Машина не заводится в мороз: причины и способы устранения неисправности

С нашим климатом эта проблема водителей буквально передается из поколение в поколение. Разберем, что делать, если машина не заводится в мороз. Вот какие бывают причины отказа работы двигателя
Машина не заводится в мороз: причины и способы устранения неисправности
Машина не заводится в мороз: причины и способы устранения неисправности. Фото: shutterstock.com

Конечно, можно сразу же вызвать эвакуатор и увезти в машину в сервис. Или махнуть рукой в ожидании потепления, а пока что пересесть на такси или общественный транспорт. А можно и разобраться в причинах, почему машина не заводится в мороз, и попробовать их исправить. Рассмотрели разные источники проблемы и способы их устранения.

Полезная информация о работе машины в зимнее время

Созываем всех читателей-автомобилистов на короткий брифинг — вот что необходимо помнить об эксплуатации машины в холодный сезон.

Как снизить нагрузку на двигательесли не завелся с первого-второго раза, выждите паузу до двух минут; прогревайте машину хотя бы 5-10 минут перед поездкой; если машина долго стоит без движения, ее нужно периодически запускать и обязательно ездить минимум 30 минут;
Зимние опасностихолод сковывает не только жидкости в авто, но и детали, например, амортизаторы — избегайте резких маневров хотя бы первые 20 минут езды, пока система до конца не прогреется;
Накануне холодовудостовериться, что залито масло низкой вязкости, АКБ — исправен, свечи в порядке, бензина не меньше чем полбака. В бак стеклоочистителя залейте незамерзайку, а не простую воду;
Частые проблемы в морозконденсат в топливной системе; аккумулятор не успевает восполнить емкость; забился снег в выхлопную трубу; замерз ручник.

Почему машина не заводится в мороз

Вот вам десять возможных диагнозов и вариантов, как их можно ликвидировать. Обращаем внимание, что не все их них связаны именно с низкими температурами. Возможно, вы зря возвели напраслину на заморозки — в машине могла выйти из строя какая-то деталь, узел, агрегат.

1. Разряженный аккумулятор

Фото: kumpan-electric, unsplash.com

Дело тут не в морозе как таковом. Он не особо влияет на процессы, которые происходят в аккумуляторе (если мы не говорим про температуры ниже -30°C, там уже кратно растет вязкость электролита). Так что с автомобильными АКБ не работает правило бытовых батареек и смартфонов, которые так и норовят разрядиться в мороз.

Дело в том, что на холоде аккумулятор плохо принимает заряд генератора. Он элементарно не успевает заполнить отданные на запуск движка запасы за короткую поездку. К тому же, при минусовых температурах воздуха растет показатель сопротивления, а значит, снижается показатель зарядного тока (вспоминаем школьную физику!)

Один из верных признаков разряженного аккумулятора: стартер не работает либо крутится с большим трудом.

Что делать 

Превентивные меры: не оставлять холодной машину дольше чем на сутки, прогревать, а еще лучше — поездить на авто 30-60 минут, чтобы аккумулятор подзарядился. Есть автозапуск? Прекрасно! Используйте его в ночные часы.

Реанимировать севший аккумулятор можно несколькими способами:

  • занести домой и зарядить — при наличии зарядного устройства;
  • купить бустер — powerbank для автомобильных АКБ;
  • если у вас механическая коробка, можно попробовать завести с толчка;
  • попросить «прикурить» — запитать АКБ от другой машины. Предупреждаем, что этот метод небезопасен для современных авто, напичканных электроникой;
  • транспортировать авто в сервис — там аккумулятор зарядят или предложат заменить.

2. Неправильная пропорция топливовоздушной смеси

Фото: cemrecan-yurtman, unsplash.com

Вы уверены, что с аккумулятором все впорядке (фары горят, стартер вращается). Масло в двигателе хорошее, свечи недавно меняли и вообще ТО проходили. Тогда причиной того, что машина не заводится в мороз, может быть проблема с топливной системой: в ней не формируются необходимые пропорции топливовоздушной смеси.

Что делать

Можно подождать тепла, отвезти машину в сервис. Либо купить в автомагазине средства с условным названием «быстрый старт». Это состав (обычно в форме аэрозольного баллона), при распылении которого во впускную систему мотора топливовоздушная смесь лучше горит. Грубо говоря, как подлить масла в огонь.

Его можно применять с бензиновыми и дизельными движками (в последнем случае — с осторожностью). Важно не распылять средства много, строго по инструкции — один пшик длиной до пяти секунд. Обычно алгоритм на упаковке примерно такой.

Предупреждаем, что частое применение химических средств и их излишек пагубно сказывается на авто. Это экстренная мера. И если она сработала, это знак: есть проблемы с балансом в топливовоздушной смеси. Занесите в личный календарь визит в автосервис — на диагностику, чистку и/или настройку системы питания.

3. Выбор топлива не по сезону

Фото: markus-spiske, unsplash.com

Актуально для машин, которые ездят на дизеле. На АЗС даже продают летнее и зимнее дизтопливо. Это не маркетинговый ход — у него действительно разный состав. Для холодного времени года нужен свой, ведь летнее банально замерзает. Обычно заправки продают только один вид дизтоплива и сами меняют его в зависимости от сезона. С другой стороны, к качеству топлива и добросовестности заправщиков в ряде российских регионов есть претензии. Не ровен час, вам залили летнюю солярку.

Что делать

Превентивно можно добавить в бак антигель или различные присадки. Если дизель уже замерз, то выход один: перевозите машину в теплый бокс, паркинг, например, при торговом центре. Там отогревайте, заводите и езжайте на хорошую заправку.

4. Вода в бензопроводе

Фото: engin-akyurt, unsplash.com

Из-за резких перепадов температур в холодное время года в системе скапливается конденсат. Вы оставили машину на морозе, капелька к капельке — и получилась ледяная пробка.

Что делать

Только везти машину в теплый гараж или паркинг или ждать плюсовые температуры.

5. Подкачало моторное масло

Фото: tim-mossholder, unsplash.com

В инструкции каждого автомобиля есть строгие рекомендации по использованию конкретного класса масла и производителя. Может быть, вы хотели сэкономить и купили другое. Или по невнимательности взяли не ту канистру, с маслом, не соответствующей температуре воздуха вязкости. Либо в сервисе на ТО набедокурили.

Итог: от холода масло стало гелеобразным. Стартер просто не может повернуть коленвал, и машина не заводится. А если и заведется — это будет экстремально губительно для двигателя! «Гель» вместо масла не поступает к узлам трения. Начинается ускоренный износ деталей, который ведет к их разрушению.

Что делать

Ехать в сервис: сливать масло и заливать новое — по сезону (0W или 5W) и по инструкции.

6. Проблема со свечами

Фото: chad-kirchoff-xe, unsplash.com

Может быть как у бензиновых, так и у дизельных ДВС.

Если ДВС бензиновый, свечи дают слабую искру — в итоге топливная смесь не воспламеняется и свеча заливается.

В дизельных движках свечи необходимы для нагрева топлива при низких температурах. Соответственно, если они неисправны, то и воздух в камере сгорания не прогревается, топливо не начинает «гореть».

Что делать

Выкрутить свечу и посмотреть — сухая она или мокрая. В последнем случае выкручиваем остальные и несем их домой — сушить и чистить. Среди автохимии есть спецсредства для снятия нагара. Можно делегировать все манипуляции автомастерской.

Может быть и такое, что свеча просто износилась и электрод не может дать искру необходимой силы — поможет замена. Либо треснул керамический корпус свечи, нарушена целостность электроцепи и искра не возникает или, опять же, слабая.

7. Забиты выхлопная труба

Фото: swansway-motor-group, unsplash.com

Наехали на сугроб, либо в ней замерз конденсат. А может, это хулиганы решили напихать внутрь мусора и снега?

Что делать

Если ледяных пробок нет, вооружайтесь шпилькой под размер выхлопной трубы и зачищайте. В противном случае — везите машину в теплое место.

8. Кончилось топливо

Фото: oleg-bilyk, unsplash.com

Банальная причина, но не всегда очевидная. Элементарно забываем вовремя заехать на АЗС.

Что делать

Сначала нужно убедиться, что действительно нет топлива. Например, взглянуть на приборную панель авто — и увидеть, что датчик уровня топлива на нуле и горит лампа резерва (хотя всегда есть вероятность, что датчик уровня топлива вышел из строя, как говорится, шанс ни одного жизненного сценария никогда не равен нулю).

Идти на заправку и купить топливо. Либо заказать буксировку авто до АЗС. Помните, что заправки не отпускают бензин и дизель в пластиковую и стеклянную тару. Нужна металлическая канистра.

А еще можно прибегнуть к дедовскому способу, когда бензин через шланг из одного бензобака перегоняют в другой. Сработает только если у вашей машины нет защиты от слива топлива (такие системы стоят на всех новых авто).

9. Ошибка сигнализации или иммобилайзера

Фото: reinhart-julian, unsplash.com

Современные противоугонные системы блокируют запуск мотора. Как и любая электроника, может случится сбой. Причем иногда он вызван тем, что машину пытались угнать.

Что делать

Замените батарейку в брелоке сигнализации — возможно, все заработает. Может быть, что брелок просто сломался. Либо встроенный в авто иммобилайзер не распознает ключ в замк зажигания (что редко, но случается). Выполните сброс до заводских настроек (ищите алгоритм в инструкции) Не сработало? Тогда только ехать на СТО.

10. Проблемы с проводкой

Фото: maxim-hopman, unsplash.com

Оборвалась, рассохлась, лопнул защитный кожух на морозе, постарались грызуны — причин может быть много.

Что делать

Недаром автоэлектрики — отдельный класс специалистов. В этих хитросплетениях проводов обывателю да и рядовому механику не разобраться. Везите машину в сервис.

11. Неполадки в топливной системе

Фото: giorgio-trovato, unsplash.com

Тут целый сонм причин. Могли засориться фильтр, покрыться нагаром форсунки либо бензонасос барахлит. Если у вас возрастное авто с карбюратором, там проблем может быть еще больше: засор жиклеров, конденсат, сбитые настройки и другие.

Что делать

Для предварительной диагностики на помощь придется позвать товарища. Убедитесь, что исправны свечи зажигания (есть искра), под машиной нет следов вытекшего топлива. Бензонасос работает, если при включении зажигания слышно небольшое жужжание (если деталь стоит в баке). Либо по днищу авто идет легкая вибрация (можно почувствовать ее рукой)

Возможно, проблема в том, что нагнетатель не выдает нужный уровень давления. Увы, без вольтметра его работу не проконтролировать. Аналогичная история и с топливной рампой — данные с нее «снимают» с помощью манометра. Тут прямая дорога в сервис.

Как правильно заводить машину в мороз

Поверните ключ в замке зажигания, но не заводите машину. Пять-семь секунд бензонасос должен подкачать топливо в двигатель. Можно подавать на педаль газа пару раз, чтобы топливо пошло в цилиндры. Далее поверните ключ на старт. Если на заводится в течение пяти секунд, остановитесь, верните ключ в замке зажигания в начальное положение. Выждите хотя бы две минуты и повторите попытку.

На механике при повороте стартера выжимайте сцепление. И не бросайте его, когда авто заведется около десяти секунд. На автоматах и «роботах» ставьте нейтралку.

Сразу не трогайтесь. Пусть двигатель поработает на холостых оборотах пять-десять минут или даже чуть дольше. Пока очистите кузов от снега и продумайте маршрут поездки с учетом погоды и ситуации на дорогах.

Комментарий эксперта о запуске двигателя автомобиля в зимнее время

Рассказывает руководитель подразделения продукт-менеджмента коммерческих автомобилей Foton и Forland АО «МБ РУС» Елена Филатова.

— Если машина не заводится в мороз, первым делом проверить состояние аккумулятора. При отрицательных температурах эффективность аккумуляторной батареи снижается — она может разрядиться или выйти из строя. 

Кроме того, всегда используйте моторное масло, рекомендованное заводом-изготовителем автомобиля.

— Не забывайте менять свечи согласно регламенту завода-изготовителя.
Елена ФилатоваРуководитель подразделения продукт-менеджмента коммерческих автомобилей Foton и Forland АО «МБ РУС»

Если аккумулятор заряжен, но машина не заводится, а времени разбираться, в чем причина, у вас нет, закажите эвакуатор и перевезите авто в теплый паркинг. Возможно, после отогрева машина заведется. Но лучше ехать на станцию техобслуживания, чтобы провести комплексную диагностику возможных неисправностей.

Помните, что любое количество попыток завести двигатель в экстремальных условиях влечет за собой ускоренный выход механизмов из строя. Готовьте автомобиль к зиме, уделяйте время его техобслуживанию.

Популярные вопросы и ответы

Попросили Елену Филатову разобрать еще ряд проблем и нюансов, которые сопутствуют запуску автомобиля в мороз.

Нужно ли прогревать машину зимой, если не ездишь?

— Да, это нужно делать — хотя бы раз в несколько дней. Особенно в периоды сильных холодов. Упражнение помогает предотвратить разряд аккумулятора, а также обеспечивает циркуляцию жидкостей. Во время регулярного прогрева снижается риск загустевания моторного масла и топлива. Еще лучше не просто прогревать машину, а поездить на ней хотя бы 20-30 минут. Это необходимо для прогрева трансмиссионных жидкостей.

Почему не заводится машина в мороз, если аккумулятор заряжен?

— Аккумулятор не всегда является причиной того, что двигатель не заводится в мороз. С узлами и агрегатами могут быть и другие проблемы. Например, загустевшее моторное масло — в таком агрегатном состоянии увеличивается нагрузка на стартер. Может некорректно работать система зажигания, если свечи изношены. У машин, которые ездят на дизеле, может замерзнуть топливо. Или какие-то проблемы с топливной системой. Например, в мороз в топливных приводах может скапливаться конденсат, который затем замерзает.

Как правильно заводить машину после долгого простоя зимой?

— Перед запуском убедитесь, что аккумулятор заряжен: работают световая индикация, внутреннее и внешнее освещение. При необходимости можно использовать пусковые провода или зарядное устройство. Включите зажигание и дайте системе подачи топлива подготовиться. Авто с механической коробкой передач запускайте при выжатой педали сцепления — это снизит нагрузку на стартер.

Заводя машину в мороз, избегайте продолжительных попыток. Ключ зажигания или кнопку запуска держите не дольше пяти-семи секунд за раз. Между попытками выжидайте паузу в одну-две минуты. Когда двигатель запустился, не трогайтесь сразу с места: пусть он поработает на холостом ходу пару минут. Это поможет прогреть жидкости.

Можно ли заводить машину в сильный мороз?

— Можно, но проявите осторожность. Все компоненты двигателя, масло и топливная система в холод подвержены значительной дополнительной нагрузке. Желательно использовать предпусковой подогреватель для облегчения запуска.

Чем опасен запуск двигателя автомобиля в мороз?

— Это влечет за собой повышенный износ цилиндров силового агрегата из-за загустевшего масла. Также идет износ стартерного механизма при частых попытках запуска.