Требования к моторным маслам для дизельных двигателей обусловлены конструктивными особенностями и спецификой эксплуатации этих силовых агрегатов.
Дизельный двигатель работает на обедненной топливно-воздушной смеси под давлением, испытывает высокие тепловые нагрузки при ускоренном сгорании горючего. Топливо сгорает в цилиндрах не полностью, и из-за высокого давления продукты сгорания с большим количеством сажи попадают в картер мотора. Нередко встречается дизтопливо низкого качества с повышенным содержанием серы, что приводит к образованию еще большего нагара в двигателе.
Поэтому лучшие масла для дизельных двигателей должны быть устойчивы к экстремально высоким температурам отработавших газов, иметь и долго сохранять в агрессивной среде высокие смазывающие характеристики, чтобы защитить двигатель от излишнего трения. Необходимы и достаточные диспергирующие (измельчающие) и моющие характеристики, чтобы снижать и удалять сажевый нагар. Качественное масло для дизеля должно долго сохранять щелочной профиль для предотвращения окисления деталей двигателя.
По типу основы масла для дизельных двигателей делятся на минеральные, полусинтетические и синтетические. Минеральное масло дешево, но обычно используется только в устаревших двигателях. Полусинтетическое масло для дизеля обычно имеет стабильные характеристики при умеренной цене. Наиболее популярны синтетические масла – они всесезонные, долго сохраняют рабочие качества даже в тяжелых условиях эксплуатации, подходят для современных моторов, в том числе и турбированных.
Но следует понимать, что на практике качество моторного масла определяется не столько типом основы, сколько комплектом присадок. Лучшие дизельные масла содержат присадки, позволяющие защитить двигатель от износа и повреждений и улучшить ходовые качества автомобиля.
Чтобы вы смогли разобраться в характеристиках и особенностях применения моторных масел для дизельных двигателей, мы подготовили рейтинг лучших масел для дизельных автомобилей в 2024 году.
Рейтинг топ-11 лучших моторных масел для дизельных двигателей для автомобиля по версии КП
Рейтинг составлен на основе мнения редакции КП. Рекомендации и дополнения по рейтингу вы можете отправить на почту expert@kp.ru. Для обсуждения вопросов рекламного сотрудничества звоните по телефону +7 (495) 637-65-16 (по будням с 9:00 до 18:00).
Ходовые качества автомобиля с дизельным двигателем и срок безаварийной службы силового агрегата во многом зависят от правильно подобранного моторного масла.
Sintec Premium 9000 5W-30
Полностью синтетическое среднезольное моторное масло Sintec Premium 9000 5W-30 C3 SN выпускается на базе микса из высокотехнологичных синтетических основ и современного универсального набора присадок по уникальной методике UltraSynth. Главный компонент — гидрокрекинговые масла, которые характеризуются малым расходом на угар, высоким индексом вязкости и термоокислительной стабильностью. Их дополнили ПАО, которые помогают маслам оставаться жидкими при отрицательных показателях на термометре. Масло официально включено в список одобренных продуктов «Мерседес-Бенц» для использования в моторах, коим рекомендованы уровни свойств MB 229.51.
Моторное масло рекомендовано использовать в высокоэффективных двигателях, работающих на бензине и дизеле, в том числе, с турбонаддувом и прямым впрыском горючего, а также имеющих разного рода механизмы детоксикации выпуска. Например, сажевые фильтры, катализаторы и другие системы. Масло подходит для использования круглый год, рекомендуется для автомобилей, где нужны уровни допусков: VW 504.00 /507.00, BMW LL-04, MB 229.51, Porsche C30.
Плюсы и минусы
IDEMITSU Zepro Euro Spec 5W40
Японское синтетическое масло для штатных и форсированных дизельных двигателей легковых автомобилей, внедорожников и микроавтобусов. По отзывам покупателей, без нареканий работает и в моторах с турбонаддувом.
Базовый состав улучшен с помощью запатентованной инновационной технологии Idemitsu Kosan, повышающей эксплуатационные качества масла. Благодаря оригинальным присадкам состав демонстрирует отличные смазывающие качества при высоких температурах, обеспечивает уверенный пуск двигателя и стабильно вязкую смазку на морозе до -35° C.
Диспергирующие (измельчающие) присадки позволяют успешно применять состав в современных легковых автомобилях, внедорожниках и микроавтобусах, с сажевыми фильтрами DPF (Diesel Particular Filter).
При использовании настоятельно не рекомендуется превышать срок замены, так как это масло резко теряет антиокислительные свойства при слишком долгой эксплуатации. В составе присадок отсутствует молибден, что повышает расход.
Плюсы и минусы
TOTAL Quartz 9000 Energy 5W40
Инновационное всесезонное синтетическое моторное масло для сложных условий эксплуатации турбированных, мультиклапанных дизельных двигателей с непосредственным впрыском.
Разработано и изготавливается по технологии TotalEnergies, позволяющей улучшать ходовые качества автомобиля при интенсивной городской езде, частой смене скоростных режимов, длительных перегонов по трассе, высокоскоростной и спортивной езде. Благодаря высокой теплоемкости этого масла двигатель не перегревается при повышенных нагрузках. Масляная пленка сохраняет прочность до 150°C, обеспечивая надежную защиту деталей от износа.
Моющие присадки активно растворяют и удаляют из мотора шлаковые и сажевые отложения. Это позволяет нивелировать вред некачественного дизтоплива с высоким содержанием серы.
Сохраняет высокую текучесть при низких температурах (до -35° C), что гарантирует легкий холодный пуск двигателя.
По отзывам покупателей, после 5-7 тысяч км пробега обычно наблюдается расход масла на угар. Нарекания вызывают и антиокислительные/антикоррозийные свойства состава, у многих аналогов они выше.
Плюсы и минусы
Castrol Magnatec Diesel 5W40 DPF
Синтетическое масло по технологии Intelligent molecules («Умные молекулы») для постоянной надежной защиты двигателя.
При запуске и прогреве двигателя требуется время, чтобы обычное масло распространилось и начало нормально функционировать. На это период, когда мотор остается беззащитным к трению, приходится до 75% износа силового агрегата. «Умные молекулы» Castrol Magnatec 5W40 Diesel DPF прилипают к металлическим поверхностям двигателя и создают постоянную защитную пленку на деталях. И при запуске, и при работе мотора его детали будут надежно смазаны.
Благодаря диспергирующим присадкам состав очищает двигатель от сажи и удерживает ее. Это предотвращает загустевание масла, и по мере эксплуатации его рабочие свойства не снижаются, как у многих аналогов, а сохраняются от замены до замены.
При отличных защитных свойствах пользователями отмечаются посредственные (по сравнению с аналогами) моющие свойства этого масла из-за его среднещелочного состава.
Плюсы и минусы
Liqui Moly Optimal Diesel 10W40
Немецкое полусинтетическое масло для дизельных двигателей без сажевого фильтра со специальным пакетом присадок, адаптированных к российским условиям.
Многие дизели, особенно выпущенные десять и более лет назад, не оборудованы сажевыми фильтрами (Diesel Particular Filter). Некоторые владельцы и современных дизельных машин с целью сэкономить на замене дорогостоящих фильтров их просто снимают. Делать это не рекомендуется, но такая практика имеет место. Эксплуатация двигателей без сажевого фильтра предъявляет особые требования к моторному маслу, и Liqui Moly Optimal Diesel 10W40 им полностью соответствует. Моющие и антикоррозийные присадки специально адаптированы для работы в старых двигателях и использованию солярки с высоким содержанием серы.
Это всесезонное масло, благодаря оптимальной кинетической вязкости, гарантирует непрерывность смазки при любых температурах рабочих поверхностей двигателя и внешней среды. Например, застывание масла произойдет при -39° C. По холодному пуску и работе на морозе этот полусинтетический состав превосходит не только большинство аналогов, но и многие синтетические масла для дизелей.
При общей положительной оценке покупатели отмечают и недостатки состава: появляется и может заметно увеличиваться расход в зависимости от режима эксплуатации, отмечаются и случаи подтеков.
Плюсы и минусы
ЛУКОЙЛ Genesis Claritech 5W30
Отечественное всесезонное синтетическое малозольное масло с с применением передовых технологий присадок ActiClean для легковых и грузовых автомобилей.
Полностью синтетический состав с низким содержанием серы, фосфора и сульфатной золы разработан для применения в послегарантийный период в автомобилях с большим пробегом. Сохраняет рабочие свойства в тяжелых условиях эксплуатации, благодаря чему, по заявлению производителя, возможны увеличенные интервалы замены масла.
Применение специальной технологии «Mid SAPS» уменьшает количество отложений на фильтрах сажевых частиц (DPF). Это помогает снизить эксплуатационные расходы на замену дорогостоящих сажевых фильтров.
По отзывам покупателей, масло обладает хорошими моющими свойствами — быстро чернеет. На практике это сокращает время эксплуатации до очередной замены масла вопреки обещаниям производителя.
Плюсы и минусы
GENERAL MOTORS Dexos2 Longlife 5W30
В оригинальной рецептуре этого синтетического масла отсутствуют сера и фосфор. Это выгодно отличает состав от других моторных масел и обеспечивает значительное увеличение эксплуатационного ресурса всех компонентов дизельного двигателя и экономичный расход топлива.
Благодаря практически мгновенному смазыванию критических узлов обеспечивает защиту двигателя при интенсивной эксплуатации, в том числе в городском режиме движения «старт/стоп». Успешно применяется в холодное время года — не густеет и обеспечивает холодный пуск при температуре до -35° C. Сохраняет стабильную масляную пленку и при нагреве защищает от износа детали мотора.
Предотвращает нагара и отложений, нарушающих теплоотвод. Но, по мнению многих специалистов, в составе недостаточно моющих и антикоррозийных присадок для удаления сажи и предотвращения окисления и ржавчины.
Производится как на европейских, так и российских заводах. По отзывам пользователей, отечественная продукция отличается нестабильным качеством.
Плюсы и минусы
TNK Revolux D1 15W40
Специализированное всесезонное моторное масло для дизельных двигателей грузовых автомобилей экологического класса Euro-ІІ. Успешно применяется в моторах КАМАЗ, МАЗ, грузового транспорта и специальной техники ведущих европейских и американских производителей выпуска после 2000 года.
Полусинтетический состав (синтетика + минеральное масло) дополнен комплектом качественных присадок, адаптированных к реальным условиям эксплуатации грузовиков и спецтехники. Например, присадки успешно справляются с защитой двигателя при использовании низкокачественной солярки с большим содержанием серы. Антифрикционные присадки снижают трение скольжения, что повышает рабочие характеристики двигателя и продлевает его срок службы.
Обеспечивает стабильную вязкость при специфических повышенных нагрузках, характерных для эксплуатации спецтехники и грузового транспорта.
В холодное время года, по заявлению производителя, возможно использование при температуре до -25° C. На практике, по отзывам покупателей, проблемы с холодным пуском и работой двигателя с этим маслом начинаются уже с -10°C, и использовать этот состав зимой не рекомендуется.
Плюсы и минусы
ELF Evolution Full-Tech MSX 5W30
Высокотехнологичное синтетическое масло с увеличенным до 20000-40000 км (в зависимости от двигателя и условий эксплуатации) сроком замены.
Длительное использование масла без потери его рабочих свойств возможно благодаря высокой окислительной способности этого состава.
Технология low SAPs обеспечивает низкое значение сульфатной зольности и малую концентрацию серы и фосфора. Это существенно уменьшает образование сажи и нагара, снижает расход масла на угар и снижает эксплуатационные расходы на замену дорогостоящих сажевых фильтров DPF.
Рекомендуется для двигателей, отвечающих нормам экологического класса EURO V. Для России это автомобили выпущенные с 2016 года.
Оригинальные детергентно-диспергирующие присадки эффективно измельчают и смывают сажевые и лакообразные отложения для поддержания чистоты двигателя.
Следует учитывать, что это моторное масло рассчитано на использование при температуре внешней среды до +25° C, в жару его характеристики существенно снижаются.
Плюсы и минусы
Bardahl XTS 5W40
Масло, разработанное специально для городских условий, спортивного стиля вождения и поездок по сложным маршрутам с перепадами высот. Оригинальная рецептура обеспечивает стабильность силовой установки при малом расходе масла.
Малозольный состав рассчитан на турбированные дизельные моторы, совместим с системами прямого впрыска дизельного топлива (TDI, Common Rail, HDI).
Пакет присадок с кальцием, цинком, фосфором обеспечивает антизадирные, антифрикционные (снижающие трение скольжения) и моющие свойства с нейтрализацией и выводом сажевых отложений и продуктов окисления.
По отзывам покупателей, заявленные производителем температурные условия использования этого масла не вполне соответствуют действительности. Пользователи отмечают, что на жаре состав работает стабильно, но на морозе его характеристики существенно снижаются, и фактически это масло является не всесезонным, а летним.
Плюсы и минусы
MOBIL ULTRA 10W-40
Финская многоцелевая смесь запатентованных масел с пакетом новейших присадок.
Полусинтетическое масло предназначено как для легковых, так и легких грузовых автомобилей и микроавтобусов с дизельным двигателем. Подходит для транспортных средств и спецтехники с повышенной тепловой нагрузкой.
Необходимый для защиты двигателя уровень вязкости сохраняется вне зависимости от температуры узлов двигателя и внешней среды, накопления отмытых вредных веществ и срока службы. Рабочие свойства этого масла сохраняются в полном объеме на весь период от замены до замены.
Современные присадки обеспечивают очистку от шлама, сажевого нагара, окисления, предупреждают засорение и коррозию узлов и деталей мотора.
Особенность этого масла – его вязкость (10W40). Отлично подходит для старых дизельных двигателей с проблемами горения или утечки масла.
По отзывам пользователей, полусинтетический состав сохраняет хорошую текучесть во время работы при низких температурах, но с запуском двигателя возможны проблемы уже при -10° C.
Плюсы и минусы
Как выбрать моторное масло для дизельных двигателей для автомобиля
К выбору моторного масла для дизельного двигателя нужно подходить очень ответственно. Тип и характеристики масла должны точно и в полной мере соответствовать автомобилю и условиям его эксплуатации. Несоблюдение этого правила приведет к преждевременному износу и выходу из строя критически важных узлов силового агрегата. Мы рекомендуем при выборе моторного масла для дизельных машин обращать внимание на следующие параметры.
Соответствие двигателю
В дизельные моторы можно заливать только специальные масла, предназначенные для этой категории двигателей. Узнать, подходит ли масло, можно по маркировке API на упаковке. Масла для дизелей маркируются буквой C. Если в маркировке присутствует и буква S, то такое масло можно использовать и для дизельных, и для бензиновых двигателей. Например, API SL/CF — это универсальное масло, оно подходит для дизельного транспорта и спецтехники. Для индивидуального точного подбора марки моторного масла необходимо опираться на рекомендации производителя автомобиля и спецификации и допуски, которые указаны на упаковке масла.
Рабочие свойства масла
Лучшие моторные масла для дизельного двигателя должны защищать его износа и улучшать ходовые качества автомобиля. Обращайте внимание на смазывающие качества масла, стабильность вязкости при экстремально высоких и низких температурах. Важны антифрикционные (снижающие трение скольжения) качества для уменьшения износа и моющие качества для удаления сажи. Хорошо, если масло будет долго сохранять свои рабочие свойства без снижения по мере эксплуатации — на это тоже стоит обратить внимание.
Проверка подлинности
Популярные моторные масла часто подделывают. Мы рекомендуем проверять подлинность по специальным кодам на упаковке, желательно до оплаты товара. Если же вы приобрели и даже залили контрафактное масло, его необходимо немедленно заменить на оригинальное. Использование контрафактного моторного масла может нанести непоправимый вред двигателю.
Отзыв эксперта о моторных маслах для дизельных двигателей для автомобиля
Своим мнением о моторных маслах для дизельных автомобилей поделилась Ольга Романова, эксперт по применению смазочных материалов в колесной технике, мониторингу состояния масел и сервисным решениям в области смазочных материалов.
При тестировании моторных масел для дизельных двигателей выявляется и оценивается способность состава удерживать частицы сажи в объеме масла, не позволяя им вызывать абразивный износ, а также слипаться и образовывать отложения на поверхностях деталей двигателя. Те, кто наблюдал процесс замены масла, знают, насколько темного цвета отработанное масло. И это значит, что частицы сажи, загрязнения и продукты окисления в объеме масла, а не на поверхностях деталей двигателя. В бензиновых двигателях частиц сажи нет, но диспергирующие свойства масел все же нужны. Продукты окисления тоже необходимо удерживать в объеме масла. Поэтому, честно говоря, масла для легковых автомобилей универсальные и были такими последние лет двадцать. Но и лабораторные исследования, и анализ практики применения моторных масел различной рецептуры однозначно показывают, что для дизельных двигателей можно применять только такие универсальные масла, которые имеют маркировку C. Только такое масло справится с повышенными нагрузками и загрязнениями, которым подвержены моторы дизельных автомобилей.
Популярные вопросы и ответы
На вопросы читателей отвечает эксперт по применению смазочных материалов в колесной технике, мониторингу состояния масел и сервисным решениям в области смазочных материалов Ольга Романова
Можно ли лить универсальное масло в дизельный двигатель?
Еще один пример: масло 5W-30 API SN, ACEA C3, MB 229.51, VW 504 00/507 00. Чаще всего такое масло будут искать владельцы современных дизельных двигателей Евро-5 с сажевыми фильтрами, но для бензиновых двигателей такое масло отлично подойдет. Так что специальное масло для турбодизеля можно не искать. Это маркетинговый ход. Подойдет любое масло для дизельного двигателя, имеющее соответствующие спецификацию и допуск. Ищем спецификацию или допуск, указанный в руководстве по эксплуатации и проверяем, есть ли такой же допуск на канистре с маслом.
Какие особенности у масла для дизельных двигателей?
Особенность масел для наиболее экологичных дизельных двигателей, оснащенных сажевыми фильтрами DPF — пониженное содержание серы, фосфора, сульфатной золы (Low или Mid-SAPS). Причем для дизелей с сажевыми фильтрами низкая зольность — ключевое требование. Значение сульфатной зольности учить наизусть не нужно. Ищем свой допуск или подходящую категорию по международной классификации АСЕА – «С», например, С2 или С3.
Обязательно ли использовать сезонные масла?
Какое масло выбрать – синтетическое, полусинтетическое или минеральное?
Поэтому для современных дизельных автомобилей — только синтетика. Полусинтетика и минералка могут просто не пройти по допускам. Если все же хочется сэкономить и выбрать более дешевое полусинтетическое или минеральное масло, интервал замены необходимо будет сокращать. Минеральные масла могут хорошо себя проявлять в старых дизельных двигателях с высокой степенью износа, но нужно учитывать, что составы на минеральной основе не обеспечивают стабильные показатели текучести и вязкости при низких температурах. Зимой для любого дизельного транспорта я рекомендую синтетику или полусинтетику с современными присадками.