Как пользоваться пусковым устройством для автомобиля

Автомобильный аккумулятор может разрядиться по разным причинам: неисправности, связанные с утечкой тока, ресурс батареи исчерпан, оплошность водителя (не выключил фары). Не каждую машину можно завести с толкача и искать автовладельца, готового “прикурить” от своей АКБ, не всегда есть время. Надежнее для таких случаев иметь собственное пусковое или пуско-зарядное устройство
Как пользоваться пусковым устройством для автомобиля
Как пользоваться пусковым устройством для автомобиля. Фото: shutterstock.com

Для проворота коленвала двигателя необходим ток определенной силы, который должен давать аккумулятор. Если запаса энергии АКБ не хватает, можно выйти из положения тремя способами: заменить батарею, отправить ее на зарядку или воспользоваться пуско-зарядным устройством (ПЗУ или в простонародье «пускач»). 

ПЗУ функционирует по принципу бустера, то есть является дополнительным источником питания аккумулятора током большой силы. Из англоговорящих стран пришло и активно используется другое название: джамп-стартер (Jump – прыжок, скачок). Такой агрегат дает ток высокого напряжения в момент пуска двигателя.

Полезная информация о пуско-зарядных устройствах для автомобиля

Если у вас есть рекомендации и дополнения по материалу, вы можете отправить их на почту expert@kp.ru. Для обсуждения вопросов рекламного сотрудничества звоните по телефону +7 (495) 637-65-16 (по будням с 9:00 до 18:00).

ПЗУ, если говорить простыми словами, — это устройство, которое помогает запустить двигатель при разряженном аккумуляторе. Бывают ситуации, когда в самый ответственный момент АКБ автомобиля разряжается. В этих случаях и помогает пуско-зарядное устройство. 

При выборе ПЗУ следует учитывать ряд важных нюансов, касающихся области применения различных видов аппаратов. Основные из них отображены в таблице:

Тип ПЗУНазначение
Зарядные устройства (ЗУ)Зарядка аккумулятора и его профилактическое обслуживание.
Пуско-зарядные устройстваЗарядка аккумулятора и запуск двигателя.
Пусковые устройства (ПУ)Только запуск двигателя.

Зарядные устройства (ЗУ)

Область применения: зарядка аккумуляторов и их профилактическое обслуживание. Запитываются от электросети 220 В (некоторые профессиональные устройства питаются от 380-вольтовых розеток). К АКБ подключаются специальными зажимами. Различаются:

  • по силе рабочего тока, который при несоответствии может повредить батарею автомобиля. 
  • по способу управления: с автоматикой и без нее, причем первые самостоятельно отслеживают рабочие параметры, но они стоят дороже. 
  • по типу используемых батарей: для гелевых, кальциевых, свинцово-кислотных, литий-ионных АКБ. Важно учитывать совместимость ЗУ с видом аккумулятора автомобиля

Пуско-зарядные устройства

Эти устройства имеют комбинированное назначение и выступают в качестве как зарядного, так и пускового приспособления. Именно универсальность делает их востребованными среди автовладельцев. Особенно это касается моделей аккумуляторного типа. Среди них различают:

  • Бустеры — аппараты, дающие кратковременный импульс высокого тока для подпитки АКБ или запуска движка. 
  • Аккумуляторные мобильные устройства (так называемые пауэрбанки) — отличаются повышенными емкостными свойствами. Такие агрегаты предназначены для запуска двигателя и питания различных мобильных устройств (смартфон, планшет)

Пусковые устройства (ПУ)

Исходя из названия, область их применения — только запуск двигателя. Поэтому и технологическая схема у них отличается от вышеперечисленных. Ее основу составляют ионисторы. Это суперконденсаторы, которые за один раз отдают токи большой силы. После этого их следует заряжать повторно. Из преимуществ выделяют очень большой эксплуатационный ресурс (до 10 000 циклов), на несколько порядков превышающий литий-ионные аккумуляторные ПЗУ. Однако они не держат заряд долго и стоят намного дороже

Виды пуско-зарядных устройств для автомобиля

Среди основных видов ПЗУ различают аккумуляторные, импульсные и трансформаторные. Отдельной позицией выделяют конденсаторные «пускачи». Они заряжаются непосредственно перед запуском и работают в диапазоне температур от -40 °C до +65 °C. Однако наличие в конструкции ионисторов сильно повышает стоимость таких агрегатов. К тому же конденсаторное пусковое устройство быстро отдает ток и его придется перезаряжать в случае неудачного запуска двигателя. Для автовладельцев-любителей целесообразнее использовать первые три вида пуско-зарядных аппаратов, их и рассмотрим более подробно.

Автомобильный аккумулятор. Фото: shutterstock.com/Natalia Kokhanova
Автомобильный аккумулятор. Фото: shutterstock.com/Natalia Kokhanova

Аккумуляторные ПЗУ 

Работают по принципу бустера, то есть являются дополнительным источником питания. Фактически такая система представляет собой батарею, обладающую большой емкостью (в среднем — 10 000 мАч и выше). Устройства позволяют произвести запуск двигателя автомобиля напрямую. При этом ПЗУ может израсходовать почти весь запас электроэнергии. За 5-10 секунд работы «пускач» отдает ток до 10 000 А. Аппараты этого типа обладают малым весом, компактны и поэтому имеют большую мобильность.

Импульсные ПЗУ

Импульсные ПЗУ производят зарядку аккумулятора автомобиля посредством генерирования тока высокой частоты при помощи малых импульсов. Этому способствует наличие высокочастотного инвертора. 

Такие устройства работают от стационарной сети. Из достоинств — щадящий для АКБ режим функционирования (нет кипения электролита и, соответственно, вредных испарений). Отсутствие магнитного стержня и обмотки позволяет уменьшить размеры и вес устройств. Однако привязка к сети ограничивает их мобильность. Среди прочих неудобств — повышенная чувствительность к перепадам температуры и скачкам напряжения.  Современные модели имеют функцию памяти и после восстановления электроснабжения продолжают работу на том этапе, на котором была прервана зарядка. 

Трансформаторные ПЗУ

Трансформаторные ПЗУ, состоящие из трансформатора и стабилизатора, преобразуют переменный ток в постоянный (12 / 24 В), который и используется для зарядки аккумулятора. Во время этого процесса необходим контроль силы тока и напряжения. В противном случае электролит ПЗУ может закипеть. Пуско-зарядное устройство в работе обеспечивает большую мощность, с ее помощью можно обслуживать даже большегрузные автомобили или строительную технику (например, экскаваторы). Сами агрегаты имеют большие габариты, могут весить более 20 кг, не отличаются мобильностью, но легко поддаются ремонту. А отдельные модели используют в качестве сварочных аппаратов.

Как устроено и как работает аккумуляторное пуско-зарядное устройство для автомобиля

Основу ПЗУ составляет литий-ионная или литий-железо-фосфатная батарея (могут встречаться и другие). Она установлена в корпусе, размеры которого зависят от типа модели. Профессиональные агрегаты по размерам схожи с небольшим чемоданом или кейсом.  В технологическую схему входят:

  • Блок управления электронного типа.
  • Несколько модулей защиты (например, от переполюсовки, от замыкания, от перегрузок, от перегрева).
  • USB-интерфейсы для зарядки других мобильных устройств.
  • Индикатор или дисплей.
  • Фонарь.

Устройства комплектуются проводами со специальными зажимами типа «крокодил» для обеспечения плотного соединения с клеммами АКБ, USB-кабелем и другими приспособлениями для зарядки.

Принцип работы ПЗУ довольно прост: в течение 5-10 секунд устройство выдает ток большой силы (500-1000 А). Количество циклов разрядки колеблется от пяти до восьми в зависимости от марки аппарата. ПЗУ может работать для пуска двигателя даже при совершенно пустой батарее автомобиля.

Проверка аккумулятора при помощи мультиметра. Фото: shutterstock.com
Проверка аккумулятора при помощи мультиметра. Фото: shutterstock.com

Пошаговая инструкция по использованию пуско-зарядного устройства

ПЗУ разных моделей имеют индивидуальные требования к безопасной эксплуатации. Именно аккумуляторные ПЗУ получили наибольшее распространение среди непрофессиональных автовладельцев, поэтому целесообразно остановиться на них. Ниже расскажем о мерах предосторожности и подготовке к работе с сетевыми пуско-зарядными устройствами и о том, как правильно подключить аккумуляторное ПЗУ к батарее автомобиля и запустить с его помощью двигатель.

Меры предосторожности при работе с ПЗУ

Работа с сетевыми стационарными пуско-зарядными устройствами требует соблюдения правил техники безопасности.

В обязательном порядке:

  • Используйте только исправную и не замороженную АКБ. Прежде чем подключать зажимы ПЗУ, внимательно осмотрите аккумулятор. На корпусе не должно быть трещин, вздутий, потеков электролита. Зарядка поврежденной батареи может привести к ее перегреву либо разрушению. Запрещено заряжать аккумулятор, если есть подозрение, что он замерз (например, автомобиль долго стоял на сильном морозе, и АКБ не подает признаков жизни). Лед внутри корпуса может повредить пластины, а при подаче тока замерзший электролит не способен нормально принимать заряд, что приводит к интенсивному газообразованию, резкому росту давления внутри и, как следствие, – к разрушению корпуса. Если вы сомневаетесь в состоянии АКБ – лучше обратитесь к профессионалам для диагностики.
  • Применяйте средства индивидуальной защиты при зарядке кислотно-свинцовой батареи. Классический автомобильный аккумулятор содержит раствор серной кислоты – агрессивное вещество, вызывающее тяжелые химические ожоги при попадании на кожу, а особенно – на слизистые оболочки. Поэтому всегда используйте защитные очки, прочные резиновые перчатки и рабочую одежду, плотно закрывающую тело.
  • Немедленно прекратите зарядку, если из корпуса АКБ произошла утечка электролита. Заметили влажные пятна на корпусе АКБ или под ним во время зарядки? Услышали шипение или увидели явные признаки кипения электролита? Утечка электролита говорит о повреждении корпуса или его выкипании из-за перезаряда (неисправности) АКБ. Немедленно отключите ПЗУ от сети, снимите клеммы и тщательно проветрите помещение.

Запрещается:

  • Курить вблизи места проведения работ. При зарядке АКБ выделяется водород в смеси с кислородом, эта смесь взрывоопасна. Малейшая искра от сигареты, зажигалки или даже статического разряда может спровоцировать взрыв. Зона вокруг заряжающейся батареи должна быть свободна от любых источников открытого огня и искр.
  • Заряжать батарею в закрытом пространстве без вентиляции. Гараж, сарай, мастерская – любое помещение, где происходит зарядка, должно иметь хорошую естественную или принудительную вентиляцию. Зарядка АКБ в жилой комнате, кладовке, багажнике автомобиля или любом другом тесном, непроветриваемом объеме категорически запрещена. Накопление водорода создает взрывоопасную концентрацию, а пары серной кислоты вредны для дыхания.
  • Пользоваться поврежденными проводами или зажимами. Нарушенная изоляция проводов – это прямой риск короткого замыкания (КЗ) или поражения электрическим током. КЗ может привести к выходу из строя ПЗУ или электроники автомобиля и даже к пожару. Искрящие, слабые, деформированные или сильно окисленные зажимы обеспечивают плохой контакт с клеммами АКБ. Это ведет к их перегреву (вплоть до оплавления), потерям тока, неэффективной зарядке и опять же – риску искрения и возгорания. Не пытайтесь «чинить» провода изолентой – замените их или все устройство.
  • Отсоединять клеммы ПЗУ и касаться их руками в процессе зарядки и при включенном устройстве. Никогда не отключайте зажимы от АКБ, пока ПЗУ работает и подключено к сети. Во-первых, разрыв цепи под нагрузкой может вызвать сильную искру, опасную в присутствии водорода. Во-вторых, на выходных зажимах ПЗУ присутствует напряжение. Касание клемм руками, особенно влажными, может привести к ощутимому удару током или ожогу. Сначала выключить ПЗУ кнопкой (если она есть), затем вынуть вилку из сети, и только потом снимать зажимы (сначала «минус», затем «плюс»).
  • Касаться АКБ металлическими предметами в процессе зарядки. Будьте предельно внимательны, работая рядом с подключенной к ПЗУ батареей. Случайное падение гаечного ключа, отвертки или любого другого металлического предмета на клеммы АКБ вызовет мгновенное короткое замыкание. Надежнее всего убрать все лишние металлические предметы из зоны работы перед началом зарядки.
Меры предосторожности при работе с ПЗУ

Подготовка к работе с ПЗУ

Прежде всего необходимо тщательно изучить паспорт ПЗУ и инструкцию по эксплуатации. Следует обратить внимание на соответствие значения напряжения батареи и режима заряда, который указан в документации.

Перед началом работы необходимо убедиться, что все электроприборы транспортного средства выключены. В противном случае есть вероятность возникновения электрической дуги. При необходимости снятия батареи с автомобиля первым отсоединяется минусовой провод. Далее следует обязательно зачистить выводы АКБ. При этом нужно использовать средства индивидуальной защиты (очки, перчатки).

Подключение аккумуляторного ПЗУ к АКБ автомобиля

Перед тем, как подключить ПЗУ к аккумулятору, убедитесь, что батарея не имеет механических повреждений, а двигатель автомобиля не работает.  Пуско-зарядное устройство должно быть обесточено. Удостоверьтесь, что аккумулятор включен в бортовую сеть машины. Далее следуйте следующему алгоритму:

  • Разместите ПЗУ около автомобиля.
  • Подсоедините красный зажим к плюсовой клемме АКБ, а черный — к минусовой. Многие современные устройства оснащаются защитой от переполюсовки и в случае неправильного подключения информируют об этом световой индикацией или звуковым сигналом.
  • Еще раз проверьте плотность  контактов между ПЗУ и батареей. 
  • Следуя указаниям руководства по эксплуатации вашего пуско-зарядного устройства, убедитесь, что его аккумуляторная батарея имеет достаточный уровень заряда для запуска двигателя. Если нет, зарядите ПЗУ.
Подключение клемм ПЗУ к аккумулятору автомобиля. Фото: shutterstock.com
Подключение клемм ПЗУ к аккумулятору автомобиля. Фото: shutterstock.com

Запуск двигателя при помощи аккумуляторного ПЗУ

Время каждого запуска мотора не должно превышать пяти секунд. Между неудачными попытками необходимо выдерживать паузу (период ожидания указывается в инструкции по эксплуатации ПЗУ), пока аккумулятор не подзарядится. Иначе может возникнуть риск перегрева аккумуляторных ячеек пуско-зарядного устройства. После того, как двигатель заработал, нужно обесточить устройство, а затем снять зажимы с клемм АКБ.

Зарядка аккумулятора при помощи сетевого ПЗУ

Прежде всего отключите магнитолу, фары, печку, освещение в салоне. Далее подсоедините батарею в правильном порядке: красный кабель на «+», черный (или синий) — на «-». Затем — выставьте значение тока (если на ПЗУ есть опция регулировки) в соотношении 10% от номинальной емкости аккумулятора. В зависимости от степени разрядки АКБ и от модели устройства процесс может занимать больше шести часов. При отключении сначала аппарат обесточивают, затем снимают зажимы. 

Основные ошибки при использовании пуско-зарядных устройств для автомобиля

Как показывает практика, автовладельцы-любители совершают одни и те же ошибки:

Превышение времени запуска двигателя свыше 5 секунд

У аккумуляторных ПЗУ существуют две важные характеристики: номинальный и пиковый ток. Оптимальное значение последнего как раз позволяет провернуть коленвал двигателя, создавая компрессию в камере сгорания. Если пытаться заводить мотор свыше рекомендованных пяти секунд, то на устройстве может сработать предохранитель, защищающий собственный аккумулятор ПЗУ от перегрева. Также в этом случае идет перерасход тока. Рекомендованный нижний уровень заряда на «пускаче» — 60%. Необходимо делать паузы между пусками и ограничивать количество попыток в зависимости от данных, указанных в инструкции по эксплуатации ПЗУ.

Несоответствие вольтажа аккумулятора и ПЗУ

У некоторых транспортных средств значение вольтажа аккумулятора повышается с увеличением объема двигателя. Так, для мотоциклов (кроме старых советских моделей, у которых 6 В) и легковых автомобилей он составляет 12 В, для грузовых — 24 В. Одинаково плохо использовать ПЗУ с вольтажом как превышающим, так и недостающим до этого значения АКБ. Сейчас на рынке есть ПЗУ с ручной либо автоматической регулировкой напряжения — лучше отдавать предпочтение именно таким моделям.

Игнорирование типа аккумулятора автомобиля

Существуют АКБ нескольких типов, которые соответственно маркируются:

  • WET — свинцово–кислотные.
  • GEL — в составе электролита содержится добавка SiO2 (диоксид кремния), превращающая кислоту в гель.
  • MF — обслуживаемая батарея.
  • AGM — оснащены абсорбентом из стекловолокна.
  • Ca/Ca — кальциевые, в которых в свинец добавляют кальций.
  • Li-ion — литий-ионные

Для каждой модели подбирается определенное ПЗУ. Другой вариант — приобретать универсальные устройства, рассчитанные на несколько типов АКБ.

Несоответствие мощностей ПЗУ и АКБ автомобиля

Недостаточная мощность ПЗУ вынуждает устройство работать на пределе, что приводит к его преждевременной поломке. Такая экономия (маломощные аналоги стоят дешевле) может обернуться большой тратой в будущем. Поэтому лучше приобрести универсальное ПЗУ, имеющее запас мощности.

Нарушение порядка подключения ПЗУ к аккумулятору

Сначала следует присоединять зажимы к клеммам аккумулятора, а затем включать кнопку питания аккумуляторного ПЗУ. Выключение производится в обратном порядке. Нарушение этого правила чревато возникновением аварийной ситуации с вероятностью воспламенения из-за случайной искры. Также важно следить за полярностью соединения. У современных устройств есть защита от неправильной установки полярности.

Замена автомобильного аккумулятора. Фото: shutterstock.com
Замена автомобильного аккумулятора. Фото: shutterstock.com

Отзыв эксперта об использовании пуско-зарядных устройств для автомобиля

Артем Лашин, начальник отдела развития компании Hasvik:

«Пуско-зарядное устройство — вещь действенная и порой недооцененная у автомобилистов. Едва ли сегодня найдется человек, который отрицал бы удобство использования, например, шуруповерта, а ведь раньше всегда «крутили» вручную. Так же и с пусковыми устройствами. 

Конечно, можно предусмотрительно встать под горочку, чтобы с «толкача» завестись или на ночь принести АКБ домой. Еще вариант —  найти провода и уговорить кого-нибудь из вышедших из подъезда автовладельцев, чтобы «прикурил». 

А, по моему опыту, легче иметь пусковое устройство. Оно не занимает много места, зато дает запас уверенности и выручит не только вас, а еще и того, кто попросит «прикурить». 

Ну, а если не используете его по прямому назначению, то ПЗУ на 100% пригодится как пауэрбанк в отпуске или командировке. В общем, легче приобрести, чем придумывать тысячу причин и головоломок на тему: «Как завести автомобиль, когда разрядится аккумулятор?»

Популярные вопросы и ответы

На вопросы отвечает Артем Лашин, начальник отдела развития компании Hasvik:

Можно ли заводить машину с подключенным зарядным устройством?

Заводить машину с подключенным зарядным устройством можно и даже нужно. Пусковой ток генерируется именно в тот момент, когда вы поворачиваете ключ в замке зажигания, то есть пытаетесь запустить двигатель. В противном случае авто с разряженной АКБ не заведется. Пусковое устройство компенсирует в этот момент низкое напряжение и силу тока самого аккумулятора.

Как правильно заряжать аккумуляторное пуско-зарядное устройство?

Ничего сверхъестественного в зарядке «пускачей» нет. Тут ключевое правило — следовать рекомендациям по эксплуатации ПЗУ от производителя. Основные моменты, которые актуальны для большинства литий-полимерных пусковых устройств:

• Используйте зарядный адаптер, который соответствует характеристикам пускового устройства.
• Храните и заряжайте ПЗУ в сухом помещении при комнатной температуре.
• Храните и заряжайте устройство вдали от солнечных лучей и источников повышенной температуры.
• Если ПЗУ было на морозе, дайте ему согреться, прежде чем приступить к зарядке.

Какими дополнительными функциями обладают пуско-зарядные устройства для автомобиля?

Тут много различных вариантов. В базовых моделях, оснащенных только фонариком, реализована исключительно функция запуска двигателя. А есть устройства с несколькими портами для зарядки гаджетов (Type-C, USB), розеткой прикуривателя, переходником для зарядки телефонов и ноутбуков, со встроенным компасом и полноценной розеткой с напряжением 220 В.

Можно ли использовать пуско-зарядное устройство вместо аккумулятора?

Некоторые автолюбители снимают АКБ и вместо нее подсоединяют напрямую к проводам «клешни» пускового устройства. Я в свою очередь так делать не рекомендую, даже если это и не запрещено в инструкции к ПЗУ. Напряжение в пусковом устройстве может быть несколько выше, чем то, которое выдает штатный аккумулятор. Это нормально и реализовано для того, чтобы преодолевать потери на сопротивление при подключении к системе. Но когда вы подключаетесь напрямую к проводам, то последствия могут быть непредсказуемыми: от сгоревших реле и предохранителей до выхода из строя  электронных систем авто и проводки.

Подходит ли аккумуляторное ПЗУ для зарядки смартфонов и бытовой техники?

Да, отлично подходит для зарядки гаджетов, ноутбуков и техники, которая адаптирована для питания от розетки прикуривателя 12 В. В этом и прелесть таких устройств. Если вы его купили, то получаете не только гарантированные запуски, запас уверенности и полезные прикладные функции, а еще и возможность заряжать и подключать разные устройства. В наше время разряженный телефон — это страшный сон. С «пускачом», если он у вас есть, подобных проблем не возникнет.