Все новое — хорошо забытое старое. Если думаете, что появление гибридов — это свежий виток в развитии автомобилестроения, вы ошибаетесь.
Изучили лучшие гибридные автомобили 2024 года на российском рынке и составили список — к каким из них стоит обязательно присмотреться, если вы планируете покупку гибрида. Но прежде всего давайте разберемся, какими они в принципе бывают и как появились.
Какие бывают гибриды
Первый гибрид создал Фердинанд Порше — еще в начале прошлого столетия. Трудясь в компании Lohner, он получил задание на разработку… электрокара. Но мощности двух электромоторов на 2,5 лошадиных силы будущей легенде индустрии показалось мало, так что он добавил к ним в помощники еще и ДВС. Так в 1900-м на выставке в Париже публике представили Lohner-Porsche, и автомобиль… имел успех! Правда, недолгий.
Компания впоследствии выпускала немало похожих гибридов самой разной направленности — включая грузовики и автобусы. Однако век их оказался короток. Пришел Генри Форд и его «Модель Т», и покупатели сделали выбор — в пользу более простых, но и куда более дешевых (а заодно — удобных в обслуживании и ремонте) автомобилей с ДВС. Про гибриды забыли без малого на целый век.
Разумеется, периодически в крупных компаниях велись разработки над смешанными силовыми установками. Но вплоть до появления Toyota Prius в 1997 году ни одна модель не добивалась успеха на рынке. А большинство и вовсе до него не добирались, служа лишь на потеху публике на выставках, а то и пылясь в гаражах создателей. Финансовый успех маленькой гибридной «Тойоты», особенно на рынке США, возродил к гибридам предметный интерес. И постепенно все ведущие автокомпании включились в борьбу за кошельки покупателей в том числе в этом направлении. Сейчас вряд ли найдется известный бренд, не имеющий в линейке моделей гибрид того или иного типа. И хотя, как и в начале XX столетия, они по-прежнему дороже обычных машин с ДВС, в салонах по всему миру все чаще передают ключи от гибридомобилей их свежеиспеченным владельцам. Россия — не исключение.
По сути, гибрид — это комбинация двух разных источников топлива. Скажем, если на автомобили установлен ДВС и паровой котел — это тоже гибрид. Но топить углем «самоходные повозки» перестали еще в конце XIX века. Так что сейчас используют связку из ДВС и электродвигателя.
Сами гибриды по типу взаимодействия этих установок можно разделить на пять базовых типов.
Мягкие гибриды
На таких автомобилях главной движущей силой по-прежнему остается старый добрый ДВС. А за гибридную составляющую отвечает мощный стартер-генератор, который позволяет запасать энергию по ходу движения и торможения, и расходовать ее — например, в первые несколько секунд разгона или непосредственно перед остановкой машины. Исключительно на электричестве мягкий гибрид передвигаться не может, но расход топлива на подобных машинах все же снижается. А простота конструкции (если сравнивать с более продвинутыми системами) позволяет существенно сэкономить в цене.
Последовательный гибрид
Здесь все наоборот. Теперь ДВС напрямую не связан с колесами и не может приводить автомобиль в движение. За все отвечают электромоторы, которые могут быть установлены хоть на каждое колесо (но чаще на одну или обе оси). Обычный двигатель служит в качестве генератора для батареи. Плюсы понятны — такая машина по повадкам, динамике, управляемости почти полностью схожа с электромобилями. Минусы тоже очевидны — потери на переработку бензина в электричество, а затем передачу энергии к колесам, достаточно велики. Так что подобная схема редко используется в чистом виде.
Параллельный гибрид
По сути — оптимальная, стандартная для большинства современных гибридов схема. ДВС и электродвигатель (один или несколько) работают вместе, дополняя друг друга. В определенных режимах автомобиль может двигаться только на электротяге (например, в плотном городском потоке или по дворам). Если же требуется высокая скорость, либо предстоит дальний вояж, и емкости батареи не хватит до конца поездки, к вращению колес подключается ДВС.
Параллельно-последовательный гибрид
Некая комбинация двух предыдущих видов. Общий принцип работы похож на параллельный гибрид — ДВС и электродвигатель работают, как единое цело, перераспределяя между собой нагрузку в зависимости от конкретной ситуации. Принципиальное отличие — в отсутствии трансмиссии. Если на обычных гибридах крутящий момент передается по цепочке ДВС — электродвигатель — вариатор/робот/автомат (на выбор производителя) — ведущая ось, то тут никакой КПП в классическом понимании нет. Электромоторы с ДВС объединены через особую планетарную передачу.
Вообще, в мире не так много параллельно-последовательных гибридов. Но, например, именно таким является Toyota Prius.
Подключаемые гибриды (PLUG-IN HYBRID)
Суть скрыта в названии — такой автомобиль можно подключить к «розетке» и зарядить батарею от внешнего источника питания. При этом принцип работы силовой установки может быть как последовательным, так и параллельным. Неоспоримое преимущество «плагин-гибрида» в том, что если у вас есть доступ к зарядной станции, то теоретически вы можете вообще не тратить деньги на бензин, а использовать машину как классический электромобиль. Зато если потребуется отправиться в путешествие, нет нужды изучать, где расположены те самые станции — сойдут и обычные АЗС.
По сути, это самая комфортная и удобная разновидность гибрида.
Рейтинг топ-6 лучших гибридных автомобилей для России
Что в итоге купить? Мы изучили рынок с прицелом на новинки и постарались выбрать лучший гибридный автомобиль для России. Это не хит-парад — все варианты относятся к разным классам гибридов и разным ценовым категориям. Главное — все из них достойны внимания, пользуются спросом по всему миру, и в выгодную сторону отличаются от конкурентов — либо стоимостью, либо технической составляющей, либо дизайном, либо всем вместе. Для простоты восприятия мы разбили машины на три категории — по признаку происхождения. Сейчас рассмотрим варианты, не относящиеся к Китаю и Японии.
Спойлер — здесь есть даже российский бренд!
EVOLUTE I-SPACE
I-Space — первый гибрид в линейке Evolute, которая до этого занималась лишь электромобилями. И да, формально — бренд наш, российский! Компания «Моторинвест» запустила сборку на заводе в Липецкой области. Хотя понятно, что исходник — китайский. А именно — Dongfeng E5, продажи которого стартовали в Поднебесной больше года назад.
Сам по себе I-Space — внушительных размеров семиместный кроссовер по весьма «вкусной» цене. Оснащается он бензиновым атмосферником объемом 1,5 л и мощностью 110 л.с., но напрямую с колесами ДВС не связан, а работает лишь в качестве генератора для подзарядки литий-железо-фосфатной батареи. Та, в свою очередь, питает электродвигатель отдачей 177 л.с., вращающий переднюю ось. Запас хода на электротяге — 87 км, но с полным баком (60 л бензина) проехать можно до 1150 км! Вполне на уровне всех современных конкурентов.
Комплектация отличается богатым списком опций: шесть подушек безопасности, медиасистема Huawei с экраном на 12,3 дюйма, поддержка Apple CarPlay и Android Auto, панорамная крыша с люком, камеры кругового обзора и все-все-все, к чему мы уже привыкли за последние годы. Но основное преимущество в борьбе с аналогами — конечно, цена. Даже без госсубсидий, которые полагаются другим, чисто электрическим моделям Evolute, стоимость i-Space стартует с отметки в 2,9 миллиона рублей. По нынешним временам — не даром, но куда дешевле прямых конкурентов.
Технически параметры
Длина/ширина/высота | 4760/1865/1710 мм |
Разгон 0-100 км/ч | 7,4 с |
Максимальная скорость | 165 км/ч |
Расход топлива | 5,5 л |
Запас хода | 1150 км |
HYUNDAI SANTA FE
«Санта Фе» никогда не отличался малыми размерами, но его последнее поколение, представленное в прошлом году, еще больше прибавило в габаритах. Кардинально изменился и дизайн — новый флагманский кроссовер Hyundai утратил прежние элегантные черты и превратился в стильный внедорожник кубической формы с рублеными гранями. В Россию обычно привозят китайские версии, но в Поднебесной не продают гибриды. Зато их можно заказать из других стран. Тут, впрочем, речь о схеме «мягкого гибрида», где электромотор лишь помогает ДВС — на разгоне или при малоинтенсивном движении в городском трафике. Из Кореи или Америки прибудет версия суммарной мощностью 180 л.с. и с крутящим моментом 265 Нм, в Европе же можно «разжиться» вариантом Plug-In (подзаряжаемым гибридом). Правда, чуть меньшей энерговооруженности (160 л.с.).
Технически параметры
Длина/ширина/высота | 4830/1900/1720 мм |
Разгон 0-100 км/ч | 9,3 с |
Максимальная скорость | 180 км/ч |
Расход топлива | 6,4 л |
Запас хода | 973 км |
KIA SORENTO
В отличие от собрата по концерну Hyundai Motor Group, кроссовер Kia Sorento обновился не столь радикально. Да, он построен на той же платформе, что и Santa Fe, но дизайн остался более привычным, «корейским». Главные изменения коснулись передней части кузова — «Соренто» в буквальном смысле обрел новое лицо. Тогда как корма осталась практически прежней, если не считать изгибов бампера и слегка «перерисованных» задних фонарей. Интерьер, за счет новой фирменной изогнутой панели, объединившей два экрана (приборной панели и системы мультимедиа), максимально узнаваем по другим новым моделям Kia — в частности, более доступному Sportage. Разумеется, материалы и качество отделки тут выше — как того требует более престижный статус Sorento.
Что касается гибридной версии, то в ее составе совместно трудятся 1,6-литровая турбочетверка на 180 л.с. и 60-сильный электромотор. Принцип — тот же, что и в Santa Fe: «мягкий гибрид». На существенную экономию топлива можно рассчитывать только в городском режиме.
Технически параметры
Длина/ширина/высота | 4815/1900/1695 мм |
Разгон 0-100 км/ч | 9,2 с |
Максимальная скорость | 195 км/ч |
Расход топлива | 6,3 л |
VOLVO XC90 RECHARGE
Шведская компания всегда отличалась инновационным подходом в сфере пассивной безопасности, на чем сделала себе имидж и имя. Сейчас же в Volvo взяли курс на уход от ДВС и полную «электрификацию» всего модельного ряда. На что, конечно, требуется время. Гибриды тут воспринимают как промежуточный этап этого сложного процесса, но уделяют им немало внимания.
Флагманский кроссовер XC90 — пожалуй, самый популярный шведский автомобиль в России, и его версия Recharge явно вызывает интерес у покупателей, которые в силу разных причин задумываются именно о гибриде. К 2022 году силовую установку обновили, повысив совокупную мощность до 455 л.с., а крутящий момент — до впечатляющих 709 Нм (вместо 400 л.с. и 640 Нм соответственно). Под капотом установлен 2-литровый ДВС, а на задней оси — электродвигатель производительностью в 143 «лошадки». Показатели динамики, разумеется, выросли — до 100 км/ч массивный кроссовер теперь способен разогнаться за 5,4 секунды! Правда, по-прежнему не впечатляет емкость тяговой батареи — всего 14,9 кВт⋅ч, так что чисто на электротяге проехать получится не более 58 км. Это мало в сравнении с большинством конкурентов. Зато все остальные плюсы шведского кроссовера на месте — он супер-комфортен и супер-безопасен. А именно за эти качества его в первую очередь по старой памяти и выбирают покупатели.
Технически параметры
Длина/ширина/высота | 4950/2008/1776 мм |
Разгон 0-100 км/ч | 5,4 с |
Максимальная скорость | 230 км/ч |
Расход топлива | 1,5 л |
BMW XM
Можно долго спорить о дизайне современных BMW, которые даже у некоторых давних поклонников марки вызывают смешанные чувства, но нельзя не признать — в потоке они выделяются! Сколько бы ни шутили над чрезмерно раздутыми решетками воздухозаборников и вырвиглазной кубической формой кузовов… К BMW XM все это относится в полной мере — пропустить такой автомобиль в ряду других просто нельзя! Хотя модель уникальна и сама по себе. Во-первых, это всего вторая оригинальная M-ка в истории (аналогичной версии без литеры «М» не будет). А во вторых — первая гибридная М-ка.
Гибрид, к слову, параллельный — то есть, бензиновый мотор и электродвигатель дополняют друг друга. Причем упор сделан именно на стандартный ДВС — объемом 4,4 литра и мощностью 489 л.с. Электромотор развивает «всего» 196 л.с. и агрегатирован с 8-ступенчатой трансмиссией. Запас хода на электротяге — достаточный для городского режима (обещают 88 км). Максимальная скорость ограничена на уровне 250 или 270 км/ч, в зависимости от комплектации.
В общем, для ценителей марки разработанный специально к 50-летнему юбилею подразделения BMW M и выпущенный на рынок в начале прошлого года кроссовер может прийтись вполне по вкусу. Вопрос только в цене — купить в России новый автомобиль дешевле 19 000 000 рублей, скорее всего, не выйдет.
Технически параметры
Длина/ширина/высота | 5110/2005/1755 мм |
Разгон 0-100 км/ч | 4,3 с |
Максимальная скорость | 270 км/ч |
Расход топлива | 1,7 л |
PORSCHE CAYENNE E-HYBRID
Ну и куда же без «Порше»! Да, не самый доступный вариант. Да, для большинства автолюбителей «Кайенн», тем более гибридный, не по карману. Но своих владельцев новые Porsche находят в России всегда — пусть официально они к нам не поставляются. А раз уж, как мы помним, первый гибрид придумал и создал Фердинанд Порше, мы не могли обойти вниманием флагманский кроссовер легендарного немецкого бренда.
В прошлом году гибридный Cayenne существенно обновился. В первую очередь это коснулось силовой установки. Теперь она включает в себя 4-литровый V8 с двойным турбонаддувом, выдающий 591 л.с., плюс электродвигатель с системой Plug In на 174 л.с. (раньше было на 40 «кобыл» меньше). Совокупная мощность — шикарные 729 «лошадки»! При этом выросла и емкость батареи, а время зарядки сократилось (обещают 2,5 часа с 0 до 100 процентов, если позволяет источник питания). Разгон до сотни — 5,0 с, максимальная скорость — 253 км/ч. Ну а что вы хотели? Это же «Порше»!
Технически параметры
Длина/ширина/высота | 4918/1983/2194 мм |
Разгон 0-100 км/ч | 5,0 с |
Максимальная скорость | 253 км/ч |
Расход топлива | 3,2 л |
Рейтинг топ-6 лучших китайских гибридных автомобилей
Китай стал главным игроком на российском рынке в последние годы, и рынок гибридов — не исключение. К тому же, именно Китай сейчас — законодатель мод в данном сегменте в масштабе всей планеты. Продвинутые гибридные автомобили, хорошие цены на них и качество дают производителям из Поднебесной серьезное преимущество в борьбе с конкурентами. Мы выбрали лучшие и наиболее интересные варианты, доступные для покупки в России.
GEELY ATLAS PRO
«Атлас» сложно назвать ветераном, но на российском рынке модель появилась еще в 2021 году, и в ряду других гибридов снискала определенную популярность. В первую очередь — благодаря цене. Это самый доступный вариант среди всех моделей нашего списка, хотя совсем гуманным ценник тоже не назовешь.
Atlas Pro — так называемый «мягкий гибрид». Под капотом кроссовера упакован 1,5-литровый бензиновый двигатель. Что интересно — 3-цилиндровый, но выдающий внушительные 177 л.с (правда, с помощью турбонаддува). А за гибридную составляющую отвечает система 48V EMS (Electric Motor Synergy). По сути это — стартер-генератор, снабженный 48-вольтовой литий-ионной батареей. В определенных режимах она подключается к ДВС, добавляя почти 20 л.с. и 50 Нм крутящего момента, что заметно помогает при разгонах. Сама батарея заряжается от ДВС, а также с помощью системы рекуперации энергии при торможениях. Чисто на электричестве Atlas Pro поехать не сможет. Это как раз тот случай, когда гибридная система лишь помогает снизить расход топлива (заявлено 15 процентов) и немного улучшить динамику. Тем не менее, это тоже гибрид.
Технически параметры
Длина/ширина/высота | 4544/1831/1713 мм |
Разгон 0-100 км/ч | 9,9 с |
Максимальная скорость | 200 км/ч |
Расход топлива* | 6,8 л |
Запас хода | 1000 км |
CHERY TIGGO 7 PRO PLUG-IN HYBRID
Уже из названия понятно, что речь идет о параллельном гибриде с возможностью подзарядки от внешних источников питания. За движение кроссовера отвечают 1,5-литровый 4-цилиндровый ДВС и два электрических мотора. Совокупная мощность всех трех установок — 235 л.с. Причем работать двигатели могут как вместе, так и отдельно — зависит от режима движения. Чисто на электричестве Tiggo 7 Pro может проехать до 80 км, а полная зарядка батареи емкостью 19 кВт⋅ч займет от 2,5 до 7 часов (зависит от мощности зарядного устройства). В принципе, в условиях обычной городской эксплуатации (дом-работа-дом) можно обходиться вовсе без бензина. Если вам, конечно, есть где заряжать автомобиль. ДВС точно придется подключать при дальних вояжах, и вот тут инженеры Chery обещают запас хода на внушительные 1000 км.
Если же Tiggo 7 Pro кажется маловатым, можно обратить внимание на его старшего брата — Tiggo 8 Pro. Его гибридная версия построена по аналогичному принципу. Вопрос, как водится, в цене — за чуть более вместительный и роскошный кроссовер придется доплатить минимум 300 000 рублей.
Технически параметры
Длина/ширина/высота | 4514/1862/1696 мм |
Разгон 0-100 км/ч | 7,5 с |
Максимальная скорость | 180 км/ч |
Расход топлива | 8,5 л |
Запас хода | 1000 км |
SKYWELL HT-I
Skywell вывела модель HT-i на российский рынок в июне прошлого года — спустя 7 месяцев после стартов продаж электромобиля ET5. И хотя внешне машины похожи, отличаются они не только силовой установкой, но и размерами, и деталями интерьера — HT-i чуть больше, современнее и, конечно, дороже.
За динамику тут отвечают 1,5-литровый 110-сильный атмосферный ДВС, основная задача которого — подзаряжать батареи электромотора, мощностью 130 кВт. Скоростные характеристики особо не впечатляют, разве что разгон до «сотни» в 7,9 с выглядит вполне энергичным. Зато максимальная скорость ограничена на отметке 170 км/ч. Впрочем, вряд ли потенциальные владельцы Skywell покупают их для уличных гонок. А вот запас хода еще более внушителен, чем у Tiggo 7 Pro — до 1267 км! Чисто на электричестве при полной зарядке можно преодолеть от 80 до 145 км. В остальном HT-i — классический кроссовер около-премиумного уровня. С весьма богатым оснащением уже в базовой комплектации (включая бесключевой доступ и запуск двигателя, систему мониторинга усталости водителя и т.д.), просторным багажником (пригодится при дальних поездках) и высоким качеством отделки интерьера.
Технически параметры
Длина/ширина/высота | 4720/1980/1701 мм |
Разгон 0-100 км/ч | 7,9 с |
Максимальная скорость | 170 км/ч |
Расход топлива | 6,1 л |
Запас хода | 1267 км |
AITO M5
Aito — пример того, как в автоиндустрию заходят IT-гиганты. В данном случае — китайский Huawei. Предполагалось, что производитель электроники будет отвечать именно за электронную часть автомобилей бренда Seres, рожденного под крылом корпорации Sokon и не без участия сооснователя знаменитой Tesla Мартина Эберхарда, когда-то рассорившегося с Илоном Маском и ушедшего на вольные хлеба. Но в Huawei так увлеклись, что практически подмяли под себя все производство, не ограничиваясь лишь мультимедийной начинкой. Именно под их руководством родился кроссовер Aito M5, доступный и на российском рынке. Есть он, кстати, и в чисто электрической версии, без ДВС. Но мы-то говорим только о гибридах…
Кто-то назовет Aito малоприметным, кто-то недвусмысленно укажет на сходство с кроссоверами Porsche — особенно это касается стилистического оформления задней оптики. Внешность M5 в любом случае не отталкивает, но главное, как водится — внутри. За гибридную компоненту здесь отвечают 1,5-литровый турбомотор мощностью 122 л.с., питающий батарею повышенной емкости в 40 кВт⋅ч, и пара электродвигателей, установленных на обеих осях. Суммарная отдача — 496 «лошадок»! Да, сравнения с «Порше» неспроста. Разгон 0-100 км/ч по паспорту — 4,6 с, но главное — пиковый крутящий момент в 675 Нм обеспечивает мощное ускорение в любом режиме и с любых скоростей. При этом без использования горючего, чисто на заряде батареи, можно проехать до 180 км.
Ну а поскольку речь все же о продукте IT-корпорации, тут не обошлось без нетипичных для большинства конкурентов электронных примочек, вроде встроенной в потолочную консоль фотокамеры или музыкальной системы на 19 колонок с кучей разнообразных режимов. Правда, многие из предустановленных в медиа-системе приложений в России все равно не работают. И кого-то может смутить абсолютная цифровизация всех настроек и систем управления. Из физических кнопок осталось всего две — «аварийка» и стояночный тормоз.
Технически параметры
Длина/ширина/высота | 4770/1930/1625 мм |
Разгон 0-100 км/ч | 4,6 с |
Максимальная скорость | 210 км/ч |
Расход топлива | 6,4 л |
Запас хода | 1242 км |
TANK 500 URBAN
Гибридная версия китайского «Ленд Крузера» появилась в России в начале года и приставка Urban тут неспроста — бренд позиционирует его именно как «внедорожник для города». Что выглядит несколько странно, учитывая хотя бы габариты Tank 500, не очень подходящие для путешествий по узким улочкам и парковкам на компактных площадках. С другой стороны — так ли часто владельцы премиальных брутальных и больших «джипов» используют их по прямому назначению, штурмуя лесные пролески, размытые грунтовки или горные перевалы? При этом все преимущества классического 500-го «Танка» Urban сохранил. И речь не только о премиальной комплектации или просторе в салоне, но и о чисто внедорожных «примочках», вроде рамной конструкции, высокого дорожного просвета и продвинутой системы движения по бездорожью. Производитель не без гордости заявляет, что высота преодоления брода у Tank 500 Urban — все 800 мм! Можно шутить на тему, зачем все это в городе, но вспоминая, как в той же Москве иной раз плавают машины после ливней, такая особенность может быть полезна и в центре…
Кстати, важный момент — версия Urban задумана специально для российского рынка. Что непрозрачно намекает на интерес марки к нашей стране.
Главное отличие от обычного Tank 500 — конечно, силовая установка. Вместо базового для модели 3-литрового V6 здесь установлен 2-литровый 4-цилиндровый турбомотор. Мощность — 245 л.с. и 380 Нм крутящего момента. А в помощь оному добавлен электродвигатель на 54 «лошади» и 268 Нм с 380-вольтовой системой питания. Батарею удалось сделать компактной и дешевой, разместив ее в том самом месте, где у стандартного 500-го располагалось запасное колесо (в версии Urban его, не мудрствуя лукаво, переместили в специальный кофр на двери багажника). По сути, инженеры Tank сумели сделать так, что более мудреная по сравнению с обычным ДВС силовая установка не повлияла ни на массу, ни на развесовку, ни даже на стоимость автомобиля.
Официально заявляется, что Tank 500 Urban — «мягкий гибрид», где электродвигатель лишь помогает ДВС, но не способен сам приводить машину в движение. Однако это не совсем так. Способен. Правда, только на заднем приводе и исключительно в начале разгона. Тем не менее, тут скорее подойдет определение «параллельный гибрид», когда ДВС и электромотор работают синхронно. Запас хода не так впечатляет, зато динамика и расход топлива на уровне 8,5 л для почти трехтонного внедорожника не могут не вызывать уважение. В своем сегменте Tank 500 Urban, пожалуй, не имеет аналогов. Тем и ценен, и интересен.
Технически параметры
Длина/ширина/высота | 4878/1905/1635 мм |
Разгон 0-100 км/ч | 7,9 с |
Максимальная скорость | 180 км/ч |
Расход топлива | 8,5 л |
Запас хода | 941 км |
VOYAH FREE
Марка Voyah появилась около пяти лет назад, но довольно быстро завоевала место под солнцем в премиум-сегменте, когда речь касается альтернативных силовых установок, не только гибридов, но и электромобилей. Что, впрочем, неудивительно, если учитывать, что за спиной «Воя» стоит гигант китайской индустрии в лице Dongfeng со всеми их производственными, инженерными и техническими мощностями. Кроссовер Voyah Free точно не назовешь доступным. Наоборот — в списке машин из Поднебесной он числится в ряду одних из самых дорогих.
Free — яркий представитель последовательных гибридов, где главной движущей силой выступает как раз электромотор. Точнее, их тут два — общей мощностью в 693 л.с, и выдающие сумасшедшие 1040 Нм крутящего момента! А 4-цилиндровый 108-сильный бензиновый ДВС выступает в качестве генератора, подзаряжая батареи на ходу. Такие версии гибридов не производят шокирующего впечатления по дальности запаса хода. Скажем, у Voyah Free он заявлен на уровне 674 км. Зато модель отличается действительно низким расходом топлива (от 1,3 л на 100 км!) и взрывной динамикой (разгон 0-100 км/ч — 4,5 секунды). И понятно, что если речь идет о премиуме, владелец будет окружен комфортом и роскошью. По богатству комплектации у Free не так много конкурентов. Как и по качеству материалов отделки салона.
Технически параметры
Длина/ширина/высота | 4905/1950/1645 мм |
Разгон 0-100 км/ч | 4,5 с |
Максимальная скорость | 200 км/ч |
Расход топлива | 1,3 л |
Запас хода | 674 км |
Рейтинг топ-3 лучших японских гибридных автомобилей
Япония — все еще кладезь любопытных инженерных решений. Даже в эпоху санкций японские автомобили пользуются у нас повышенным спросом. Что из гибридов у российских покупателей вызывает наибольший интерес?
LEXUS RX
Модель RX можно назвать визитной карточкой Lexus на протяжении почти 30 лет. Собственно, именно японская компания открыла миру такое явление, как кроссовер премиум-класса. Первое поколение RX увидело свет еще в 1998 году! Когда не было ни BMW X5, ни Porsche Cayenne, ни Mercedes ML, ни Audi Q8. Именно Lexus RX задал тренд на разработку и производство премиальных городских кроссоверов, быстро покорив сердца покупателей и разойдясь тиражом в 4 миллиона экземпляров! За прошедшие годы успело смениться четыре поколения модели. Последнее, пятое, появилось в 2022-м. Увы, по понятным причинам попасть на российский рынок официально новый Lexus не смог, но параллельный импорт никто не отменяет, так что купить кроссовер все же можно — предложений хватает.
При этом из четырех выпускаемых версий RX три — гибриды. Единственное исключение — вариант, оснащаемый 2,4-литровой турбочетверкой на 279 л.с. Из остальных самый доступный — RX 350h, комплектуемый атмосферником на 2,5 л, вариатором и опциональным полным приводом E-Four с электродвигателем на задней оси. Чуть дороже — RX 450h (306 л.с.), топ-вариант — RX 500h с той же турбочетверкой, что и на негибридной версии, но вдобавок — со 109-сильным электромотором на задней оси. Чисто на электричестве долго поездить не получиться — заявленный запас хода около 65 км.
В остальном это все тот же RX — роскошный и богатый. Правда, цена из-за известных сложностей, стала еще более «кусачей».
Технически параметры
Длина/ширина/высота | 4890/1920/1695 мм |
Разгон 0-100 км/ч | 7,6 с |
Максимальная скорость | 200 км/ч |
Расход топлива | 9,8 л |
Запас хода | 1043 км |
TOYOTA CAMRY
Camry последнего поколения (XV80) появилась на рынке в ноябре прошлого года. По понятным причинам, до России новинка официально не добралась, но разве это остановит истинных поклонников, пожалуй, самой популярной модели «Тойоты»? Относительно доступный (если сравнивать с немецкими аналогами) седан бизнес-класса полюбился у нас миллионам еще на стыке веков, и любовь эта вряд ли угаснет из-за ограничений на поставки машин. Хотя, конечно, будет больно бить по кошельку.
В принципе, расписывать достоинства Camry нет смысла. Сочетание современных технологий и инновационных систем в совокупности со стильным, агрессивным дизайном и мощной силовой установкой, отменная управляемость, комфорт в салоне и так далее и тому подобное — плюсы флагмана «Тойоты» (если речь идет не о кроссоверах) всем известны. Гибридная версия — не исключение. Она в принципе для новой Camry — базовая. Скажем, в США другую вы и не купите (хотя обычные бензиновые поставляются, например, в Китай). Схема стандартная — 4-цилиндровый атмосферник объемом 2,5 литра работает в тандеме с фирменной системой THS с электромеханическим вариатором. Переднеприводная версия имеет два электромотора, с которыми пиковая мощность достигает 228 л.с. Полноприводная с отдельным электродвигателем на задней оси чуть мощнее — 235 л.с. Средний расход топлива заявлен на уровне 4,2 л на 100 км. В общем, кто-то, может, и будет скучать по классическим Camry с 3,5-литровой «шестеркой», но по части динамики (а именно за нее обычно и ценят этот седан) последнее поколение не сильно уступает предыдущему. Зато по части экономичности (за это тоже ценят) превосходит на порядок.
Технически параметры
Длина/ширина/высота | 4915/1840/1450 мм |
Разгон 0-100 км/ч | 8,5 с |
Максимальная скорость | 180 км/ч |
Расход топлива | 4,2 л |
Запас хода | 1190 км |
TOYOTA PRIUS
Куда же без законодателя моды в жанре? Мы не могли обойти его стороной. Тем более, в прошлом году «Тойота» представила новую версию Prius.
Помните шутку из фильма «Несносные боссы»?
— Вы ехали со скоростью на 40 км/ч больше разрешенной! Как вы это объясните?
— Я уличный гонщик…
— Вы ездите на «Приусе»!
— Я редко выигрываю…
Забудьте этот стереотип. Первые «Приусы» действительно казались кому-то неказистыми и точно не воспринимались как быстрый и эффектный автомобиль. Японцы полностью переработали дизайн своей легендарной модели — теперь это стильный, футуристичного вида хэтчбек. А чтобы внешность соответствовала содержанию, главному гибриду «Тойоты» заметно повысили мощность. Вместо 1,8-литрового ДВС на 96 л.с. он теперь комплектуется 2-литровым атмосферником на 150 «лошадок», а электродвигатель выдает 111 л.с. против 71 л.с. на версии предыдущего поколения. Итого — прибавка в суммарной отдаче составила внушительные 60 процентов! И главное — все это без ущерба экономичности. Которая тоже повысилась: теперь в смешанном режиме «Приус» расходует 4,4 л на 100 км, а не 4,8 л, как было раньше.
Впрочем, как и все модели в этом списке, купить Prius можно только на заказ или по схеме параллельного импорта. Что, разумеется, сказывается на цене.
Технически параметры
Длина/ширина/высота | 4600/1780/1420 мм |
Разгон 0-100 км/ч | 7,2 с |
Максимальная скорость | 180 км/ч |
Расход топлива | 4,4 л |
Запас хода | 966 км |
Цены на гибридные автомобили в России
Цены приводим примерные на момент публикации. Помните, что они могут различаться у разных дилеров и зависеть от проводимых акций.
Модель | Цена (руб)* |
Geely Atlas Pro | 2 488 990 |
Evolute I-Space | 2 999 000 |
Chery Tiggo 7 Pro Hybrid | 3 749 000 |
Toyota Camry | 4 000 000 |
Skywell HT-I | 4 450 000 |
Kia Sorento | 6 990 000 |
Aito M5 | 6 590 000 |
Hyundai Santa Fe | 6 390 000 |
Tank 500 Urban | 5 849 000 |
Toyota Prius | 6 500 000 |
Voyah Free | 6 680 000 |
Lexus RX350h | 9 300 000 |
Volvo XC90 Recharge | 9 990 000 |
BMW XM | 21 900 000 |
Porsche Cayenne E-Hybrid | 21 970 000 |
Преимущества и недостатки гибридных автомобилей
У любых технологий есть свои плюсы и минусы, тем более — у технологий сложных, современных. Гибридов это тоже касается. Так что перед покупкой такого автомобиля стоит изучить хотя бы самые очевидные из них. Чтобы принять взвешенное решение — стоит ли игра свеч и нужна ли вам именно такая альтернатива обычным машинам с ДВС и электромобилям?
Плюсы
Экономичность
Собственно, ради чего и задумывались гибриды — это снижение потребления углеводородов, т.е. в нашем случае — бензина или дизеля. Гибридные установки в среднем позволяют сэкономить до 25 процентов топлива, что особенно актуально в странах с высокими ценами на горючее. Россия к ним пока не относится, хотя и у нас цены на АЗС растут постоянно.
Экологичность
Следует из первого пункта. Поскольку гибриды сжигают меньше топлива, то и в атмосферу попадает меньше вредных выбросов. Особенно актуально для крупных городов.
Динамика
На максимальную скорость гибридные силовые установки влияют несильно. А вот разгоняться и ускоряться по ходу движения позволяют заметно быстрее — благодаря тому, что в такие моменты как правило бензиновый и электрические двигатели работают совместно. Плюс у электрических установок традиционно более высокий крутящий момент.
Автономность
Тут, конечно, речь о сравнении с обычными электромобилями. На них без карты станций подзарядки лучше в далекий путь не отправляться, а самих зарядных станций в России немного. Гибрид же дает большую свободу действий, ведь даже если батарея разрядится в ноль, всегда можно проехать остаток пути на бензине. Тут главное и обычную АЗС не прозевать.
Комфорт
В первую очередь — акустический. В моменты, когда автомобиль не двигается, либо едет небыстро в режиме городской толчеи, бензиновая установка обычно не подключается, и в салоне абсолютно бесшумно.
Проходимость
Касается не всех гибридов, но те автомобили, на которых электродвигатели отвечают за каждую ось или даже каждое колесо в отдельности, получают ощутимые преимущества при движении по бездорожью.
Минусы
Цена
Тут все логично. Более продвинутые технологии, более высокая стоимость производства — соответственно, и более высокий ценник в автосалонах. Гибридные автомобили всегда дороже своих аналогов с обычным ДВС.
Стоимость обслуживания
Вытекает из первого пункта. Услуги сервиса также обойдутся дороже, не говоря о ремонте, именно за счет более сложной конструкции и расходников. Кроме того, гибридный автомобиль вряд ли получится обслуживать в гараже «дяди Васи» — частникам просто не хватит ни знаний, ни оборудования для надлежащего ухода за такой техникой.
Замена батареи
Она рано или поздно потребуется в любом случае, так как даже при надлежащем сервисном обслуживании емкость аккумуляторов будет постепенно снижаться. А покупка и установка новой обойдется «в копеечку».
Риски вторичного рынка
Покупка б/у-автомобиля сродни приобретению кота в мешке. Никогда не знаешь, кто ездил на машине раньше, как ездил и как о ней заботился. Даже относительно свежий автомобиль может быть «ушатан» прежним владельцем до невменяемого состояния. Что уж говорить о гибриде — по определению более требовательного к бережным условиям эксплуатации. Так что если планируете покупку подержанного гибрида, не скупитесь на всевозможные проверки. В первую очередь — проверку состояния электромоторов и батареи.
И ко всему прочему — продать такую машину тоже гораздо сложнее.
Как выбрать гибридный автомобиль
Если точно решили, что гибрид — ваш выбор, осталось понять: какой именно вам подойдет? Тем более мы уже знаем, что вариантов гибридов масса, и все они порой разительно отличаются друг от друга. Даем простые, но полезные советы.
Подумать о режиме эксплуатации
В минусах гибридов — более высокая цена, в плюсах — лучшая экономичность. Соответственно, надо понять — как часто вы планируете ездить на автомобиле. Если поездки будут редкими, отбить разницу в стоимости по сравнению с аналогом на ДВС попросту не получится. Соответственно, теряется весь практический смысл подобной покупки.
Учесть фактор сезонности
Есть автовладельцы, предпочитающие ездить на машинах только летом. Если предполагаются длительные стоянки, покупка гибрида — плохой вариант. Отчасти — из-за того, что написано выше. Но есть и другая проблема — в период долгого бездействия батарея будет быстрее терять свою емкость, а значит — раньше потребует дорогостоящей замены. Причем, в холодное время года данный эффект только усиливается, что для России очень актуально.
В общем, на гибриде нужно ездить. Много и регулярно. Это машина не для гаражного хранения и праздничных выездов.
Внимательно проверить автомобиль перед покупкой
Касается вторичного рынка. В первую очередь уделите внимание остаточной емкости батарей и общему состоянию гибридной силовой установки. Впрочем, и в случае с новым авто дополнительная диагностика не помешает. Всегда есть риск, что машина застоялась на складе завода или стоянке дилера, а это негативно влияет на ее ресурс.
Изучите карту подзарядных станций
Если у вас неподалеку от работы или дома есть такие в наличии, имеет смысл подумать о покупке «плагин-гибрида». В этом случае в какие-то моменты можно вовсе обходиться без поездок на АЗС, а передвигаться исключительно на электричестве.
Вкус и цвет…
В остальном работают те же правила, что и при покупке обычного автомобиля. Толкайтесь от своего бюджета и личных предпочтений — в дизайне, комплектации, брендах… Делать хорошие гибриды научились все солидные производители, так что в конечном счете все упирается в цену и пресловутую «вкусовщину».
Отзывы экспертов о гибридных автомобилях
Если у вас нет опыта использования гибридов хотя бы в виде тест-драйвов у дилеров, всегда полезно довериться мнению профессионалов. Попросили известных автоэкспертов, у которых такой опыт есть (и большой!) поделиться своим мнение о достоинствах и недостатков гибридных автомобилей.
Игорь Моржаретто, автоэксперт, партнер аналитического агентства «Автостат»:
Гибриды раньше считали тупиковой ветвью развития, но все изменилось. Сейчас это вполне самодостаточный сегмент рынка, в котором Китай выскочил на первые позиции в мире. Начав развивать свою автопромышленность, там быстро поняли, что догнать западные страны в классических технологиях не получится и надо делать ставку на альтернативный вариант. Эта ставка сработала.
Плюсы гибридного автомобиля понятны — ты не привязан к розетке, у тебя в любом случае есть бензобак, есть бензиновый мотор, который позволяет даже при невозможности подзарядки проехать до 1000 и более км. Это первый, самый важный плюс. Второй плюс — экология. В городских условиях гибрид может передвигаться исключительно на электричестве.
Из минусов — дороговизна. В каждом таком автомобиле установлены минимум два мотора — бензиновый и электрический, а это усложняет конструкцию и следовательно — удорожает конечный продукт. Другой важный минус касается России — у нас гибриды не получают никаких льгот. В Китае, в США и во многих других странах гибриды, у которых ДВС не соединен напрямую с колесами, а работает в качестве генератора, приравнены по статусу к электромобилям. И имеют все соответствующие льготы. У нас этого нет. Ты покупаешь автомобиль гораздо дороже аналогичной модели с ДВС, при этом сам автомобиль — более экологичный, но платишь налоги такие же, как за обычную машину. Так-то сейчас гибрид в России — это, по сути, дорогая игрушка.
Максим Кадаков, главный редактор журнала «За рулем»:
На каждый товар есть свой покупатель. Если изучить рынок, львиная доля проданных в России машин — в ценовой категории до 3 000 000 рублей. Гибриды — за редчайшим исключением — стоят значительно дороже. А если у человека есть такие средства, то он вполне может решиться на эксперимент. И попробовать купить автомобиль с альтернативной силовой установкой.
Тем более, гибрид — это действительно удобно. Особенно, когда речь о «плагин-гибридах». Даже я, живя за городом, в режиме «дом-работа-дом» (а это, признаем, основной маршрут большинства автовладельцев), мог бы обходиться без поездок на заправочную станцию — передвигаться только за счет батареи. Конечно, не у всех есть возможность ее зарядить, особенно если живешь в многоквартирном, а не частном доме. Но ситуация постепенно меняется в лучшую сторону, пусть и не так быстро, как хотелось бы. Если же доступ к зарядке присутствует, экономия на классическом топливе будет существенной.
Тут каждый волен решать сам. Хотя повторюсь: гибрид — удовольствие недешевое. Как в покупке, так и в обслуживании.
Популярные вопросы и ответы
В чем суть гибрида? Как его заряжать? Можно ли сэкономить на покупке и в чем риски владения таким автомобилем? Отвечает автоэксперт Андрей Ломанов.
Что такое гибрид простыми словами?
Как правильно заряжать гибридный автомобиль?
Как можно сэкономить при покупке гибрида?
Гибриды в этой ситуации чувствуют себя хорошо — можно показывать высокие экологические классы, обеспечивать высокую мощность автомобиля даже с двигателями объемом 1,5 л. Это такой удачный компромисс. Но компромисс, который стоит денег. В силу более сложной конструкции — и по сравнению с классическими автомобилями, и по сравнению с электрокарами.
Какой налог на гибриды в России?
Каковы риски при покупке гибрида?
Как правильно выбрать гибридный автомобиль?
Но надо понимать, что именно в этом сегменте китайцы очень ответственно подходят к работе с покупателем, потому что получить премиум-клиента — престижно и выгодно. Терять его никто не хочет. Так что таким клиентам в любом случае стараются угодить. И за качеством следят в первую очередь.