Система автоматизации помогает выстроить аналитику по продажам и понять, на каких позициях в меню нужно сделать акцент, а какие убрать из него. С помощью ПО можно отследить остатки продуктов и товаров и вовремя сделать заказ, рассчитать зарплату сотрудников, вести финансовую отчетность и видеть показатели прибыли, а также вести клиентскую базу и даже учитывать предпочтения того или иного гостя.
Так какую же систему выбрать для своего заведения? Редакция КП изучила этот рынок и составила свой собственный рейтинг систем автоматизации. Выбрать можно любую из них, учитывая потребности своего бара.
Выбор редакции
iiko
iiko — софт отечественного производителя, поэтому система разработана с учетом специфики российских заведений общественного питания. Систему чаще всего предпочитают использовать в работе профессионалы, которым нужно четкое построение процессов, расширенная отчетность, а также поддержание стандартов предприятия.
Помимо них система подойдет для использования предприятиями по доставке готовых блюд, так как функционал позволяет быстро развернуть свой сайт, принимать заказы и контролировать работу курьеров. Также iiko могут использовать столовые в бизнес-центре или на предприятии, точки быстрого обслуживания, кофейни и другие заведения общественного питания.
К системе можно одновременно подключить несколько баров, что будет особенно удобно владельцам сети заведений. Масштабироваться с одного заведения на несколько достаточно легко, кроме того, можно получить централизованную отчетность как по всем заведениям в целом, так и по каждому отдельно. Есть возможность настройки расширенных управленческих отчетов.
Подключить систему можно без остановки работы заведения, а настроить ПО можно удаленно. Оборудование, если оно требуется, нужно настраивать на месте.
Благодаря программе можно автоматизировать закупки, прогнозировать и анализировать продажи, повысить производительность труда, быстрее получить результаты инвентаризации, сформировать программу лояльности и управлять ею, а также видеть результаты маркетинговых активностей. Программа iiko оснащена системой событийного видеонаблюдения, которая поможет разрешить конфликтные ситуации и выявить виновных.
С помощью iiko можно контролировать бронь столиков, планировать посадку гостей и управлять большими банкетами без лишних усилий. Кроме того, функционал позволяет постоянно контролировать работу персонала — видеть в реальном времени их действия. Также владельцу заведения доступны любые отчеты и приходят уведомления о подозрительных операциях.
Благодаря встроенному модулю мотивации персонала расчет зарплаты происходит гораздо проще, а штрафы за нарушения и премии за хорошие продажи рассчитываются автоматически.
Владелец заведения в режиме онлайн сможет своевременно планировать расходы, контролировать прибыль и убытки, а также реагировать на любые отклонения показателей благодаря профессиональной отчетности.
Благодаря гибкому ценообразованию, базовый функционал могут получить не только крупные предприятия, но и небольшие, причем вложения окупаются в короткие сроки.
Можно приобрести облачную версию, стоимость которой составляет от 1 490 рублей в месяц, в зависимости от функционала. Также возможна покупка локальной версии для своего сервера по цене от 90 000 рублей.
Помимо базового функционала, систему можно интегрировать со сторонними сервисами, тем самым расширив ее функционал. Можно подключить мобильное приложение гостя или официанта, сайт доставки, сторонние программы лояльности и многое другое. Локальные дополнения и расширения можно купить по цене от 2 400 рублей. Если используется облачная версия, цена начинается от 290 рублей в месяц.
Топ-9 лучших систем для автоматизации бара в 2024 году
Restik
Открывает наш рейтинг система контроля за работой заведений общепита, созданная российскими разработчиками. Она прекрасно подходит как для больших, так и для маленьких баров.
Главный плюс программы в том, что она следит за полным циклом работы заведения: от закупки продуктов до создания бонусных предложений для клиентов. Интерфейс программы простой и понятный, разобраться в нем сможет разобраться даже начинающий пользователь.
Работает Restik через облачную систему, а все вычисления происходят на сервере разработчиков. Поэтому руководству бара не нужно будет докупать дополнительное оборудование – для полноценной работы хватит личных смартфонов работников. Кстати, внезапное отключение интернета не сорвет работу программы. Она начнет работать в автономном режиме, а затем синхронизирует данные с сервером. Настроить систему и начать работу можно за 15 минут в простом и понятном интерфейсе – и это несложно. Также у создателей Restik есть достаточно объемная база знаний с видеоинструкциями.
Как это обычно бывает с облачными системами, Restik работает по модели подписки. Стоимость месяца работы программы начинается от 1590 рублей. При этом не нужно докупать какие-то дополнительные модули или услуги – весь функционал уже включен в эту сумму. Разработчики предусмотрели бесплатный пробный период в 14 дней с полным набором функций.
Реклама ООО «Рестик» ИНН 7838075952 erid: LjN8KL9ds
R-keeper
Компания-разработчик этой системы существует на рынке уже более 30 лет и представлена более чем в 40 странах мира. ПО успешно внедрили многие крупные компании. Система включает в себя все самые необходимые модули, которые подойдут как для мини-бара, так и сети заведений. Также она постоянно совершенствуется, и функционал настолько обширен, что не все владельцы баров даже могут предположить, что что-то из него может пригодиться, но в дальнейшем соглашаются с тем, что работать и контролировать все процессы стало гораздо проще. Есть и недостатки — систему сложно интегрировать со сторонними сервисами предзаказа, бонусными системами, бронированием. Кроме того, федеральная техподдержка – весьма дорогое удовольствие.
Стоимость сервиса начинается от 2 000 рублей в месяц.
Tillypad
Это единая система автоматизации для бара или другого заведения общепита. По заявлению разработчика, Tillypad – самая быстрая POS-система, которая способна стабильно работать при большом потоке гостей. Программу легко освоить, а сама она имеет богатый функционал.
С помощью ПО можно принимать заказы, рассчитываться с гостями, взаимодействовать с кухней, внедрять программы лояльности, сократить издержки, и тем самым увеличить прибыль.
Tillypad распространяется как по подписке за 2 500 рублей в месяц, так и по лицензии lifetime за 25 000. lifetime – это метрика, переводится как “время жизни пользователя”. То есть можно купить лицензию lifetime и пользоваться программой до тех пор, пока ресторан не закроется, доплачивать в будущем не придется.
СБИС Presto
Это облачный продукт от компании СБИС, которая занимается электронным документооборотом. Главное преимущество ПО — возможность загружать приходные накладные через ЭДО СБИС. Кроме того, функционал включает в себя передачу фискальных данных в налоговую, модули для поваров и доставки, CRM и виджет «Мобильный официант». Есть несколько вариантов использования системы: можно подключить базовый функционал, а затем добавлять только нужные функции. Также реализована интересная функция — видеофиксация каждого пробитого чека.
Стоимость сервиса начинается от 2 300 рублей в месяц.
Контур
Программа для бара или другого заведения общепита, которая автоматизирует учёт, меню заведения и заказ поставок. Есть возможность работы ЕГАИС и «Меркурий» в одном окне. Функционал предполагает создание технологических карт блюд. Программа сама считает складские остатки, ведёт учёт продуктов, тем самым повышается прибыльность, снижаются издержки, упрощается контроль деятельности персонала и заведения, снижается количество ошибок работников.
Стоимость сервиса — от 6 200 рублей в год.
Бесплатный пробный период 14 дней.
Атол Еда
Система работает только на моноблоке SIGMA, который в корпусе содержит фискальный принтер. То есть по факту владелец заведения покупает моноблок, фискальный принтер и программное обеспечение только один раз. Возможности программы стандартные, никаких особенностей нет. При этом сама система не слишком популярна, а компания может долго везти запчасти, если оборудование выйдет из строя. В этом случае продажи учитываться не будут в течение всего этого времени.
Оборудование стоит 17 400 рублей, а тариф можно выбрать из нескольких, начальная цена — 2 900 рублей в год.
Yuma
Комплексная система автоматизации деятельности бара или другого заведения общественного питания. Она включает в себя: бэк-офис, в который можно зайти с любого устройства и в любое время увидеть актуальную информацию о складских остатках, скидках, сформировать нужный отчёт, а также онлайн-кассу.
Сотрудники бара смогут в реальном времени самостоятельно получить информацию о заказах. Судя по отзывам владельцев ресторанов, при использовании данной системы увеличивается производительность труда, а также упрощается анализ деятельности заведения.
Стоимость программного обеспечения составляет 28 000 рублей, в будущем ничего доплачивать не нужно.
Paloma 365
Полностью безопасная система автоматизации заведения общепита. Это возможно благодаря тому, что вся информация хранится в облаке, а синхронизация происходит каждые 2 минуты. Программа может работать без доступа в интернет в течении двух недель и сохранит все данные за это время. Благодаря системе можно наладить удобный контроль за деятельностью заведения, управляя всеми процессами в одном приложении.
Стоимость начинается от 1 100 рублей в месяц.
Бесплатный пробный период 15 дней.
Dooglys
Эта система автоматизации является облачной и включает в себя полный цикл работ заведения общепита и способна автоматизировать всю работу заведения. Возможно подключение к ПО дополнительного оборудования, а также интеграция с онлайн-кассами ЭВОТОР и MSPOS, POS-терминалами на ОС Windows, 1С Бухгалтерией — односторонняя из Dooglys в 1С. Кроме того, к ней можно подключить сканер, весы и принтер этикеток. Есть мобильное приложение для руководителя и отдельно для водителя, а также клиентское приложение. Руководитель бара может получить с помощью ПО любые отчеты по выручке, движению товаров по складам. Подключить можно сразу несколько заведений.
Стоимость системы — от 300 до 2 200 рублей в месяц, подключение второй кассы — 1 100 рублей в месяц, обслуживание — от 1 000 до 1 500 рублей в месяц.
Как выбрать систему для автоматизации бара
Перед тем, как определиться с конкретной системой, нужно знать, что включает в себя стандартная система автоматизации. Обычно она состоит из трех модулей:
- Модуль для кассира. С его помощью работники зала распределяют заказы по столам и проводят продажи в формате быстрого чека.
- Модуль для управляющего заведением. Он предполагает возможность создания и корректировки меню, а также выгрузку отчетов по продажам с помощью разных фильтров и категорий.
- Модуль для склада. Здесь можно создавать новую рецептуру, высчитать себестоимость блюда и узнать продуктовые остатки.
Перечисленные блоки — базовые, обычно они есть в большинстве систем автоматизации. При этом некоторое ПО включает в себя дополнительные модули, которые еще больше упрощают управление баром. Например, это может быть модуль бонусной системы, модуль для поваров, модуль бронирования, модуль доставки и другие. Выбирать тот или иной функционал стоит исходя из реальных потребностей заведения, иначе велик риск переплатить за ненужные возможности ПО.
Популярные вопросы и ответы
На самые частые вопросы владельцев и управляющих барами редакция «Комсомольской правды» попросила ответить эксперта, Сандульского Александра Александровича, руководителя проекта Финоко.
Следующий шаг — автоматизация учета выручки, работы зала и передачи заказов на кухню. Сегодня без этого ни одно заведения общепита не сможет стать конкурентоспособным. На такую автоматизацию, с учетом покупки оборудования, прокладки сетей, обучения персонала и настройки программного обеспечения, может уйти около месяца. Как правило, подготовка начинается еще в процессе ремонта помещения: прокладываются сети, инсталлируются принтеры и станции для официантов. Рынок такой автоматизации поделен между двумя крупнейшими игроками — iiko и r_keeper. Установка этих программно-аппаратных комплексов обойдется примерно в полмиллиона рублей.
Следующий уровень автоматизации управленческого учета бара решает задачу синхронного учета расходов (1С: Бухгалтерия) и доходов (выбранная система). Таким образом в ежедневном режиме владелец и директор бара-ресторана может видеть, сколько же реально денег он заработал. Такой управленческий учет самого верхнего уровня, консолидирующий данные из всех информационных систем, совершенно необходим развивающимся компаниям, которые открывают новые заведения. На такую автоматизацию уходит до трех месяцев уже после открытия бара, потому как нужно время на формирование технологических карт и обкатку бизнес-процессов.
Еще один класс информационных систем можно назвать вспомогательным — это различные сервисы управления лояльностью, доставкой и маркетинговыми активностями. Подобные решения стоят относительно недорого и внедряются достаточно быстро — в течении пары недель, рассказал Александр Сандульский.
Однако, эксперт дополнил, что в контроле работы бара человеческий фактор играет гораздо большую роль. Ведь известно, что если повара несут продукты домой, то бармены приносят с собой алкоголь на работу и торгуют “леваком”. Зачастую это очень плохо контролируется. Кроме того, в барах практически нет калькуляционных карт. Сколько граммов в какой коктейль наливается понять и проконтролировать достаточно сложно. Да и вообще хорошо бы сначала добиться, чтобы все чеки пробивались. Реальность такова, что клиенты баров по понятным причинам не обращают на это внимание. Процент пробитых чеков в баре сильно отличается от, например, кафе. Из-за всех этих особенностей автоматизация баров, как правило, ограничивается учетом выручки и контролем оборота, рассказывает Александр Сандульский.
Управленческий учет самого верхнего уровня, который давал бы информацию в ежедневном режиме сколько заработало то или иное заведение, внедрить чрезвычайно сложно, если вообще возможно. Очень сложно адекватно посчитать себестоимость и списания. Проведение инвентаризации в баре — задача, мягко говоря, нетривиальная. Как посчитать сколько там осталось во множестве половинных бутылок? Не говоря уже о распространенности всяческих махинаций со стороны персонала. Методики контроля, конечно, есть — это и фотографирование бутылок, с последующими вычислениями остатков и видеоконтроль работы сотрудников. Но это достаточно сложные и дорогие системы. Стоимость “железа”, программного обеспечения и человеческого труда окажется достаточно высокой. Пожалуй только бары при отелях реально могут себе позволить считать остатки с точностью до миллиграмма.
Широкого распространения такие системы учета не имеют. Не только из-за их сложности — когда эти технологии встречаются с человеческим фактором, не всегда эта встреча заканчивается взаимной любовью. И в барах это проявляется особенно ярко. Таким образом сложность системы учета высшего уровня в барах превышает ее реальную необходимость, считает эксперт. Проще договорится с барменами, которым, как правило, просто ставят целевые показатели по объему выручки и обороту разных видов продукции.