10 лучших скутеров 2024 года

Владельцы легковушек и внедорожников нередко относятся несерьезно к маленькой мототехнике на большой дороге. А может быть, зря? Сегодня наша редакция рассмотрит плюсы и минусы лучших скутеров
10 лучших скутеров 2024 года
Лучшие скутеры. Фото: shutterstock.com

Отмотаем время на 100 лет назад. 1902 год. Французский изобретатель Жорж Готье представил миру первый скутер, «авто-кресло». Двухколесный транспорт с удобным сиденьем, под которым прятался мотор. Началась череда копирований и усовершенствований. Скутеры стали появляться во Франции, Германии, Америке и других странах. 

В Америке это транспортное средство стало столь популярно, что началось серийное производство. Однако из-за ненадежности мотора и слабой трансмиссии поклонники авто-кресла вскоре от него отвернулись. На долгие годы скутер стал неофициальной машиной американских летчиков. Они рассекали на нем огромные пространства аэропортов. 

Итак, скутеры существуют давно. Столько же, сколько полноценные автомобили. И за долгие годы развития ушли очень далеко от того, с чего начинали. Сегодня бывают самые разные скутеры, отличающиеся как по конструкции, так и по назначению. Чтобы помочь вам во всем разобраться, мы подготовили рейтинг лучших скутеров в 2024 году, подробно описали, какие они бывают, и рассмотрели преимущества и недостатки конкретных моделей.

Рейтинг составлен на основе мнения редакции КП. Рекомендации и дополнения по рейтингу вы можете отправить на почту expert@kp.ru. Для обсуждения вопросов рекламного сотрудничества звоните по телефону +7 (495) 637-65-16 (по будням с 9:00 до 18:00).

Скутер подойдет для передвижения по городу. Небольшой размер позволит всегда найти место для парковки. Легкость и маневренность поможет легко пробраться по загруженным дорогам. Расход топлива у скутеров невелик, поэтому этот вид транспорта нельзя отнести к дорогим в обслуживании. 

Рейтинг топ-3 недорогих скутеров

Есть стереотип, что все хорошее стоит дорого. Но так ли это на самом деле? Мы готовы назвать как минимум три недорогих скутера, достойных вашего внимания в 2024 году.

Минск Vesna 125

Минск Vesna 125
Фото: m1nsk-moto.ru

Минск Vesna 125 — недорогой городской скутер в ретро-стиле от белорусского производителя. Правда, белорусского в нем мало, поскольку модель разработала китайская компания. Это копия ZN125T-Y. В разные страны скутер поставляется под разными именами. В Британии Lexmoto Valletta, в Греции — Gemini Veevo, в Италии и Франции — Mash City.

Простой, неприхотливый, очень красивый (с недвусмысленными отсылками к легендарной Vespa), неплохо собранный. 

Комфорт и безопасность

Сидение выполнено из нескользящего износостойкого материала. В бардачке расположен USB-разъем для зарядки мобильного телефона. Задняя подвеска — классическая маятниковая, с двумя амортизаторами. Передний однодисковый и задний барабанный тормоза достаточно эффективны для сравнительно легкого скутера. Модель оснащается одноцилиндровым четырехтактным 125-кубовым двигателем, развивающим всего 7,6 л.с. Несмотря на скромные цифры мощности, Vesna 125 обладает неплохой разгонной динамикой и может уверенно держаться в городском транспортном потоке. При этом у скутера хорошая маневренность и он экономично расходует топливо.

Характеристики

Тип моторабензиновый, 1-цилиндровый, 4-тактный, воздушное охлаждение, карбюратор
Максимальная скорость80 км/ч
Объем двигателя125 см³
Сухая масса102 кг
Мощность7,6 л.с.
Расход топлива2,8 л/100 км

Плюсы и минусы

Шестилитровый топливный бак и экономичный расход позволяют надолго забыть о необходимости заправки; динамичные старты со светофора; высокий дорожный просвет; привлекательный ретро-дизайн
Жесткая подвеска; не самый эффективный ближний свет

Honda Tact 50 

Honda Tact 50
Фото: supermotoroller.ru

Культовая модель 50-кубовых скутеров. Выпускается с 1980 года и по сегодняшний день. За более сорока лет производства Honda Tact сменила множество поколений и значительно преобразилась как внешне, так и технически. Последний Tact оснащается четырехтактным, а не двухтактным, мотором. Простой, неприхотливый, традиционно для Honda надежный городской транспорт с небольшим расходом топлива.

Новый четырехтактный двигатель с жидкостным охлаждением благоприятно повлиял на экономичность данного скутера. У новой модели расход топлива до 1,25 литров на 100 км, при этом Tact стал еще динамичнее своих предшественников. 

Комфорт и безопасность

На Honda Tact последнего поколения установлена система Combi Brake, которая равномерно распределяет усилия на задние и передние тормоза, что делает торможение безопасным. У данного скутера один из самых надежных двигателей. Вся электрика работает беспроблемно. 

Характеристики

Тип моторабензиновый, 1-цилиндровый, 4-тактный, жидкостное охлаждение, впрыск топлива
Максимальная скорость60 км/ч
Объем двигателя49 см³
Сухая масса74 кг
Мощность4,5 л.с.
Расход топлива1,25 л/100 км

Плюсы и минусы

Простота конструкции и обслуживания; надежность; большое сиденье; экономичный четырехтактный двигатель (в последнем поколении модели)
Официально не поставляется на российский рынок

Vento Smart III   

Vento Smart III
Фото: motobloki72.ru

Достойная модель китайского скутера. Vento Smart III хорошо собран, долговечный, динамичный. Он оснащен электронной панелью управления, светодиодными фарами, сигналами поворота, есть держатель под телефон. Объем двигателя — 170 см³, но внешне и по документам — 49 см³. Пока что модель стоит недорого из-за малой известности бренда, но уровень исполнения достаточно высокий. А еще Vento Smart III внешне напоминает легендарный Yamaha Zuma 125.

Комфорт и безопасность

У скутера вседорожная резина с универсальным рисунком протектора, которая позволяет ему свободно передвигаться как по асфальту, так и по сухим грунтовым дорогам. Есть регулировка положения руля, благодаря которой можно настроить органы управления под свой вкус. Еще из особенностей модели — брутальная прямоугольная приборная панель, яркие заметные светодиодные круглые фары с кольцевым ходовым огнем, а также передний стальной багажник для перевозки небольшой поклажи. 

Характеристики

Тип моторабензиновый, 1-цилиндровый, 4-тактный, воздушное охлаждение, карбюратор
Максимальная скорость120 км/ч
Объем двигателя49,9 см³ (170 см³) 
Сухая масса87 кг
Мощность12 л.с.
Расход топлива3,4 л/100 км

Плюсы и минусы

Простой в обслуживании; небольшой расход топлива; легко найти запчасти; полностью диодная оптика; сигнализация
Собран из дешевых материалов

Рейтинг топ-3 скутеров 50 см³

50-кубовый скутер идеально подходит для новичков дорожного движения. Эта категория транспорта простая в обслуживании, недорогая и удобная. Для управления достаточно прав категории М, которые выдаются с 16 лет. В итоге такой скутер может использоваться и для выходных на даче, и для городских поездок.

SYM Orbit 50

SYM Orbit 50
Фото: sym-russia.com

Четырехтактный 50-кубовый скутер от популярной в РФ тайваньской компании SYM. Традиционно для этого производителя простой и непритязательный транспорт. Это один из немногих некитайских 50-кубовых скутеров, который сегодня можно купить в РФ новым. А разница в качестве между материковым Китаем и Тайванем есть — и знакомые с техникой SYM ее точно чувствуют.

Эта модель отличается узкой конструкцией и легким весом, благодаря чему SYM становится идеальным транспортом для городских пробок. Несмотря на небольшую ширину, в багажное отделение помещается шлем для пассажира.

Комфорт и безопасность

SYM Orbit 50 оснащается экономичным одноцилиндровым четырехтактным двигателем с объемом в 50 см³ и мощностью 3,5 л.с. Система питания — карбюраторная, запуск мотора — как при помощи кик-стартера, так и кнопкой электростартера. Пятилитрового топливного бака хватает почти на 200 км. Модель весит всего 110 кг и за счет традиционных для класса 12-дюймовых колес обладает отменной маневренностью.

Характеристики

Тип моторабензиновый, 1-цилиндровый, 4-тактный, воздушное охлаждение, карбюратор
Максимальная скорость75 км/ч
Объем двигателя49,5 см³
Сухая масса99 кг
Мощность3,5 л.с.
Расход топлива2 л/100 км

Плюсы и минусы

Экономичный четырехтактный двигатель, высокая надежность, качественные сборка и материалы, полноценно двухместное сиденье
Скромная динамика разгона

Yamaha Aerox 50

Yamaha Aerox 50
Фото: ironhorse.ru

Редкий тип спортивного 50-кубового скутера безо всяких «но» и «если»! Можно сказать, живое доказательство того, что 50-кубовые двигатели — совсем не игрушки. Модель когда-то продавалась новой в РФ, но сейчас 90% всех доступных на вторичном рынке Aerox — ввезенные из других стран.

Это быстрый и маневренный скутер даже в заводском исполнении, но именно Aerox особенно любят дорабатывать и улучшать. А потому найти две одинаковых модели на вторичном рынке — та еще задача. После тюнинга скутер способен удивить даже опытного райдера! Также Aerox даже в базовой версии неплохо подготовлен для кольцевых скутер-гонок.

Комфорт и безопасность

Как и у любой условно спортивной мототехники, у Aerox с комфортом не очень. Модель жесткая по подвеске и резкая по связке «мотор-трансмиссия», что сулит точную управляемость и более чем достойную для 50-кубовой модели разгонную динамику. Но точно не комфорт. Зато с безопасностью тут полный порядок: Yamaha Aerox 50 комплектуется дисковыми тормозами как спереди, так и сзади. 

Характеристики

Тип моторабензиновый, 1-цилиндровый, 2-тактный, жидкостное охлаждение, карбюратор
Максимальная скорость90 км/ч
Объем двигателя49,3 см³
Сухая масса90 кг
Мощность3,3 л.с.
Расход топлива3,3 л/100 км

Плюсы и минусы

Производительный двигатель с жидкостным охлаждением; хорошая динамика разгона; острая управляемость; большой потенциал для тюнинга; большие колеса
Рослому райдеру на Aerox будет тесно; недостаточно эффективные для спорта дисковые тормоза

Regulmoto Formula 50 

Regulmoto Formula 50
Фото: regulmoto.ru

Regulmoto Formula 50 стал звездой городских дорог. Это мощный китайский скутер с уникальным дизайном и высоким качеством сборки и комплектующих. Оснащается двухтактным двигателем и неплохой (по меркам класса) ходовой частью. Обрел известность благодаря хорошим техническим характеристикам. На Regulmoto Formula 50 установлены дисковые гидравлические тормоза спереди и барабанные сзади, энергоемкая подвеска, электростартер и кик-стартер. Светотехника — на LED-элементах.

Одноцилиндровый 50-кубовый двигатель воздушного охлаждения — лицензионная копия мотора Minarelli, который раньше ставился на Yamaha. Силовая установка хороша известна и в целом весьма беспроблемная, при том что обладает неплохой производительностью по меркам класса.

Regulmoto Formula 50 сделан очень качественно, модель в больших количествах поставляется как в Европу, так и в Америку.

Комфорт и безопасность

Полный комплект светодиодного освещения и зеркал заднего вида гарантируют безопасность во время передвижения. Подвеска достаточно энергоемкая и эффективная, чтобы на Formula 50 можно было комфортно перемещаться даже с пассажиром.

Характеристики

Тип моторабензиновый, 1-цилиндровый, 2-тактный, воздушное, охлаждение, карбюратор
Максимальная скорость60 км/ч
Объем двигателя49 см³
Сухая масса95 кг
Мощность6 л.с.
Расход топлива2,3 л/100 км

Плюсы и минусы

Электронная приборная панель читается даже на солнце; достойное качество сборки и изготовления; эффективные тормоза; LED светотехника; производительный и надежный двигатель
Тяжело найти запчасти

Рейтинг топ-3 скутеров 150 см³

150-кубовые скутеры — сбалансированный класс, предлагающий отменную маневренность, полноценно двухместные габариты и неплохие динамические характеристики. Рассмотрим самые удачные модели.

Yamaha NMAX 155

Yamaha NMAX 155
Фото: www.yamaha-motor.eu

Быстрый, удобный и надежный 155-кубовый скутер от Yamaha. Очень динамичный в рамках своей кубатуры, отлично собранный. Когда-то был сравнительно недорогим и продавался официально в РФ. Сейчас его можно купить только на вторичном рынке. 

Yamaha NMAX 155 собирается в Тайланде, впечатляет стильным дизайном, отличной производительностью и удобством. 

Комфорт и безопасность

Просторное и удобное сиденье обеспечивает комфортное передвижение даже во время длительных поездок. У скутера хорошая ветрозащита, которая снижает уровень шума на высоких скоростях. NMAX 155 последнего поколения имеет богатое оснащение: модель комплектуется системой бесключевого доступа, цифровой приборной панелью с возможностью подключения смартфона по Bluetooth, системами трекшн-контроля, старт-стоп и ABS. Фара, задний фонарь и поворотник — светодиодные.

Характеристики

Тип моторабензиновый, 1-цилиндровый, 4-тактный, жидкостное охлаждение, впрыск топлива
Максимальная скорость120 км/ч
Объем двигателя155 см³
Сухая масса124 кг
Мощность15 л.с.
Расход топлива2,3 л/100 км

Плюсы и минусы

Высокое качество изготовления и сборки; мощный 155-кубовый двигатель; богатый набор технологических функций; прекрасное сочетание маневренности и динамики
Маленький багажник; жестковат

Honda PCX160 

Honda PCX160
Фото: major-honda.ru

Модели Honda семейства PCX — одни из лучших малокубатурных скутеров в мире и неимоверно популярный транспорт в Азии. В России некогда были официально доступны 150-кубовые PCX, однако с 2024 года официально импортируется только версия PCX125. Тем не менее, на рынке также доступна и наиболее актуальная модель PCX160 — причем найти можно как подержанные, так и абсолютно новые экземпляры.   

Сильная сторона всех моделей серии PCX последних лет выпуска — традиционно высокое для Honda качество и обилие высоких технологий. Что, к слову, роднит PCX160 с уже упомянутым Yamaha NMAX 155: здесь также бесключевой доступ, система старт-стоп, трекшн контроль, светодиодная светотехника, ЖК приборная панель. С «железом» тут тоже полный порядок: оптимизированная по жесткость стальная трубчатая рама, неплохие подвески, 157-кубовый одноцилиндровый 4-клапанный двигатель, выдающий 15 л.с.  

Все модели PCX собираются в Тайланде, что норма для недорогих моделей крупных концернов.

Комфорт и безопасность

Просторное двухместное сиденье и современное шасси позволяют расслабиться во время поездки. Есть разъем для USB, светодиодные фары, защита от ветра и брызг. За безопасность отвечают современные дисковые тормоза с ABS. Выпускается также версия PCX160 с комбинированной антиблокировочной тормозной системой C-ABS. 

Характеристики

Тип моторабензиновый, 1-цилиндровый, 4-тактный, жидкостное охлаждение, впрыск топлива
Максимальная скорость120 км/ч
Объем двигателя157 см³
Сухая масса123 кг
Мощность15 л.с.
Расход топлива2,2 л/100 км

Плюсы и минусы

Багажник 30+ литров; крупные колеса повышают устойчивость скутера; тихий, экономичный и тяговитый двигатель; обилие высоких технологий
Подвеска настроена на комфорт, но не на острую управляемость, что особенно заметно при езде с пассажиром

SYM Symphony SR 125

SYM Symphony SR 125
Фото: sym-russia.com

Symphony SR 125 — это идеальное соотношение цены и качества. Отлично собранный и долговечный скутер, который при должном обслуживании отработает много лет. Также на стороне SYM наличие запчастей, чего не скажешь, например, об экзотической сегодня итальянской технике. SR 125 выполнен в типичном для европейском формате — с большими колесами и с ровной площадкой для ног, без традиционного для крупных скутеров туннеля. Практично и удобно.

Скутер среднего размера с харизматичным дизайном и сбалансированными техническими характеристиками. Symphony намного меньше макси-скутеров, поэтому легко маневрирует в городском потоке машин, и при этом также не беспомощен на загородном шоссе, где уверенно поддерживает комфортную и безопасную скорость движения. 

Модель оснащается 125-кубовым одноцилиндровым двигателем с карбюраторной системой питания. Объем топливного бака составляет всего 5,5 л, но за счет экономичности мотора этого достаточно, чтобы преодолеть почти 200 км пути. 

Комфорт и безопасность

За комфорт у SR 125 Symphony отвечают большие 16-дюймовые колеса, «проглатывающие» большинство городских неровностей, а также неплохая по меркам класса подвеска. Безопасность обеспечивают дисковые тормоза спереди и сзади, где установлены одинаковые 226-миллиметровые диски. ABS, к сожалению, нет.

Характеристики

Тип моторабензиновый, 1-цилиндровый, 4-тактный, воздушное охлаждение, карбюратор
Максимальная скорость120 км/ч
Объем двигателя125 см³
Сухая масса100 кг
Мощность8,8 л.с.
Расход топлива3 л/100 км

Плюсы и минусы

Качественный пластик; нет посторонних шумов и дребезжания во время движения даже на большой скорости; информативная приборная панель
Посредственная ветрозащита; нет ABS

Рейтинг топ-3 макси-скутеров 

Макси-скутеры не только развивают приличную скорость, но и обеспечивают максимальный комфорт во время передвижения. В России они пока не особо распространены, но активно набирают популярность. Рассмотрим лучшие модели данного класса. 

Yamaha TMAX 

Yamaha TMAX
Фото: yamaha-motor.eu

Культовый макси-скутер, появление которого во многом предопределило зарождение и развитие этого класса. Выпускается с 2001 года и до сих пор. Один из европейских бестселлеров, неимоверно популярных во всем мире. Было несколько поколений, которые отличались как внешне, так и технически.

TMAX — скутер со спортивными повадками. В отличие от конкурентов, предлагает первоклассное шасси, не страдающее излишней гибкостью, как у большинства одноклассников. С 2008 года у TMAX алюминиевая, а не стальная рама, что большая редкость в мире макси-скутеров.

Другие особенности модели: оригинальная конструкция трансмиссии, где вместе с клиноременным вариатором одновременно используется многодисковое сцепление в масляной ванне (конструктивно такое же, как у большинства мотоциклов), которое автоматически срабатывает с повышением оборотов двигателя. Это позволило реализовать постоянное натяжение ремня вариатора, а также обеспечить эффективное торможение двигателем при сбросе газа.

TMAX последнего поколения обладает отменной разгонной динамикой и способен развивать максимальную скорость 180 км/ч. 5-литрового топливного бака макси-скутеру Yamaha хватает на 300 км. 

Комфорт и безопасность

Удобная посадка, четко выраженный поясничный подпор снимает нагрузку со спины, а подпор для ног позволяет принять удобную позу. Есть подогрев рукояток руля и сидения, установлено высокое ветровое стекло, регулируемое по высоте по нажатия кнопки. Система ESP предотвращает пробуксовку заднего колеса, а продвинутая ABS не позволит заблокировать колеса при торможении. Еще из систем комфорта — бесключевой доступ, круиз-контроль и цветная TFT приборная панель, показания которой читаемы даже при ярком солнечном свете.

Характеристики

Тип моторабензиновый, 2-цилиндровый,  4-тактный, рядный, жидкостное охлаждение, впрыск топлива
Максимальная скорость180 км/ч
Объем двигателя562 см³
Сухая масса205 кг
Мощность47,5 л.с.
Расход топлива4,8 л/100 км

Плюсы и минусы

Обилие электронных помощников; прекрасная управляемость; высокий уровень комфорта; надежный и производительный двигатель
Не самый большой багажник под сиденьем; дорогое обслуживание и ремонт; жесткая подвеска

Suzuki Burgman 650 

Suzuki Burgman 650
Фото: scootergid.ru

В отличие от Yamaha TMAX, макси-скутер от Suzuki — это максимально комфортный «диван»: большой, плавный, удобный. Один из самых больших серийно выпускаемых скутеров в мире. Особенно популярной была топовая модификация LX, у которой были такие редкие даже для люксовых туристических мотоциклов функции, как подогрев сиденья и складывающиеся по нажатию кнопки зеркала заднего вида.

Еще одна особенность модели — продвинутый и технически сложный вариатор с электронным управлением, в котором используется не кевларовый, а стальной ремень (как в автомобильных вариаторах).

Suzuki Burgman 650 оснащался тяговитым двухцилиндровым двигателем объемом — 638 см³. Мотор развивал максимальную мощность 55 л.с. и выдавал немалый крутящий момент 62 Нм. Несмотря на крупные габариты и внушительный вес, модель разгонялась до 175 км/ч. Средний расход топлива — 5 л на 100 км. 

Модель выпускалась с 2003 по 2018 годы, и сегодня доступна только на вторичном рынке.

Комфорт и безопасность

Потрясающий комфорт с идеальной ветрозащитой, оснащен антиблокировочной системой, установлена удобная спинка для пассажира. Большое багажное отделение и дополнительные кармашки для мелочей в переднем обтекателе, есть 12-вольтовая розетка. Как и подобает флагманской модели, Suzuki Burgman 650 оснащен ABS и эффективными тормозными механизмами, чтобы безопасно останавливать тяжелый и быстрый макси-скутер.

Характеристики

Тип моторабензиновый, 2-цилиндровый,  4-тактный, рядный, жидкостное охлаждение, впрыск топлива
Максимальная скорость175 км/ч
Объем двигателя638 см³
Сухая масса238кг
Мощность55 л.с.
Расход топлива5 л/100 км

Плюсы и минусы

Супер комфортный; тяговитый и ресурсный двигатель; огромный багажник; возможность ручного управления режимами вариатора
Дорогое и сложное обслуживание вариатора; для водителя, пассажира и багажа эффективности тормозов не хватает

BMW C650GT

BMW C650GT
Фото: moto-avangard.ru

Большой и комфортный макси-скутер от BMW Motorrad, разработанный совместно с тайваньской компанией Kymco. Немцы взяли все лучшее от японских и европейских скутеров, а потому C650GT получил фирменный дизайн, продуманную конструкцию и богатое оснащение. 

Скутер построен на одной платформе с моделью C600 Sport и отличается от нее эргономикой, дизайном, комфортом — тогда как технически они во многом идентичны. C650GT комплектуется двухцилиндровым мотором объемом 647 см³ с системами жидкостного охлаждения и впрыска топлива. 

Комфорт и безопасность

Внушительные боковые панели, большое ветровое стекло, которое оснащено электрической регулировкой, удобное сиденье и много места для ног положительно влияют на комфорт во время продолжительного путешествия. Динамика разгона не ураганная, но очень достойная — на уровне одноклассников. Есть система подогрева рукояток руля и сиденья. Четкое зонирование между пассажиром и водителем: в центре сиденья установлена высокая спинка. Помимо обязательной для скутера такого класса ABS за безопасность водителя и пассажира также отвечает система стабилизации ASC. 

Характеристики

Тип моторабензиновый, 2-цилиндровый,  4-тактный, рядный, жидкостное охлаждение, впрыск топлива
Максимальная скорость180 км/ч
Объем двигателя647 см³
Сухая масса249 кг
Мощность60 л.с.
Расход топлива4,6 л/100 км

Плюсы и минусы

Большое багажное отделение на два шлема; информативная приборная панель; традиционно для техники BMW много опций; низкий уровень вибраций
Дорогое обслуживание; высокое сиденье (805 мм) может быть неудобным для невысоких водителей

Как выбрать скутер

Мы попросили менеджера по рекламациям компании «Прокатись.ру» Максима Москалева помочь читателям с выбором скутеров.

— Освоить управление скутером под силу человеку любого возраста. Уход за ним не требует специальных навыков, а недорогие запчасти можно приобрести в каждом городе или поселке.

И брендовые, и малоизвестные производители предлагают большой ассортимент моделей с двигателями разного рабочего объема.

Определите, для каких целей будет использоваться скутер, где вы собираетесь на нем передвигаться. Для небольших расстояний по городу можно присмотреться к компактным недорогим моделям, а для частых поездок за городом и на дальние расстояния лучше выбирать мощные модели с четырехтактным двигателем и хорошим объемом топливного бака. Стоит учесть размер колес, выбирая их в зависимости от того, на каком дорожном покрытии будет использоваться транспортное средство. Также обратите внимание на качество амортизаторов и тормозов.

Выбирайте модели с ABS, чтобы избежать падения из-за блокировки колеса при торможении.

Не нужно гнаться за мощностью двигателя. Начинающим подходят скутеры от 50 см³ до 400 см³, более мощные модели требуют серьезного опыта;

Для городской езды выбирайте легкий скутер — предпочтительно до 220 кг. Чем тяжелее модель, тем сложнее маневрировать на маленькой скорости, что особенно критично при езде в пробках;

Подберите скутер с подходящими вам габаритами и удобной посадкой. Вам должно быть комфортно в седле, иначе вы не сможете управлять скутером уверенно и безопасно;

Отзыв эксперта о скутерах

Мы спросили Антона Власова, авто- и мотожурналиста, про его впечатления от скутеров.

— Предпочитая мотоциклы, не могу не согласиться, что скутер — это удобно и очень практично.
Антон ВласовАвто- и мотожурналист

— В первую очередь, говорю о макси-скутерах, которые по праву можно считать вершиной их эволюции как разновидности мототранспорта. Среди российских мотоциклов немало тех, кто относится к макси-скутерам с плохо скрываемым пренебрежением — мол, «табуретка», мопед, пенсия. Что, на мой взгляд, несправедливо. Современный макси-скутер с 500- или 650-кубовым двухцилиндровым двигателем имеет прекрасную динамику разгона, высокую крейсерскую и очень неплохую максимальную скорость, но при этом предлагает такой уровень комфорта, какой в мире мотоциклов начинается на флагманских моделях далеко за 1,5 миллиона рублей. Это и регулируемое по высоте ветровое стекло (которое даже в нижнем положении формирует хорошую ветрозащиту), и обогрев рукояток руля, и большое удобное сиденье (причем нередко тоже с системой обогрева), и полноценное место для пассажира, и вместительный багажник (какого у мотоциклов попросту не бывает — за редчайшим исключением пары моделей). 

Отдельное удовольствие — путешествия. Мне кажется, российские райдеры как будто недооценивают этот сценарий использования скутеров, считая их преимущественно городским транспортом. Тем не менее, для длительных многодневных поездок «макси» готовы не хуже мотоциклов класса турер! И даже немного лучше, поскольку ко всем перечисленным выше достоинствам скутеров можно добавить, что, в отличие от мототранспорта, они предлагают водителю более «просторную» эргономику. За счет невысокого центрального тоннеля, большого сиденья и длинных площадок для ног в пути можно менять позу, что очень ценно, когда проводишь за рулем по 15 часов в день. 

На мой взгляд, недостаток у скутеров — причем как макси-, так и менее кубатурных и продвинутых — только один: высокая стоимость обслуживания трансмиссии. У типичного дорожного мотоцикла в ходе большого ТО трансмиссии (которое случается редко) меняются диски сцепления, ведущая и ведомая звезды, приводная цепь — все это не очень сложно и не катастрофически дорого. Если же речь заходит про обслуживание вариатора скутера, то обычно под замену идут ведущий и ведомый шкивы, ремень, ролики, подшипники. Стоимость работ и запчастей ощутимо выше, плюс у некоторых популярных моделей есть свои облегчающие кошелек владельца технические особенности, требующие дополнительных затрат. 

Популярные вопросы и ответы 

На вопросы ответил менеджер по рекламациям компании «Прокатись.ру» Максим Москалев.

Какие права нужны для управления скутером?

— Для управления скутером необходимо иметь водительское удостоверение с соответствующей категории, в зависимости от объема двигателя:

• до 50 куб. см — категория «М», выдается с 16 лет после сдачи теории в ГИБДД;
• от 50 до 125 куб. см — категория «А1», выдается с 16 лет;
• от 125 куб. см — категория «А», выдается с 18 лет.

Управление скутером без водительского удостоверения наказывается штрафом от 5 до 15 тысяч рублей.

Чем скутер отличается от мотоцикла?

— Несколько отличий скутера от мотоцикла:

Внешний вид: вместо подножек у скутера площадка для ног, водитель сидит с выставленными вперед ногами и выпрямив спину;
​​​​​​​Двигатель: на мотоцикле двигатель расположен в средней части под баком, на скутере — в нижней части около заднего колеса. У мотоцикла объем двигателя может быть более 1000 см³. На скутере объем редко превышает 650 см³;
​• Тормоза: на мотоцикле передний тормоз управляется рычагом с правой стороны руля, а задний — педалью под правой ногой. На скутере оба тормоза контролируются рычагами на руле;
Дорожный просвет: клиренс у скутера ниже, чем у мотоцикла;
Багажное отделение: у большинства скутеров есть багажное отделение, в отличие от мотоциклов;
Защита от грязи: широкий передний обтекатель скутера защищает от грязи и брызг, а на мотоцикле больше шансов запачкаться, так как ноги стоят на подножках по бокам;
Подвеска и колеса: у мотоцикла диаметр колес и ход подвесок больше, чем у скутера.

Отличается ли управление мотоциклом и скутером? Для сопротивления инерции при резком торможении водитель мотоцикла упирается коленями в топливный бак, а водитель скутера — стопами в площадки для ног. За счет более низкого центра тяжести и меньшего угла наклона вилки скутер более устойчивый и маневренный на небольшой скорости.

Скутер за счет маневренности на низких скоростях и широкого обтекателя спереди — идеальный вариант для города. Им легче управлять в пробке, а грязь и брызги не летят на водителя. Тем, кто хочет получать от катания больше адреналина или часто ездит по проселочным дорогам и «пересеченке», подойдет мотоцикл. Он резво ускоряется, более тяговитый, имеет большие колеса и энергоемкие подвески.

С какого возраста можно управлять скутером?

— По общему правилу, право на управление скутером могут получить лица, достигшие 16-летнего возраста (п. п. 2, 5 ст. 26 Закона № 196-ФЗ). Для управления скутером необходимо иметь водительское удостоверение, подтверждающее право на управление ТС любой из категорий или подкатегорий, при условии отсутствия медицинских ограничений к управлению транспортными средствами категории «M».

Какой скутер лучше взрослому?

— Условно выделяют три типа скутеров для взрослых, адаптированных под разные задачи:

• Скутеры для занятий спортом или экстремального туризма имеют наиболее аэродинамическую форму, производятся из особо прочных материалов. У них обычно два дисковых тормоза;
 
• Скутеры для дальних поездок и поездок за городом имеют повышенную грузоподъемность, крупные колеса (минимум 20 дюймов переднее и 16 дюймов заднее), вместительные «багажники». Тормоза барабанные;

• Скутер для города максимально компактен: узкий руль, малые/средние колеса (12-16 дюймов). Тормоз задний, фрикционный. 
Во всех случаях, покупая скутер для взрослого человека, следует обратить пристальное внимание на высоту руля. Она должна быть 90-120 см. Ориентируйтесь на свой рост: слишком низкий со временем вызовет проблемы с позвоночником, слишком высокий – снизит управляемость.

Чтобы убедиться, что вам подходит высота сиденья, проведите тест-драйв перед покупкой: ваши ноги должны без напряжения достать до земли, в противном случае возникнут сложности с маневрированием при парковке.

В качестве своего первого скутера взрослому человеку рекомендуется выбирать 50-кубовые мотороллеры. Скорости 50 км/ч вполне достаточно для начинающих, ездить можно как по городским, так и по проселочным дорогам.