким перцем и горчичными зернами. Эти продукты ценят любители бутербродов, выпечки, рулетов и блинов с начинкой.
Рейтинг топ-3 лучших молочных заводов в мире
«Вимм-Билль-Данн»
Европейская компания, стартовавшая в 1992 году на Лианозовском молочном комбинате. Производство началось с арендованной линии по розливу соков. Через четыре года появился молочный бренд «Домик в деревне», позже – йогурты «Чудо», кефир «Био-Макс» и торговая марка «Веселый молочник», которые знает уже не одно поколение россиян.
В 2011 году компания стала частью корпорации PepsiCo. В 2022 году бизнес «Вимм-Билль-Данн» разделился, но молочные предприятия остались в руках американского гиганта. Сегодня они обеспечивают 30% отечественного рынка молочной продукции.
В портфеле компании семь брендов, под которыми выпускаются все виды товаров от пастеризованного молока до десертов. Среди наиболее известных – кисломолочные напитки «Имунеле», коктейли из сыворотки и натурального сока «Мажитель», классические твердые сыры «Ламбер». Продукцию можно найти в любом уголке России, где есть супермаркеты федеральных торговых сетей.
На какие продукты стоит обратить внимание
«Имунеле»
Позиционируется как продукция для укрепления иммунитета. Под брендом выпускаются кисломолочные напитки жирностью 1,2% с разными вкусами, обогащенные витаминным комплексом, а также пробиотиками L.Rhamnosus и L.Casei. Для повышения защитных сил организма производитель рекомендует в течение трех месяцев ежедневно употреблять по две бутылочки продукта.
«Ламбер»
Узнаваемый бренд твердых сыров из натурального молока. В коллекции представлены классический продукт жирностью 50%, сыр «Гурмэ» 55%, более мягкий по текстуре и вкусу, и «Ламбер Легкий» 30% для тех, кто считает калории.
Lactalis
Крупная молочная компания, основанная в 1933 году во Франции. Начинала с изготовления сыра камамбер, в 50 годах освоила производство сливок и масла, а затем и питьевого молока в бутылках. В 1968 году появился знаменитый сырный бренд PRESIDENT.
На российский рынок французские молочники впервые вышли в 1997 году. В 2003-м построили собственный завод в Подмосковье и выпустили первую партию фирменных плавленых сыров. Сегодня у Lactalis в нашей стране четыре площадки, включая маслосыродельный комбинат в Тульской области, Белгородский молочный комбинат и его филиал в Свердловской области.
Возможности предприятий позволяют производить молоко и кисломолочку, сливочное масло и сыры, глазированные сырки и молочные коктейли. Покупатели знают эту продукцию под торговыми марками Parmalat и «Белый город». С 2022 года компания отделила российский сегмент от остального бизнеса, однако продолжает работать в нашей стране. Товары по-прежнему представлены во всех торговых сетях.
На какие продукты стоит обратить внимание
Творожная запеканка PRESIDENT
Готовое блюдо, которое удобно разогреть на завтрак или взять с собой на работу. Запеканка приготовлена из рассыпчатого творога жирностью 5,5% с добавлением вишни, кусочков груши или экстракта ванили – можно выбрать вариант по вкусу.
Безлактозные продукты Parmalat Comfort
Производитель позаботился о людях, которые не переносят молочный сахар или просто хотят его исключить. Специально для таких потребителей выпускается безлактозная линейка, куда входят молоко жирностью от 0,05 до 6%, сливки (11 и 20%), питьевой йогурт (1,5 и 1,7%), густой йогурт (3 и 3,5%), сметана (15 и 20%), творог (5 и 9%), сливочное масло (82,5%).
Ehrmann
Немецкий концерн, известный нам в основном по йогуртам и детскому питанию. Первый завод был основан в 1920 году. Чтобы выйти на европейский рынок, компании понадобилось почти 70 лет. Российский потребитель познакомился с продукцией из Германии в 1994, а через шесть лет Ehrmann открыл свое предприятие в Московской области.
В 2021 году концерн приобрел российские активы нидерландского производителя Campina, что позволило расширить товарный портфель и увеличить рыночную долю в нашей стране. Сегодня более половины продукции Ehrmann продается в России.
В отечественных магазинах представлено десять брендов компании. Среди них йогурты «Эрмигурт», уже ставшие классикой, питьевые и густые продукты «Услада», десерты EPICA с повышенным содержанием белка, протеиновые пудинги HYPER, детская линейка «Мама Лама». В арсенале производителя также марки Fruttis и «Нежный», доставшиеся от Campina. Продукцию концерна можно найти на полках каждого супермаркета.
На какие продукты стоит обратить внимание
HYPER
Протеиновые пудинги жирностью всего 1,5%, без сахара и лактозы выбирают сторонники активного образа жизни. В каждом стаканчике содержится 20 г белка, поэтому продукт отлично утоляет голод и помогает восстановить силы. В линейке два вида десертов – шоколадный и ванильный.
«Мама Лама»
Линейка кисломолочных продуктов для детей от 3 лет. Родителей привлекает творожок жирностью 3,8% – классический и с четырьмя наполнителями. Малышам также нравится питьевой йогурт (2,5%) в шести ярких вкусовых вариантах. А творожный десерт (5,7%) с ягодным или фруктовым пюре, печеньем и хрустящими шариками в шоколаде приводит сладкоежек в восторг. По заявлению производителя, все продукты изготовлены из натурального сырья, без крахмала, с уменьшенным количеством сахара.
Как выбрать производителя молока и молочных продуктов
Сегодня в магазинах представлены десятки молочных брендов. Можно пробовать все подряд или ориентироваться только на цену, но многие предпочитают покупать продукцию одного предприятия. Чтобы найти своего производителя, стоит руководствоваться несколькими критериями:
Ассортимент
Продукты повседневного спроса есть в арсенале каждого переработчика. Это молоко, сметана, кефир, творог, сливочное масло. Но некоторые производители выпускают специализированные линейки: например, для детей, сторонников здорового питания или людей с лактозной непереносимостью. Если у вас особые требования к молочной продукции, разумно будет поискать такие бренды.
Территория производства
Молочные комбинаты, расположенные в экологически благоприятных районах, производят более безопасную и полезную продукцию. В первую очередь это касается предприятий замкнутого цикла, которые самостоятельно выращивают коров и получают сырье для переработки. От расположения пастбищ и качества кормов, заготавливаемых агрохолдингами, напрямую зависит качество молочных товаров, поступающих в магазины.
Состав продуктов
На своих сайтах многие производители заявляют, что изготавливают продукцию только из свежего сырья. Однако в бюджетных линейках часто используется сухое молоко. Это должно быть указано на упаковке. Например, питьевое молоко в таком случае обязано именоваться «восстановленным» или «молочным продуктом».
Обращайте внимание на наличие стабилизаторов и консервантов. Если вы ищете исключительно натуральную продукцию, таких добавок быть не должно.
Соответствие ГОСТ или ТУ
Многие считают продукты, изготовленные по ГОСТ, более качественными. В этом есть смысл: государственные стандарты обычно строже по сравнению с техническими условиями, установленными самим производителем. К тому же ГОСТ предъявляют одинаковые требования к определенной продукции на всей территории страны.
Тем не менее ТУ – это тоже стандарты. Более того, часто в них закладывают дополнительные параметры, которых нет в ГОСТ, что повышает качество товаров. В отраслях с большой конкуренцией – к ним относится и молочная индустрия – технические условия могут устанавливать нормы, даже превосходящие ГОСТ. Так что относиться к ТУ пренебрежительно не стоит.
Отзыв эксперта о заводах – производителях молока и молочных продуктов
Рекомендациями по выбору производителя молока и молочных продуктов делится Мария Жебит, заместитель генерального директора Национального союза производителей молока:
«Чтобы выбрать качественный и безопасный молочный продукт, который подходит именно вам, следует придерживаться нескольких основных правил. Во-первых, всегда внимательно читайте этикетку и состав. Зачастую покупатель приобретает соус с добавлением сметаны или растительный продукт, произведенный по ее технологии, а не сметану, и оказывается недоволен ее консистенцией и вкусом. Или покупает не сыр, а пищевой растительный продукт для веганов.
Во-вторых, внимательно читайте тип продукта. Нормализованное — это молоко, которое нормализовали по жирности, то есть привели к некой норме: разделили на тяжелую жирную часть и легкий обезжиренный обрат и смешали в нужной пропорции, чтобы получить требуемую жирность – 1,5%, 2,5%, 3,2%. Ультрапастеризованное — это молоко, которое подвергалось кратковременной термической обработке при высокой температуре — от 135 до150°C. Это позволяет разрушить микроорганизмы и сохранить витамины и полезные микроэлементы.
Стерилизованное молоко прошло процедуру длительного кипячения в течение 30 минут при температуре 120-150°C. Такое молоко хранится до шести месяцев, так как в нем совсем нет патогенной микрофлоры. Из него не получится сделать простоквашу без добавления закваски, потому что нет микроорганизмов. Если вы любите более насыщенный вкус молока, то покупайте отборное. Это молоко, которому на заводе не задавали норму жирности. У него будет более яркий вкус по сравнению с обезжиренным или любым другим молоком более низкой жирности.
Еще несколько важных советов: не покупайте молочные продукты с рук у случайных людей. Вы не знаете, болела ли корова и чистые ли были руки у дояра. Не проверяйте молочку народными методами: не нужно капать йод в молоко, поджигать творог, размешивать сметану с водой — это ничего вам не скажет о качестве и безопасности продуктов. Это средневековые и антинаучные методы, которые не имеют никакого отношения к реальности».
Популярные вопросы и ответы
На вопросы отвечает Мария Жебит, заместитель генерального директора Национального союза производителей молока.
Какую продукцию выпускают молочные заводы в России?
Где расположены самые крупные молочные заводы в России?
Как можно проверить продукцию молочного завода на соответствие ГОСТу?
Источники
- https://www.rospotrebnadzor.ru/activities/recommendations/details.php?ELEMENT_ID=20829