Состояние свечей зажигания может многое рассказать о «здоровье» мотора, а выход из строя даже одной из них чревато проблемами, включая снижение мощности, увеличение расхода топлива и повышение выбросов вредных веществ. Поэтому при проведении технического осмотра, самостоятельного или в автосервисе, не забудьте оценить состояние свечей. Нагар или налет свидетельствуют о той или иной проблеме мотора.
Вместе с автоэкспертом расскажем, где находятся свечи, для чего они нужны, как правильно их менять и сколько они стоят.
Для чего нужны свечи зажигания
Свечи зажигания используются в бензиновых и газовых двигателях для воспламенения топливно-воздушной смеси. На кончике свечи, под действием высокого напряжения, возникает разряд, он же является искрой, которая воспламеняет топливно-воздушную смесь внутри цилиндра двигателя.
Принцип работы основан на том, что катушка зажигания создает напряжение у центрального электрода, который проходит через всю свечу и имеет положительный заряд. А также бокового электрода, который обладает отрицательным зарядом. Разность потенциалов в этом месте равна нескольким десяткам тысяч вольт, поэтому между электродами происходит разряд и возникает искра.
Где находятся свечи зажигания
В зависимости от двигателя, свечи могут располагаться в разных его частях. Рассмотрим подробнее.
Двигатель 8-клапанный
В этих моторах свечи зажигания вкручены в боковую часть и идут в камеру сгорания. На всех четырех имеются бронепровода, которые ведут к трамблеру. А от трамблера один бронепровод идет на катушку, которая запитывает свечи, что делает возможным создание искры.
Двигатель 16-клапанный
По сравнению с 8-клапанным двигателем, в 16-клапанном свечи зажигания находятся не сбоку под углом, а вертикально, и добраться до них чуть труднее. Понадобится длинный ключ, так как расположены они глубоко. Также есть еще одно отличие: в этом моторе на свечи идут отдельные четыре катушки, а на 8-клапанном — один большой модуль.
Как проверить свечи зажигания на работоспособность
Когда машина начинает «троить» или неровно работать, автомобилисты, перед тем как обратиться в автосервис, заглядывают под капот, чтобы в том числе оценить состояние свечей. Проверить их на работоспособность можно несколькими методами.
Снимаем провода со свечей зажигания по очереди при работающем моторе
Делать это нужно очень аккуратно, машина должна быть заведена. Снимаем по одному проводу со свечей и внимательно слушаем шум мотора. Если после того, как вы сняли провод, двигатель не изменил звук работы, значит, свеча неисправна. Скорее всего, вышедшую из строя придется заменить, но иногда бывает достаточно просто почистить.
Проверяем свечи «пистолетом»
В автомагазинах продается специальный «пистолет» для самостоятельной проверки свечей зажигания. Вставляем ее в специальное отверстие и смотрим, есть ли искра. Если ее нет, значит, требуется новая свеча.
Проверяем свечи пьезозажигалкой
Если вы не хотите тратиться на пистолет, проверку можно осуществить пьезозажигалкой. Сделать это тоже просто — нужно взять провод, который идет от пьезоэлектрического модуля, удлинить его и прикрепить к наконечнику свечи, которую вы только что сняли с автомобиля. Далее все по накатанной: искра есть — замечательно, отсутствует — свеча под замену.
Проверять свечи на работоспособность важно и нужно, поскольку их неисправность чревата очень многим. Например, в автомобиле увеличивается расход топлива, снижается мощность. Машина будет ехать медленнее, езда будет даваться ей с трудом. Также может неустойчиво работать двигатель. Если он «троит», тяжело запускается — все из-за того, что при изношенных свечах увеличивается расстояние между электродами. Сначала автомобилиста могут настигнуть пропуски зажигания, а потом и вовсе пропадет искра и машина попросту не заведется.
Также неисправные свечи могут принести более серьезные и «дорогие» проблемы вашему автомобилю. К примеру, выйдет из строя каталитический нейтрализатор. Воздушно-топливная смесь, которая не догорела, дожигается в выхлопе: в нейтрализаторе из-за этого поднимается температура, возникает прогорание в сотах. В итоге эта дорогостоящая деталь ломается. Также с автомобилем могут попрощаться поршневые кольца. У неисправной свечи очень высокая температура, приводящая к преждевременному калильному зажиганию. Воздушно-топливная смесь взрывается раньше, чем поршень достигает необходимой точки, и происходит разрушение защитного «масляного клина» на стенках цилиндра. А заодно — элементы цилиндропоршневой группы испытывают высокие нагрузки, которые в долгосрочной перспективе чреваты серьезными поломками.
Через сколько нужно менять свечи зажигания
Эксперт советует не верить слепо регламенту — в этом вопросе все индивидуально. В идеале заменять старые свечи на новые каждые 30 000 км. Но если они до сих пор работают исправно, не принося вашей машине проблем, какой в этом смысл? Некоторые свечи могут прослужить и 60 000, и 120 000 км. Просто проверяйте исправность каждые 30 000 км или в том случае, если машина стала работать неровно.
— На «заряженных» моторах (спортивные, гоночные авто), если долго не менять свечи, то можно попрощаться с двигателем, потому что старый и изношенный изолятор свечи имеет свойство отламываться и улетать в цилиндр, — говорит Николай Воронин, автослесарь и владелец магазина автозапчастей.
Как заменить свечи зажигания
О замене свечей зажигания подробно рассказал автослесарь и владелец магазина автозапчастей «АвтоЛига 116» в Ростове-на-Дону Николай Воронин.
— На самом деле, свечи зажигания заменить очень просто. Но все же лучше придерживаться алгоритма, особенно если вы меняете свечи впервые:
- Снять защитный кожух с двигателя и другие элементы, которые мешают доступу к свечам;
- Второй шаг — убрать грязь вокруг свечи. Это можно сделать с помощью компрессора или щетки. Нельзя, чтобы эта грязь попала в свечной колодец;
- Рукой нужно взяться за колпачок провода как можно ближе к мотору, а потом аккуратно потянуть на себя, чтобы снять со свечи клемму. Нельзя дергать резко, чтобы не повредить провода или колпачок;
- Заранее подготовьте торцевой ключ с удлинителем и свечной головкой. С его помощью нужно будет выкрутить свечу. На ее место сразу ставьте новую, проделайте то же самое с остальными свечами и подключайте провода, чтобы не запутаться. Будьте аккуратны и не перекрутите свечи! Если у вас есть динамометрический ключ, стоит воспользоваться им, предварительно выяснив в руководстве по ремонту автомобиля требуемый момент затяжки;
- Подсоедините клемму к свече;
- Верните на место все снятые ранее защитные элементы и защитный кожух.
Популярные вопросы и ответы
На популярные вопросы о замене свеч и цене на них также отвечает Николай Воронин.