Не заводится машина: 10 основных причин и методы их устранения

В этой ситуации может оказаться каждый автовладелец, но не спешите опускать руки и мчаться в сервис — попробуйте самостоятельно разобраться, почему не заводится машина и что с этим делать
Не заводится машина: 10 основных причин и методы их устранения
Не заводится машина 10 основных причин и методы их устранения. Фото: shutterstock.com

Сели за руль, вставили ключ в зажигание, а машина не заводится. Причин может быть вагон и маленькая тележка. Если вы хотя бы немного разбираетесь в устройстве автомобиля, то, вероятно, сами сможете поставить «диагноз». А в некоторых ситуациях и решить проблему. Но настоятельно не рекомендуем делать это в новых авто, напичканных электроникой. В нашем материалы рассмотрим основные причины неисправности и расскажем, что с этим делать.

Почему не заводится машина

Наиболее частые причины, из-за которых машина глохнет либо вообще отказывается заводиться:

  1. Генератор или аккумулятор
  2. Стартер
  3. Бензин и дизель
  4. Свечи зажигания
  5. Сигнализация и иммобилайзер
  6. Электрика
  7. Датчик коленвала
  8. Бензонасос
  9. Выхлопная труба
  10. Замок зажигания

Расскажем подробнее про каждую из них и рассмотрим возможные пути решения проблемы.

1. Генератор или аккумулятор

Двигатель машины может не запуститься по причине неисправности этих узлов.

Генератор преобразует энергию коленвала в электричество и подает в сеть авто. А если он неисправен (например, порвался ремень), то аккумулятор перестает заряжаться. Если агрегат вышел из строя, приборная панель новых авто просигнализирует об этом.

Машины с исправным генератором, но неисправным аккумулятором можно завести с «толкача». После старта двигателя генератор сможет подавать энергию и на свечи зажигания, и на систему впрыска топлива.В остальных случаях вам нужен квалифицированный автоэлектрик.

Проблема может быть и в самом аккумуляторе. Давно ли вы его меняли? Как известно, его желательно обновлять раз в 3 — 5 лет в зависимости от модели. Так что возможная причина фиаско с зажиганием кроется в севшей батарее.

Например, накануне ударили холода, машина утром едва запустилась, потом вы проехались на ней от силы полчаса, большую часть из которых провели в пробке (пока авто неподвижно, аккумулятор не заряжается) и «ласточка» вновь провела на парковке еще сутки. В такой ситуации генератор не успеет восполнить электроэнергию, потраченную на запуск двигателя. И без того «уставший» АКБ, который к тому же замерз, за ночь гарантированного сядет. Для его зарядки аккумулятора нужно около часа непрерывной езды.

Но не исключено, что с самой батареей все в порядке. Причину того, что авто глохнет нужно искать на периферии аккумулятора.

Что делать

Осмотрите клеммы. Они не должны быть грязными. Если они окислились, нужно почистить их тряпкой, шкуркой или щеткой с добавлением раствора соды.

Если же клеммы чистые, возможно, они просто разболтались и их нужно подтянуть. Возьмите себе за правило проводить эту процедуру в целях профилактики раз в пару месяцев.

Также неплохо бы знать, обслуживаемый у машины АКБ или нет. Если обслуживаемый, то нужно выкрутить пробки и оценить запас электролита. Возможно, поможет долив дистиллированной воды.

Когда запускаете стартер и видите, что все электрооборудование машины гаснет, значит батарея умерла или близка к тому. Можно провести «реанимационные действия». Не помогло, выход только один — менять. А чтобы завести машину нужно попросить «прикурить» у другого автовладельца. Причем водителю исправного авто лучше погазовать в этот момент до 3000 оборотов, чтобы выдать достаточное напряжение для запуска. Можно и не газовать, а просто дать постоять 5-10 минут на проводах.

2. Стартер

Стартер главное устройство пусковой системы. Без него машина не заведется. Вы поворачиваете ключ зажигания и ток из аккумулятора подается на стартер, а уже а уже тот вращает маховик двигателя. Что в свою очередь приводит в движение коленвал, поршни и газораспределительный механизм. В этот момент активируются системы питания и зажигания — и мотор запускается.

Что делать

Разберем две ситуации. Первая, если стартер вращается, слышен характерный звук, но мотор так и не заводится. Не стоит подолгу терзать систему — просто высадите аккумулятор.

Сначала необходимо проверить самую очевидную проблему — есть ли бензин в баке. Если топливо есть, стартер крутит, но все равно завод не происходит, проверьте, не пропала ли искра. Эта электрическая проблема характерна для бензиновых моторов и требует ремонта у специалистов. Также при вращающемся стартере автомобиль может не заводиться, если есть поломки в системе зажигания или проблемы с компрессией. Это проблема стартера, менять его нежно. Отправляйтесь в сервис, решить самостоятельно эти проблемы не получится.

Во втором случае, стартер вообще не вращается. Могут быть слышны только характерные щелчки тягового реле (такой же звук доносится при крайней степени разрядки АКБ). Стартер мог покрыться ржавчиной или сломаться. Коррозию можно счистить в автосервисе. В остальных случаях только замена либо ремонт в специализированном сервисе.

Также причиной может быть неисправность бендикса. Он находится на валу стартера. Тут можно предложить небольшой лайф-хак: попробовать аккуратно постучать по нему и попытаться еще раз запустить мотор. От внешнего воздействия есть шанс (но не 100%!), что бендикс войдет в зацепление и двигатель может завестись.

Чтобы завести машину иногда достаточно попросить «прикурить» у другого автовладельца. Фото: shutterstock.com

3. Бензин и дизель

Топливо может просто закончиться. Например, накануне у вас был тяжелый день, и вы не заметили горящую лампочку на приборной панели. Или стрелка замерзла/сломалась/застряла, и уведомления просто не было.

Характеристики бензина или дизеля также могут быть одной из причин, что машина не заводится на морозе. Бензин с меньшим октановым числом (92-й против 95-го) будет хуже работать. Не критично, но как один из факторов, может сыграть негативную роль. На неправильном топливе двигатель может работать с перебоями. У дизеля же указывается температурный диапазон, при котором следует его использовать.

Заметим, что в России, особенно малоизвестные АЗС вдоль трасс или заправки в промзонах «для своих» все еще торгуют некачественным топливом. Реже, чем 15-20 лет назад, но прецеденты имеются. Лучше заехать на известную АЗС и сейчас переплатить 100 рублей, чем впоследствии чинить двигатель.

Самое плохое, если в системе протечка. Загляните под машину, осмотрите землю рядом — нет ли разлива топлива. Также, подходя в машине, можно почувствовать характерный флер бензина.

Кстати, масло тоже может загустеть при отрицательных температурах, если вы залили не всесезонную версию. Или если моторное масло менялось давно, оно превращается в подобие дегтя и перестает выполнять свои задачи.

Что делать

Если виной всему холода, то вариант только один — отогревать машину в теплом гараже, паркинге, СТО. Если топливо закончилась, то вызывайте такси и отправляйтесь на заправку. Помните, что ни бензин, ни дизель не отпускают в канистры и бутылки, не предназначенные для ГСМ. Только в специальные безопасные емкости, например, металлические канистры.

Еще один вариант, попросить поделиться бензином у проезжающих мимо авто. Если вам попадется старая отечественная легковушка вроде «Жигулей», тогда знакомый всем способ: шланг, отсасывание из него воздуха и перелив через воронку в другой бензобак. К сожалению, с современными авто такой трюк не удастся — у них другое устройство бензобака.

А вот совет для тех, кто не прямо сейчас «встрял» с пустым баком, а стелит себе соломку заранее. Покупаете специальный автомобильный насос для топлива – продается во многих автомагазинах. При помощи такого устройства можно быстро и просто откачать небольшой объем топлива из другой машины.

4. Свечи зажигания

Свечи создают искру, которая поджигает топливовоздшную смесь, поршни приходят в движение и двигатель запускается. Деталь небольшая и может выйти из строя. В итоге машина не заводится.

Отметим, что современные иридиевые свечи зажигания работают годами, на них можно проехать ни один десяток тысяч км. Традиционно их замена регламентирована: каждые 30-50 тыс. км (смотрите документы на свое авто. Свечи приходят в негодность по истечении заложенного ресурса, когда банально прогорает центральный электрод. Появляется увеличенный зазор и свеча создает искру не каждый рабочий цикл. Подробнее разобрали в отдельном материале.

Что делать

Аккуратно выкрутите свечи с ключом с подходящей резьбой или другим инструментом, который указан в инструкции. Осмотрите деталь. Если она сухая, значит в цилиндрах нет топлива. Тому может быть несколько причин — от неисправных форсунок (или карбюратора, если ваш авто — «ветеран»), до отсутствия нужного давления бензина в рампе по причине засоров бензопровода, отказа насоса и т.д. Остается ехать на диагностику. Свечи могут быть сухими из-за того, что просто кончился бензин.

Другая ситуация, когда свечи, наоборот, залило. Со временем на них образуется нагар, который не дает нормально высечь искру. Это знак, что система питания в авто не в порядке. У исправного двигателя нагар на свечах не образуется. Попробуйте протереть и просушить свечи, а затем поставить их на место. В ближайшем будущем следует заменить деталь.

Можно выкрутить свечу и вставить ее в высоковольтный провод. Положите на двигатель и крутите стартер (понадобится товарищ, который будет это делать). Ваша задача — увидеть искру. Если она есть — все нормально. Если нет — проблема в системе зажигания.

Может быть и такое, что свечи зажигания просто напросто выработали свой ресурс и поможет только замена.


5. Сигнализация и иммобилайзер

Современные противоугонные системы не только отвечают за звуковое оповещение всей округе, что машиной пытаются завладеть. Они еще и блокируют системы двигателя. Например, бензонасос. Сигнализация может заглючить и не разблокировать механизм. Иногда в сервисе производят неправильную установку. Например, ставят реле блокировки туда, куда не следует — производители авто обычно прописывают допустимые варианты в инструкции.

Блокировать движок может иммобилайзер. В новые авто его ставят штатно (почти всегда!). Эта противоугонная система, которая блокирует запуск двигателя, и машина не заводится.

Что делать

Вот пошаговый алгоритм, который стоит проделать — на одном из этапе будет найдено «лечение».

1) Попробуйте еще раз поставить авто на сигнализацию и затем снять блокировку. 

2) Замените батарейку в брелоке.

3) Может быть активирована «хитрая» функция блокировки (зачастую, когда что-то не то кликнули в приложении) – надо вернуть все настройки системы к заводским 

4) Заглючила система,  штатная противоугонная система автомобиля вошла в конфликт с нештатной — помогут только в сервисе.

6. Электрика

Проводка может повредиться после какой-нибудь серьезной дорожной встряски. А еще ей могут поживиться крысы. Когда разбираются в причинах неисправности, находят отчетливо погрызенные провода. Контакты могут окислиться и не передать двигателю внутреннего сгорания, что нужно завестись. Водитель поворачивает ключ, но ничего не происходит. Даже стартер не вращается.

Электрика автомобиля сложная и разветвленная. Машина может не заводиться из-за обрыва контактов аккумулятора, выхода из строя реле напряжения, проблем с проводкой системы зажигания. Наконец, электрика неразрывно связана с бортовым компьютером современных машин. Он может по ошибке заблокировать форсунки или «выкинуть» еще какой-нибудь трюк.

Что делать

Первым делом в случае потенциальных проблем с электрикой – проверьте целостность предохранителей. Блок плавких предохранителей (обеспечивающие защиту линий и оборудования от коротких замыканий и перегрузок) расположен либо под капотом, либо в салоне — под передней панелью. Чаще производитель размещает на крышке этого блока его схему: с описанием, какой предохранитель за что отвечает.

Если схемы на корпусе блока нет, она точно есть в руководстве по эксплуатации автомобиля. Проверить предохранители: поочередно вынимайте их посадочных разъемов и визуально смотрите — есть ли следы оплавления («сгорел – не сгорел»). Если сгорел, значит проблема в конкретной системе – и стоит попробовать заменить вышедший из строя предохранитель новым, того же номинала сопротивления. А после – разобраться, в чем была причина скачка напряжения.

Если предохранители целы и у вас есть мультиметр (в этом случае вы наверняка знаете, как работает прибор, и для чего он нужен), то ищите короткое замыкание, проверяйте напряжение и качество заземления, а также целостность цепи. Если впервые слышите о таком устройстве, то вкратце поясним: этот прибор главный инструмент для диагностики проводки. Если в электронике вы не сильны, тогда вызывайте автоэлектрика или отправляйте авто в сервис.

7. Датчик коленвала

Сокращенно его именуют ДПКВ. Он редко выходит из строя, но если сломается, машина точно не заведется. За счет этого датчика синхронизируются электроника и газораспределение в двигателе, чтобы управлять впрыском горючего и системой зажигания. Чаще всего датчик коленвала выходит из строя по причине износа проводки. Кстати, если машина глохнет во время движения, одна из возможных причин — как раз таки ДПКВ.

Что делать

Датчик нельзя починить, если он сломался, остается только менять его. Иногда механизм не сломался, а просто серьезно загрязнены его контакты. Их нужно хорошенько протереть и продуть. При этом надо как минимум знать, где находится датчик и как он выглядит.

Если дело в проводке, ее можно перепаять и заново экранировать, если вы обладаете соответствующими навыками.

8. Бензонасос

В современных авто эта система спрятана под задними сидениями. Она перекачивает бензин по системе и запускается одновременно с автомобилем. Если бензонасос вышел из строя, то машина может глохнуть на ходу или сразу после запуска. Еще пару признаков неисправного агрегата: обороты плавают, двигатель вибрирует, нужно подолгу вращать стартер, чтобы завести авто. Если машина припаркована в тихом месте, то во время старта (сразу после включения зажигания, но до запуска двигателя) вы должны слышать характерное жужжание насоса. После поворота ключа зажигания в положение «ON» топливный насос создает давление в системе – именно в этот момент можно услышать звук. Если его нет, тогда дела плохи.

Что делать

Причина может быть в забитой сеточке бензонасоса или фильтра. Мог выйти из строя предохранитель детали или реле. Как мы уже писали выше, глюк сигнализации также может блокировать запуск агрегата. На старых карбюраторных ВАЗах умельцы выдумывали временные «костыли» и даже собирали заново неисправный бензонасос на основе насоса для шин. С современными авто единственное, что можно сделать подручными средствами — это почистить сетку бензонасоса. Разбирайте его аккуратно, чтобы ничего не повредить.

Отметим, что прямого доступа к топливному насосу в современных авто может вообще не быть  Часто система расположена внутри бензобака, и для доступа нужно снимать задние сиденья, убирать часть напольного покрытия, открывать специальный лючок, отсоединять проводку насоса, выкручивать его из бака… Дело не на 15 минут.

9. Выхлопная труба

Если она сильно забита, то машина не заведется. В глушителе может заледенеть конденсат. Зимой автовладельцы могут ненароком припарковаться в сугроб. Нельзя исключать и тот факт, что недоброжелатели могли умышленно забить глушитель тряпками, монтажной пеной.

Что делать

Для начала загляните в выхлопную трубу с фонариком. Если в глушитель что-то и попало / запихали, оно будет плюс-минус на входе, что несложно увидеть. Тряпки можно вытащить самостоятельно (особенно если есть проволока, из которой можно смастерить крючок). От пены поможет очиститель (продается в строймаркетах). Если набилось очень много снега, помогут только несколько часов в теплом боксе. 

10. Замок зажигания

Для современных авто это проблема менее актуальна. Но владельцев старых бюджетных машин недуг может застать врасплох. Если сломался замок зажигания, вы это сразу поймете. Ключ будет прокручиваться туда-сюда, но не давать никакого эффекта.

Что делать

Если понимаете в автоэлектрике, можете снять кожух, который закрывает механизм зажигания, и запустить машину напрямую. А заодно и увидеть возможную причину, почему машина не заводится. Например, оплавились контакты. Но лучшим решением при проблемах с замком зажигания будет визит в сервис. Если оплавились контакты, произошло замыкание или механическое разрушение личинки замка – замок желательно заменить.

Популярные вопросы и ответы

Ответами на частые вопросы, касающиеся проблемы запуска автомобиля, Ответами на частые вопросы, касающиеся проблемы запуска автомобиля, поделился технический директор сети автосалонов Fresh Auto Максим Рязанов.

Почему машина не заводится с первого раза?

— У машин с бензиновым двигателем наиболее очевидной проблемой может быть нехватка давление в топливной системе. Мог загрязнится регулятор холостого хода или дроссель. Если при запуске странно ведет себя электроника, значит дело в аккумуляторе. Если слышны щелчки реле, значит проблема может быть в стартере. Не оставляйте ситуацию на самотек и не откладывайте решение проблемы. Сейчас машина не заводится с первого раза, а потом она и вовсе не поедет.

Как завести машину, если сел аккумулятор, и рядом никого нет?

— Самый частый вопрос у начинающих водителей. В случае, если сел аккумулятор, и рядом нет других машин, кто бы дал «прикурить», владельцам механической коробки передач повезло больше. При севшем аккумуляторе можно попробовать завести автомобиль с толчка. Автомату такой способ не поможет. Придется либо подкидывать другой заряженный аккумулятор, либо использовать прикуривательные провода. Либо иметь всегда с собой бустер — пусковое зарядное устройство. Тогда проблема запуска авто при севшем аккумуляторе перестанет быть актуальной, — рассказал технический директор сети автосалонов Fresh Auto Максим Рязанов.

Почему машина не заводится в мороз?

— В зимнее время некоторые модели автомобилей сложно завести из-за отрицательных температур. Такая проблема характерна для машин на дизельном топливе, которое густеет при холодах и просто не проходит по системе. Или в бензопроводе заледенела вода. В итоге автомобиль не заводится. Ищите теплый бокс для отогрева. Причиной может быть и все тот же аккумулятор, а точнее, его емкость. Если в автомобиле стоит батарея недостаточной емкости, в теплую погоду это будет незаметно. Но в мороз ее будет не хватать. Следовательно, машина просто не заведется. Не стоит забывать, если автомобиль длительное время стоит на улице при минусовых температурах, аккумулятор быстрее разряжается, что в дальнейшем не позволит запустить двигатель, — отвечает Максим Рязанов.

Если машина не заводится в мороз, попробуйте такой алгоритм: включите фары или радио на несколько минут. Затем включайте зажигание и стартер, но не дольше чем на 7-10 секунд. Иначе аккумулятор может окончательно разрядиться. Не получилось с первого раза, тогда подождите минуту и повторите.

Почему машина глохнет на ходу?

— С такой бедой чаще всего сталкиваются владельцы механической коробки передач. Например, стоит только включить «нейтралку», как автомобиль заглох. В большинстве случаев это связано с дроссельной заслонкой, которая на некоторых моделях имеет дефект, приводящий к тому, что автомобиль глохнет. Владельцам машин с автоматом такая проблема, как правило, не знакома. Так как сама система автомобиля поддерживает во время движения обороты двигателя выше, чем холостой ход, что способствует стабильной работе движка, — говорит эксперт.