Такая непростая задача, как перевод с платного обучения на бюджет, вполне посильна многим. Рассказываем, какие правила и условиях для перевода нужно соблюсти и как подготовить заявление в 2024 году
Все абитуриенты мечтают учиться бесплатно, но, к сожалению, количество бюджетных мест в университетах и колледжах ограничено. У тех, кому заветного места не досталось, есть выбор: подождать еще год, пойти в другую образовательную организацию или поступить на платное отделение. Многие выбирают последний вариант, но не знают, что у них есть шанс перейти на бюджет уже во время обучения.
Перевод с платного на бюджет в 2024 году регламентируется приказом Минобрнауки России от 06.06.2013 №443 «Об утверждении Порядка и случаев перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное»¹. В приказе нет ограничений для разных форм обучения, а это значит, что переводом могут воспользоваться как очники, так и заочники с вечерниками.
Перевестись на бюджет получится только при наличии свободных мест на соответствующей программе, направлению подготовки и форме обучения нужного курса. Места освобождаются по разным причинам: некоторые студенты сами забирают документы, а некоторых отчисляют за неуспеваемость или проступки. Информацию о вакантных бюджетных местах можно узнавать в деканате или на сайте учреждения: согласно приказу, ее обязаны публиковать не реже двух раз в год. Обычно это происходит после сессий и перед началом нового семестра.
Перевестись можно не только в пределах одной учебной организации. Если в одном ссузе или вузе свободных бюджетных мест нет, существует вариант перехода в другое учебное заведение. При этом неважно, что студент переводится с платного отделения: если есть бюджетные места, об этом сообщат. Но для такого маневра надо подготовить почву: узнать в новом учреждении о наличии вакантных мест, уточнить список документов и какую академическую разницу придется досдать, ведь учебные планы разных образовательных заведений, скорее всего, будут отличаться. Если академическая разница слишком большая, в переводе могут и отказать. Уточнить все эти детали нужно до отчисления из своего вуза или колледжа, а отчисляться следует только тогда, когда перевод уже полностью согласован.
Иначе ситуация складывается для студентов-целевиков, ведь их на обучение направляет конкретная организация, а оплату расходов берет на себя государство. Перед поступлением абитуриент и работодатель заключают договор, где обычно прописывается, что в случае его расторжения абитуриент обязан вернуть затраченные на его обучение деньги. Перевестись с целевого направления на бюджет, не расторгнув договор, не получится, так как деканат просто не примет у студента заявление.
Для перевода нужно соответствовать нескольким критериям. Во-первых, перевод возможен только на втором и последующих курсах, когда будут сданы как минимум две сессии. Это логично, так как за первый год студент проявляет себя и показывает, что серьезно относится к учебе. Перевестись после первой сессии удастся, только если студент хочет перейти в другой колледж или вуз.
Во-вторых, у студента-платника не должно быть академической задолженности, то есть несданных зачетов и экзаменов, а также долгов по оплате обучения и дисциплинарных взысканий. Если эти условия соблюдены, то перевести могут за успехи в учебе или по семейным обстоятельствам.
Перейти на бюджет за успехи в учебе разрешат учащимся, которые в течение двух семестров до подачи заявления не получили ни одной «тройки» за экзамены, а закрыли сессии на оценки «хорошо» и «отлично».
На перевод по семейным обстоятельствам имеют право разные категории платников: сироты, студенты, потерявшие одного или обоих родителей во время обучения, женщины, родившие ребенка в период учебы. Также к этой группе относятся студенты до 20 лет, у которых есть только один родитель, при условии, что родитель является инвалидом I группы, а среднедушевой доход семьи ниже прожиточного минимума в регионе проживания.
Решение о переводе принимает специальная комиссия. Желающих много, поэтому среди них часто проводят конкурсный отбор. Склонить чашу весов в пользу студента помогут дополнительные факторы: участие в общественной жизни колледжа или университета, спортивные достижения, научная деятельность – публикации, участие в конкурсах и конференциях.
Каждое образовательное учреждение самостоятельно устанавливает сроки подачи и формат заявления на перевод, поэтому эту информацию лучше уточнить в деканате или на сайте. Там же можно взять и шаблон. Обычно заявления принимают после того, как станет известно количество освободившихся мест, хотя в некоторых учебных заведениях делают исключения для перевода по семейным обстоятельствам: такие студенты могут подавать заявление в течение всего учебного года.
В шапке заявления указывают, кому и от кого оно направлено, а в основной части приводится основание для перевода. К заявлению нужно приложить несколько дополнительных документов: справки, выписки, сертификаты – список всегда зависит от конкретной ситуации. Чаще всего заявление подается лично в деканат, но во многих вузах это можно сделать и через личный кабинет на сайте.
Источники