Беспилотные автомобили в России

Какие автомобили-беспилотники разрабатывают в России, как они работают и есть ли у технологии будущее в нашей стране
Беспилотные автомобили в России
Беспилотные автомобили в России. Фото: pixabay.com

«Беспилотники — будущее, машины с искусственным интеллектом — уже разъезжают по мировым магистралям» — как-то так звучат многие научно-популярные статьи по этой теме. А что с технологией в России? Есть ли у наших компаний свои наработки в этой сфере из прекрасного далека? Давайте разбираться. Расскажем про беспилотные автомобили в России, основные представленные модели, принципы работы и порассуждаем о будущем.

Самые обсуждаемые беспилотники в России на текущий момент

Яндекс

Self-Driving Cars — так называется проект IT-компании, которая от поисковика вымахала в едва ли не главную финтех компанию СНГ. Свои беспилотники они тестировали не только в России, но и США, а также Израиле. Пожалуй, на текущий момент, это единственный проект который полноценно заработает в нашей стране в ближайшие годы. Компания активно лоббирует (в хорошем смысле) свои наработки на высоком уровне. Например, договорилась о выделении районов Москвы, в которых можно тестировать беспилотное такси. Ведь сейчас, как известно, российский закон запрещает авто, которые ездят без водителя. За рулем обязательно должен сидеть человек с правами и контролировать ситуацию.

Свои беспилотные технологии компания пробовала комбинировать с современными иномарками. В основном это Toyota Prius и Hyundai Sonata. Оборудуют их фирменным лидаром — сенсор, который считывает расстояние до объектов на дороге.

Беспилотный автомобиль Яндекса на CES. Фото: wikipedia.org

КАМА3

Если «Яндекс» больше ориентируется на легковой транспорт, то этот российский автогигант десятилетиями собирал опыт эксплуатации грузовиков. У них есть несколько прототипов автономных большегрузов. А еще электромобили вообще без водительского места и городские шаттлы, которые в перспективе могут заменить автобусы.

Самый громкий проект компании называется «Одиссей». Это беспилотник на основе дизельного КАМАЗ-4308. В ней четыре типа сенсоров, кучу видов связи (Wi-Fi, 4G, радиосвязь). Есть у них и беспилотный «Челнок» 3373: по сути голый прицеп фуры, без кабины. К 2025 году фирма планирует пустить беспилотные фуры по международным магистралям. Перспективы у таких беспилотников в России огромные. Ведь «КАМАЗ» делает не только классические грузовики. На основе их баз собирают машины экстренных служб и военные.

НАМИ

Разработка государственного научного центра ФГУП НАМИ — «Нами Шатл». Пока только концепция, но сами создатели очень верят в ее будущее. Разгоняется до 40 км/час. Выглядит как из кино про будущее. Разве что не летает. В салоне могут поместиться 12 пассажиров. Место водителя не предусмотрено в принципе. Зато авторы говорят, что на базе платформы можно увеличить вместимость и создать полноценный городской автобус.

Самоуправляемый автобус НАМИ Шатл. Фото: nami.ru

Sber Automotive Technologies

Беспилотники от зеленого банка. Их разработку и испытания курирует подразделение «СберАвтоТех». Пока что машин у них по пальцам одной руки. Машины использует карты от 2ГИС — так как это компания тоже входит в портфель активов банка.

Есть у «СБЕРа» свой прототип такси — называется «ФЛИП». Иногда его в шутку называют гробиком на колесах. Глянцевый короб на колесных осях, в котором нет места водителя. Внутри могут расположиться до шести человек. Внутри начинка из мультимедиа сервисов банка, вроде фирменного стриминга-музыки и онлайн-кинотеатра.

Sber Automotive Technologies. Фото: sber.ru

StarLine

Разработчик НПО СтарЛайн. Компания занимается телематикой и автоматизацией перевозок. У них есть два проекта беспилотников. Хотя строго говоря, машина одна. Просто под разные задачи. Первый проект — RICAR. Это комплекс, который устанавливается на легковой авто и позволяет определить его местоположение, модуль инерциальной навигации и данные о скоростях колес, получаемые из цифровой шины автомобиля. А также традиционные камеры, радары и лидары. Второй проект OSCAR — это возможность протестировать беспилотник всем желающим в Санкт-Петербурге. Под желающими понимают людей все же причастных к разработке систем беспилотников. Грубо говоря, ищут людей в команду тестировщиков и разработчиков.

Беспилотный автомобиль StarLine RICAR. Фото: smartcar.starline.ru

Cognitive Pilot

Фирма делает беспилотники для сельскохозяйственной техники. Например, комбайнов. Проект называется Cognitive Agro Pilot. Комбайны тестировали в трех десятках регионов России и результаты обнадеживают: машины с автопилотом отлично справляются с посевной и уборочной. Фирма также разрабатывала автопилоты для классических автомобилей, но проект заморозили.

Volgabus

Их детище называется «MatrЕshka». Это еще один «гробик на колесиках», который мыслится как микроавтобус или коммунальный транспорт. Его преимущество в том, что беспилотник изначально работает от электродвигателе. К сожалению, о внедрении беспилотника ничего не слышно с 2018 года. Его иногда показывают на праздниках и техновыставках, но похоже, что проект в стагнации.

Беспилотный автомобиль StarLine RICAR. Фото: smartcar.starline.ru

Как работают беспилотные автомобили

Беспилотник делает то же самое, что и человек за рулем, только мозги у него — электронные, а вместо глаз он использует набор техники.

Камеры. Они «смотрят» в разных направлениях. Эту «картинку» анализирует компьютерная программа, чтобы выявить препятствия, людей, машины и другие объекты на проезжей части, ее границы, разметку и даже знаки.

Стереокамеры. Они определяют расстояние до объектов.

Радар. 
Он определяет расстояние до объектов с помощью радиоволн, как на боевых кораблях или самолетах.

Лидар. Лазерный датчик кругового обзора, который составляет трехмерную карту пространства вокруг машины.

Датчики. Приемники GPS/ГЛОНАСС, инерциальные измерители и сенсоры, которые показывают, с какими скоростями вращаются колеса, куда они повернуты и т. д.

Все эти приборы собирают информацию воедино, программно-аппаратный комплекс ее обрабатывает и выдает нужные решения: газовать, тормозить, поворачивать и т. д.

Самое смешное, что все это — совсем не чудо техники. Многие нынешние серийные машины уже имеют элементы систем самоуправления, взять тот же активный круиз-контроль, автоматически останавливающий машину при появлении препятствия, и систему удержания в полосе, когда машина сама не выезжает за пределы линий дорожной разметки.

Султан Жанказиев, заведующий кафедрой «Организация и безопасность движения» МАДИ, говорит, что в их автодорожном институте студенты собирают прототипы самоуправляемых машин буквально на коленке. Важно не сделать железяку, которая умеет сама ездить. Важно сделать так, чтобы все такие машины ездили по дорогам безопасно, не создавая друг другу проблем, и чтобы все правила и законы четко прописывали их использование, фиксировали ответственность и все такое. Вот кто будет виноват, если автопилот наломает дров? Владелец машины, ее производитель, разработчик программы — кто? Все это еще предстоит прописать в законах. Ну и дороги придется переделать, это уже отдельная история.

Будущее беспилотных автомобилей в России

Сейчас беспилотники могут ездить на дорогах общего пользования в Москве и Татарстане, Санкт-Петербурге, Ленинградской, Московской, Владимирской, Нижегородской, Новгородской и Самарской областях, а также в Краснодарском крае, Чувашии, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах. Это прописано в постановлении Правительства №1415 от 26.11.2018 года. Предусмотрено, что за рулем беспилота должен находиться водитель для контроля систем управления, а его ответственность — застрахована на 10 млн руб. Эксперимент продлится до 1 марта 2022 года.

Однако опрошенные КП эксперты считают, что законотворцам и профильным ведомствам предстоит еще большая работа на пути внедрения беспилотников в России.

— Мы не готовы к массовому применению беспилотников в негражданском секторе, — уверен основатель компании Inspark Олег Крупенко. — Так как отсутствует специфика для законодательства и сертификация, прецедентность в связи с правонарушениями.Отсутствует культура вождения относительно беспилотных автомобилей. Есть предположение, что если выпустить беспилотные автомобили массово, то их целенаправленно будут провоцировать другие водители.

По поручению президента Минэкономразвития поддержало проект плана поэтапного внедрения беспилотников.

— Объективно оценить качество или производительность российских разработок с иностранными крайне затруднительно. Возможно маркетинг, эргономичность, объем накопленных данных работы беспилотников лучше в США или в Китае. Однако в силу разности климатических особенностей, ландшафтов, температурных режимов, накопленного опыта в негражданских сферах, в долговечности, устойчивости, широты сфер применения российские компании преуспели, — продолжает Крупенко.

Технологии становятся более современными и более дешевыми. Десять лет назад беспилотный аппарат стоил 10 000 долларов мог поднимать не более 3 кг полезной нагрузки, а сейчас такую же нагрузку поднимают аппараты стоимостью уже 1000 долларов. Увеличились и возможности по дальности использования вместе с развитием электропитания. А это открывает новые возможности и модели использования, новые бизнесы, а следовательно, новые ниши для инвестирования.

— Часто исключение человека из процессов, позволяет сократить издержки, учесть и планировать ресурсы, а главное управлять той или иной структурой, что в большом бизнесе особенно важно. В России ничего не тормозит развитие беспилотных технологий. Законотворческая деятельность ведется. Вождение моторных лодок или мотоциклов регламентировано, то же самое ждёт беспилотники, — отметил эксперт.

О будущем беспилотных грузовиков мы попросили рассказать директор департамента цифровой трансформации ПЭК Олега Сковородникова:

«Мы живем в самой большой стране мира. По данным Росстата, протяженность автомобильных дорог в России составляет более 1,5 млн км. С учетом того, что желающих работать водителями-дальнобойщиками все меньше — это,кстати, серьезная глобальная проблема, — спрос на беспилотные грузовики будет только расти.

Что касается экономической эффективности грузовых беспилотных перевозок, на первом этапе технология не принесет прибыль. Но после доработок, когда водителю уже не нужно будет находиться в кабине, привлекательность технологии для транспортных компаний существенно вырастет.

Беспилотники будут очень востребованы в грузовом транспорте. Хороший пример — горнодобывающая промышленность. Найти водителей карьерного самосвала еще сложнее, чем водителя грузовика. Месторождения полезных ископаемых часто находятся в неблагоприятных для проживания регионах страны. Условия труда вредные и даже опасные: при добыче поднимается пыль, иногда радиоактивная. Нехватка водителей стала драйвером разработки беспилотников, технология успешно применяется в горной промышленности уже около 14 лет. Первый беспилотный карьерный самосвал был запущен в 2008 году.

Уверен, грузовые перевозки будут развиваться в этом же направлении. Я ожидаю, что грузовые магистральные беспилотные грузовики без водителя выйдут в коммерческие рейсы уже в текущем десятилетии. Скорее всего, это произойдет в США, где уже накоплен самый большой в мире опыт эксплуатации таких грузовиков.

Но и в России это направление при поддержке государства активно развивается. В 2021 году было подписано соглашение о запуске беспилотных коммерческих перевозок на трассе М11 «Москва — Санкт-Петербург». ПЭК — один из подписантов соглашения».

Популярные вопросы и ответы

На вопросы о беспилотных автомобилях ответил Олег Сковородников, директор департамента цифровой трансформации ПЭК:

Появятся ли в России беспилотные такси?
— В отношении беспилотных такси есть две точки зрения. Первой придерживаются большинство экспертов в этой области: автономные такси «поедут» в ближайшее время. Есть и прямо противоположное мнение. Например, Uber прогнозирует, что массовое распространение такси-беспилотников произойдет не ранее 2040 года. По этой причине Uber в 2021 году продал свое беспилотное подразделение и покинул «гонку». Ближайшие 3-5 лет покажут, кто был прав. Лично я больше верю в то, что беспилотные такси начнут работать в ближайшие годы.
Безопасны ли беспилотные автомобили?
— Безопасность — крайне сложный вопрос. На Западе уже случались аварии с участием машин на автопилоте. Важно помнить, что на дорогах России ежегодно гибнут около 25 тысяч человек, а в США — вдвое больше. И сравнивать безопасность применения беспилотников нужно не с идеалом, нулевой смертностью на дорогах, а с реальной ситуацией. Пока расчеты и опытная эксплуатация подтверждают, что беспилотный автомобиль должен быть более безопасным, чем автомобиль, за рулем которого находится водитель. Как минимум исключается человеческий фактор: усталость, невнимательность, разговоры по телефону во время движения и так далее.

Но и беспилотное движение не будет на 100% безаварийным. Например, на дороге могут возникнуть ситуации, решить которые алгоритм не будет способен. Кроме того, безопасность движения автомобиля коррелируется со скоростью. Поэтому беспилотники без водителей сначала поедут медленно. Причем по дорогам без снега и с хорошей видимостью. Еще одно условие — невысокий трафик и упорядоченное движение, которое можно алгоритмизировать. Также важна культура вождения в стране.
Можно ли в России купить беспилотный автомобиль?
Пока разве что в том случае, если вы состоятельный инвестор, который желает приобрести одну из разработок, которые представлены на нашем рынке. Беспилотники сейчас в стадии активного тестирования. Ни они, ни законодательство еще не совершенны.