Топливный фильтр

Топливный фильтр — один из важнейших элементов топливной системы автомобиля. Вместе с экспертом разбираемся, для чего он нужен, где находится и как часто его нужно менять
Топливный фильтр
Топливный фильтр. Фото: shutterstock.com

Топливный фильтр является частью системы питания ДВС и располагается снаружи. По сути, он выполняет важнейшую функцию для современных автомобилей, которые чувствительны к качеству топлива, — очистку от нежелательных веществ при помощи специальных картриджей с фильтрующей бумагой. Таким образом, фильтры обеспечивают стабильную работу силового агрегата, удаляя из него загрязнения.

Вместе с экспертом разбираемся в секретах и тонкостях качественной очистки топлива. В нашем материале рассказываем, где находится топливный фильтр, как часто его нужно менять, сколько он стоит и где его можно приобрести.

Для чего нужен топливный фильтр

Это только кажется, что топливо, заливаемое в горловину бензобака, чисто, как слеза ребенка. На самом деле в нем могут содержаться мельчайшие механические примеси, которые, попав в систему питания двигателя, приведут к быстрому износу насоса, забьют форсунки. Набрать разной грязи бензин может и непосредственно в автомобиле — это, например, частицы ржавчины в баке. Таким образом, топливный фильтр предназначен для его очистки от возможных примесей и от продуктов износа топливной системы. Обратим внимание — речь идет только о механических примесях. От химических присадок или воды в топливе фильтр не защитит.

Как часто менять топливный фильтр

— Ресурс топливного фильтра установлен производителем автомобиля и зависит от модели, типа топлива и его качества, — говорит директор по сервису и запасным частям «АВИЛОН Volkswagen» Константин Епанешников. — Для легковых автомобилей он может быть равен 40 тыс. км, 60 тыс. км, или вовсе не меняться, то есть иметь ресурс, равный ресурсу автомобиля. Такие фильтры, как правило, устанавливаются на современных бензиновых автомобилях и располагаются в топливном баке.

Некоторые автолюбители меняют топливные фильтры чуть ли не при каждом техосмотре — мол, так двигатель мощнее работает. Не стоит это делать. Топливный фильтр — материя тонкая, располагается он не в самых стерильных условиях, так что при каждой замене, особенно, если это делает не специалист, есть большой риск занести в систему дополнительную «инфекцию». Что не «вылечит» автомобиль, а только навредит ему.

Виды топливных фильтров

Топливные фильтры подразделяются на три основных вида. Погружные — они находятся в бензобаке. Прямоточные — фильтруют топливо, поступающее из топливного бака. И третий вид — с подключением обратной топливной магистрали. Они фильтруют топливо из бака и обратной магистрали двигателя.

В отдельный вид можно выделить топливные фильтры с подогревом, они используются для дизельных двигателей. Многие знают такую проблему — в холодное время года дизель не заводится. Это происходит оттого, что в дизтопливе при температуре ниже +3 градусов кристаллизуются парафины, которые забивают проток топлива к двигателю.

— Фильтр «обрастает» замерзшими парафинами и перестает пропускать дизельное топливо к двигателю, соответственно автомобиль просто не заводится, — поясняет Константин Епанешников.

Подогрев спасает от этой проблемы. Раньше умельцы устанавливали на фильтр специальные «грелки», в современных моделях фильтры имеют уже встроенную систему подогрева.

Где находится топливный фильтр

На дизельных двигателях фильтры, как правило, установлены под капотом автомобиля. На бензиновых — под днищем либо в топливном баке.

О чем нужно помнить тем, кто хочет поменять топливный фильтр своими руками

— Замена топливного фильтра достаточно трудоемкая процедура, плюс она небезопасна, потому что тут присутствует работа с топливом – своими руками неподготовленному человеку не рекомендуется менять топливный фильтр, — считает Константин Епанешников. — Как правило, после замены фильтра из топливной магистрали уходит топливо, возникают проблемы с запуском. Особенно это выражено на дизельных автомобилях – запустить дизельный автомобиль после замены топливного фильтра затруднительно. Это еще один аргумент в пользу того, что не надо самостоятельно менять топливный фильтр, особенно если человек не подготовлен и не знает, как это делать правильно.

Тем не менее, если вы решите поменять топливный фильтр самостоятельно, то необходимо дождаться пока закончится топливо. После этого еще раз повернуть зажигание на три секунды, чтобы ушло давление.

Подробную инструкцию по замене топливного фильтра вы найдете в этой статье.

Популярные вопросы и ответы

На самые частые вопросы автомобилистов о замене топливного фильтра, сроках его эксплуатации и ценах в автомагазинах, мы попросили ответить нашего эксперта — директора по сервису и запасным частям «АВИЛОН Volkswagen» Константина Епанешникова.

Сколько стоит и где купить топливный фильтр?

— Стоимость топливных фильтров невысока. Для массовых моделей она колеблется в пределах 1000-2000 рублей, есть дешевле, есть чуть дороже. Даже для машин премиального класса стоимостью под 5 млн руб такой расходник от топовых мировых производителей обойдется не дороже 5 тыс.

Покупать топливные фильтры лучше в проверенных магазинах либо у официальных дилеров, это гарантирует качество и длительную службу. Если купить некачественный топливный фильтр, то может пострадать вся топливная система, а она очень дорого стоит, как и на старых, так и на современных автомобилях. Так что лучше не экономить на топливных фильтрах, а использовать качественные, — советует Епанешников.

Признаки, указывающие на необходимость замены топливного фильтра

— Мы говорили о плановой замене топливного фильтра через определенный пробег. Но бывают разные ситуации, когда фильтр вдруг забарахлил, или вы купили подержанную машину и не знаете, когда менял топливный фильтр бывший хозяин.

В этом случае подсказкой будут некоторые «симптомы», которые подскажут, что дело, возможно, в фильтре. Предупреждаем, что у них могут быть и другие причины.

• Автомобиль дергается во время движения, то затормозит, то опять попрет, — возможно, это из-за того, что топливо подается в двигатель неравномерно, виновником может быть топливный фильтр.
• Автомобиль плохо заводится или глохнет ни с того ни с сего
• Двигатель не вытягивает обороты, жмете педаль в пол, а стрелка замерла.
• Двигатель работает с перебоями, «троит», как говорят водители.
• Возрастает расход топлива.

Что будет, если долго не менять топливный фильтр?

— В конечном итоге, если долго не менять топливный фильтр, он забьется продуктами износа или грязью и посторонними включениями, которые находятся в баке, и топливо перестанет поступать в двигатель. Двигатель сначала будет работать с перебоями — при нажатии на газ не будет развивать достаточных оборотов. В результате автомобиль заглохнет и перестанет заводиться.