Лучшие акустические гитары 2024

Акустические гитары кажутся на первый взгляд одинаковыми или очень похожими. Но дьявол, как известно, кроется в деталях. Рассказываем, какие лучшие акустические гитары для начинающих и профессионалов можно купить в магазине в 2024 году
Лучшие акустические гитары 2024
Лучшие акустические гитары. Фото: unsplash.com/Karori Production

Акустическая гитара — один из самых популярных инструментов в мире. Ее можно услышать буквально везде: на кухнях и в крупнейших мировых концертных залах, и производители гитар выпускают широкий спектр инструментов, которые подойдут всем — от новичков до виртуозов.

Рынок музыкальных инструментов живет по своим законам, цена на некоторые экземпляры достигает шести-, а то и семизначных сумм, причем не только в рублях. Некоторые музыканты предпочитают исключительно старые инструменты, выпущенные 20, 30, 40 и более лет назад. Огромное количество сделок совершается на вторичном рынке, существуют магазины, которые специализируются именно на гитарах б/у, а то и вовсе на «винтаже» или антиквариате. Но этот сегмент рынка не является целью нашего исследования; мы расскажем про лучшие акустические гитары для начинающих и профессионалов, которые вы можете купить в российских магазинах по «средней» цене.

Для примера: объем импорта акустических гитар в РФ составляет 1.7 млрд рублей1 в 2021 году. Однако на российском рынке представлены не только иностранные производители, но и отечественные, которые год от года расширяют модельный ряд.

Акустическая гитара — это струнный щипковый музыкальный инструмент, который звучит самостоятельно, без подключения усиления за счет колебания струн. Каждую гитару можно оснастить звукоусиливающей аппаратурой, однако необходимости в таком шаге нет. Под акустической понимается «эстрадная» гитара с металлическими струнами; «испанские» гитары под синтетические струны принято относить к отдельной категории, хоть и формально они также являются акустическими. Существует ряд разновидностей современных акустик:

ФормаОсобенности
«Дредноут» (Dreadnought)Наверное, самая популярная форма корпуса акустической гитары, она была придумана американской фирмой Martin. Востребованность «дредноутов» объясняется тем, что они хорошо сбалансированы: звучание громкое и четкое, но при этом размеры удобны большинству гитаристов. Самый яркий представитель — Martin D-282 и аналогичные гитары.
«Джамбо», «суперджамбо» (Jumbo, Superjumbo)Это гитары с крупным корпусом, у них хорошо выражены басы, их звук громкий и пробивной, они идеальны для игры ритмических партий медиатором. Однако их размеры придутся по вкусу далеко не всем исполнителям. Пример — Gibson SJ-2003.
«Оркестра», «гранд оркестра», «аудиториум», «гранд аудиториум» (Orchectra, Grand Orchestra, Auditorium, Grand Auditorium)Формы «Оркестра» и «Аудиториум» можно условно описать как дредноуты с зауженными талиями. Звук таких гитар идеален для аккомпанемента и сольных партий, он не такой громкий как у «Джамбо» и «Дредноута», но хорошо сфокусированный. Примеры — Martin OM-284, Guild M-405.
«Парлор», «фолк», «концерт» (Parlor, Folk, Concert)Это семейство гитар с уменьшенными корпусами, так называемые «салонные» гитары. Они очень хорошо подходят для аккомпанемента пению в особенности при игре пальцами. Пример — Martin 012-286.
«Ovation» (Ovation)Этот тип разработан и внедрен американской фирмой Ovation7 в середине 1960-х годов. Особенностью этих гитар является дека из цельной или клееной древесины и литой корпус из углепластика с гипертрофированно скругленными краями. Эти инструменты идеальны для работы со звукоусиливающей и звукозаписывающей аппаратурой. Подавляющее большинство таких гитар выпускается именно фирмой Ovation, но время от времени у них появляются подражатели. 
Классическая (испанская) гитара (Classical Guitar)«Классика» — это гитара с широким грифом под нейлоновые струны. Она также относится к виду акустических гитар, но в наши дни ее принято выделять в отдельную категорию. Это отчасти справедливо, так как конструктивно она отличается от иных видов.
Иные видыСюда можно отнести различные экспериментальные экземпляры, реинкарнации старинных инструментов, детские, уменьшенные, а также сборно-разборные гитары для путешествий.

Не все производители работают по канонам, и на рынке немало фирменных вариаций известных форм. 

Форма, безусловно, влияет на звук, однако намного важнее внутренняя конструкция гитары, так называемая «схема пружин». «Пружинами» называют деревянные рейки, установленные на обратных сторонах верхней и нижней дек. Они удерживают деки от деформации при натяжении струн и влияют на звукопередачу. От правильности подготовки, расчета и установки пружин зависит звук и жизнь инструмента в целом.

В производстве акустических гитар традиционно используют ель, кедр, красное дерево, палисандр, клен, черное дерево (см. подробности в главе «Как выбрать акустическую гитару»). Но в последнее время производители не ограничиваются только этими породами дерева. Некоторые гитары оснащены звукоснимателями и предусилителями, однако, на наш взгляд, в первую очередь следует обращать на сам инструмент, на его естественный звук, качество сборки конкретного экземпляра и удобство игры. Поставить «обвес» любого уровня можно и после.

Выбор гитары — вопрос личных предпочтений, опыта и задач. Что нравится одному исполнителю, то может раздражать другого. Именно поэтому мы не стали выделять плюсы и минусы у участников нашего рейтинга, так как они на 100% субъективны. Если у вас мало опыта, выбирайте инструмент по эстетическим параметрам, но не ждите от бюджетных инструментов «премиальных» свойств.

У многих музыкантов в арсенале присутствуют инструменты разных типов, что справедливо, так как универсальной гитары в природе не существует.

Выбор редакции

LAG T-318A CE

LAG T-318A CE. Фото: market.yandex.ru
LAG T-318A CE. Фото: market.yandex.ru

Стильный инструмент с оригинальным дизайном, вырезом и электроникой Fishman на борту. Это один из лучших вариантов для регулярно выступающего музыканта, сочинителя или любого человека, который редко расстается с гитарой. 

Корпус Auditorium удобен для долгой игры, вырез открывает доступ к верхним позициям, а запоминающийся внешний вид — приятное дополнение к сценическому образу.

Верхняя дека из массива ели Энгельмана (заявлен класс АА), обечайки и нижняя дека из огненного овангкола, гриф из древесины кайя, а подставка и накладка — из древесины браунвуд. На предусилителе три регулировки эквалайзера (высокие, средние, низкие частоты), регулировка громкости и встроенный тюнер.

Бренд Lag родом из Франции, но производство расположено в Азии. T-318A относится к линейке Tramontane 318 — высшей в каталоге акустических гитар компании.

Основные характеристики

Форма корпусадредноут с вырезом
Длина мензуры650 мм
Верхняя декамассив ели Энгельмана
Нижняя дека и обечайкиогненный овангкол
Струнодержательбраунвуд
Грифкайя с анкерным стержнем
Накладка грифабраунвуд
Количество ладов20
Ширина грифа у верхнего порожка43 мм
ПредусилительFishman Ink3

Рейтинг топ-7 лучших недорогих акустических гитар для начинающих

CORT SFX1F-NS

CORT SFX1F-NS. Фото: market.yandex.ru
CORT SFX1F-NS. Фото: market.yandex.ru

SFX1F — акустическая гитара с неглубоким корпусом, вырезом и встроенной электроникой. Форма корпуса напоминает уменьшенное «джамбо», однако Cort называет ее SFX. Этот инструмент — отличный выбор для выступлений на различных площадках или для домашней звукозаписи.

Верхняя дека выполнена из массива ели — это самый распространенный материал для современных акустических гитар. Обечайки и нижняя дека — из ламинированного красного дерева, что также очень распространенное решение. Интересная деталь — формованная нижняя дека (archback). Такое решение постоянно применяется на джазовых гитарах, но для акустических (особенно в этом ценовом диапазоне) — редкость. Такая конструкция деки позволяет усилить нижний регистр. 

Гриф сделан из красного дерева, накладка — из палисандра. Профиль грифа — V, такой придется по вкусу не всем, но его очень ценят блюзовые гитаристы и те, кому нравятся старые гитары (такой профиль был распространен в 1960-х годах). Встроенный преамп — Fishman Presys со съемником Sonicore. 

Основные характеристики

Форма корпусаSFX с вырезом
Длина мензуры643 мм
Верхняя декамассив ели
Нижняя дека и обечайкикрасное дерево
Струнодержательпалисандр
Отделкаматовая
Грифкрасное дерево с анкерным стержнем
Накладка грифапалисандр
Количество ладов20
ЗвукоснимательFishman Sonicore
ПредусилительFishman Presys II

Fender CD-60S

Fender CD-60S. Фото: market.yandex.ru
Fender CD-60S. Фото: market.yandex.ru

CD-60S — это версия популярного «дрендноута» CD60, но с декой из массива, в то время как у изначальной версии верхняя дека из ламинированной ели. 

Это самый что ни на есть классический «дредноут»: ель + красное дерево на корпусе без выреза, гриф из красного дерева. Накладка выполнена из ореха — некоторые производители используют его как замену традиционному палисандру.

CD60S — отличный выбор для авторов-исполнителей и начинающих гитаристов, которые учатся играть именно на гитаре с металлом, а не с нейлоном. Правда, для выступлений желательно оснастить инструмент звукоснимателем. Отделка глянцевая: она позволит инструменту сохранить свежий вид в течение долгого времени.

Компания Fender известна прежде всего своими культовыми электрогитарами, однако периодически пытается выходить на рынок «акустик». За последние 15 лет фирма укрепилась в нише недорогих и среднебюджетных, но при этом надежных акустических гитар.

Основные характеристики

Форма корпусадредноут
Длина мензуры643 мм
Верхняя декамассив ели
Нижняя дека и обечайкикрасное дерево
Струнодержательорех
Отделкаглянцевая
Грифкрасное дерево с анкерным стержнем
Накладка грифаорех
Количество ладов20
Ширина грифа у верхнего порожка43 мм

Greg Bennett D1

Greg Bennett D1. Фото: market.yandex.ru
Greg Bennett D1. Фото: market.yandex.ru

Грег Беннетт — американский лютье (гитарный мастер), разработавший для корейской фирмы Samick линейку гитар с небанальным дизайном. Для производства использовались хорошие комплектующие и довольно качественное дерево. Гитары получились весьма любопытные, звучали они очень хорошо, но популярности не получили, поскольку музыканты — весьма консервативный народ, падкий на громкие имена и осторожный с дизайнерскими экспериментами. Все части корпуса сделаны из нато (разновидность красного дерева), а накладка — из палисандра. Благодаря этому звук получился богатым и сбалансированным.

Плюсы и минусы

Звук, качество, удобство
Низкий спрос (гитара много теряет в цене после покупки), сложно найти

SQUIER SA-150

SQUIER SA-150. Фото: market.yandex.ru
SQUIER SA-150. Фото: market.yandex.ru

SA-150 — упрощенная версия популярного инструмента Fender CD-60(S), а Squier — дочерний бренд этой фирмы. Если вы ищете инструмент для начального этапа обучения, для дачи или походов, но который при этом полностью функционален, присмотритесь к этой модели.

По форме это классический «дредноут», а экономия достигнута за счет использования более доступных материалов, чем обычно применяются на акустических гитарах, однако в данной ценовой категории важно смотреть на качество инструмента в целом, и с этим тут полный порядок.

Верхняя дека из ламинированной липы, корпус — из ламинированного красного дерева, накладка из тонированного клена. 

Основные характеристики

Форма корпусадредноут
Длина мензуры643 мм
Верхняя декалипа
Нижняя дека и обечайкикрасное дерево
Струнодержательтонированный клен
Отделкаглянцевая
Грифкрасное дерево с анкерным стержнем
Накладка грифатонированный клен
Количество ладов20
Ширина грифа у верхнего порожка43 мм

Martinez W-11 N

Martinez W-11 N. Фото: market.yandex.ru
Martinez W-11 N. Фото: market.yandex.ru

Инструмент из ультрабюджетного сегмента, который хорошо подойдет либо для обучения с нуля, либо любителям походов. Также эту модель можно рассмотреть, если вы берете инструмент «на пробу» и пока не уверены, будете ли заниматься гитарой в дальнейшем.

Это «дредноут» без выреза, однако его корпус чуть меньше, чем у стандартного. Деки и обечайки из ламинированной липы, гриф из катальпы с накладкой из палисандра. Пользователи отмечают, что инструмент, несмотря на свою бюджетную стоимость, собран аккуратно. Отделка глянцевая.

Основные характеристики

Форма корпусадредноут
Верхняя декалипа
Нижняя дека и обечайкилипа
Струнодержательпалисандр
Отделкаглянцевая
Грифкатальпа с анкерным стержнем
Накладка грифапалисандр
Количество ладов20
Ширина грифа у верхнего порожка43 мм

Yamaha F310

Yamaha F310. Фото: market.yandex.ru
Yamaha F310. Фото: market.yandex.ru

Эта гитара — лидер на рынке среди бюджетных инструментов, в своей ценовой категории ей нет равных, она славится своим проверенным качеством и надежностью. Благодаря ей мы узнали, что есть такая порода дерева, как «меранти». В гитаростроении это дерево почти не встречается, однако ценится мастерами за стабильность и простоту в обработке. В случае с музыкальным инструментом это позволяет гарантировать качество и дешевизну в производстве. Верхняя дека сделана из ели, что хорошо. Звучит гитара хоть и не совершенно, но вполне неплохо. Звук яркий, с перевесом в пользу верхних частот.

Плюсы и минусы

Качество изготовления, цена
Несбалансированный звук

Fante FT-221-BK

Fante FT-221-BK. Фото: market.yandex.ru
Fante FT-221-BK. Фото: market.yandex.ru

Традиционный «дредноут» радикально черного цвета с вырезом. Если основной критерий для покупки — только цена и ничего более, то этот выбор будет одним из лучших. Также это хороший вариант для походов и исполнения песен у костра. Ну и выглядит инструмент вполне солидно.

По материалам тут все типично для гитар начального ценового сегмента: липовые деки и обечайки (ламинат), гриф из катальпы. Материал накладки — пластик АБС. Хоть это и крайне дешевое решение, но, как ни странно, в этом есть определенный плюс: такая накладка не подвержена влиянию атмосферы и может добавить грифу стабильности, если вы будете использовать эту гитару в походе.

Основные характеристики

Форма корпусадредноут с вырезом
Верхняя декалипа
Нижняя дека и обечайкилипа
Струнодержательпластик АБС
Отделкаглянцевая
Грифкатальпа с анкерным стержнем
Накладка грифапластик АБС
Количество ладов20

Рейтинг топ-5 лучших акустических гитар для профессионалов

Takamine GD11MCE-NS

Takamine GD11MCE-NS. Фото: market.yandex.ru
Takamine GD11MCE-NS. Фото: market.yandex.ru

Стильный «дредноут» с вырезом и электроникой на борту. Фирма Takamine славится своими предусилителями, поэтому этот инструмент можно смело рекомендовать для студийной работы или концертной работы, особенно тому музыканту, который постоянно в разъездах. 

GD11 — это инструмент начального уровня в линейке Takamine. Но эта компания специализируется на выпуске акустических гитар высокого и частично премиум-класса, поэтому даже в начальных линейках Takamine «держит марку».

Деки и обечайки — из ламинированного красного дерева, гриф из красного дерева с накладкой из лавра (в наши дни производители часто ищут замену палисандру даже на дорогих инструментах). Встроенный преамп позволяет регулировать низкие, высокие и средние частоты, также он оснащен тюнером.

Основные характеристики

Форма корпусадредноут с вырезом
Длина мензуры643 мм
Верхняя декакрасное дерево
Нижняя дека и обечайкикрасное дерево
Струнодержательлавр
Грифкрасное дерево с анкерным стержнем
Накладка грифалавр
Количество ладов20
Ширина грифа у верхнего порожка42.5 мм
ПредусилительTakamine TP-4T

Sigma DM-ST

Sigma DM-ST. Фото: market.yandex.ru
Sigma DM-ST. Фото: market.yandex.ru

Бренд Sigma изначально появился в 1970-е годы, им владела фирма Martin, которая делала в Японии, а затем и в других азиатских странах доступные копии своих премиальных инструментов. Сегодня у этого бренда другой владелец, однако модельный ряд до сих пор основан на линейке «Мартина». Если ваша цель купить новый «Мартин» за относительно небольшую сумму, то других вариантов у вас нет. Эта гитара оптимальна для авторов-исполнителей, хороша для тех студийных музыкантов, которые любят записывать звук с микрофона, но для концертной деятельности желательно поставить звукосниматель.

DM-ST копирует знаменитую мартиновскую серию D («дредноут»), в особенности Martin D-18. Дека из массива ситхинской ели, обечайки из ламината красного дерева, гриф из красного дерева, накладка из палисандра — все по рецепту, проверенному десятилетиями. Да, у «Мартина» корпус выполнен целиком из массива, а накладка из черного дерева, но и стоит он более чем в 10 раз дороже.

Основные характеристики

Форма корпусадредноут
Длина мензуры645 мм
Верхняя декамассив ситхинской ели
Нижняя дека и обечайкикрасное дерево
Струнодержательпалисандр
Грифкрасное дерево с анкерным стержнем
Накладка грифапалисандр
Количество ладов20
Ширина грифа у верхнего порожка43 мм

CRAFTER D-8

CRAFTER D-8. Фото: market.yandex.ru
CRAFTER D-8. Фото: market.yandex.ru

Инструменты корейской фирмы Crafter заслуженно получили репутацию «рабочих лошадок» у музыкантов, и D8 — не исключение. Гитара хороша для домашних репетиций, сочинения песен, студийной работы. Для концертной деятельности желательно оснастить предусилителем. Впрочем, существует модификация DE8-NС с вырезом и штатным звукоснимателем.

Что касается формы и материалов, то тут производитель пошел по пути «нестареющей классики». Форма — «дредноут» без каких-либо модификаций, верхняя дека — массив ели Энгельмана, обечайки и нижняя дека из ламината красного дерева, гриф — красное дерево + палисандр.

Также немаловажно, что инструмент поставляется в утепленном чехле — чехлами снабжаются почти все гитары фирмы Crafter.

Основные характеристики

Форма корпусадредноут
Длина мензуры647.7 мм
Верхняя декамассив ели Энгельмана
Нижняя дека и обечайкикрасное дерево
Струнодержательпалисандр
Отделкаглянцевая
Грифкрасное дерево с анкерным стержнем
Накладка грифапалисандр
Количество ладов20

Washburn HD10S

Washburn HD10S. Фото: market.yandex.ru
Washburn HD10S. Фото: market.yandex.ru

Американская фирма Washburn стояла у истоков современного гитаростроения в США, но в наши дни она специализируется на доступных инструментах. HD10S — как раз прекрасный пример недорогого, но добротного рабочего инструмента, который придется по душе в первую очередь авторам-исполнителям, работающим в студии. Встроенного звукоснимателя нет, поэтому если в ваших планах давать концерты, лучше приобрести и установить его.

Это гитара из серии «ничего лишнего». Форма — дредноут, массив ели на верхней деке, ламинат красного дерева на обечайках, гриф из красного дерева с накладкой из овангкола. Верхний порожек — Graphtech Nubone, он имитирует натуральную кость. Матовая отделка подчеркивает стильный внешний вид инструмента.

Основные характеристики

Форма корпусадредноут
Длина мензуры645 мм
Верхняя декамассив ситхинской ели
Нижняя дека и обечайкикрасное дерево
Струнодержательовангкол
Отделкаматовая
Грифкрасное дерево с анкерным стержнем
Накладка грифаовангкол
Количество ладов20

Ibanez AEWC11-DVS

Ibanez AEWC11-DVS. Фото: market.yandex.ru
Ibanez AEWC11-DVS. Фото: market.yandex.ru

Гитара с футуристическим дизайном, глубоким вырезом и встроенной электроникой. У этого инструмента мензура короче: 634 мм вместо традиционных 645 мм. Это порадует тех, кто любит более слабое натяжение струн, либо же просто привык к подобной мензуре. Гитара весьма компактная и придется по вкусу многим концертирующим исполнителям.

Форма корпуса напоминает «Гранд аудиториум», но производитель дает свое название: AEWC. Верхняя дека из ламината ели, обечайки и нижняя дека из ламината сапеле, гриф из ньятона, накладка из ореха. Предусилитель Ibanez AEQ-SP1 выполнен на основе технологий фирмы Fishman, которая производит высококлассные звукосниматели. Он позволяет регулировать высокие, низкие и средние частоты, менять фазу, а также настраивать гитару при помощи тюнера.

Основные характеристики

Форма корпусаAEWC (с вырезом)
Длина мензуры643 мм
Верхняя декаель
Нижняя дека и обечайкисапеле
Струнодержательорех
Отделкаполуматовая
Грифньятон с анкерным стержнем
Накладка грифаорех
Количество ладов20
Ширина грифа у верхнего порожка43 мм
Радиус накладки15.75″
ЗвукоснимательFishman Sonicore
ПредусилительIbanez AEQ-SP1

Как выбрать акустическую гитару

Выбор акустической гитары во многом сродни выбору предметов личного пользования — слишком многое зависит от вкуса, привычек, манеры игры и задач исполнителя. Тем не менее есть базовые правила, которые необходимо знать. 

Общие рекомендации

Факторов, влияющих на звучание гитары, великое множество, и вряд ли их можно целиком учесть профессионалу или гитарному мастеру.

Профессиональные и увлеченные музыканты ищут «свой инструмент» всю жизнь, при этом поиски могут не останавливаться ни на минуту. Этот процесс похож на охоту за секретом вечного двигателя или подобных мистификаций. И вы, скорее всего, также пополните ряды этих «искателей».

Но сейчас мы будем говорить о более приземленных, базовых вещах. Если вы начинающий музыкант, лучше будет поручить выбор тому, кто уже хорошо разбирается в вопросе, но если такой возможности нет, то нужно помнить о ряде правил.

Если у вас мало опыта, не пытайтесь все проверить самостоятельно, а обращайтесь за помощью к консультантам в музыкальном магазине. Продемонстрировать инструмент и ответить на все ваши вопросы — их прямая обязанность. Если продавец отказывается от ответов или демонстрации, вряд ли стоит делать покупки в таком магазине.

Если у вас нет специфических требований к гитаре, то опирайтесь на три основных критерия:

  • Удобство игры (если вы уже немного умеете играть)
  • Привлекательный для вас внешний вид
  • Приятный для вас звук.

Как распределить эти критерии, решать вам. Но помните, что их восприятие со временем может сильно поменяться. А звук каждого инструмента также может зависеть от погодных условий (влажность, температура и т.п.).

Качество сборки

Гитара, которую вы хотите купить, должна быть качественно собрана. Большинство промышленных производителей сейчас хорошо справляются с этой задачей, причем даже в ультрабюджетной ценовой категории. Памятку лучше всего отобразить в виде схемы:

Элемент конструкцииЧто должно быть
Стык корпуса и грифаГриф подогнан к корпусу плотно, без щелей. Первая и последняя струны не выходят за края накладки на последних ладах, расстояние от края накладки до края первой или последней струны — порядка 2 мм.
Накладка на грифПриклеена плотно без зазоров, ее ширина соответствует основанию грифа.
ЛадыНе выходят за края накладки и не царапают руку при движении по грифу. Каждая нота на грифе звучит чисто, без дребезга. Сыграйте не только музыкальные фразы, но и поочередно все ноты на каждой струне (либо попросите продавца это сделать).
КолкиПоворачиваются легко, без усилия и без люфтов. Бутоны колков также не люфтят.
Лакокрасочное покрытиеРовное на всем инструменте, без подтеков
Деки и обечайкиСоединены друг с другом плотно, без зазоров. Верхняя и нижняя деки должны иметь небольшой положительный свод («купол»), инструмент с вогнутыми внутрь деками покупать не следует. На верхней деке не должно быть «пузыря» между подставкой и нижнем клецем 
ПодставкаПриклеена к верхней деке ровно и без щелей. Хорошо, если нижний порожек имеет уклон в сторону нижнего клеца.

Мензура

Мензура8 — это рабочая длина струны (между верхним и нижним порожками). Это важный параметр, на которые многие начинающие исполнители совершенно зря не обращают внимания. От длины струны зависит стиль игры и окраска звучания. 

Чем мензура короче, тем слабее натянуты струны, что неизбежно сказывается на звучании. Кто-то в таком случае ставит более тяжелые струны для компенсации натяжения, кто-то любит слабое натяжение — это целиком вопрос вкуса. Но все же рекомендуется посоветоваться с вашим педагогом, какую мензуру он рекомендует для обучения. Если вы учитесь самостоятельно, придерживайтесь стандарта в 645-650 мм. 

Короткая мензура также может быть предпочтительна для людей с небольшой ладонью.

Материалы

Акустические гитары делаются по большей части делаются из дерева, реже в производстве применяются композитные материалы и пластики. 

Используется как цельная древесина (массив), так и ламинированная (склеенная в горизонтальной плоскости из нескольких слоев с разным направлением волокон). Для производства верхних дек чаще всего используют ель, кедр, красное дерево. Для нижних дек и обечаек — красное дерево, палисандр, клен. Все эти породы могут быть представлены как в виде массива, так и в виде ламината. Грифы чаще всего делают из красного дерева либо клена, накладки и подставки — из палисандра, ореха или черного дерева. Некоторые производители предлагают и иные комбинации пород дерева.

Грифы и накладки в основном делают из цельной древесины даже на недорогих инструментах. Грифы из слоеной древесины довольно редки в наше время. 

На самых недорогих моделях можно встретить накладки из пластика или из композита. Что интересно, композитные накладки также попадаются и на весьма дорогостоящих гитарах.

Деки и обечайки большинства акустических гитар делают как из цельной, так и из ламинированной древесины. Наиболее популярны следующие сочетания:

  • Обе деки и обечайки из массива (англ: All Solid);
  • Верхняя дека из массива, обечайки и нижняя дека из ламината (англ: Solid Top);
  • Обе деки и обечайки из ламината (англ: All Laminate).

При прочих равных массив на деках и обечайках предпочтителен с точки зрения звучания. Но еще раз подчеркнем: при прочих равных. Если цельное дерево не выдержано, либо имеет неправильный распил, либо залито толстым слоем жесткого лака, вреда от такого решения будет больше, чем пользы. Дело в том, что многие производители используют слово «массив» в коммерческих целях для привлечения покупателей, не уделяя должного внимания при этом производственному процессу.

Следует помнить, что с гитарой из массива, особенно если конструкция цельномассивная, следует обращаться предельно аккуратно и внимательно следить за условиями, в которых она находится. Ламинированные конструкции, напротив, обладают прочностью и неприхотливостью. А если инструмент собран правильно, то его звучание будет на вполне хорошем уровне, достаточным для занятий и работы. Вкратце рекомендации по выбору типа конструкции можно представить так:

КонструкцияПредназначение
ЦельномассивнаяСтудийная работа, домашнее музицирование, концертная работа в помещениях при отсутствии длительных переездов, непродолжительная концертная работа на улице в сухую, не жаркую и не холодную погоду (+17-20 °C).  
Массив только на верхней декеОптимальный вариант с точки зрения прочности и звучания для любых задач.
Корпус целиком из ламинатаАктивная концертная деятельность как в помещениях, так и на улице, особенно связанная с разъездами, домашнее музицирование, обучение, путешествия.

Помните, что если вы хотите выступать на улице, следует избегать попадания на гитару прямых солнечных лучей, либо этот период надо сократить до минимума.

Выбирать гитару, исходя из пород дерева, из которых она изготовлена, занятие бесперспективное. Точнее, это можно делать, если вы опытный музыкант-экспериментатор, и хотите для себя выявить те или иные закономерности. Во всех остальных случаях следует обращать внимание на конструкцию гитары и качество ее изготовления.

Безусловно, дерево оказывает влияние на звук на акустическом инструменте, но помимо него есть еще множество других элементов. Описывать нюансы звучания — удел завсегдатаев гитарных форумов, мы же рекомендуем верить только собственным ушам и собственным рукам.

Дополнительные опции

Производители оснащают гитары звукоснимателями. Если вы планируете выступать на сцене, желательно такую опцию иметь. Некоторые инструменты комплектуются чехлами или даже кофрами. Однако ни одно дополнение не должно быть критерием выбора инструмента — их всегда можно докупить впоследствии. 

Отзыв эксперта об акустических гитарах

Сергей Рождественский, мастер-реставратор струнных музыкальных инструментов:

«Российский рынок акустических гитар (эстрадных инструментов с металлическими струнами), как первичный, так и вторичный, перенасыщен. 

Доступа к статистике продаж у меня нет, но как мастер, я замечаю устоявшуюся тенденцию: сегодня люди стараются выбирать более компактные и внешне привлекательные гитары. Традиционные виды акустических гитар «дредноут» и «джамбо» ушли на второй план, а внимание покупателей привлекают «парлоры» и «гранд аудиториумы»». 

Популярные вопросы и ответы

На вопросы читателей КП отвечает Сергей Рождественский, мастер-реставратор струнных музыкальных инструментов.

На чем можно и нельзя экономить, покупая акустическую гитару?

Можно экономить на имени, но нельзя экономить на качестве, то есть, на материалах, конструкции и качестве сборки. Грубо говоря, можно не покупать гитару от Martin, Taylor, Gibson и иных знаменитых фирм, а найти менее «раскрученного» производителя, но со стабильным качеством и хорошей репутацией среди профессионалов. Под профессионалами в данном случае понимаются не артисты эстрады первой величины, а именно люди, которые постоянно выступают и записывают музыку в студии.

Можно также не искать гитару, выполненную целиком из массива, а купить ту, у которой массивная лишь верхняя дека.

Как влияет покрытие корпуса гитары на звук и ее долговечность?

Покрытие корпуса (верхней и нижней дек, обечаек) отрицательно влияет на звук, если оно очень толстое. На массовом производстве акустических гитар в наши дни распространено использование толстого слоя (0.5 мм) полиэфирного или полиуретанового лака, потому что это снижает издержки производителя. Верхняя дека, покрытая таким слоем, сильно скована и звучать в полную меру не будет.

Наиболее популярными покрытиями для акустических гитар являются:

1. Полиэфирный или полиуретановый лак (современные инструменты)

2. Нитролак (старые инструменты и переиздания старых инструментов)

Что касается долговечности, то нужно говорить не о лаке, а об аккуратном использовании и хранении гитары владельцем. Из-за небрежности в негодность может прийти гитара с любым покрытием. Также гитары с любым покрытием могут служить десятилетиями.

Толстое покрытие из полиэфира более стойкое к внешним воздействиям, чем остальные виды, но речь тут идет о его сопротивляемости потертостям и незначительным царапинам, но не ударам.

Как отстроить гриф акустической гитары?

Под «отстройкой грифа» чаще всего понимается создание удобства игры на гитаре во всех позициях на грифе. 

Мы исходим из того, что лады на грифе выровнены, а сам гриф не имеет дефектов.

У большинства современных акустических гитар гриф соединяется с корпусом в районе 14 лада, сами грифы достаточно тонкие и узкие, поэтому в них для компенсации натяжения струн устанавливается анкерный стержень. Он при затягивании выгибает гриф дугой в обратную от натяжения струн сторону. В первую очередь выполняется регулировка анкера.

Соответственно, если на грифе, свободном от струн, натянуть анкер так, чтобы поверхность накладки грифа стала абсолютно ровным, а потом установить струны, то гриф немного согнется по направлению к струнам. Между струнами и грифом будет небольшой прогиб. Степень этого прогиба зависит от калибра установленных струн и регулируется индивидуально.

Далее идет подгонка верхнего порожка, это необходимо для того, чтобы струны можно было прижимать комфортно на первом ладу и чтобы при этом открытые струны не дребезжали. Для этого специальным калиброванным надфилем делаются пропилы в пазах под струны.

Теперь нужно отстроить высоту струн над 12-14 ладами. Это делается подбором высоты нижнего порожка путем стачивания его основания. Если, напротив, высота верхнего и нижнего порожков недостаточна, а не избыточна, целесообразно изготовить новые.

«Поймать» идеальную высоту на обеих порожках задача непростая. Можно сделать так, что будет очень легко прижимать струны, но при этом они будут дребезжать. Можно удариться в другую крайность — все ноты будут звучать идеально чисто во всех позициях, но играть будет неудобно.

Но у каждого музыканта своя манера игры, своя сила атаки, свои предпочтения. Кто-то играет исключительно пальцами, кто-то использует медиаторы, кто-то совмещает эти техники. От толщины и материала медиатора также зависят манера игры и звук. Наконец, каждый музыкальный жанр диктует особенности исполнения. На одной и той же гитаре у одного исполнителя все прозвучит чисто, а другого будет постоянный лязг струн об лады.

Именно поэтому работы по отстройке грифа в идеале выполняются квалифицированным мастером и желательно в присутствии музыканта, чтобы была возможность выполнить все доработки на месте под нужды именно этого исполнителя.

Можно ли самостоятельно поставить звукосниматель на акустическую гитару?

Для эстрадных гитар с металлическими струнами наиболее распространены звукосниматели следующих видов:

• Магнитные датчики
• Микрофоны
• Пьезодатчики под нижний порожек
• Сенсоры, монтируемые на верхнюю деку, либо в иные части гитары
• «Прищепки» и «таблетки» 

Магнитные датчики в большинстве выпускаются в виде съемных систем, которые устанавливаются в розетку гитары. Поставить и снять такой звукосниматель под силу каждому исполнителю. Другое дело, если вы хотите смонтировать такой датчик стационарно: в таком случае вам надо установить выходное гнездо в обечайку или нижний клец, а также укоротить провод. В этом случае уже нужны навыки работы с электроникой, а также опыт столярных работ.

Похожая ситуация и с микрофонами. Многие из них — съемные, то есть собственно монтажа не предполагают. Для стационарной установки нужен опыт.

Совсем иная ситуация с пьезодатчиками, устанавливаемыми под нижний порожек. Дно паза, в который ложится съемник, должно быть идеально ровной, а сам порожек должен стоять под правильным углом. В противном случае звук может получиться гулким, либо струны могут звучать с разной громкостью. К тому же некоторые пьезосистемы оснащены встроенным темброблоком, который врезается в обечайку; это достаточно серьезное вмешательство в конструкцию гитары, поэтому самостоятельно его производить не рекомендуется. Установку пьезодатчиков должен выполнять квалифицированный мастер. Это касается и сенсоров, которые стационарно крепятся к верхней деке.

На рынке также существуют различные «прищепки» и «таблетки». Первые крепятся к головке грифа гитары и снимают его колебания, а вторые — к деке гитары на скотч. Эти приборы может установить даже ребенок, но их качество для серьезной работы не годится.

Какие струны для акустической гитары лучше использовать новичку?

Новичку, который играет на гитаре с мензурой 650 мм, рекомендуется использовать бронзовые струны калибра 10-47: они легко прижимаются и обладают приятным звуком. Такую размерность выпускает большинство производителей, и найти ее не составит труда.

Если мензура инструмента меньше, например, 630 мм, то можно попробовать более тяжелые струны, например, 11-50 или 11-52. Такие струны будут ощущаться под пальцами как 10-47 на мензуре 650 мм, но дребезжать не будут.

В целом не существует «струн для новичков» и «струн для профессионалов». Подбор струн осуществляется исходя из мензуры инструмента, его конструктивных особенностей, личных предпочтений музыканта. К примеру, достаточно много профессиональных исполнителей использует струны 10-47.

Как правильно хранить акустическую гитару?

Речь в данном случае идет как о собственно хранении инструмента в помещении, так и о транспортировке.

Дома гитару надо хранить в местах, которые удалены от отопительных приборов и сквозняков и там, где эту гитару не могут задеть дети и домашние животные. То есть, либо в подвешенном состоянии на стене, либо в жестком чехле в горизонтальном состоянии на полу. Во время занятий не надо прислонять гитару к стулу, столу или дивану, нужно купить специальную подставку.

Для переноски гитары существуют определенные правила, особенно они актуальны зимой. Рекомендуется купить жесткий кофр. Классический кофр в виде чемодана тяжелый и дорогой, однако сейчас есть жесткие чехлы на основе плотного пенополиурентана. Они легче, дешевле, но надежны.

Зимой нужно особое внимание обращать на то, что остывший инструмент становится намного более хрупким и что на морозе металлические струны сильнее натягиваются потому, что металл на морозе сужается. Поэтому перед упаковкой гитары в кофр лучше немного ослабить струны (на один оборот колка) и обернуть гитару тканью. Люди, которые носят очки, знают, что очки запотевают, если зайти в метро или в автобус с мороза. Аналогичный процесс будет происходить и с гитарой, поэтому лучше, чтобы влага, появляющаяся при перемене температур, сразу впитывалась в ткань.  

Когда вы принесли гитару с улицы, не следует сразу начинать на ней играть. Приоткройте чехол и дайте гитаре нагреться в течение 15-20 минут, а затем протрите его мягкой тканью.

Можно ли ставить на акустическую гитару нейлоновые струны?

Поставить можно, никакого вреда гитаре это не принесет. Но звук будет очень тихим, так как деки гитар под металлические струны намного прочнее тех, что под нейлон. То есть, смысла в этом нет никакого. Если у вас стоит задача получить приглушенный звук, то можно попробовать поставить струны типа Silk & Steel (шелк и сталь) — у них между керном и оплеткой навита шелковая нить, которая выполняет роль демпфера. Такие струны выпускают лишь некоторые производители, они стоят дорого, служат недолго. Но любой каприз, как говорил Жванецкий, возможен «за очень дополнительные деньги».
  1. https://musictrades.ru/import-2021/
  2. https://www.martinguitar.com/guitars/standard-series/D-28.html
  3. https://www.gibson.com/en-US/Acoustic-Guitar/ACCFZN743
  4. https://www.martinguitar.com/guitars/standard-series/OM-28.html
  5. https://guildguitars.com/g/m-40e-in-natural/
  6. https://www.martinguitar.com/guitars/modern-deluxe-series/012-28-Modern-Deluxe.html
  7. https://ovationguitars.com/
  8. Mensura — размер, мера (лат.)