Рассказываем о реформе высшего образования в 2024 году. Как изменится обучение в вузах и что станет с дипломами бакалавров и магистрантов – об этом поговорили с экспертами
Владимир Путин подписал указ1, в котором описываются новые уровни высшего образования. Пока они появятся только в нескольких вузах страны, но предполагается, что уже в ближайшие годы все университеты России перейдут на новый формат обучения.
Напомним, сейчас большинство абитуриентов поступают в бакалавриат – образовательные программы здесь рассчитаны на 4 года. Затем студенты могут пройти двухгодичное обучение в магистратуре. Также в университетах иногда встречается специалитет, где нужно отучиться 5 лет. Согласно реформе высшего образования разделения на бакалавриат и магистратуру больше не будет. Что же тогда ждет будущих студентов и какие нововведения появятся в российских вузах в 2024 году – об этом рассказываем далее.
Основные факты о проведении реформы высшего образования занесли в таблицу.
Параметры реформы высшего образования | Данные о реформе высшего образования |
---|---|
Тестовый период для апробации нововведений | С 2023 по 2026 год |
Количество вузов, участвующих в пилотном проекте | 6 вузов России |
Какие новые уровни образования появятся | Базовое, специализированное, профессиональное |
Для начала выясним, почему вообще возникла потребность в нововведениях и чем не устроило четырехлетнее образование. Комментариями на этот счет поделился Сергей Толкачев, доктор экономических наук, профессор Финуниверситета:
— Бакалавриат и магистратура внедрялись под идеологическими лозунгами открытости высшего образования во всем мире. Это был период расцвета глобализации, когда казалось, что данный проект мироустройства является «концом истории» и лучше его ничего быть не может. Но система бакалавр-магистр была нацелена на отток квалифицированных кадров из страны, это даже никогда не скрывалось. Инициаторы этой системы в России открыто заявляли, что она вводится, чтобы российским студентам было легче поступать в зарубежные вузы для продолжения обучения, ибо там не очень понимали нашу квалификацию специалиста. Сегодня, как нетрудно заметить, ситуация изменилась. Ведущие страны мира вступили на путь протекционизма своей промышленно-технологической базы. А эпоха подготовки четырехлетних «бакалавров металлургии» и «бакалавров электротехники» нанесла огромный вред реальному сектору экономики.
Также не забудем, что бакалавриат подразумевал отказ от глубокой специализации и профессионализации выпускника. Вместо основательного погружения в будущую специальность бакалавр должен был владеть широкими «компетенциями», которые требовали гораздо более продолжительной доводки до настоящей профессии.
Итак, предпосылок к реформе было достаточно. В скором времени действующее деление на магистратуру и бакалавриат исчезнет. На смену его придут новые уровни образования: базовое высшее, специализированное высшее профессиональное.
Важными элементами реформы являются:
Программы базового и специализированного высшего образования будут максимально адаптированы к требованиям современных предприятий и организаций.
Студенты получат возможность выбирать индивидуальные траектории обучения, специализируясь на наиболее интересных для них направлениях.
У выпускников значительно увеличатся шансы на успешное трудоустройство.
Рассмотрим подробно каждый новый уровень образования.
Вместо привычных бакалавриата и специалитета вводится базовое высшее образование, которое станет отправной точкой для дальнейшего профессионального развития. Базовое высшее образование предполагает 4-6 лет обучения, точная продолжительность зависит от выбранной специализации, отрасли экономики или социальной сферы. В рамках этого уровня образования студенты получат глубокие теоретические знания и практические навыки, необходимые для успешного старта карьеры.
Специализированное высшее включит магистратуру, ординатуру и программы ассистентуры-стажировки. Учиться здесь предстоит от 1 до 3 лет. При этом в Минобрнауки сообщают, что количество программ магистратуры существенно сократится, и они сохранятся не во всех вузах. Это объясняется необходимостью создания более целевых и практикоориентированных программ, отвечающих актуальным потребностям рынка труда.
Аспирантура останется ключевым уровнем подготовки научных и научно-практических кадров. Поступить сюда смогут выпускники базового высшего образования (со сроком обучения не менее пяти лет) и магистратуры. Этот уровень по-прежнему будет предоставлять возможность углубленно изучить выбранную область знаний, провести научные исследования и получить квалификацию кандидата наук.
Апробировать новую систему будут следующие вузы:
В вузах отмечают, что нововведения будут внедряться поэтапно. Сначала программы базового высшего образования будут разработаны для одного или нескольких профилей. После этого изменятся и другие направления подготовки. В качестве примера можно привести МАИ, где уже реализуются обновленные программы в области авиационной и ракетно-космической техники, а также МПГУ, где активно тестируются программы по направлениям, связанным с гуманитарными и естественными науками.
Процедура поступления на программы базового высшего образования не меняется: ЕГЭ, льготы, дополнительные баллы – все остается в силе.
Ирина Орлова, кандидат технических наук, член Центрального дома ученых:
Вероятно, косвенным образом реформа высшего образования в России связана с выходом из Болонской системы, и это нельзя рассматривать исключительно как положительный шаг. С одной стороны, реформа может дать больше гибкости и адаптивности образовательной системы к потребностям экономики. С другой стороны, потеря единства с европейскими образовательными стандартами может негативно сказаться на возможностях российских выпускников продолжать образование за рубежом и на их конкурентоспособности на международном рынке труда.
На популярные вопросы отвечает Ирина Орлова.
Источники