10 лучших хэтчбеков 2024 года

Отличительная черта этих машин — короткий задний свес. Выбираем лучший хэтчбек 2024 года вместе
10 лучших хэтчбеков 2024 года
Лучшие хэтчбеки. Фото: shutterstock.com

Хэтчбек — один из наиболее популярных классов городских автомобилей, сочетающий лучшие качества компактных машин и вместительных универсалов. В 2024 году в России из-за санкций найти новые машины довольно трудно, так как европейские, японские и корейские производители покинули наш рынок, а пришедшие им на смену китайские концерны традиционно почти не выпускают автомобили этого класса. 

Хэтчбек стал привычным типом кузова в наше время. Однако в России почти не осталось новых автомобилей этой классификации, за небольшим исключением. Вместе с экспертом выбираем лучшие хэтчбеки 2024 года на вторичном рынке, а также выясняем, на что обращать внимание при покупке подержанного авто.

Рейтинг топ-10 лучших хэтчбеков

Рейтинг составлен на основе мнения редакции КП. Рекомендации и дополнения по рейтингу вы можете отправить на почту expert@kp.ru. Для обсуждения вопросов рекламного сотрудничества звоните по телефону +7 (495) 637-65-16 (по будням с 9:00 до 18:00).

Сегодня выбор хэтчбека в России — это либо параллельный импорт за очень большие деньги, либо праворульное б/у авто из Японии, либо попытки найти живой автомобиль на внутреннем рынке подержанных машин. Причем большинство моделей в лучшем случае будут 10-летними. Впрочем, найти живой экземпляр можно и даже не особо сложно, но стоит приготовиться, что цены за 3-5-летние машины уже на уровне цен за такие же новые авто, но несколько лет назад. 

Lada Granta

Lada Granta
Фото: lada.ru

Это на данный момент единственный российский хэтчбек, который можно купить новым. У «Гранты» есть 6 вариаций, в том числе и хэтчбек. Производитель заявляет множество различных комплектаций и опций, но не все они сейчас доступны из-за санкций. К примеру, купить новенькую «Гранту» с автоматической трансмиссией и электронными системами помощи ESC и TCS на момент выхода рейтинг почти нереально. 

Поэтому получится приобрести довольно простое авто — с гидроусилителем руля, обычной мультимедиа-системой (с возможностью связывать ее с телефоном по Bluetooth), на механике и одним единственным доступным мотором (90-сильный 8-клапанный 1,6). 

Однако Lada Granta можно приобрести и на вторичном рынке, где выбор гораздо интереснее. К примеру, можно отыскать автомобили с «роботом» и с 16-клапанным мотором ВАЗ-21127 мощностью 106 л.с. При этом, несмотря на простенький внешний вид, у данной марки большой багажник, надежный мотор, прочная подвеска и хорошая управляемость. 

Если ищите бюджетный и практичный автомобиль без особых изысков, то «Гранта» может стать хорошим вариантом. 

Цена: на новые «Гранты» начинаются от 778 500 рублей за базовую комплектацию. На вторичном рынке можно найти машины и дешевле, а за 800 000 — 1 000 000 рублей можно найти почти новые авто, но с гораздо лучшей комплектацией.

Плюсы и минусы

Вместительный багажник; надежный мотор; хорошая управляемость; прочная подвеска и бюджетная цена
Слишком «простой» автомобиль; отсутствие ряда функций и опций в новых машинах

Renault Sandero

Renault Sandero
Фото: renault.ru

Хэтчбек Renault Sandero не так давно был одним из самых популярных авто у россиян. Данная модель довольно сильно похожа на «Логан» из-за того, что построена на одной платформе с ней. Renault Sandero получил выносливый 1,6-литровый двигатель. 

Автомобиль построен на платформе B0 (global access), он довольно компактный, что делает его хорошей машиной для крупных городов. При этом не всех устраивает микроклимат в салоне. Воздушные потоки вызывают у пользователей вопросы. К примеру, зимой ноги водителя могут мерзнуть, а у пассажира рядом будут просто гореть. Из-за проблем с микроклиматом окна в холодную погоду могут леденеть и потеть. Вместе с тем владельцы жалуются, что щетки снегоочистителя работают с перебоями, а задние двери и вовсе примерзают к уплотнителю. 

При этом пользователи Renault Sandero в целом отмечают надежность авто и его устойчивость к коррозии. А вот эргономику ругают: за неудобные стеклоподъемники, подогрев сидений и неудачное расположение центрального замка. 

На вторичном рынке можно найти версию Sandero Stepway, которая во многом отличалась от обычного Sandero. Например, у старшей версии улучшен кузов, клиренс, в ней также больше различных опций. В целом Stepway получился вполне неплохим авто.

Цена: на вторичном рынке стоимость начинается от 500 000 рублей за старенькие авто с пробегом около 200 тысяч км. А вот более новые Renault Sandero с минимальным пробегом будут стоить порядка 1 500 000 рублей. 

Плюсы и минусы

Надежный двигатель; малый расход топлива; простая и надежная ходовая часть; компактность
Неудобное расположение некоторых функций (стеклоподъемники, подогрев сидений, центральный замок); возможные проблемы с климатической установкой

Volkswagen Golf

Volkswagen Golf
Фото: volkswagen.ru

Сейчас найти новый Golf в России трудно, поэтому если все же хотите приобрести этот автомобиль, то лучше выбирать его на вторичном рынке. Модель была одним из родоначальников современных хэтчбеков. За многие годы производства он стал поистине культовым, отчего вокруг «Гольфа» сформировалась целая субкультура, в том числе и специфического тюнинга. 

Данную модель любят за выверенную эргономику под лозунгом «Удобно и ничего лишнего», хорошую управляемость, высокую надежность и в целом отличный баланс потребительских качеств. Также на платформе «Гольфа» выпускается и электрическая модель.

При выборе Volkswagen Golf стоит обратить внимание на VII поколение от 2012 года и более позднюю 8-ую генерацию модели. В них значительно улучшен дизайн салона, эргономика, исправлены различные недочеты предыдущих версий. 

При этом владельцы жалуются, что «Гольф» уже устарел, имеет капризный АКПП, низкий клиренс и дорогие детали при ремонте. 

Цена: за старые «Гольфы» с большим пробегом придется отдать примерно от 600 000 рублей, а вот если хотите почти новый автомобиль, то придется отдать порядка 2 000 000 — 2 500 000 рублей. 

Плюсы и минусы

Хорошая эргономика; высокая надежность и привлекательная цена
Возможные проблемы с АКПП; низкий клиренс

BMW 1 Series

BMW 1 Series
Фото: bmw.ru

Один из бестселлеров концерна BMW, первые поколения которого рисовал уже ставший легендарным дизайнер Крис Бэнгл. 

Причина популярности — в доступности и традиционном для баварских машин наборе качеств. Первое поколение модели дебютировало в 2004 году, и за почти два десятилетия автомобиль серьезно эволюционировал, вплоть до перехода с заднего привода на передний. 

Эргономика является плюсом BMW 1 Series. Рабочее место водителя очень удобное, сиденье имеет множество диапазонов регулировки. Владельцы отмечают, что в целом данная модель идеально подходит для тех, кто хочет сэкономить на покупке машины и приобрести надежный автомобиль для езды по городу. У данной модели отличная динамика и управляемость, вместе с тем «единичка» довольно экономичный автомобиль. 

Владельцы машин этой модели отмечают довольно скудный салон, особенно в недорогих комплектациях. Жалуются на слишком дешевые жесткие материалы отделки и большое количество не самого качественного пластика. Ругают очень жесткую подвеску, а также отсутствие места для «запаски». При этом она не особо и нужна, ведь технология RunFlat при проколе протектора не позволяет шине прогибаться под весом автомобиля. А значит, вы сможете доехать до ближайшего сервиса. 

Цена: на старенькие авто с большим пробегом стоимость в районе 1 500 000 рублей, а почти новые обойдутся вам в 3 000 000 рублей. 

Плюсы и минусы

Удобное водительское место; отличный дизайн; маленький расход; хорошая динамика и управляемость
Мало места пассажирам, которые сидят сзади; дорогое обслуживание и запчасти

KIA Rio

Фото: kia.ru

Очень удачная модель от корейской KIA и одна из самых покупаемых иномарок в России долгое время. Сначала Rio доказала свою удивительную живучесть в московском такси, а после — еще лучшую выживаемость в каршеринге. Причем, если какой-нибудь VW Polo после 100 000 км пробега в сервисе аренды авто выглядит, мягко говоря, не очень, то Rio после аналогичной эксплуатации держится молодцом. За счет качественной сборки, хороших материалов, живучего мотора и выносливой автоматической трансмиссии классической конструкции (гидромеханический блок). 

При этом владельцы KIA Rio жалуются на жесткие амортизаторы, очень слабую шумоизоляцию при езде на высокой скорости. Ругают неудобные сидения, низкий клиренс и большой расход топлива.

Модель существует с 1999 года, но покупать стоит машины 3 и 4 поколений (с 2011 года). Также к покупке можно рассматривать соплатформенный Hyundai Solaris. 

Цена: на автомобили 2016-2018 года стоимость в пределах 1 500 000 рублей, а на более новые — от 2 000 000 рублей. 

Плюсы и минусы

Качественная сборка; надежный гидромеханический блок; отличная выносливость
Низкий клиренс; плохая шумоизоляция; жесткие сидения и большой расход топлива

Ford Focus

Ford Focus
Фото: kuplu-ford.ru

Некогда поистине народная модель на российском рынке, которая год от года держалась в топ-10 результатов продаж. В целом модель хвалят за внешний вид и салон, надежность узлов двигателя и низкий расход топлива. 

При этом найти дешевые запчасти из-за санкций почти невозможно. Спустя время, по словам владельцев, начинают гнить арки и пороги. Вопросы вызывает и надежность коробки. 

Третье поколение модели довольно спорное с технической точки зрения. И своих «болячек» у этой генерации Focus хватает. Однако именно таких автомобилей больше всего на вторичном рынке — есть из чего выбрать. А это уже половина дела, поскольку предложений других моделей других производителей в разы меньше.

Цена: на эту модель стоимость на вторичном рынке в среднем 1 000 000 — 1 500 000 рублей.

Плюсы и минусы

Приятный внешний вид и салон; надежные узлы и двигатель; низкий расход топлива
Дорогие запчасти; быстро начинают гнить арки и пороги; ненадежная коробка

Mini Hatch

Фото: mini.ru

Оригинальный и самобытный хэтчбек, который можно приобрести сегодня в России. Несмотря на милый «хипстерский» дизайн и британский флер вокруг модели, это очень азартный в управлении автомобиль с бойким мотором, эргономичным и красивым салоном. 

Марка Mini уже много лет принадлежит BMW, так что часть технологий баварского концерна в хэтчбеках тоже есть. Владельцы хвалят отличную маневренность, динамику, комфорт при вождении, малый расход топлива. Но при этом Мини Хэтч ругают за сильный шум и низкий клиренс. Так что можно сказать, что эта машина для больших городов с хорошими дорогами. 

На вторичном рынке стоит выбирать машины 2 и 3 поколений. Третье поколение Мини Хэтч отличается от предыдущего измененной радиаторной решеткой, капотом, бамперами и светодиодной светотехникой. Кроме того, автомобиль отличается и размером — он стал больше. В самом салоне наконец-то переместили приборную панель за руль, а монитор центральной консоли теперь стал информационно-развлекательным комплексом. Также можно посмотреть в сторону версии JSW, которая стала еще быстрее, резче и маневреннее.

Цена: на относительно новые Mini Hatch стоимость может доходить до 5 000 000 рублей, а вот авто, которым более 10 лет, можно взять примерно за 1 000 000 рублей. 

Плюсы и минусы

Отличный дизайн; маневренность; комфорт и хорошая эргономика
Плохая шумоизоляция; низкий клиренс

Opel Astra

Opel Astra
Фото: opel.ru

Еще один некогда очень популярный в России хэтчбек, что сегодня стало причиной широкого предложения этих машин на вторичном рынке. 

Владельцы отмечают отличный салон и подвеску, которую почти невозможно «убить», даже если приходится ездить по ужасным дорогам. Вместе с тем хвалят качественную покраску кузова, хорошую управляемость. А вот ругают «Астру» за довольно большой расход топлива (11-12 литров по городу). Владельцы этой модели критикуют плохой обзор через лобовое стекло, а также шумный двигатель.

Покупать стоит модель поколения J (2009-2018), как наиболее массовую на вторичном рынке. Плюс эти автомобили в основном неплохо сохранились, так что шанс найти пристойный вариант очень велик. 

Цена: на авто с пробегом около 200 тысяч км — в районе 700 000 рублей, а вот более свежие машины могут обойтись уже в 1 000 000 рублей.

Плюсы и минусы 

Приятный вид салона; «неубиваемая» подвеска; хорошая управляемость и качественная покраска кузова
Большой расход топлива; плохой обзор; шумный двигатель

Skoda Fabia

Skoda Fabia
Фото: skoda-auto.com

Компактный хэтчбек от Skoda, модель соплатформенная с VW Polo. Автомобиль, конечно, не идеальный, но в целом очень удачный и хорошо сбалансированный. 

Отдельно владельцы высоко оценивают маленький расход топлива и хорошую управляемость. Из-за популярности на модель просто найти запчасти. Отмечают хорошую шумоизоляцию и удобные сидения.

А вот среди минусов Skoda Fabia — тот факт, что двигатель очень прихотливый, поэтому приходится заливать в него качественные масло и бензин. У машины низкая и жесткая подвеска. 

Fabia выпускается с 1999 года, но покупать стоит автомобили второго поколения (2007-2014) — предпочтительно, конечно, последних лет выпуска этой генерации. 

Автомобили следующего, третьего поколения на вторичном рынке найти будет крайне сложно, поэтому и рассматривать его к покупке смысла нет. 

Цена: стоимость начинается от 500 000 рублей и доходит до 1 000 000 рублей в зависимости от года выпуска и пробега.

Плюсы и минусы

Экономичность; большой багажник; хорошая управляемость; отличная шумоизоляция; удобные сидения
Прихотливый двигатель; низкая и жесткая подвеска

Mazda 3 

Mazda 3
Фото: mazda.ru

В свое время Mazda 3 была поистине культовой в России моделью. Речь про первое поколение автомобиля, которое особенно полюбилось любителям быстрой езды. 

Владельцы отмечают приятный внешний вид, небольшой расход топлива, отличную надежность и неприхотливость в ремонте. А вот ругают в основном плохую шумоизоляцию и низкий клиренс.

Стоит покупать модели от второго поколения, они есть на вторичном рынке в достаточном для выбора объеме, а лучше более свежие, третьего поколения, которые уже построены на собственной, а не фордовской платформе.

Также можно отметить, что на рынке есть и автомобили последнего поколения, которые были куплены в России у официальных дилеров. За 2,5 млн вполне реально найти очень ухоженную и почти новую Mazda 3 с прозрачной историей и без ДТП. Также в России можно найти и праворульные версии из Японии.

Цена: стоимость авто с пробегом доходит до 1 000 000 рублей, но можно найти и новые машины, цена на которые до 4 000 000 рублей. 

Плюсы и минусы

Отличный внешний вид; экономичность; надежность и неприхотливость в ремонте
Плохая шумоизоляция; низкий клиренс

Как выбрать хэтчбек

Комментирует эксперт по покупке и продаже автомобилей с пробегом Евгений Спирюхин:

— Нужно обратить внимание на историю авто по доступным абсолютно любому человеку источникам информации. Первое — это популярные сервисы проверки автомобиля. Там история ДТП, отчет по пробегу и обслуживанию авто, а также количество владельцев, залоги и так далее. 

Далее стоит обратить внимание на ФНП (федеральная нотариальная палата), где отображаются различные залоги не только по авто, но и по его собственнику. Этот сайт поможет более детально углубиться в прозрачность юридической чистоты машины. Сайт ГИБДД, который все знают, где можно посмотреть поверхностную информацию по автомобилю.

При покупке авто стоит пользоваться толщиномером. Он нужен для того, чтобы узнать, какие элементы у авто красились и если это было, то как, есть ли шпаклевка или нет. Нужно смотреть на болты, где крепится элемент, так как запчасть могли поменять на заводскую. Поэтому лучше обращаться сразу к специалистам, которые знают все тонкости.

Есть моторы атмосферные и турбированные. Если человеку нужен самый простой вариант, то стоит выбрать атмосферный мотор объемом 1.4 и 1.6 литра. Самое главное — не нужно верить в мифы: при езде по городу или по трассе до 120 км\ч разницы в динамике нет абсолютно, после 120 уже будет чувствовать себя увереннее авто с объемом 1.6 литра.

Поэтому, если видите отличный автомобиль с хорошей историей и передвигаетесь со скоростью не более 120 км\ч, то можете брать и 1.6, и 1.4.

Турбированные двигатели будут динамичнее. Но при эксплуатации таких авто есть риски попасть на ремонт турбины. Стоимость — от 15 000 рублей и выше в зависимости от поломки.

Лучше покупать автомобиль с бензиновым двигателем. Во-первых, обслуживать его можно как в городе, так и в пригородах нашей необъятной страны. С дизельными авто все намного сложнее: найти хорошего «дизелиста» не так просто. Плюс стоимость ремонта будет дороже. Также нужно учитывать, что на бензиновом двигателе ТО рекомендуется делать раз в 10 000 км, на дизельном — раз в 7 000 км максимум.

Что касается коробок передач, то существуют вариаторы, роботы и гидромеханические блоки. Основной плюс у вариатора — плавность переключения. Минус — ремонт такой коробки. 

Робот (DSG) имеет плавность переключений практически такую же, но более надежный, чем вариатор, по обслуживанию будет проще. Основными составными частями коробки DSG являются двойное сцепление, модуль управления mechatronic, механическая часть. Больше всего проблем у коробок DSG возникает с мехатронным модулем управления и сцеплениями. Дольше сохранить работоспособность коробки DSG позволит знание особенностей ее эксплуатации. Есть два основных момента, на ремонт которых может попасть владелец — это диски сцепления и мехатроник. В основном починка стоит от 45 000 рублей до 70 000 рублей. 

Гидродинамический преобразователь момента или гидротрансформатор (сокращенно ГДТ, или ГП), представляет собой лопастную машину для автоматического изменения крутящего момента в зависимости от нагрузки на выходном валу. ГДТ позволяет существенно облегчить управление автомобилем, в основном из-за устранения педали сцепления. Эти и другие положительные качества, а также плавный разгон, делают движение автомобиля более приятным и комфортабельным, способствуют повышению безопасности, так как водитель меньше отвлекается на управление автомобилем. Принцип работы гидротрансформатора сводится к передаче момента от двигателя к автомобильной трансмиссии без создания жесткой связки.

Необходимо обязательно смотреть авто на подъемнике. Во-первых, вы можете не увидеть множество течей, которые заметны только снизу. Во-вторых, нужно проверить состояние дно кузова на повреждения. Бывают случаи, когда авто в родном окрасе, но подушки безопасности стреляли из-за удара снизу об люк или бордюр. На подъемнике важно проверить топливные рампы, по которым поступает топливо из бака в ДВС. 

Стоит проверять компрессию в специализированном сервисе. Если она плохая либо вообще отсутствуют в одном или в нескольких цилиндрах, то это напрямую указывает на необходимость дорогостоящего ремонта ДВС. При каждом осмотре машины нужен эндоскоп. Он может показать состояние цилиндров: нагар на клапанах, задиры в цилиндрах — это один из самых важных элементов проверки машины. 

Ни в коем случае не стоит бояться возрастных авто. Единственное, таким машинам нужен более тщательный осмотр, чем свежим.

Популярные вопросы и ответы

Эксперт по покупке и продаже автомобилей с пробегом Евгений Спирюхин ответил на самые популярные вопросы о покупке хэтчбеков на вторичном рынке:

Чем пятидверный хэтчбек отличается от универсала?

— Пятидверный хэтчбек отличается от универсала длиной кузова, в редких случаях еще и колесной базой.

Что такое лифтбек и фастбек, и относятся ли эти типы кузова к хэтчбекам?

— Лифтбек относят к разновидности кузова хэтчбека, но с более пологой линией крыши. Это кузов, где багажник открывается полностью со стеклом заднего вида, добавляет удобства при погрузке/разгрузке какого-либо груза.
Фастбек — любое авто с покатой крышей, может быть как в хэтчбеках, так и в седанах и универсалах. Также фастбеком называют кузовы, которые похожи на хэтчбеки, но при этом не имеют двери в задней стенке, с обычной крышей багажника и неподвижным задним стеклом.

В чем основные плюсы и минусы кузова хэтчбек, в сравнении с седаном?

— К плюсам можно отнести то, что у кузова хэтчбека лучше обзорность. Намного легче привыкнуть к габаритам данного автомобиля, чем к седану. Еще из плюсов — легкий доступ в багажник, раскладываются сиденья, увеличивая пространство в самом салоне. То есть в хэтчбек можно, например, стиральную машинку загрузить без проблем, а в седане это сделать сложнее, если вообще возможно. Из минусов — зимой либо летом в дождливую погоду, когда открывается багажник, то все тепло из салона уходит на улицу, либо вода попадает сразу. В этом плане есть некий дискомфорт, нежели в седане.