Автомобиль с кузовом универсал давно перестал быть скучным транспортным средством для перевозки рассады и удобрений на дачу. Лучшие современные универсалы отличаются оригинальным динамичным дизайном, мощными двигателями, серьезной электроникой, высококачественной отделкой интерьеров, а в их вместительных багажниках все чаще возят лыжи, велосипеды или покупки из супермаркетов. Нередко универсалы имеют полный привод, а некоторые модели вообще составляют конкуренцию кроссоверам. Встречаются и машины премиум-класса с необычным дизайном, повышенными эксплуатационными качествами, а также дорогой и богатой отделкой салона.
Вместе с экспертом мы подготовили рейтинг лучших универсалов 2024 года.
Рейтинг топ-10 лучших универсалов по версии КП
Рейтинг составлен на основе мнения редакции КП. Рекомендации и дополнения по рейтингу вы можете отправить на почту expert@kp.ru. Для обсуждения вопросов рекламного сотрудничества звоните по телефону +7 (495) 637-65-16 (по будням с 9:00 до 18:00).
Выбор новых универсалов и на вторичном рынке достаточно широк, чтобы каждый покупатель смог подобрать себе машину, наиболее полно соответствующую всем его требованиям.
Kia Ceed SW
Компактный (4600x1800x1475 мм) универсал с довольно просторным салоном, вместительным багажником (625 л), упругой подвеской и тремя вариантами бензиновых моторов и трансмиссий на выбор.
В зависимости от комплектации предлагаются атмосферные двигатели мощностью 100 л.с., 128 л.с. и турбированный мотор 140 л.с. с «механикой», 6-ступенчатым «автоматом» или 7-ступенчатой роботизированной коробкой. По отзывам покупателей мотор 100 л.с. для семейного автомобиля с частой полной загрузкой пассажирами и багажом слабоват, мощностью 140 л.с. избыточен, а 128 л.с. — это оптимальный вариант, особенно в связке с автоматической коробкой, котораяза многие годы существования этой машины зарекомендовала себя лучше всех. «Механика» — на любителя, а «робот» в городском режиме немного расстраивает не оптимальными настройками, усложняя вождение, заставляя подгазовывать и учитывать задержку отклика машины на нажатие педали газа.
Хотя колесная база хэтчбека и универсала одинакова — 2650 мм, сиденья последнего расположены настолько удачно, что в Kia Ceed SW места хватает не только для рослых пассажиров, но и для крупногабаритного груза. Особенно, если сложить задний ряд сидений — тогда объем багажника увеличивается до 1694 л.
В настоящее время этот универсал можно приобрести только на вторичном рынке и выбирать придется между вторым и третьим поколением. У машин второго поколения (маркируется II) багажник меньше (528 л), электронная начинка скромнее, да и возраст часто дает о себе знать — Kia Ceed II в России с 2012 года. Машины третьего поколения появились в 2018 году.
Цена: от 1 600 000 руб на вторичном рынке; от 2 300 000 у дилеров.
Плюсы и минусы
Lada Vesta SW
Отечественный универсал, по техническим и эксплуатационным характеристикам, а также качеству отделки салона не уступающий многим зарубежным одноклассникам.
Автомобиль выпускается в двух вариантах: базовом и Cross с увеличенным дорожным просветом и круговым нижним обвесом из неокрашенного пластика.
Как поясняет АвтоВАЗ, SW (Sport Wagon) — это компромисс между хэтчбеком и полноценным универсалом. На среднеразмерный седан (4440x1764x1500/1525 мм) просто добавили «колпак» над багажником и получили силуэт, похожий на кузов универсал. Поскольку задний свес при этом не увеличился, объем багажного отделения получился сравнительно небольшим — 480 л. Но производитель постарался компенсировать малый объем удобством багажника: он трехуровневый, с нижними и боковыми пазухами, крепежными элементами и ковриками. Плюсом переделки хэтчбека в универсал стала и жесткость кузова — она у пятидверной машины такая же, как у трехобъемного седана, что важно для безопасности.
Автомобиль может комплектоваться двигателем 1,6 л (в версиях на 90 и 106 л.с.), а с марта-2024 Vesta наконец получила обновленный 4-цилиндровый мотор 1,8. Младшие силовые установки стыкуются с пятиступенчатой механической коробкой передач, старший же мотор доступен с долгожданной автоматической трансмиссией: Vesta с 1,8-литровым мотором имеет бесступенчатый вариатор. В Cross-версии дорожный просвет увеличен с базовых 178 мм до 203 мм и благодаря почти плоскому днищу с заводской защитой на этой машине вполне можно преодолевать препятствия на легком бездорожье.
Ходовые качества машины заслужили многочисленные положительные отзывы покупателей. Нарекания вызывают только рулевая стабильность (в нейтральном положении руль рвется в стороны) и слишком близко расположенные педали — людям с большими размерами обуви будет неудобно их нажимать.
Цена: от 1 329 900 рублей
Плюсы и минусы
Opel Insignia
Opel ушел с российского рынка еще в 2015 году, но оставил большое количество проданных машин, которые еще могут послужить потребителям. Отличительная особенность Opel Insignia — крепкий оцинкованный кузов, который обеспечивает долговечность автомобиля. При выборе подержанной машины нужно обращать внимание на капот: в «родной» комплектации он алюминиевый, а если стальной, то вероятно, что машина восстановлена после лобового столкновения. При должном уходе кузов не подвержен серьезной коррозии, но у кузова универсал есть проблемное место — широкая хромированная полоса на крышке багажника и площадка для номерного знака, в этих местах чаще всего образуется ржавчина.
За все время производства (с 2008 г) машина получила очень широкую линейку бензиновых двигателей, и все они встречаются на вторичном рынке. Например, есть старые, простые и долговечные атмосферные моторы 1.6 л (115 л.с.) и 1.8 л (140 л.с.), но они слабоваты для автомобиля массой более 1400 кг. Больше динамики дает турбированный 1,4 л A14NET, который доступен еще и в газовой (LPG) версии, что актуально для наших условий. Распространены и моторы на 180 л.с. и обновленный в 2013 г двигатель 1.6 SIDI (A16XHT) на 170 л.с. Но быстрой, приемистой и маневренной машина становится только с двухлитровым двигателем (A20NHT, A20NFT и др.) мощностью 200-250 л.с. Дизельных моторов на Opel Insignia меньше: CDTI на 120-195 л.с., но все они очень надежны и долговечны.
Insignia оснащалась 6-ступенчатыми механическими и автоматическими коробками, в зависимости от установленного двигателя. Все они чувствительны к стилю езды, качеству и частоте замены трансмиссионного масла.
Машина выпускалась как в передне-, так и полноприводном варианте. От типа привода зависит и подвеска, но при выборе подержанной машины лучше выбрать самую простую подвеску — она надежней.
Цена: от 1 000 000 руб на вторичном рынке
Плюсы и минусы
Skoda Octavia Combi
Большой (4667x1814x1465 мм) семейный универсал с вместительным багажником (610 л и 1740 л со сложенным задним рядом сидений), представленный в нескольких версиях.
Сейчас на российском вторичном рынке доступны созданные на платформе Volkswagen машины третьего поколения (после рестайлинга 2013 г), и выбор отлично сохранившихся автомобилей достаточно широк.
Отличительная черта этого универсала — большой и хорошо оборудованный багажник. Его емкость составляет 610 л, он двухуровневый со складывающимся для контроля груза фальшполом, сеткой-«гамаком» и двусторонним ковриком, благодаря которому можно перевозить как сухие и чистые, так и мокрые и грязные предметы — на прорезиненной стороне. Важно, что по сравнению с одноклассниками у Skoda Octavia Combi увеличена колесная база (до 2686 мм), поэтому максимальная загрузочная длина багажного отделения составляет почти три метра, а объем 1718 л — рекорд в своем классе.
Просторный салон полностью отвечает требованиям семейного автомобиля: места хватит всем пассажирам, а для удобства предусмотрено множество мест хранения и держателей.
Линейка двигателей невелика, но все они по отзывам покупателей вполне надежны и при должном обслуживании долговечны. Бензиновые TSI с турбонаддувом 1,2/1,4/1,8 л и 2-литровый турбодизель TDI обеспечивают хорошую динамику переднеприводных машин и отличную проходимость варианта 4X4.
Важно знать, что Skoda Octavia в кузове универсал никогда не производилась в России. Все такие машины только импортировались, причем исключительно из Чехии. Это может служить дополнительной гарантией качества, но требует внимательной проверки документов, если вы хотите купить юридически чистый легально ввезенный в страну автомобиль. Доступность оригинальных европейских запчастей может быть ограничена,что повышает стоимость обслуживания и ремонта.
Цена: от 1 500 000 руб на вторичном рынке
Плюсы и минусы
Ford Focus III
Бюджетный компактный автомобиль в кузове универсал. Модель для российского рынка производилась с 2010 по 2019 год в Германии и РФ, во Всеволожске (сборка).
Созданный на платформе второго поколения обновленный Ford Focus III сохранил традиционную для этой марки надежность крепкого кузова из стали особо прочных марок и простоту эксплуатации и обслуживания.
«Фокус» не зря называют «пенсионерской» машиной: при ее проектировании разработчики использовали специальные костюмы «третьего возраста», чтобы имитировать физические ограничения пожилого человека и учесть их в конструкции, дизайне и пользовательских алгоритмах автомобиля. Поэтому универсал Ford Focus III может стать не только семейным автомобилем для молодых, но и надежным транспортным средством для людей старшего возраста. Водителей с большим стажем эта машина приятно удивит необычно широкой для современных иномарок комплектацией механическими коробками передач. Например, распространенные в РФ 1,6-литровые двигатели EcoBoost мощностью 150/182 л.с. укомплектованы фирменной механикой Durashift.
Линейка моторов для европейского/российского рынка невелика: это три бензиновых двигателя (100-182 л.с.) и два дизельных мотора Duratorq, выдающих от минимальных и явно недостаточных для довольно тяжелой (1600 кг) для своих скромных размеров (4556x1823x1505 мм) машины 95 л.с. до вполне приемлемых даже для груженого универсала 150 и 182 л.с.
Цена: от 800 000 руб на вторичном рынке
Плюсы и минусы
Subaru Outback
Полноприводный универсал повышенной проходимости, оснащенный интеллектуальной системой безопасности EyeSight. Модель дебютировала в 1995 году и стала первопроходцем в своем классе. С тех пор и по настоящее время Outback постоянно совершенствуется на основе накопленного опыта и новых технологий. С 2015 года в России доступна самое современное, пятое поколение успевшего стать легендарным автомобиля. Важно, что долгое время машины для российского рынка не оснащались передовой электроникой, и только с 2018 года Subaru Outback, поставляемые в РФ, имеют полнофункциональную электронику EyeSight — эффективную систему активной безопасности. Например, в США за первый год ее использования количество ДТП с участием Subaru снизилось на 61%. Электроника поможет управлять машиной даже в сложных дорожных условиях и самостоятельно предотвратит многие аварийные ситуации. Но не стоит забывать, что система оптическая и нередко плохо «видит» в тумане, во время снегопадов и ливней.
Отличные ходовые качества Subaru Outback обеспечиваются бензиновыми двигателями (их два — 2,5 л и 3,6 л), оба оппозитные, что придает машине устойчивость, снижает шум и вибрации, а также выделяет модель среди одноклассников. Вместе с постоянным полным приводом Symmetrical AWD и фирменной бесступенчатой трансмиссией Lineartronic это делает Outback одновременно быстрым на шоссе, маневренным в городе и почти внедорожником на природе.
Салон в машинах, выпущенных после рестайлинга 2018 года, стал богаче, чем у предшественников и многих конкурентов. К традиционно высококачественной обшивке сидений с контрастной прострочкой и крепкому пластику панелей добавились черные лаковые вставки и серебристые металлические детали отделки. Для комфорта водителя и пассажиров предусмотрена информационно-развлекательная система 3-го поколения с 8-дюймовым экраном — она интегрируется со смартфоном, что удобно для использования и обновления.
Цена: от 1 400 000 на вторичном рынке; от 6 000 000 руб новый
Плюсы и минусы
BMW 3 серии
Выпускавшийся с 2011 по 2019 год включительно универсал Touring F31 — надежный и долговечный автомобиль с крепким кузовом, мощными моторами и достойным износостойким интерьером.
Традиционно жесткий, удачно спроектированный и отлично изготовленный стальной кузов BMW не деформируется даже за многие годы эксплуатации, но не избавлен от проблем с коррозией. Оцинкованная в этой модели только крыша (встречаются и с панорамным остеклением, это опция к базовой комплектации), а на крыльях и у порогов нередко появляется ржавчина. Поэтому при выборе авто на вторичном рынке стоит отдать предпочтение машине, имевшей пленочную, а лучше керамическую защиту — довольно слабое лакокрасочное покрытие этой серии не отличается особой прочностью и долговечностью.
Багажник у F31 не самый большой в своем классе — 495л, но обладает уникальной особенностью — у него есть полноценное окно. И это тот редкий случай, когда заднее стекло опускается, как и все остальные. А вот комплектация багажного отделения машины с пробегом может быть разной: электропривод открывания задней двери и даже крепежная сетка — это опции, в базовом варианте их не было.
Touring F31 комплектовался 4- и 6-цилиндровыми бензиновыми и дизельными моторами мощностью от 136 до 326 л.с. в зависимости от модификации и пакета комплектации (Luxury Line, Modern Line, Sport Line и M Sport Package).
Важно знать, что этот автомобиль буквально напичкан электроникой: работа двигателя, трансмиссии и подвески напрямую зависят от состояния аппаратно-программного комплекса машины. В сети можно найти много инструкций по самостоятельной перепрошивке ПО BMW, но лучше доверить диагностику и при необходимости коррекцию программ профессионалам. Во многих случаях эти работы требуют специального дорогостоящего оборудования, программ и высокой квалификации специалиста.
Цена: от 2 000 000 руб на вторичном рынке
Плюсы и минусы
Mercedes-Benz C-Class Estate
Четвертое поколение популярного Ц-класса в просторном и практичном кузове универсал.
Автомобиль выпускается с 1996 года, но оптимальным вариантом для покупки статусного семейного автомобиля является генерация с 2014 года по настоящее время (S 205) — эти машины оснащены современными силовыми агрегатами, долговечными и ремонтопригодными коробками передач,выносливой подвеской и в целом надежны. На вторичном рынке представлено достаточно большое количество этих машин разных модификаций. Можно приобрести передне-, задне- и даже полноприводную версию, а с 2015 года выпускаются и гибридные машины с дополнительным электродвигателем.
На заднеприводных автомобилях установлены бензиновые двигатели рядной компоновки мощность 129-258 л.с., а для полноприводных моделей предусмотрены или рядные моторы на 184 и 245 л.с. или 3-литровый V6 мощностью до 333л.с. в связке с системами полного привода от AMG. Есть и дизельные варианты мощностью от 116 до 245л.с.Но важно знать, что один дизельный мотор — OM 651 DE Biturbo (с двумя турбокомпрессорами) это «родной» двигатель Mercedes, а второй — R9M (по классификации Medcedes-Benz назывался OM622 и OM626)это мотор Renault, он устанавливается еще на Renault Scenic/ Megane/ Fluence и Nissan Qashqai. Стоит ли покупать немецкий универсал с двигателем от «Кашкая» или бюджетных «Рено», каждый решает сам.
Вариантов трансмиссии чуть меньше, и все онипо отзывам покупателей отличные и долговечные: шестиступенчатая механическая коробка передач, семиступенчатая автоматическая 7G-Tronic Plus, которую позже сменила 9-ступенчатая 9G-Tronic.
Универсал этого класса имеет довольно скромные габариты — 4702×1810×1457 мм. На заднем сиденье, по отзывам покупателей, может быть тесновато, а багажник емкостью 490 л (со сложенным задним рядом — 1510 л) меньше, чем у некоторых конкурентов, причем во многих модификациях он разделен перегородкой на две части, что делает невозможной перевозку габаритных грузов.
Цена: от 1 700 000 руб на вторичном рынке
Плюсы и минусы
Volvo V60 Cross Country
Традиционно надежный и безопасный шведский универсал с полным приводом, увеличенным дорожным просветом, элегантным дизайном и высококачественной отделкой салона.
Первое поколение универсалов выпускалось с 2015 по 2018 год и отличается гармоничным сочетанием высоких ходовых качеств и комфорта семейного автомобиля. Бензиновый 2-литровый турбомотор мощностью 245л.с. вместе с 8-ступенчатым автоматом Aisin (Япония) позволяют машине отлично ехать как в городском потоке, так и на трассе, а в режиме Offroad преодолевать легкое бездорожье даже на переднем приводе — такие машины тоже встречаются на российском вторичном рынке, но редко. Были в линейке силовых агрегатов Volvo V60 Cross Country и дизельные моторы, в том числе и хорошо известный рядный 5-цилиндровый 2,4-литровый двигатель. Бензиновая «пятерка» на 2,5 л также встречается на этой модели — как и механическая 6-ступенчатая коробка передач.
Клиренс Cross Country достаточен, чтобы преодолевать даже крупные препятствия и без проблем проезжать через снежные валы или выезжать из глубокой колеи на грунтовке. Важно знать, что дорожный просвет модели второго поколения увеличен до 210 мм (на 68 мм больше, чем у других модификаций V60 и S60) за счет высокопрофильных шин и специальной лифтованной подвески — она энергоемкая и отлично сглаживает прохождение дорожных неровностей в любом скоростном режиме, не передавая ударную нагрузку в салон.
Салон Volvo V60 Cross Country отличается продуманной эргономикой — он просторный и удобный, и по оценкам покупателей отличается высоким качеством материалов и исполнения отделки (особенно в автомобилях после 2018 г). Качественная кожа с прострочкой, натуральное дерево с рояльным лаком, алюминиевые вставки и в целом богатый и, как показывает практика, износостойкий интерьер позволяют и на вторичном рынке приобрести ухоженные 5-7-летние машины в отличном состоянии. Планировать перевозку габаритных грузов на этой машине не стоит: ее багажник имеет емкость всего 529 л (например, у седана-лифтбека Skoda Octavia на 40 л больше). Выгодно отличает багажное отделение Volvo V60 Cross Country от конкурентов только багажная дверь без сильного наклона — это удобно при перевозке багажа.
Цена: от 2 500 000 руб на вторичном рынке
Плюсы и минусы
MINI Clubman Cooper-S All4
Стильный и необычный небольшой городской универсал премиального класса с полным приводом и впечатляющим интерьером салона.
Внешне похожий на все свое семейство MINI и даже построенный на той же платформе, но при этом достаточно большой и высокий (4253х1800х1441 мм) пятиместный универсал со спортивным характером и полноприводной трансмиссией. Бензиновый двигатель в связке с 8-ступенчатой японской коробкой-автоматом Aisin резвую езду в городском цикле и уверенное движение на трассе обеспечат, а вот съезжать на этой машине с асфальта не стоит — клиренса 141 мм не хватит на преодоление даже минимальных препятствий или выезда из неглубокой колеи. Полный привод в этом автомобиле нужен не для ралли по сельской местности, а для того, чтобы обеспечить безаварийную езду в сложных дорожных условиях в городе и на трассе — например, по снежной каше, наледи, мокрой дороге.
Отличительные особенности кузова — уникальное лакокрасочное покрытие и единственная в своем роде система открывания багажника. 13 перламутровых цветов явно выделяют эту машину на фоне других автомобилей, но следует знать, что подкрашивать ее будет очень сложно и дорого. Багажное отделение MINI Clubman Cooper-S All4 открывается так, как ни в одном другом универсале: две распашные дверцы раскрываются в стороны. Это не всегда удобно (например, в тесном гараже), но смотрится очень оригинально.
Комфортабельный салон отличается двухсекционным остеклением крыши со шторками, большим количеством мелких, но эффектных деталей, фирменным «мотоциклетным» стилем приборной панели и исключительно качественными отделочными материалами. Сиденья регулируются, но на заднем ряду из-за высокого центрального тоннеля поместятся только двое взрослых и, возможно, еще ребенок — поэтому этот автомобиль правильно было бы называть не пяти-, а четырехместным универсалом.
Также стоит иметь ввиду, что MINI Clubman Cooper выпускался и в базовой версии, без литеры S в названии. Такие автомобили оснащались менее мощными двигателями, могли быть с механической или роботизированной коробкой передач, а привод — только передний.
Цена: от 2 000 000 руб на вторичном рынке
Плюсы и минусы
Как выбрать универсал
Автомобиль — это дорогостоящий товар длительного пользования. Поэтому к его покупке нужно относиться серьезно, ответственно и вдумчиво. При выборе машины в кузове универсал мы рекомендуем обращать внимание на следующие аспекты.
Режим эксплуатации
От того, как вы планируете использовать машину, зависят требуемые параметры и технические характеристики. Например, для большой семьи подойдет универсал с просторным салоном и вместительным багажником, в городе удобнее более компактные модели, а если планируются выезды на природу, то стоит выбрать машину с полным приводом и высоким дорожным просветом.
Характеристики и состояние машины
Обычно новые автомобили предлагаются в нескольких вариантах, а многие отличные универсалы сейчас доступны только на вторичном рынке. Поэтому важно выбрать именно такую комплектацию, которая будет максимально соответствовать всем вашим требованиям, а в случае с покупкой подержанного универсала обязательно нужно провести тщательную диагностику автомобиля, чтобы выяснить его реальное техническое состояние.
Долговечность и ремонтопригодность
При выборе нового или подержанного универсала важно постараться оценить его долговечность, исходя из конструкции машины и ее технического состояния на момент покупки. Нужно изучить и стоимость обслуживания и ремонта, особенно с учетом того, что сейчас немало оригинальных запчастей труднодоступны, а их аналоги часто разнятся по качеству и техническим характеристикам. Полезно изучить и спрос на вторичном рынке, чтобы представлять, как изменяются цены на машины — одни марки и модели сильно теряют в цене за несколько лет, другие намного меньше. Вам нужно ориентировочно представлять, сколько будет стоить ваш автомобиль, если вы решите его продать.
Популярные вопросы и ответы
Раскроем еще больше деталей и узнаем у ведущего специалиста центра сопровождения испытаний транспортных средств НАМИ Антона Власова некоторые важные моменты про универсалы.
Чем универсал отличается от хэтчбека?
Чем универсал повышенной проходимости отличается от кроссовера?
При этом нужно понимать, что и универсалы повышенной проходимости, и кроссоверы не предназначены для по-настоящему сложного бездорожья, а созданы для более уверенного и безопасного движения в тяжелых погодных условиях. Также отмечу, что все чаще появляются автомобили, однозначно классифицировать которые затруднительно, а потому некоторые модели (как, например, Subaru Outback) одни эксперты причисляют к универсалам повышенной проходимости, а другие — к кроссоверам.
Универсал — это только семейный автомобиль?
Собственно, именно потому существуют такие монструозные универсалы, как, например, Audi RS6 Avant Performance с 630-сильным (!) битурбо V8, BMW M3 Competition Package c 510-сильной 3-литровой рядной «шестеркой» или Mercedes-Benz CLA AMG 45 AMG S, оснащенный 2-литровой бензиновой рядной «четверкой», с которой немцы смогли снять 421 л.с. Так что не все универсалы одинаково унылы!