В России немало поклонников раритетных авто. Хобби не из дешевых, но коллекционеры кладут жизнь, чтобы восстановить машину в первозданном состоянии, найти оригинальные запчасти и даже вернуть двигатель в рабочее состояние. Потому что одно дело, когда «ласточка» радует глаз в гараже, а другое — сесть за руль и прокатиться на уникальном автомобиле.
Что за новый ГОСТ
Он действует с 1 марта 2020 года. Называется ГОСТ Р 58686-2019 «Транспортные средства раритетные и классические. Историко-техническая экспертиза. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки». Составлять его помогал комитет классических автомобилей Российской автомобильной федерации — ККА РАФ. Стандарт утвердили в конце 2019 года. В нем прописано, по каким критериям машину стоит относить к классической.
— ГОСТ устанавливает требования к безопасности раритетных автомобилей, необходимые для допуска их к движению, а также методы проверки. В документе указаны требования к тормозам, шинам и колесам, фарам, а также пожарной безопасности раритетного автомобиля, — рассказывает адвокат Юлия Кузнецова.
ГОСТ распространяется на:
- мотоциклы;
- легковые машины и прицепы старше 30 лет;
- грузовые автомобили и автобусы старше 50 лет.
- Условие — двигатель, кузов или рама, сохраненные или отреставрированные до оригинального состояния.
- Раритетные автомобили по ГОСТу делятся на три группы: выпущенные до 1946 года, с 1946 по 1970 и с 1970 года.
ГОСТ — дело добровольное. Владельцы раритетных автомобилей после экспертизы могут получить как статус раритетного, так и классического. Второй — выше. Если у вас есть еще и установленные законом номера (с буквой «К»), то после процедуры такая машина или мотоцикл считаются полноправными участниками дорожного движения.
Как было раньше
В законах нигде не было прописано понятие понятие раритетных или классических автомобилей. Опытные коллекционеры сами определяли — представляет то или иное авто ценность. Поэтому сейчас паспорт или идентификационная карточка станут своего рода сертификатом — этот автомобиль старинный, в хорошем состоянии, близок к оригиналу.
Трудности были и с эксплуатаций таких машин. В авто мире существует документ со сложным названием — технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». В нем прописаны правила безопасности, которым должен соответствовать автомобиль. Например, про подушки безопасности, ремни и салон. Но как быть с ретрокарами, не будешь же их переделывать?
Поэтому им решили дать отдельный статус, а заодно прописать, как же правильно проводить экспертизу раритетных автомобилей, чтобы на выходе получался документ единого образца. Раньше таких заключений не делали.
Как признать автомобиль раритетным
Нужно заказать историко-техническую экспертизу. Делает ее эксперт по классическим транспортным средствам. У него должна быть аккредитация Российской автомобильной федерации. . Загвоздка в том, что все они живут в Москве и Подмосковье. Однако готовы работать по видеосвязи. Во время экспертизы специалист изучает конструкцию, технические характеристики и определяет возраст машины. По итогу выдает заключение, что транспортное средство (ТС) можно отнести к классическому (КТС) или раритетному.
Этапы экспертизы:
- осмотр и идентификация — марка, модель, год выпуска;
- проверка соответствия требованиям ТС;
- исследование на предмет изменений конструкции;
- подготовка заключения и, по желанию заказчика, рекомендации по устранению несоответствий признакам ТС.
По ходу оценки эксперт выставляет штрафные баллы. Неоригинальные запчасти, модификации — все это минусы. Если набралось менее 100 баллов, экспертиза считается успешной. Выдается паспорт КТС или идентификационная карта раритетного ТС в зависимости от типа.
Если авто набирает более 100 штрафных баллов, то заветное звание «классического автомобиля» модель не получит. Однако после реставрации и восстановительных работ можно вновь попытаться попасть в ГОСТ на раритетные автомобили.
Требования
По ГОСТу действуют следующие технические требования для допуска к движению по дорогам общего пользования классических авто:
- адекватная работа тормозов;
- исправное рулевое управление, плавный поворот руля по всему диапазону;
- люфт и деформация рычагов управления не допускаются;
- пригодные к эксплуатации шины, размеры которых соответствуют колесам;
- нельзя заменять золотники на заглушки;
- диски должны быть без повреждений, следов сварки и со всеми болтами;
- на одной оси шины одинакового размера и идентичным рисунком протектора;
- исправные фары белого света, которые предусмотрены конструкцией, постоянно работающие габариты.