Само название «классическая гитара» намекает на то, для какой музыки она предназначена. Действительно, в основной на ней играют классические произведения: музыкальные пьесы, романсы. «Классики» используют как для сольного исполнения, так и для игры в ансамбле, в том числе и в камерных оркестрах. Ученики музыкальных школ обучаются именно на классических гитарах, многие частные педагоги также считают этот инструмент предпочтительным для обучения с нуля. Но этим дело не ограничивается — «испанка» очень хороша для аккомпанемента пению, а некоторые музыканты успешно приспособили ее для рок-музыки.
Классическая («испанская») гитара — акустический (то есть, звучащий самостоятельно, без усиления) струнный щипковый инструмент с синтетическими струнами: нейлон, карбон, иные варианты. Некоторые профессиональные исполнители для достижения аутентичного звучания используют жильные струны, изготовленные из кишок животных — именно такие струны ставили на щипковые инструменты в средние века.
«Классика» является подвидом акустической гитары, однако в наши дни ее принято выделять в отдельный вид. При этом собственно акустической называют «эстрадную» гитару под металлические струны. Верна ли такая классификация или нет, отдельный и сложный вопрос, но техники игры на классической и «эстрадной» гитарах заметно отличается. Конструктивно эти два инструмента тоже разные, и отличий на самом деле больше, чем сходства. Вкратце эту разницу можно отобразить схематично:
Деталь | «Эстрада» | «Классика» |
Форма корпуса | Порядка десяти «исторических» форм, многие производители делают свои варианты | Каноническая, практически одинаковая у всех производителей |
Ширина обечайки | Обечайки расширяются от верхнего к нижнему клецу | Ширина обечаек одинакова у нижнего и верхнего клеца |
Струны | Металлические | Нейлоновые, металлические в исключительных случаях |
Конструкция грифа | С анкером | Без анкера, редко с анкером |
Соединение грифа и корпуса | На 14 ладу, реже на 12 ладу | На 12 ладу |
Накладка на гриф | С радиусом 12-15’’ | Без радиуса |
Ширина нулевого порожка | 43-46 мм | 48, 50, 52 мм |
Мензура | 625-650 мм | 650 мм (меньше — на моделях с уменьшенными корпусами) |
Второе название «классики» — испанская гитара — намекает нам на родину этого инструмента. Характерно, что с XVIII века внешний вид и функционал «испанки» практически не изменился. И если у «эстрады» весьма много разновидностей, то «классики», как правило, делаются строго по канону, отступления от которого весьма редки. Это касается как очертаний и размерностей инструмента, так и его внутренней конструкции (схемы «пружин»). «Пружины» — это деревянные рейки, которые устанавливаются на верхние и нижние деки внутри гитары. От того, насколько верно изготовлены и поставлены пружины, зависит звук и долговечность инструмента в целом.
Разумеется, промышленное производство в XXI веке вносит свои коррективы, но в целом все «классики» на рынке единообразны. Тем не менее, и среди этих инструментов есть два подвида: собственно классическая гитара и гитара фламенко. Как следует из названия, второй подвид предназначен для исполнения испанской народной музыки. Его корпус более тонкий, чем у традиционной классики (для достижения яркого и резкого звучания), а струны опущены максимально близко к корпусу и грифу для удобства исполнения быстрых пассажей и перкуссионного призвука.
Поиск «своей» гитары — процесс условно бесконечный, и тот инструмент, который одному кажется верхом удобства и благозвучия, для другого будет погремушкой. Именно поэтому мы не стали выделять у товаров, участвующих в рейтинге, плюсы и минусы. Цены на многие музыкальные инструменты достигают поистине заоблачных высот. Нам интересны те варианты, которые можно купить в российских магазинах за «средний» ценник.
Остановимся отдельно на звукоснимателях, которыми оснащаются некоторые модели «классик». На камерных концертах классической музыки гитарная звукоусиливающая аппаратура (помимо микрофонов) используется крайне редко. Но для ансамблевой игры, исполнения песен под аккомпанемент гитары встроенная электроника может сильно пригодиться. Поэтому перед покупкой гитары учитывайте, для какого репертуара она нужна. Чаще всего установленные на заводе преампы можно встретить на «классиках» начального и среднего уровня — таким образом производители привлекают покупателей, делая инструменты более универсальными. Однако любую гитару можно оснастить нужным звукоснимателем в любой момент.
Выбор редакции
Alhambra Classical Conservatory 7C
Этот инструмент — настоящий «испанский испанец», и в данном случае это не тавтология. Одно слово обозначает вид инструмента (испанская классическая гитара), а второе — происхождение. Компания Alhambra выпускает профессиональные акустические инструменты с 1965 года, производство расположено в городе Аликанте.
Classical Conservatory 7C можно смело назвать «гитарой на всю жизнь», это «породистый» инструмент за приемлемые деньги. Это отличный вариант для концертирующего и студийного музыканта, а равно как и для обучений. Для новичка она будет «великовата», но для ученика старших классов музыкальных школ или студента музыкальных училищ — достойный выбор. Конечно, сложно представить гитариста, у которого в распоряжении только одна гитара, но этот инструмент достоин того, чтобы остаться в вашей коллекции навсегда.
Верхняя дека из массива кедра, обечайки и нижняя дека — из массива красного дерева, гриф из красного дерева, накладка и подставка — из черного дерева. Гитары, корпус которых полностью массивный, требуют повышенного внимания, поэтому нужно сразу приобрести плотный чехол или жесткий кейс. Но если вы не просто концертирующий музыкант, а именно гастролирующий, то для разъездов лучше подобрать менее прихотливый инструмент.
Основные характеристики
Длина мензуры | 650 мм |
Верхняя дека | массив кедра |
Нижняя дека и обечайки | массив красного дерева |
Струнодержатель | черное дерево |
Отделка | глянцевая |
Гриф | красное дерево с усилением из черного дерева |
Накладка грифа | черное дерево |
Ширина грифа у верхнего порожка | 52 мм |
Количество ладов | 19 |
Рейтинг топ-5 лучших недорогих классических гитар для начинающих
Cort AC160CFTL
Классическая гитара с вырезом и электроникой. Отличный учебный вариант, так как позволит практиковаться не только в исполнительском мастерстве, но и в звукозаписи и сценическом искусстве. Не все педагоги приветствуют наличие выреза на классической гитаре, но современные произведения предполагают регулярное использование верхних ладов. Поэтому если вы не собираетесь ограничиваться только классической музыкой, купите гитару с вырезом. Для постоянно концертирующих артистов это тоже неплохой выбор в качестве подменной гитары или даже основной.
У этой гитары более тонкий корпус, чем у стандартной «классики», это может быть удобно для подростков или девушек. Также это удобно при игре стоя. В плане звука это дает больше читаемости и резкости, но меньше низов в спектре.
В плане материалов все почти стандартно: верхняя дека из ламинированной ели, бока и нижняя дека — из ламината черного дерева, гриф из красного дерева с накладкой из мербау. Гриф оснащен анкерным стержнем. На встроенном предусилителе от фирмы Fishman можно регулировать громкость, высокие и низкие частоты, а также менять фазу. Также к услугам музыканта встроенный тюнер.
Основные характеристики
Длина мензуры | 650 мм |
Верхняя дека | ель |
Нижняя дека и обечайки | черное дерево |
Струнодержатель | мербау |
Гриф | красное дерево |
Накладка грифа | мербау |
Ширина грифа у верхнего порожка | 52 мм |
Количество ладов | 19 |
Звукосниматель | Fishman Sonicore |
Преамп | Fishman Presys II |
La Mancha Granito 32 CE-N
Хоть и название у этой модели испанское, но происхождение немецко-азиатское. Офис производителя в Германии, а производство в Китае. Но по сути это обычный «испанец» с вырезом. Основное назначение гитары — обучение и эксперименты со звуком, к чему располагает встроенная электроника, для сценической практики она тоже будет большим подспорьем.
Ширина грифа у верхнего порожка — 48 мм, для некоторых исполнителей это будет несомненным плюсом.
Отделка — матовая с открытыми порами, что нечасто встречается на бюджетных инструментах. Такое решение благотворно сказывается на звучании, но при этом требует бережного отношения к гитаре.
Корпус — ель + красное дерево (все шпон), гриф — красное дерево + овангкол. Электроника «безымянная», но все необходимые функции в ней есть: регулировка громкости, низа и верха и встроенный тюнер.
Если вам нужен функциональный вариант для учебы и дома, но при этом нет желания переплачивать за бренд, Granito 32 E-CN — отличный выбор.
Основные характеристики
Длина мензуры | 650 мм |
Верхняя дека | ель |
Нижняя дека и обечайки | красное дерево |
Струнодержатель | овангкол |
Отделка | матовая, с открытыми порами |
Гриф | красное дерево |
Накладка грифа | овангкол |
Ширина грифа у верхнего порожка | 48 мм |
Количество ладов | 19 |
Ibanez AEG50N-NT
Это сильно осовремененная «классика». Во-первых, ее корпус своими очертаниями напоминает скорее «гранд аудиториум», а не испанскую гитару. Во-вторых, ширина нулевого порожка — 46 мм вместо распространенных 48-52 мм. В-третьих, есть вырез и звукосниматель, хотя этими элементами на «классиках» уже никого не удивишь. В целом, это гибрид классической и эстрадной гитары в условном соотношении 70/30.
Это хороший выбор для начинающего гитариста, который еще не решил, что ему ближе, «эстрада» или «классика». Некоторым ученикам неудобны широкие грифы, поэтому зауженный гриф может также упростить обучение. Звукосниматель позволит не только записывать результаты своих занятий, но и практиковаться в живых выступлениях. Также это гитара для профессионального музыканта, которому нужен именно такой гибрид.
Верхняя дека из ели, обечайки и нижняя дека из сапеле (все — ламинат). Гриф из ньято, накладка из ореха. У фирменного преампа две регулировки (громкость, эквализация) и встроенный тюнер.
Основные характеристики
Длина мензуры | 650 мм |
Верхняя дека | ель |
Нижняя дека и обечайки | сапеле |
Струнодержатель | орех |
Гриф | сапеле |
Накладка грифа | орех |
Ширина грифа у верхнего порожка | 46 мм |
Количество ладов | 20 |
Звукосниматель | Ibanez T-bar II Undersaddle |
Преамп | Ibanez AEQ-TTS preamp w / Onboard tuner |
YAMAHA C40 Natural
Недорогая «рабочая» классическая гитара, которую часто можно встретить у учеников музыкальных школ. Если вам нужен полностью традиционный «испанец» за небольшую сумму, стоит присмотреться к этой модели.
Верхняя дека — ель, обечайки и нижняя дека из меранти (все материалы — ламинат). Безанкерный гриф из нато, накладка из палисандра. Пользователи отмечают, что у этой гитары приглушенный мягкий звук, который хорош для занятий, не раздражает самого учащегося и окружающих.
Основные характеристики
Длина мензуры | 650 мм |
Верхняя дека | ель |
Нижняя дека и обечайки | меранти |
Струнодержатель | палисандр |
Отделка | глянцевая |
Гриф | нато |
Накладка грифа | палисандр |
Ширина грифа у верхнего порожка | 52 мм |
Количество ладов | 19 |
Sevillia IC-100M NS
Классика начального уровня. Название испанское, однако корни этого бренда в России, производство расположено в Индонезии. Хороший выбор для самого начала, если нет уверенности в том, будете ли вы заниматься гитарой в дальнейшем. Также это отличный вариант для дачников.
Корпус из меранти (ламинат), анкерный гриф из нато, накладка из палисандра. Отделка матовая, выглядит гитара весьма солидно. Это одно из лучших предложений на рынке по соотношению цены и качества в ультрабюджетном сегменте.
Основные характеристики
Длина мензуры | 650 мм |
Верхняя дека | меранти |
Нижняя дека и обечайки | меранти |
Струнодержатель | палисандр |
Отделка | глянцевая |
Гриф | нато |
Накладка грифа | палисандр |
Ширина грифа у верхнего порожка | 52 мм |
Количество ладов | 19 |
Рейтинг топ-5 лучших классических гитар для профессионалов
Francisco Esteve 4ST CD
4ST CD — недорогой испанец (в прямом и переносном смысле). Этот инструмент можно назвать настоящей «породистой» классикой за доступную цену. Если основной критерий выбора для вас — аутентичность во всех смыслах, то это, однозначно, хороший выбор. Если вам нужен инструмент с заводской электроникой, обратите внимание на модификацию 4ST CDE.
Верхняя дека из массива кедра, обечайки и низ из ламината сапеле. Гриф из окуме, накладка из палисандра (на некоторых экземплярах из сонокелина). На гитару установлены порожки из натуральной кости — такое решение применяется на дорогих инструментах.
Основные характеристики
Верхняя дека | массив кедра |
Нижняя дека и обечайки | сапеле |
Струнодержатель | палисандр или сонокелин |
Отделка | глянцевая |
Гриф | окуме |
Накладка грифа | палисандр или сонокелин |
Порожки | натуральная кость |
Sigma CMC-STE
Бренд Sigma специализируется на гитарах по мотивам различных моделей фирмы Martin. Это неудивительно, ведь в 1970-е годы под этой маркой компания начала производить удешевленные версии своих гитар в Японии. Сейчас у «Сигмы» другой владелец, производство расположено в Китае, но модельный ряд до сих пор основан на линейке «Мартина».
«Мартин» специализируется на «эстрадных» гитарах с металлическими струнами, «классики» у него встречаются довольно редко. Аналога CMC-STE в каталоге у «Мартина» нет, наиболее близки старые модели 000-28C и N-201. Тем не менее первоисточник легко угадывается по головке грифа. Это инструмент для гитариста любого уровня, который ищет качество, приятный внешний вид и хороший звук по доступной цене. Встроенная электроника делает удобным использование этой гитары не сцене, а вырез придется по душе тем исполнителям, которым необходим доступ к верхним ладам. Sigma CM-ST — модификация без выреза и электроники.
Материалы вполне традиционны: массив кедра на верхней деке, ламинат красного дерева на боках и снизу, гриф из красного дерева, накладка из палисандра, порожки из натуральной кости.
Основные характеристики
Длина мензуры | 645 мм |
Верхняя дека | массив кедра |
Нижняя дека и обечайки | красное дерево |
Струнодержатель | палисандр |
Отделка | глянцевая |
Гриф | красное дерево |
Накладка грифа | палисандр |
Ширина грифа у верхнего порожка | 52 мм |
Количество ладов | 19 |
Порожки | натуральная кость |
LAG OC-118
LAG — франзузская фирма, которая ранее выпускала как электро-, так и акустические гитары, но в настоящее время сфокусировалась на акустиках разных видов. Производство большинства моделей расположено в Азии.
Инструменты этой фирмы отличаются очень стильным внешним видом: их безошибочно можно отличить по фирменному узору на розетке и по форме головки грифа. Такая гитара вряд ли обрадует консерваторов от гитарного мира, но если вы к ним не относитесь, а ваш репертуар выходит за рамки именно классических пьес, присмотритесь к этому инструменту
Функционально и по звуку самая настоящая «классика», но на сцене такая гитара явно привлечет внимание зрителей. Верхняя дека из массива кедра, обечайки, нижняя дека и гриф из африканского аналога красного дерева кайя, накладка из экзотического дерева браунвуд. В наши дни производители все чаще и успешно используют те породы, которые не применялись в гитаростроении ранее, так как в ряде случаев они доступнее традиционных. Верхний и нижний порожки выполнены из графита. Музыканты ценят его за то, что он скользкий, благодаря чему строй сохраняется лучше.
Основные характеристики
Длина мензуры | 650 мм |
Верхняя дека | массив кедра |
Нижняя дека и обечайки | кайя |
Струнодержатель | браунвуд |
Отделка | глянцевая |
Гриф | кайя |
Накладка грифа | браунвуд |
Ширина грифа у верхнего порожка | 51 мм |
Количество ладов | 19 |
Порожки | натуральная кость |
Kremona R65S Rondo Soloist Series
Это та самая знаменитая болгарская «Кремона». Если старые «Кремоны» были простенькими гитарами, то нынешние вполне хорошо конкурируют со знаменитыми брендами.
R65S — типичная «классика» без каких-либо вариаций и наворотов. Внешний вид также предельно строг и аскетичен. В целом гитары этой фабрики часто выбирают педагоги для учеников музыкальных школ, но серия Soloist позиционируется производителем как концертная. Это действительно очень неплохой вариант для камерных выступлений.
Верхняя дека из массива ели, существует модификация с кедром (индекс C), обечайки и низ из ламината ореха, гриф из дерева кайя, накладка из палисандра. Несмотря на то, что цена у гитары не самая дешевая, порожки выполнены из пластика АБС. Впрочем, порожки без труда может поменять любой мастер.
Основные характеристики
Длина мензуры | 650 мм |
Верхняя дека | массив ели или кедра (индекс C) |
Нижняя дека и обечайки | орех |
Струнодержатель | палисандр |
Отделка | глянцевая |
Гриф | кайя |
Накладка грифа | палисандр |
Ширина грифа у верхнего порожка | 52 мм |
Количество ладов | 19 |
Порожки | пластик |
MIGUEL J. ALMERIA 10-C Premium
Бренд Miguel J. Almeria принадлежит знаменитому немецкому производителю музыкальных инструментов и оборудования GEWA. Точное место производства неизвестно, хотя в некоторых каталогах заявлено, что это Испания.
Как бы то ни было, по своей конструкции и по своей сути это самый настоящий «испанец». Внешний вид выдержанный и стильный, розетка украшена деревянной мозаикой. Это отличный выбор для постоянной работы в студии и на камерных концертах.
Верхняя дека из массива кедра, обечайки и низ из красного дерева (сапеле) (ламинат), гриф из другой разновидности «краснухи» — махогони. Накладка из палисандра, верхний и нижний порожки из натуральной кости.
Основные характеристики
Длина мензуры | 650 мм |
Верхняя дека | массив кедра |
Нижняя дека и обечайки | сапеле |
Струнодержатель | палисандр |
Отделка | глянцевая |
Гриф | красное дерево |
Накладка грифа | палисандр |
Ширина грифа у верхнего порожка | 52 мм |
Количество ладов | 19 |
Порожки | кость |
Как выбрать классическую гитару
Музыканты с опытом, как правило, уже знают, чего хотят и даже обижаются, когда им дают советы. Поэтому наши рекомендации адресованы в первую очередь новичкам
В целом процесс выбора классической гитары не отличается от выбора акустической гитары с металлическими струнами, но есть ряд особенностей.
Проверка конструкции
В первую очередь не стесняйтесь проверять гитару перед покупкой, а если у вас нет опыта, попросите это сделать вашего педагога или опытного знакомого. Если такой возможности нет, попросите продавца настроить гитару и сыграть на ней, причём не только музыкальные фразы во всех позициях, но и отдельные ноты — так вы убедитесь, что гитара звучит чисто по всему грифу.
Гитара должна нравиться вам визуально, вам должен быть приятен ее звук, она должна удобно лежать в руках. Со временем восприятие инструмента, равно как и звука в целом может меняться, поэтому не рассчитывайте, что вы купите один инструмент на всю жизнь.
Самостоятельно вы можете (и должны) проверить следующие элементы:
Гриф | Корпус |
Плотно подогнан к корпусу в районе пятки и хвостовика накладки. | Покрытие корпуса (и всего инструмента) ровное, без подтеков, пятен, кракелюров и проч. |
Крайние струны в натянутом состоянии не выходят за края грифа и находятся от края накладки на расстоянии 2-3 мм. | Деки и обечайки визуально целые, без трещин. |
Накладка приклеена ровно и без зазоров. | Деки и обечайки соединены между собой плотно, без зазоров. |
Когда гитара настроена, на грифе нет чересчур сильного прогиба. Помните, что в грифах большинства «классик» нет анкера, чтобы регулировать прогиб. | Верхняя, нижняя дека и обечайки без плоскостных деформаций. |
Лады не царапают руки, когда вы проводите вверх и вниз по нему. | Подставка приклеена ровно, щелей между ней и верхней декой нет. |
Колки крутятся без люфта и без усилия, не проворачиваются, «бутоны» колков прикреплены хорошо. | Между подставкой и нижним клецем нет «пузыря» — излишней выпуклости. |
Гитары на фабрике и в магазине настраивают для того, чтобы продемонстрировать их покупателю, поэтому может потребоваться дальнейшая точная подгонка именно под ваши предпочтения.
Дополнительная комплектация
Некоторые инструменты укомплектованы на фабрике звукоснимателями и поставляются вместе с чехлами или кейсами. Это приятно, однако эти дополнения не являются основными. Лучше вложить сначала деньги в сам инструмент, а все дополнения докупить впоследствии. Для хранения дома годится простенький чехол. Если вы много путешествуете с гитарой, тогда, конечно, необходим жесткий или полужесткий футляр.
Древесина
Выбирать гитару по названиям пород дерева неверно, точнее, это могут делать либо эстеты, либо музыканты-исследователи. Безусловно, порода дерева влияет на звучание классической гитары, но:
- у каждой породы существует много разновидностей и подвидов;
- намного важнее качество исполнения самого инструмента, технологический процесс его изготовления, а не заявленные в спецификациях материалы.
Верхние деки делают из ели или кедра, реже — из красного дерева. Нижние деки и обечайки — из палисандра, клена или красного дерева, на гитарах фламенко используется кипарис. Грифы делают из красного дерева (редко из клена), накладки из черного дерева или палисандра.
Древесина на деках и обечайках может быть как цельной, так и ламинированной, то есть, склеенной из нескольких слоев в горизонтальной плоскости. Массив предпочтителен с точки зрения звучания, но он очень восприимчив к погодным условиям. К тому же надо понимать, что само наличие цельной древесины не гарантирует автоматического качества — она должна быть правильно заготовлена, распилена и собрана. Производители могут привлекать внимание покупателей разными способами, но при этом не уделять должного внимания самому качеству производства. Ламинат дешевле в производстве, но беднее по звуку. Тем не менее у него есть весомое преимущество: он очень вынослив и неприхотлив. Если гитара собрана правильно, с соблюдением технологий, то разница в звучании между ламинатом и массивом менее заметна. С другой стороны, если массивный инструмент собран с нарушениями, звучать он не будет.
Если вы хотите выбирать классическую гитару, исходя из конструкции, то вам поможет эта памятка:
Верхняя дека | Нижняя дека и обечайки | Назначение |
Массив | Массив | Студийная или камерная концертная работа |
Массив | Ламинат | Универсальное сочетание с точки зрения звука и выносливости, любое назначение |
Ламинат | Ламинат | Обучение, активная концертная деятельность, в особенности на уличных площадках |
«Эталоном» для классической гитары можно считать следующее сочетание:
- верхняя дека из ели
- нижняя дека и обечайки из палисандра
- гриф из красного дерева
- накладка и подставка из черного дерева или палисандра
Дорогие испанские гитары в своем большинстве имеют именно такую конструкцию. Однако современные производители постоянно экспериментируют с материалами, особенно если дело касается бюджетного или среднего ценового сегмента.
Отзыв эксперта о классических гитарах
Сергей Рождественский, мастер-реставратор струнных музыкальных инструментов:
«Под классической гитарой в основном понимается так называемая «испанская» гитара с широким грифом, приходящим на корпус в районе 12 лада и с установленными на ней нейлоновыми (синтетическими) струнами.
В музыкальных магазинах России представлено множество производителей классических гитар из разных стран мира, в основном из Испании, Китая, Чехии, Болгарии. Российские производители также начинают прочно занимать позиции, что не может не радовать. «Классики» особенно популярны у тех, кто начинает учиться играть, их часто рекомендуют педагоги музыкальных школ».
Популярные вопросы и ответы
На частые вопросы читателей КП отвечает мастер-реставратор акустических музыкальных инструментов Сергей Рождественский.
На чем можно и нельзя экономить, покупая классическую гитару?
Какой звукосниматель подойдет для классической гитары?
Как хранить классическую гитару?
Хранить гитару нужно в местах, удаленных от сквозняков, труб и отопительных приборов. Также важно помнить о том, что инструмент должен находиться в «безопасности», то есть, вне досягаемости детей и домашних животных. Надежнее всего хранить в кофре на полу (в горизонтальном положении) или при помощи специального кронштейна на стене.
Транспортировать классическую гитару необходимо в жестком или полужестком кофре. Зимой лучше обернуть инструмент в ткань (если у чехла не предусмотрено никаких накидок), чтобы влага, которая может появиться на корпусе при заходе с улицы в теплое помещение, впитывалась в эту ткань. Струны можно не ослаблять, так как нейлоновые струны не реагируют на температуру.
Чем отличаются нейлоновые струны от карбоновых?
Ранее бытовало мнение, что нейлоновые струны прозрачные, а карбоновые — черного цвета. Но это совершенно не так: современная промышленность выпускает как нейлон, так и карбон в совершенно разных цветах, поэтому отличить их по внешнему виду будет трудно.
Можно ли использовать металлические струны на классической гитаре?
Во-первых, натяжение металлических струн в полтора-два раза выше, чем у нейлоновых. Классические гитары на такое на такое натяжение не рассчитаны. Да, есть довольно прочные «классики»; да, можно поставить легкие струны калибра 9-45 или 10-47. Но с точностью угадать, как именно поведет себя тот или иной экземпляр, получится далеко не всегда. Поэтому, когда вы принимаете решение поставить металл на «испанскую» гитару, вы должны понимать, что этот шаг может привести к повреждению или разрушению гитары. В частности, к отрыву подставки, деформации верхней деки, деформации грифа.
Во-вторых, для металлических струн требуется переработка занижение порожка на подставке, так как расстояние между струнами и ладами над 12 ладом для металла должно быть почти в два раза меньше, чем для нейлона. Колки для металлических и синтетических струн также разные, в идеале заменить и их, так как барабан колка для нейлоновой струны имеет диаметр 10-11 мм против 6-8 на «эстраде». И точно попасть в строй с металлическими струнами будет трудно.
Как правило, есть две основные причины для такого шага:
1. Исполнителю необходимо получить более громкий и звонкий звук.
2. Не нравятся узкие грифы (43-45 мм) эстрадных гитар. То есть, фактически нужна эстрадная гитара с широким грифом.
Для первого случая можно попробовать использовать специальные струны, которые выпускает известная австрийская фирма под маркой Folk.
Во втором случае все несколько сложнее. В мире существуют как классики, изначально адаптированные под металл, так и эстрадные гитары с широкими грифами. Но они выпускаются далеко не каждым производителем.
Источники
- http://www.vintagemartin.com/classicals.html