Пропуски зажигания: как диагностировать и устранить проблему

Двигатели автомобилей совершенствуются каждый год. Однако проблемы все равно остаются те же. Например, одна из самых распространенных — это пропуски зажигания. Расскажем вместе с автомехаником, что это такое и как их распознать
Пропуски зажигания: как диагностировать и устранить проблему
Пропуски зажигания. Фото: shutterstock.com

Человек, который уже много лет за рулем, не может представить свою жизнь без надежной «ласточки». Но автомобиль, бывает, подводит и ломается. Одной из самых распространенных проблем даже в современных машинах является пропуск зажигания. В ремонте автомобиля важно правильно поставить «диагноз», чтобы знать, что именно «лечить». Поэтому, если вам кажется, что машина плохо едет, потребляет больше бензина, настало время обратить внимание на проблему. Объясним, что такое пропуски зажигания и по каким признакам их распознать.

Что такое пропуски зажигания

— Для начала разберемся, что такое вообще зажигание в автомобиле. Зажигание — это процесс воспламенения топливно-воздушной смеси в цилиндре, приводящий в движение поршень двигателя. Пропуск зажигания — это явление, при котором по какой-то причине воспламенение не произошло, — объясняет автомеханик Виталий Чураков.

При пропусках машина начинает «троить» — мотор потряхивает. Также появляется вибрация, автомобиль не развивает нужную мощность, а при холостых оборотах машина вообще может заглохнуть — например, когда вы остановились на светофоре. Чтобы избежать плохих последствий, нужно вовремя определить, что это, пропуски зажигания или другая неисправность, и устранить проблему.

Признаки пропусков зажигания

Есть несколько признаков, по которым вы сможете самостоятельно определить пропуски зажигания.

Машина ускоряется неровно, набор скорости ей дается тяжело

Если вы заметили, что ваш «железный конь» потерял свою резвость, стал медленным, чувствуете, что ускорение и высокие скорости даются ему с трудом, это повод задуматься, нет ли в моторе пропусков зажигания. Дело в том, что из-за пропусков двигатель не работает должным образом, воспламенение топливно-воздушной смеси в одном или нескольких цилиндрах происходит с перебоями, а из-за этого теряется мощность — все взаимосвязано.

Неровный холостой ход

Машина может заглохнуть, обороты плавают — то вниз, то вверх. Например, с этим явлением можно столкнуться, когда вы стоите на светофоре. На холостых оборотах машина глохнет, и приходится их поддерживать, слегка нажимая на педаль газа. Конечно же, это ненормально для автомобиля и может свидетельствовать о пропусках зажигания.

Вибрации

Вы можете почувствовать, что машина вибрирует. Дело в том, что из-за одного или нескольких «отказавших» цилиндров двигатель работает несбалансированно. Вибрация может ощущаться на руле или в целом в салоне — при заведенном моторе и когда автомобиль стоит на месте. Также вибрация может усиливаться в движении, особенно во время разгона машины.

Загорание «чека» — Check Engine

Почти все современные (и не очень) машины оборудованы датчиком неисправности двигателя — Check Engine или, как принято его называть, просто «чек». И когда надпись зажигается, автомобилисты начинают паниковать. Не стоит этого делать: датчик, наоборот, ваш помощник. «Чек» показывает, что одна из систем мотора работает нештатно, и подает сигнал владельцу авто. Датчик может зажигаться время от времени, напоминая водителю, что имеется какая-то ошибка в двигателе, либо гореть постоянно.

Фото: shutterstock.com

У двигателя меняется звук

Каждый водитель знает, как именно работает его автомобиль, какой звук должен насторожить, а какой считается привычным. Любые изменения звука двигателя — признак того, что мотор нужно проверить. Например, из-за пропусков зажигания четырехцилиндровый двигатель авто может звучать, как трехцилиндровый.

Также, помимо изменений в звуке двигателя, вы можете заметить прострелы в выхлопной системе. Хлопки появляются, когда несгоревшая в одном из цилиндров топливно-воздушная смесь воспламеняется уже в выпускной системе. Это губительно для дорогостоящего каталитического нейтрализатора отработанных газов.

Все вышеперечисленные признаки указывают на то, что в вашем автомобиле имеют место быть пропуски зажигания. Чтобы не доводить ситуацию до плачевной, следует устранить проблему как можно раньше и не ездить на неисправном автомобиле.

Причины пропусков зажигания

Причин пропуска зажигания может быть масса: вышла из строя свеча, неисправность в топливно-воздушной системе и другие. Обо всем по порядку.

Причина 1. Элементы системы зажигания вышли из строя

Это могут быть бронепровод (соединяет катушку и свечи зажигания и предназначены для подачи тока от аккумулятора), свечи зажигания (одна из самых распространенных причин), катушка. Например, нередко пропуски зажигания происходят по причине естественного износа электрода свечи. Так как из-за увеличенного зазора искра образуется не каждый раз, когда на свечу подается напряжение.

Лучше не тянуть время и проверить свечи зажигания, от них зависит очень многое. Загляните под капот и убедитесь в их исправности, даже если меняли совсем недавно. Вы могли нарваться на подделку или на некачественные/бракованные свечи, которые попросту не выдают искру.

Еще одна частая неисправность, из-за которой мотор может работать с перебоями, — выход из строя катушек зажигания, которые с возрастом перестают работать штатно.

Причина 2. Неисправность в системе питания

В первую очередь, речь идет о форсунках. Они могут быть забиты грязью или другими отложениями. Мотор на холостых оборотах может сбоить  как раз из-за этого: форсунка не распыляет топливо в нужный момент или распыляет не столько, сколько требуется. Проблема уходит после того, как машина прогреется. Закрывать глаза и радоваться, что «само прошло» не нужно, автомобиль следует тщательно проверить.

Причина 3. Повреждение внутри двигателя или низкая компрессия

Если вы проверили форсунки и свечи, и с ними все в порядке, то, возможно, у автомобиля низкая компрессия. Это давление, которое создается в цилиндре при выключенном зажигании (в случае с дизельным двигателем — без подачи топлива) при положении поршня в верхней точке. Компрессия влияет на пусковые свойства мотора (и не только на них), особенно в сезон низких температур.

У падения компрессии множество негативных последствий, среди которых потеря мощности, повышенный расход топлива, трудности с запуском мотора, а также накопление нагара и загрязнений в камере сгорания. Чаще всего компрессия в цилиндрах падает неравномерно, что в том числе чревато нестабильным холостым ходом. Двигатель может работать с перебоями и вибрациями, что связано с нерегулярным воспламенением смеси в цилиндрах с низкой компрессией.

Причин снижения компрессии может быть много: износ деталей цилиндропоршневой группы, залипание клапанов и их закоксовка, серьезные отклонения величины клапанного зазора от рекомендованного производителем, повреждение прокладки головки блока цилиндров.

В сервисе по итогам диагностики механик может посоветовать отрегулировать фазы, заменить кольца и пройти притирку клапанов. Двигатель также чистят и обрабатывают присадками. Если случай запущенный, то поможет только «капиталка».

Иногда автовладельцы думают, что пропуски зажигания вызваны повреждением или неправильной установкой ремня ГРМ. Взаимосвязь, конечно, есть. Но при этом заметим: проблемы с ремнем — куда более серьезный диагноз, нежели пропуски зажигания. Если он поврежден или установлен неверно, то автомобиль вряд ли сможет нормально ездить, вы это точно заметите. Из-за критического износа ремень может порваться, что в большинстве случаев сулит переборку двигателя.

Причина 4. Плохой бензин

Если вам попался некачественный бензин или он утекает, давление является низким при подаче, это тоже может стать причиной возникновения проблемы. Проверьте, исправен ли регулятор давления в топливной раме, не утекает ли воздух и не попадает ли вода в топливный бак. Многие думают: «Зачем грешить на бензин? Ведь я всегда заправлялся на этой АЗС и проблем никогда не было». На самом деле партия горючего могла иметь неправильные пропорции, соответственно, она не будет воспламеняться. Некачественное топливо способно также засорить форсунки, «убить» свечи. Из-за него можно «влететь» на дорогой ремонт, поэтому будьте внимательны при смене АЗС и старайтесь не заезжать на сомнительные автозаправки.

Диагностика пропусков зажигания

Если у вас есть хоть один из вышеперечисленных признаков, проверьте подозрительную деталь внимательнее. Возможно, проблема кроется там.

Диагностика проводится двумя способами, в зависимости от того, оборудован автомобиль ЭБУ (электронный блок управления).

Автомобиль с ЭБУ

Выявить неисправность в этом случае достаточно просто.

  • Возьмите в аренду автотестер (считыватель ошибок двигателя), найдите расшифровку ошибок, подсоедините автотестер и дождитесь результата;
  • Если у вас высветились коды Р0301, Р0302, Р0303, Р0304, то это говорит о том, что в одном из четырех цилиндров, свечах или прокладках имеется проблема;
  • Если вышел код Р0300, то необходимо проверить всю систему в комплексе — это задача уже посложнее;
  • Коды Р0201, Р0202, Р0203, Р0204 говорят о неполадках в форсунках, код Р0400 — о проблеме в выпускном коллекторе.

Автомобиль без ЭБУ

Это задача тяжелее. Проверьте самостоятельно цилиндры. Отметим, что из строя может выйти не один, а сразу два или три, поэтому обследовать придется каждый вручную. Чтобы осмотреть цилиндры и кольца поршня, вам нужно снять крышки клапанов. Пока будете пробираться к цилиндрам, заодно проверьте бронепровода, состояние свечей и электронику.

Как устранить проблему пропусков зажигания

Пропуски зажигания — это не самостоятельная проблема, а следствие неисправности. Проблема будет найдена при проведении диагностики, ее и нужно будет устранить. Иногда может хватить замены свечей, а бывает, что придется произвести замену блока цилиндров. Отметим, что диагностика и ремонт пропусков зажигания — это всегда контакт с высоким напряжением. Соблюдайте технику безопасности при проведении таких работ. Если у вас нет опыта в ремонте или устранить проблему самостоятельно не получилось, то обратитесь к специалистам.

Популярные вопросы и ответы

На интересующие автомобилистов вопросы о диагностике пропусков зажигания ответит автомеханик Виталий Чураков.

Безопасно ли ездить при пропусках зажигания?

— Нет, не безопасно. Не стоит эксплуатировать машину с пропусками зажигания. Во-первых, это не экологично, во-вторых, такая езда может разрушить катализатор. В-третьих, портятся цилиндр и поршни двигателя. У машины увеличивается расход, детали изнашиваются. Автомобиль практически не будет ехать, он будет дергаться. Воспользуйтесь такси или общественным транспортом и займитесь ремонтом авто.

Чем чреваты пропуски зажигания?

— При пропусках зажигания топливо не сгорает. Оно попадает в камеру сгорания и далее через выпускной клапан попадает в выхлопную систему. При нахождении в камере бензин напрямую взаимодействует с маслом и смывает его со стенок цилиндра, что приводит к недостаточному смазыванию и повышенному износу цилиндра и поршня двигателя. Если автомобиль оборудован катализатором, то несгоревшее топливо, попадая на него, в разы увеличивает температуру. А это может привести к разрушению катализатора. Да и просто неэкологично «плевать бензином» в атмосферу.

Как электронный блок управления узнает о возникновении пропусков?

— Выявить пропуски зажигания ЭБУ может только по косвенным признакам. Например, по равномерности вращения коленчатого вала, определяемой с помощью датчика положения (ДПКВ). В этом случае цилиндр (или цилиндры, если их два и более), в котором был пропуск зажигания, выявляется математически. Другой признак возможно определить только на автомобилях с индивидуальными катушками зажигания: если одна из них вышла из строя, то это на 100% говорит о том, что в этом цилиндре пропуск.

Что такое множественные пропуски зажигания?

— Это когда процесс происходит сразу в нескольких цилиндрах. Эта ситуация посерьезней, нежели тот случай, когда неисправен только один цилиндр. Лучше сразу обратиться к специалистам.